Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.
методическая разработка по русскому языку по теме
Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sysoeva_kompetentsii.ppt | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию.
Три составляющих коммуникативной компетенции предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная, личностно-ориентационная
коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Языковая компетенция - это знания умения и навыки, обеспечивающие способность учащихся, употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства.
Лингвистическая компетенция - это знания основ науки о языке, знании о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки.необходимые для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым
Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально – культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Ключевые слова в развитии компетенций Искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
План анализа урока чтения в период грамоты на основе компетентностного подхода.
С точки зрения формирования интегральной лингвориторической компетентности учащихся Каким языковым операциям обучались дети на данном уроке (фонетическим, фонетико – графическим; на пропедевтическом уровне – орфографическим, словообразовательным, лексическим, морфологическим, синтаксическим)?
С точки зрения оптимальности проведения отдельных этапов урока 1. 2, 3, 4, 5, 6,7, 8 Как проводилась речевая работа?(формирование умений и навыков монологической и диалогической речи на основе текста, картинки, речевой ситуации, активизации жизненного опыта детей) 9.
Каким текстовым действиям обучались дети на данном уроке? б) диспозитивные (с чего начинается текст? Чем заканчивается? Какой план можно составить?); в) элокутивные (какими словами говорится о …? Что значит слово? Каким близким по значению словом можно его заменить? И др.) Действия рецептивно – аналитические: а) инвентивные (о чем говорится в тексте? Что хотел выразить, сказать автор?);
С точки зрения общедидактических и частнометодических требований Ясность учебной цели урока. Преемственность и перспективность урока. Развивающий характер обучения. Ясность воспитательной цели урока. Разнообразие методических средств и приемов. Четкая организация коллективной, групповой работы в сочетании с индивидуально – дифференцированным подходом. Атмосфера речевой культуры. Оптимальное распределение времени на уроке.
С точки зрения оптимальности проведения отдельных этапов урока Как проводился оргмомент и обеспечивалась тренировка мелкой мускулатуры руки? Как проводилось знакомство с новой буквой? Как проводился анализ зрительных элементов буквы? Как проводились демонстрация процесса написания буквы и анализ ее двигательных элементов? Как проводилось письмо новой буквы? Как проводился анализ ошибочных написаний? Как проводился сопоставительный анализ написания новой буквы с ранее изученными?
План анализа урока письма
С точки зрения общедидактических и частно методических требований Ясность учебной цели урока. Преемственность и перспективность урока. Развивающий характер обучения. Ясность воспитательной цели урока. Разнообразие методических средств и приемов. Четкая организация коллективной, групповой работы в сочетании с индивидуально – дифференцированным подходом. Атмосфера речевой культуры. Оптимальное распределение времени на уроке.
Какой коммуникативной деятельности обучались дети на данном уроке? а) по характеру умственных действий: деятельность рецептивно – аналитическая (моделирование речевой ситуации для готового текста: Кто? Кому? Зачем? О чем? Где? Когда? И продуктивно – синтетическая (создание своего текста на основе заданной речевой ситуации) б) с точки зрения режима коммуникации: монологическая и диалогическая
2. Действия продуктивно - синтетические а) инвентивные ( изобретение содержания высказывания: что сказать?); б) диспозитивные (расположение изобретенного: в каком порядке сказать?); в) элокутивные (языковое оформление: как сказать, какие слова, предложения выбрать?)
Усвоение новых знаний, представлений и понятий и формирование умений их приобретения. Какие новые представления и понятия давались учащимся на уроке? Соблюдались ли психологические условия формирования представлений и понятий у младших школьников? Какие приемы использовались для формирования представлений и понятий? Как проводилось предупреждение и исправление ошибок при обогащении знаний? Формировались ли умения приобретать новые знания, какие именно? Как проводилась работа с научно – популярным текстом и какие умения вырабатывались у учащихся?
Предъявлялись ли требования к учащимся по соблюдению элементарных правил выразительного чтения? Учитывалась ли специфика литературного жанра? Каким образом учитель, формируя навык выразительного чтения обучал раскрытию характерных особенностей образов, картин, изображенных в тексте, показу авторского отношения к событиям, поступкам героев, передаче эмоциональной тональности произведения?
Формирование навыка чтения Были ли соблюдены учителем общие психологические условия формирования навыков с учетом специфики навыка чтения? Как соблюдались гигиенические условия чтения? Какие приемы работы использовались? Способствовала ли работа по предупреждению ошибок формированию навыка чтения? Каково качество ответов учащихся по содержанию художественного произведения? Была ли понята главная мысль художественного произведения? Являлось ли чтение учителя образцом выразительности? Предъявлялись ли требования к учащимся по соблюдению элементарных правил выразительного чтения?
