Отчет по самообразованию по теме: "Организация исследований по окружающему миру в начальной школе"
материал

Крохина Александра Владимировна

Отчет по самообразованию по теме: "Организация исследований по окружающему миру в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

по самообразованию по теме: «Организация исследований по

окружающему миру в начальной школе»

учителя Крохиной Александры Владимировны.

Выбранная тема была обусловлена необходимостью повышения качества образования, поэтому целью моей работы является изучение методик и правил проведения исследовательской деятельности по окружающему миру в начальной школе. В связи с этим поставлены задачи: изучить научно – методическую литературу; разработать комплексы заданий и мероприятий, направленных на организацию исследовательской деятельности учащихся на основе методических материалов; предложить разработанный материал на уроках, обосновать результаты.                                            

Проблема, которая заставила обратить внимание на данную тему – недостаточная активность и низкая успеваемость учащихся по окружающему миру, а также отсутствие интереса к изучаемому материалу. Перед учителем возникает проблема организационного характера по решению учебно –исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. Во избежание данной проблемы, необходимо подбирать такие формы и приёмы работы, которые способствовали бы проявлению и обогащению личного исследовательского опыта обучающихся.

Организация исследовательской деятельности в начальной школе способствует развитию критического мышления, любознательности и самостоятельности учащихся. Исследования могут проводиться как индивидуально, так и в группах. Они включают в себя постановку гипотез, сбор данных, анализ результатов и выводы. Важно учитывать возрастные особенности учеников и подбирать задания, соответствующие их уровню знаний и умений.

Обучающиеся включаются в учебную исследовательскую деятельность посредством создания исследовательской ситуации педагогом. Включение в данный вид деятельности должно быть плавным, основанным на особенностях исследовательского опыта детей. Используются следующие методы и способы деятельности обучающихся: мини-исследования, уроки-исследования, наблюдение, эксперимент и др.

Для реализации теоретических знаний была разработана серия уроков и внеклассных мероприятий, направленных на проведение учениками небольших исследований. На занятиях дети учились формулировать гипотезы, проводить эксперименты, собирать данные и анализировать результаты. В рамках проекта «Мир вокруг нас» ученики исследовали особенности местной флоры и фауны, создавали гербарии и коллекции насекомых.

Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс позволяет значительно повысить интерес учеников к изучению окружающей среды и улучшить их успеваемость, а также способствует развитию у них навыков самостоятельной работы и критического мышления. Предложенные мною задания оказались полезными, выполнялись детьми с удовольствием.

Список использованных источников

  1. Головнева Е.В., Фатыхова А.Л., Рабаданова Р.С., Синдикова Г.М. К проблеме реализации технологий проектного обучения и организации исследовательской деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №4. - С. 77-83.
  2. Румянцева, Н. Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. – М. : Просвещение, 2017. – 34 с.
  3. Семенов Ю. И., Трифонова А. А. Развитие исследовательских умений младших школьников на уроке окружающего мира // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - №77-3. - С. 216-218.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей английского языка. Формы и виды мероприятий во внеурочное время по иностранному языку....

Отчет по самообразованию на тему :«Технология групповой работы на уроках в начальной школе».

Отчет по самообразованию на тему«Технология групповой работы на уроках в начальной школе»....

Отчет по самообразованию на тему: "Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД".

Отчет по самообразованию на тему: "Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД". Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя...