Программа летнего пришкольного лагеря "Мы - Дети России!"
рабочая программа
Данная программа предназначена для реализации в рамках летней оздоровительной компании 2024 года на территории пришкольного лагеря "Маленькая страна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_-_deti_rossii.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского»
________О.А. Рыхтик
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«Мы - Дети России»
для организации летнего оздоровительного лагеря
«Маленькая страна»
с дневным пребыванием детей
на 2024 год
Программа рассчитана на детей в возрасте
6,5 – 17 лет
Срок реализации программы: 27 мая – 20 июня 2024 года
Авторы программы:
Егорова Лилия Эфлоховна,
Захарченко Светлана Сереевна
г. Нижневартовск, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ | 5 |
1.1. Цель и задачи воспитания | 6 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности | 7 |
1.3. Основные направления воспитания | 8 |
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности | 8 |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 10 |
2.1. Модуль «Будущее России» | 10 |
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | 10 |
2.3. Модуль «Отрядная работа» | 10 |
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | 11 |
2.5. Модуль «Самоуправление» | 11 |
2.6. Модуль «Дополнительное образование» | 11 |
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни» | 12 |
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | 12 |
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность» | 12 |
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» | 13 |
2.11. Модуль «Работа с родителями» | 13 |
2.12. Модуль «Экскурсии и походы» | 13 |
2.13. Модуль «Цифровая среда воспитания» | 14 |
2.14. Модуль «Социальное партнерство» | 14 |
Раздел III. Организация воспитательной деятельности | 15 |
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности | 15 |
3.2. Материально-техническое обеспечение программы | 19 |
3.3. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания | 22 |
Приложение | 24 |
Список использованной литературы | 25 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления в летнем лагере дневного пребывания «Мы - Дети России» подготовлена МБОУ «СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского» на основе дополнительной программы краеведческого направления, физкультурно-спортивного направления, примерной рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний лагерь – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со сверстниками и взрослыми, для изучения природы и истории родного края, что способствует приобретению новых знаний, побуждает к серьезным размышлениям о современной экологической обстановке, к воспитанию активной гражданской позиции, к формированию бережного отношения к природе страны и края.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время событий и встреч с чудом, время познания нового, а главное - самого себя.
Именно в лагере самореализация каждого ребенка осуществляется в приобщении ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. Задача организаторов – сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для духовного здоровья. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, находящихся под опекой, с ОВЗ, детей-членов участников специальной операции.
2024 год объявлен годом семьи, поэтому в рамках реализации программы предусмотрены модули по работе с родителями, а также обязательным является включение родителей воспитанников лагеря в мероприятия. Исходя из сказанного выше, мы постарались сделать программу лагеря максимально интересной для детей.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Актуальность программы
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Организация оздоровительных лагерей - одна из интереснейших форм работы в летний период. Это хорошая возможность дать детям отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Лето – очень плодотворное время для организации творческой, научно-исследовательской, физкультурно-спортивной и других направлений работы школьников.
Во-первых, летнее время позволяет организовать изучение школьниками истории и природы своего родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, результаты которого имеют не только познавательную, но и научную значимость.
Во-вторых, пребывание в лагере позволяет сочетать активный отдых с выполнением профориентационной работы.
В-третьих, происходит самоутверждение личности школьников, так как итоги их работы оформляются и демонстрируются на творческих выставках, а лучшие исследования участвуют в различных конкурсах и конференциях.
В-четвёртых, в летних программах образовательный компонент органично связан с формированием чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. Такая форма работы с учащимися способствует формированию и развитию многих компетенций.
В-пятых, деятельность лагерь поможет неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий различной направленности.
- Цель и задачи воспитания.
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Развитие социальной компетентности ребенка в условиях лагеря, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного воспитания, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития их творческих способностей.
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность лагеря дневного пребывания «Дети России» основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности.
- принцип ценностного единства и совместности.
- принцип культуросообразности.
- принцип следования нравственному примеру.
- принцип безопасной жизнедеятельности.