Развитие воображения и творческих способностей учащихся. Какие образы или приемы воображения, связанные с индивидуальной неповторимостью художественного произведения, были активизированы у учащихся? Какую роль в этом сыграла наглядность, анализ изобразительных средств, используемых автором? Какие приемы работы были использованы учителем для создания у учащихся того или иного образа ( агглютинация, типизация, гиперболизация и др.). Какие виды творческих работ были проведены на уроке и как учитель руководил раскрытием творческих способностей учащихся?
Развитие мышления и речи учащихся С помощью каких приемов и форм работы учитель добивался активности мыслительной и речевой деятельности учащихся? Какие виды мышления и речи развивались на уроке, какие мыслительные операции активизировались? Какие виды самостоятельной работы использовались на уроке?
Развитие высших духовных чувств школьника. Наблюдалось ли формирование эстетического отношения к действительности? Было ли активизировано развитие моральных качеств? Какие приемы работы использовал учитель для развития высших духовных сил личности и насколько они эффективны? Каковы были особенности внешнего проявления чувств детей как показателя значимости для них произведения?
Обучение эстетическому восприятию художественного произведения. Как была проведена подготовка к эстетическому восприятию художественного произведения? Как был преподнесен литературный материал учителем? Помогло ли это воспринять художественную индивидуальность и неповторимость литературного произведения? Какие эмоциональные реакции, высказывания детей выражали их непосредственное впечатление и раскрывали оценочное отношение к воспринятому?
Каким текстовым действиям обучались дети на данном уроке? б) диспозитивные (с чего начинается текст? Чем заканчивается? Какой план можно составить?); в) элокутивные (какими словами говорится о? Что значит слово? Каким близким по значению словом можно его заменить? И др.) Действия рецептивно – аналитические: а) инвентивные (о чем говорится в тексте? Что хотел выразить, сказать автор?);
Стихи – продолжение мое и начало Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «неукрашенному», как определили сами дети, нехудожественному тексту. Это – подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того, как дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности, над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не просто любые определения. Или дописать рассказ, который прочитан без окончания.
«От маленького писателя – к большому читателю» - главный принцип, и путь развития не только читательского, но и личностного. (М.А.Рыбникова)
«Одари меня словом» Лексика. – Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.) – Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна : "весна жизни" ("молодость жизни"). У Пушкина «утро года».
Орфография – наука о правильном письме. В Е СНА – Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова) . – Запишите еще два слова с этой орфограммой.
Выполнение различных видов творческих работ Написание сочинений, Изложений, Отзыв о прочитанном произведении, Миниатюры, Эссе (формирует умение отстаивать свою точку зрения), Стихотворений
Фонетика раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог. Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна . [ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ] – Сколько слогов? – На какой слог падает ударение? – Сколько букв, звуков? – Сколько гласных звуков; согласных звуков? – Как можно перенести слово? – Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
Словообразование – раздел науки о языке, изучает строение слов и способы их образования. Задание. Выбрать родственные слова к слову весна . весны весенний весело весовщик веснянка веснушка . Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. – Какой частью речи является слово весна ? (Существительное) – Что вы знаете о существительном? Тест по теме: “Имя существительное.” 1. Имя существительное обозначает: а) признак предмета; б) действие; в)) предмет . В2. Имя существительное отвечает на вопрос: а) Что делает? б) Какой? Какое? е) Кто? Что? Е3. Имена существительные бывают: а) м.р., ж.р.; б) ж.р., с.р.; с) м.р., ж.р., с.р. С4. Имена существительные изменяются: а) по родам; н) по числам и падежам . Н5. Имя существительное в предложении: а) подлежащее и второстепенный член ; б) сказуемое. Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.
Синтаксис – изучает словосочетание и предложение. Составить словосочетание: I вариант. (прил. + сущ.) II вариант. (гл. + сущ.)ранняя весна чудесная весна дружная весна голубая весна люблю весну говорю о весне Разбор предложения у доски. – Придумайте сами предложение о весне.
2).Работа с пословицами и поговорками. Весна красна! Весна – утро года. ?
4).Подбор к данному слову антонимов. Весна - ?
«…Стихи – продолженье мое и начало» Эпитеты, метафоры «Блещет синевой?»(Пушкин) Как вы это видите? Почему долины пестреют?
Дети уже сами могут написать рассказ, сказку Эта работа – тоже «по образцу», поскольку рассказ сочиняется после работы на уроке, где ученики сначала выделяли постоянные элементы сюжета рассказа автора. Так после чтения В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» детям было предложено задание сочинить свою сказку с описанием механизма любого предмета.
Анализ образа героя учу разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувст ва п ерсонажей, черты их характера. приучаю детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.
