«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»
материал

Файзуллина Оксана Владимировна

      Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

      Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

      Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_seminar_dlya_molodyh_pedagogov_tema.docx68.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10 имени майора В. В. Малярова»

г. Балаково Саратовской области

413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Волжская, д.1а  тел.: (8 8453) 62-13-45

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ - 2020»

Номинация: «Педагог - наставник»

Обучающий семинар для молодых педагогов по теме:

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»

                                                                         

Подготовила:

Файзуллина Оксана Владимировна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

 

                                                                                                                                         

                                                          г. Балаково - 2020г.

Аннотация

      Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

      Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

      Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки.

      Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

       Одна из важнейших задач современного образования — показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

      Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В настоящее время это не менее актуально.

     Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

    В связи с новыми стандартами образования комплексный подход, межпредметные связи становятся очень перспективными, так как  они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия. 

         

Пояснительная записка к семинару «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».

Цель: создание  условий для осознания молодыми педагогами значимости межпредметных связей в мотивации школьников к обучению.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания о межпредметных связях для повышения уровня мотивации школьников;
  • определить влияние межпредметных связей на качество образования обучающихся;
  • молодые педагоги будут уметь находить межпредметную связь в обучении школьников;
  • создать условия для взаимодействия с участниками семинара.

Целевая группа: молодые педагоги

Вид семинара: практико-ориентированный.

Краткое описание ожидаемого результата:

Работа на семинаре с молодыми педагогами будет способствовать:

- развитию умения находить межпредметные связи в обучении школьников;

- овладению способом анализа педагогической деятельности и нахождение путей ее совершенствования.

Оборудование:

  • компьютер, медиа-проектор, медиа-экран;
  • карточки с заданиями (Приложение 1);
  • ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План семинара

  1. Приветствие. Цели и задачи семинара.
  2. Вступительная часть. Организационный момент.
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая часть.
  5. Рефлексия. Подведение итогов семинара.

Семинар «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

2. Вступительная часть

 

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед
.

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галиллея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”.

3. Теоретическая часть

3.1 Межпредметные связи – важнейший принцип обучения.

  В каждом ребенке с детства горит огонек  любопытства и любознательности. Он готов впитывать в себя все еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. С приходом в школу, к сожалению, мы наблюдаем, что этот огонек постепенно угасает, а не разгорается, как этого следовало ожидать. Учителя пытаются ответить на непростые вопросы: «Что делать? Как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в  ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир  знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?» Мы зачастую учим детей так, как учили нас. Однако сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети  растут в мире современных информационных технологий, таких как Интернет и мобильные телефоны.

    В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. Для учителя начальных классов нет существенных различий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. 

   В  этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. На основе межпредметных связей рождаются  разнообразные методические приемы проблемного обучения:

-  постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и решение ее на  уроках по другому предмету;

- серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной мировоззренческой проблемы;

- серия поисковых самостоятельных работ, требующих привлечения знаний из различных предметов;

- специальные межпредметные обучающие уроки, семинары, конференции и другие пути.

Межпредметные связи выполняют функции:

- методологическую;

- образовательную;

- развивающую;

- воспитывающую;

- конструктивную.

Сущность и значение межпредметных связей

Межпредметные связи в обучении – отражение в содержании учебных дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются  современными науками.

Межпредметные связи в учебном процессе позволяют:

- исключить повторы в разных учебных предметах;

- углубить изучение материала без дополнительных  временных затрат;

- реализовать  взаимную систематизированную согласованность;

- стимулировать  учащихся к применению  знаний в повседневной жизни;

- рационализируют учебный  процесс в целом.

Проблема   осуществления межпредметных связей в процессе обучения  требует целенаправленного руководства.

Категория педагогических работников

Факторы, влияющие на недостаточное  применение межпредметныъ связей

Молодые специалисты

Не имеют опыта работы и умений  применения знаний по родственным своей профессии предметам

Учителя со стажем работы 1- 3 года

Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности

Учителя со стажем работы более 15 лет

Уже не имеют, как правило,  достаточных знаний по родственным  предметам, нуждаются  в усвоении новых  трактовок  общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам,  необходимых  для реализации  межпредметных связей.

Межпредметные связи дают  преподавателям:

1.Быстрее и глубже приобщить обучающихся к знаниям  изучаемого материала.

2.Обеспечить увязку одного предмета  с другими по темам, имеющими одинаковое значение.

Метапредметные связи обучающимся:

1. Понять, что знания по специальным предметам и общеобразовательным дисциплинам составляет одно целое в их будущей  самостоятельной деятельности.

 

  Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом структура урока сохраняется.

   

3.2. Интегрированное занятие -  одно из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения.

     Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения  является  интегрированный урок.

   Интеграция – объединение, слияние  в известных пределах  обобщенных знаний той или иной области.

 Технология  подготовки интегрированного урока состоит из нескольких этапов.

   Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции.

   Рассмотрим каждый элемент подробно.

   Планирование урока.

Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения, что позволит четко определить их роль и место в проведении интегрированных уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей.

     Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как наиболее полно соответствует логике построения познавательного процесса: от общего к частному и от частного к общему.

       В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено прежде всего тем, что учебный материал, как правило,  изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В  этом случае целостное представление  об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце  изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментировать видение, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

     Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

       В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрированных предметов

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант – совместное планирование предстоящих уроков. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:

Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;

Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;

Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности  действий учителей в ходе урока.

    Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это один из ответствующих моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Психологическая совместимость  является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

     Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы, методом «брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагает различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.

  • Следующий этап работы над содержанием урока – этап  самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.
  • Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.

    Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке, продумываются мизансцены. необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель, работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как один управляет ходом урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает группа учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация текста может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачили партнеров. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.

      Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительный. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова.

Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание проблемной ситуации или интересного случая.

Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художественно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступления.  

В ходе урока могут использоваться различные музыкальные произведения. В сочетании со слайдами  музыка помогает создать атмосферу того времени. Где-то музыка идет фоном, где-то в специально продуманных паузах, набирает силу, а иногда вовсе умолкает. Так на интегрированном уроке «Волга – великая река» (география-ИЗО-музыка), могут звучать песни великого певца Федора Шаляпина, родившегося в Казани.  Кроме этого использоваться произведения живописи («Бурлаки на Волге» И.Репина.)

   В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

    Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.

     Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

     Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Желание занизить или умолчать недостатки, а также завысить его положительные стороны оказывает вредное влияние на развитие педагогического мастерства учителя, ведет к снижению качества уроков.

     Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

     Роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одной группе, но с разными подгруппами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

Интегрированные уроки имеют самые различные формы.

    На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

     На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Особенно важно выработать объективные и точные критерии оценки.

    Урок творческого поиска предполагает, что учащиеся и самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы преподавателями и освоены учащимися  на предыдущих занятиях.

     Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.

     Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся.

    Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков:

  1. Интегрированные двух-, трёх-, четырёхпредметные уроки, урок-погружение, урок-экскурсия, урок-поход, урок-путешествие .
  2. Уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок - деловая или ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина.
  3. Уроки творчества: урок-исследование, урок - мозговая атака, урок-интервью, урок-проект.
  4. Уроки на основе нетрадиционной ориентации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок откровение, урок–презентация, урок- «дублёр начинает действовать» .
  5. Уроки с имитацией публичных форм общения: урок-прессконференция, урок-аукцион, урок-семинар, урок-телепередача .
  6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
  7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок-выборы.
  8. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок КВН, урок - «Что? Где? Когда?», урок-концерт, урок-утренник.

    Занимаясь творческой работой на уроках, дети вырастают настоящими тружениками. Повседневная учеба, радость познания со временем стали желанной деятельностью, так как мысль направлена на открытия, поиски, а не запоминание готового, данного учителем. Ребята с удовольствием пишут творческие работы, составляют туристические маршруты, проводят заочные экскурсии в музеях различных стран.

      Интегрированные уроки  помогают через родное и близкое увидеть свою Родину,  способствуют вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы.

     Хочется подчеркнуть, что за интегрированными уроками будущее. Два учителя могут лучше и быстрее контролировать работу всех учащихся, такие уроки интереснее готовить и немного легче проводить, даже «трудные» учащиеся на таких уроках стараются лучше работать. На шестых уроках даже  в сложных классах дисциплина и работоспособность учащихся остаются хорошими.

       3.3.Интегрированные уроки в начальной школе

   Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в      себе интеграцию разных областей знаний.

     Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

      В начальных классах эти уроки  имеют  свои особенности и носят обобщающий характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.

     В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

    Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

     В свою очередь интегрированные  уроки позволяют учителю:
-сократить сроки изучения отдельных тем;
-ликвидировать дублирование материала по разным предметам;
- уделить больше внимания  тем целям, которые, учитель выделяет в данный момент обучения  (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)
- снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с    одного вида  деятельности на другой.

     На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

       Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием.  Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

      При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор и о русской берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.

   Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка, "Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.

     На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай. Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой. Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.

 Эти уроки позволяют учителю:

 - сократить сроки изучения отдельных тем;

 - ликвидировать дублирование материала по разным предметам;

 - уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые . учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого   потенциала)

 - снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с    одного вида  деятельности на другой.

 С психолого-педагогической точки зрения :

-  способствует активизации познавательной деятельности школьников;

- стимулирует их познавательную активность;

- является условием успешного усвоения учебного материала;

-расширяют их кругозор;

-способствуют целостному восприятию мира.

4.Практическая часть

        Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Возможно сочетание с историей, окружающим миром, с технологией, чтением.

        Участники делятся на 4 команды  и  в течение 10 -15  минут участники выполняют задания.

        1 команда Задание

        Установить  межпредметную связь математики и литературного чтения

1.В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

 Варианты ответов: Мы узнаем это, выполнив  задание.

 Расположите числа в порядке возрастания и переверните их.

10, 4, 2, 9, 7

2

4

7

9

10

К

О

Щ

Е

Й

 

2 команда  Задание  

Установить межпредметную связь математики и окружающего мира при изучении темы: «Симметрия тел».

Вариант ответа может быть таким:

Так, на уроке математики изучается тема: «Симметрия тел». На уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев, растений (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: “В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?”. Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, и в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.

3 команда Задание

   Установить  метапредметную связь математики и литературного чтения, используя  малые формы  фольклора в обучении математике.

Вариант ответа имеет место быть таким:

    Из опыта своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математике, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с

чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т.д.).

Подобрать загадку при знакомстве с числом и цифрой 5 .

Например,

Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой... (Пять.)

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 3 подобрать скороговорку /например, можно предложить такую скороговорку/:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – еще позавчера.

4 команда.  Задание  

Установить  метапредметную связь математики  с элементами «Обучение грамоте».

Вариант ответа, например:

Подобрать задания для устного счета по математике: 

/Например, задания могут быть такие/:
А) Посчитайте количество букв в алфавите. 
Б) Назовите букву, которая стоит между восьмой и десятой буквами. 
В) Назовите букву, которая стоит по счету 16-ой. 
Г) Назовите 25-ую букву. 
Д) Назовите букву, предшествующую 17-ой. 
Е) Назовите букву, следующую за 11-ой. 
Ж) Назовите соседей буквы К.  Какие они по счету? 
З) Перечислите первых пять гласных по порядку. 
И) Всегда твердые согласные? 3 (ж, ш, ц), всегда мягкие согласные? 3(й, ч, щ). 
Что можно сказать о них? /поровну/

К) Игра «Расшифруй слово». 
Какое слово здесь зашифровано, если учесть, что числа в клетках 
обозначают номер буквы в алфавите? 

18

16

    5

  10  

15

  1 

Р

О

Д

И

Н

А



     Урок математики можно интегрировать с уроками изобразительного искусства и музыки.

 Например: 
1. Рисование цветка из букв. 
2. Рисование цветка из цифр. 
3.Рисование картины из букв. 
4.Рисование животных и птиц из цифр. 
5. Пение алфавита под мелодию «В лесу родилась ёлочка». 


Вывод: Использование выполненных  заданий на уроках математики помогает детям быстро усвоить алфавит, вызывает у детей огромный интерес, стремление к познанию нового, раскрывает творческий потенциал учащихся, музыкальный слух и эстетический вкус.

    Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

   Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

    По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

    Кроме основных образовательных  и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

  • Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.
  • Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
  • Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
  • Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

5.Рефлексия

    Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

6.Итог семинара 

1. Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что  задуматься над тем, что межпредметные связи  в современной школе - реальная потребность времени,  интегрированные уроки призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано. 

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 Литература:

1. Активизация речевой деятельности учащихся на межпредметном уровне. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: 1985г.

2. Архипова Т. Межпредметные связи: в чем их актуальность. // Учитель. – 2001г. - №4.

3. Ахлебина Т.В., Ахлебин А.К., Шалова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников. // Наука и школа. – 1998 - №5

4. Васильев Ю.В. Способы установления межпредметных связей в учебном процессе. – М., 1990г.

5. Гребнев И.В. Организация межпредметных связей в системе управления учебным процессом. – Н.Новгород, 1990г.

6. Колпакова Г.И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса. // Начальная школа. – 1989г. - №10

7. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. – Санкт-Петербург, 2000г.

8. Межпредметные связи в обучении. // Под ред. Сорокин Т.А., Тула, - 1980г.

Дидактический материал

        1 команда Задание

        Установить  межпредметную связь математики и литературного чтения

1.В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

2 команда  Задание  

Установить межпредметную связь математики и окружающего мира при изучении темы: «Симметрия тел».