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
- принцип инклюзивности.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание;
- воспитание патриотизма;
- духовно-нравственное развитие и воспитание;
- эстетическое воспитание;
- экологическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий:
- 12 июня – День России,
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.
- Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни.
- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации.
- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
- Мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания.
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы учитываются особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени - 21 день.
- Коллектив объединяет детей, которые были знакомы ранее.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках пяти направленностей: социально-гуманитарная; декоративно-прикладная; естественнонаучная; краеведческая; физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- тематические дни, направленные на взаимодействие родителей с детьми;
- родительская группа в мессенджере, в которой обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музеи, в библиотеки и др.
2.13. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей.
Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.
Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
- формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте школы.
2.14. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры, общественными объединениями.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, государственные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Лагерь организуется на время летних каникул учащихся с привлечением учреждений культуры, здравоохранения, общественных организаций.
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте от 6,5 до 17 лет, которые распределены на 5 отрядов. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных семей, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и состоящим на профилактическом учёте, детям, членам семей участников СВО. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах 1-8 классов – 125 человек.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
География программы
Город Нижневартовск, ул. Дружбы Народов 13 Б
Целевая группа
Дети от 6,5 лет до 17 лет
Организация жизни детей в лагере
Летний оздоровительный лагерь учащихся с дневным пребыванием при муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ Средняя школа №21 имени В.Овяснникова-Заярского организован для детей от 6,5 до 17 для их духовного и физического развития, организации их разумного отдыха, досуга, оздоровления.
1.Чередование различных видов деятельности, правильная их дозировка.
2.Организация совместных мероприятий с библиотеками, с учреждениями дополнительного образования детей и взрослых, с Нижневартовским краеведческим музеем имени Т.Д. Шуваева.
3.Осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности.
Механизмы и сроки реализации программы
1. Подготовительный (апрель-май)
- Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере
- Проведение семинара с работниками лагеря
- Подготовка методических материалов
- Разработка программы
- Подготовка школы к летнему сезону
- Издание приказов по школе о проведении летней кампании
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап (май - июнь)
- Формирование отрядов
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами
- Оформление уголков отряда
3. Основной этап (май-июнь)
- Реализация основной идеи смены
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
- Методическая работа с воспитателями, вожатыми
4. Заключительный этап (июнь)
- Подведение итогов смены
- Анализ предложений, внесённых детьми, родителями, педагогами по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.
- Сбор отчетных материалов
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе
Ведущая технология программы – познавательная. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, направленная на развитие творческой активности, что обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Познавательная технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт к сознательному выбору активной жизненной позиции, которая приводит к формированию здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности.
В работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
-тематические программы;
-практическая деятельность на пришкольном участке;
-познавательные игры и викторины;
-игровые тестирования, опросы, анкетирование;
-концерты, фестивали, акции и др.
Направления и виды деятельности:
- Физкультурно-оздоровительная деятельность;
- Эстетическое направление;
- Художественно-творческая деятельность;
- Социальная активность;
- Патриотическая.
Физкультурно – оздоровительная работа:
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя зарядка;
Спортивные игры на спортивной площадке и в спортивном зале;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Гражданско-патриотическое направление:
Большое место в работе лагеря занимает гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Мы встречаемся с замечательными людьми нашего города – тружениками тыла, вдовами ветеранов войны и труда, помогаем им.
Такой вид летнего отдыха очень нравится детям. Они с удовольствием посещают краеведческий музей, музеи Городской библиотеки узнают много нового для себя, в чем-то даже переосмысливают жизненные приоритеты.
Художественно – творческая деятельность:
Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации:
- Изобразительная деятельность;
- Конкурсные программы;
- Творческие конкурсы;
- Концерты, праздники;
- Творческие игры;
- Выставки (рисунков, поделок)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Эстетическое направление
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
- Просмотр фильмов;
- Конкурс оформления уголка «Наш лагерь»;
- Танцевальный марафон.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря Егорова Л.Э. учитель начальных классов
- Заместитель начальника лагеря;
- Педагоги дополнительного образования (2 человека);
- Воспитатели отрядов (9 человек);
- Инструктор по физической культуре (2 человека);
- Мед.работник (1 человек).