Для выявления авторского отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяю следующие приемы (Н.Я. Мещерякова): учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста; учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, эмоциональным знакам, ученики «расшифровывают» , выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер, отношения автора к персонажу; совместно с учителем дети проводят «эксперимент»; исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа; при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. Организуя работу над определением авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель передает душевное состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний, так как только тогда может возникнуть сопереживание.
Приемы: называю качества персонажей и прошу учащихся привести примеры, их подтверждающие; детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя; сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений.
Сельма Лагерлеф «В Назарете» Иуда Исподтишка Украдкой посматривал Упрямо молчал Злобно ответил Вскочил Стиснул зубы Громко захохотал Иисус Был весел и радостен становился веселее Радость заливало личико Оглядывал с гордостью и любовью Беспомощно оглянулся Слезы выступили
Творческие игры: в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске. «Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю. Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения. (Ев. Велтистов «Приключение Электроника», Марк Твен «Приключение Тома Сойера») игра в «настоящий спектакль».
Отзыв Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им. Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия.
Работа в группах: Перечитайте рассказ, назовите все его основные части. Запиши в таблицу названия частей. Кратко передай содержание каждой части. 3. Определи роль этих частей для развития действия рассказа. (вступление, завязка; развитие действия, кульминация, развязка) Заглавие частей рассказа То, о чём в них говорится Роль каждой части в рассказе
Вопросы по тексту Опорные высказывания 1. С содержанием какого произведения вы хотите познакомить слушателей? Я хочу познакомить с содержанием... 2. Кто является автором этого произведения? Какие другие произведения этого автора вам известны? Оно написано... — автором известных произведений, таких, как... 3. К какому жанру можно отнести это произведение? Что вам известно об этом жанре? Это произведение относится к жанру... Этот жанр отличается... 4. О чем рассказывается в произведении? На страницах произведения рассказывается о событиях... 5. Какова, по-вашему, основная мысль, высказанная автором в произведении? Основную мысль можно сформулировать так... 6. Где и когда происходят события, о которых повествует автор? События, о которых рассказывается, происходят... 7. Что известно о главных героях произведения? Чем они интересны? Главными героями являются: 1)... 2)... Они интересны тем, что... 8. Какова последовательность событий, происходящих в произведении? Рассказ (повесть, сказка и др.) начинается с того, что... Затем автор рассказывает о том, что... Далее повествуется о том, как... Но вот... Развязка наступает тогда, когда… Заканчивается рассказ сценой… 9. Какой эпизод вам больше всего запомнился?
Заглавие части текста То, о чем рассказывает автор Приемы автора статьи 1. Упоминание о кузнеце-ковале. Автор приводит пример из произведения Ю. И. Коваля, в котором рассказывается о кузнеце. Использование цитаты из рассказа Ю. И. Коваля «Железяка». 2. Замысловатая фамилия. Автор говорит об особом даре писателя, его мастерстве, таланте. Толкование слова «коваль». Обращение к словарю В. И. Даля. Пример поговорки. 3. Учеба писателя, поступление в институт. Увлечения. Преподавание в школе. Автор приводит факты из биографии Ю. И. Коваля. Ссылается на известные из биографии писателя важные жизненные вехи. 4. Настоящий художник. Автор рассказывает о таланте художника. Описывает руки, дает характеристику настоящему художнику. 5. «Пристальный взгляд» Коваля. Пишет об умении Коваля чувствовать и раскрывать эти чувства в разных произведениях. Ссылки на произведения автора. 6. Умения, знания столичного жителя. Рассказ о том, что Коваль обладал уникальным знанием природы, человека, зверей, птиц, трав. Прием противопоставления. 7. Так ли мал этот ковалек? Автор говорит о живучести ковалька, его незаметности и непривередливости. Именно таким был Ю. И. Коваль. Сравнение человека с маленькой рыбкой.
ученик хорошо пересказывает текст, думая в основном над тем, что в нем происходит и кто и как действует (оценка «три»), ученик, пересказывая сюжет, размышляет над тем, каковы герои, почему они так поступают и почему они такие (оценка «четыре»), ученик-читатель выходит на осмысление художественной формы произведения как «дела авторских рук», идеи произведения как цели создания произведения автором, системы образов и способов их создания и высказывает свое личное отношение к тому, о чем говорит (оценка «пять») Оценка анализа произведений учащимися по 3 уровням:
Вывод: на уроках литературы «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе
Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....
Дидактический материал по теме самообразования""Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС""
Помощь учителю башкирского языка...
Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе
Из практики работы по формированию коммуникативных компетенции учащихся...
Формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
Организация деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений учащихся....
информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"
Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты моей деятельности по формированию коммуника...
Формирование коммуникативных компетенций обучающихся
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на логопедических занятиях...