3 команда Задание

   Установить  метапредметную связь математики и литературного чтения, используя  малые формы  фольклора в обучении математике.

4 команда.  Задание  

   Установить  метапредметную связь математики  с элементами «Обучение грамоте».

Фрагменты уроков

Тема: Вычитание вида 17 - , 18 - .

Цель урока:

повторить табличные случаи сложения и вычитания;

решить и запомнить примеры вида 17 - , 18 - ;

воспитывать бережное отношение к книгам;

умение использовать знания по литературному чтению.

Решение задач (с 80).

Игра “Брэйн - ринг”.

Ученики составляют задачу №2 (с 80) по краткой записи.

Было – 5 кн. и 9 кн.

Взяли – 4 кн.

Осталось?

О чём говориться в задаче (о книгах);

Где берут книги? (в библиотеке);

А как нужно вести себя в библиотеке? (не кричать, вежливо разговаривать с библиотекарем);

А какие книги вы берете в библиотеке? Что любите читать? (сказки, стихи, рассказы);

Почему?

А какие вы знаете, русские народные сказки? (дети перечисляют: гуси-лебеди, три медведя, колобок);

Расскажите в парах любимую сказку?;

А чему учат сказки? (добру, справедливости и т.д.);

А теперь, ещё раз прочитайте задачу!;

Решите её самостоятельно.

Ребята решают:

5 + 9 = 14 (к) – было.

14 – 4 = 10 (к) – осталось.

Ответ: 10 книг.

Тема: Закрепление решения задач в два действия.

Цель урока:

закрепить изученный приём 6 - , 7 - , решать данные примеры на основе взаимосвязи между сложением и вычитанием и на основе знания состава чисел;

проверять умение решать задачи;

воспитывать бережное отношение к домашним и диким животным;

развивать умение учащихся применять знания детей из окружающего мира.

Ход урока.

Решение задач.

Прочитайте задачу №4 стр. 29. (У серой крольчихи 5 зайчат, а у белой на 2 кролика меньше. Сколько кроликов у белой крольчихи? Сколько всего кроликов у этих крольчих?);

О ком говориться в задачи? (о кроликах);

Кто такие крольчихи? (домашние животные);

Как нужно ухаживать за кроликами? (нужно их кормить, давать пить, убирать за ними);

А каких вы ещё знаете животных? (диких);

А какие животные относятся к диким? (лиса, волк и т.д.);

Почему они относятся к диким? (животные живут в лесу);

Прочитайте ещё раз задачу! (дети читают);

Что известно в задаче? (у серой – 5, а у белой крольчихи – на 2 меньше);

Что значит на 2 меньше? (столько же и ещё 2);

Прочитайте вопросы (дети читают);

Назовите вопросы;

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет);

Почему? (незнаем, сколько кроликов у белой крольчихи);

Каким действием? (вычитанием);

А что мы найдём дальше? (сколько всего кроликов у этих крольчих);

Каким действием? (сложением).

Учитель составляет схему:

 -  =  (к) –

 +  =  (к) –

5 – 2 = 3 (к) – у белой.

3 + 5 = 8 (к) – всего.

Ответ: 8 крольчат

Фрагмент №3

Тема: Закрепление.

Цель урока:

проверить умение решать примеры и задачи изученных видов;

закрепить написание заглавной буквы в кличках животных.

Самостоятельная работа.

          на “3”                                              на “4”                                   на “5”    

        9 – 4 = 5                                         * 5 = 8                            7 * 2 * 5 = 4

        9 – 5 = 4                                         * 3 = 7                            7 * 2 * 5 = 10

        9 – 6 = 3                                         6 * 4 = 10                          7 * 2 * 5 = 0

       10 – 8 = 2                                    10 * 2 * 3 = 5                        8 * 2 * 4 = 6  

        2 + 6 = 8                                         * 7 = 9                            8 * 2 * 4 = 2

        2 3 4 5 8                                         5 7 9 8 10                           8 * 1 * 2 = 7

        Б е л к а                                         М у р к а                            0 2 4 6 7 10  

                                                                                                           З о р ь к а

Нужно решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания, вы должны получить клички животных. Ребята решили и получили такие клички животных (Белка, Мурка, Зорька).

А как вы написали клички животных (с большой буквы);

А какие вы ещё знаете клички животных?

I вариант – клички собак;

II вариант – клички кошек;

III вариант – клички других животных (петух, курица, овца и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"

Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями....

"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета....

Мастер- класс «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»

Проблема оказания помощи в профессиональном становлении и развитии молодых педагогов, создание условий для их профессионального роста является на сегодняшний день актуальной. У молодых педагогов ...