- Вожатые – 10 человек
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
- Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты, диагностика
- Общее оздоровление воспитанников и полноценный отдых;
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
- Организационно - пропагандистские умения:
- Применение знаний законодательства об охране природы;
- Планирование практических дел по охране природы;
- Пропаганда здорового образа жизни.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
- Организационное обеспечение:
- заключение договоров на посещение культурно–досуговых центров, музеев, центральной детской библиотеки, кинотеатров, театра;
- заключение договора с родителями о взаимоотношениях в летнем пришкольном лагере;
- участие в предлагаемых мероприятиях управления культуры, спорткомитета.
- Научно-методическое обеспечение:
- формирование нормативно-правовой базы;
- программирование деятельности;
- планирование деятельности по периодам: подготовительный, организационный, основной, итоговый;
- формирование методической копилки;
- подбор литературы, дидактики;
- разработка сценариев.
- Материально-техническое оснащение.
Подготовка помещений:
- отрядные комнаты;
- спортивный зал;
- школьная площадка;
- актовый зал;
- столовая.
Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцтоваров:
- настольные игры;
- игровой инструментарий;
- бумага, ватманы;
- краски, карандаши, фломастеры;
- кисточки;
- клей;
- мелки;
- спортивный инвентарь.
Изготовление атрибутики:
- Галстуки для воспитанников;
- Бейсболки для вожатых;
- Эмблемы отрядов;
- Эмблема лагеря.
Оборудование:
- Фотоаппарат;
- DVD плеер;
- Мультимедиа проектор;
- Медиатека;
- Музыкальные центры.
- Мотивационное обеспечение:
- добровольность участия ребенка в деятельности;
- создание органа соуправления детей – совет лагеря;
- предоставление воспитанникам права выбора направлений деятельности и возможности проявить себя в соответствии с их индивидуальными качествами;
- использование современных нетрадиционных форм работы с детьми и подростками, методов стимулирования активности и самостоятельности;
- применение системы поощрений.
- Финансовое обеспечение.
Смета расходов:
№ | Товар | Кол-во | Цена | Сумма |
Бейсболки для вожатых | 10 | 200 | 2 000 | |
Галстуки для воспитанников | 125 | 100 | 12 500 | |
Канцелярские товары: | ||||
| 10 | 250 | 2 500 | |
| 10 | 400 | 4 000 | |
| 40 | 50 | 2 000 | |
| 40 | 50 | 2 000 | |
| 15 | 60 | 900 | |
| 10 | 80 | 800 | |
| 50 | 20 | 1 000 | |
| 50 | 10 | 500 | |
| 20 | 10 | 160 | |
| 100 | 50 | 5 000 | |
| 50 | 20 | 1 000 | |
| 100 | 35 | 3 500 | |
| 40 | 35 | 1 400 | |
| 125 | 30 | 3 750 | |
| 10 | 40 | 400 | |
| 6 | 200 | 1 200 | |
| 5 м. | 150 | 750 | |
| 10 | 20 | 200 | |
| 25 | 50 | 1250 | |
| 10 | 15 | 150 | |
| 125 | 30 | 3 750 | |
| 150 | 20 | 3 000 | |
| 10 | 40 | 400 | |
Игры настольные | 20 | 500 | 10 000 | |
Шахматы | 5 | 400 | 2 000 | |
Шашки | 5 | 400 | 2 000 | |
Скакалки | 10 | 60 | 600 | |
Мячи | 20 | 500 | 10000 | |
Обручи | 10 | 150 | 1500 | |
Цветные Мелки | 50 | 45 | 2250 | |
Шары воздушные | 200 | 5 | 1000 | |
Теннисный набор | 5 | 1300 | 6 500 | |
Бадминтон | 5 | 1250 | 6 250 | |
Мыльные пузыри | 100 | 40 | 4 000 | |
Итого: 100 210 рублей |
Источники финансирования: муниципальный бюджет.
3.3. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение детей и в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
1. Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел (организация соревнования между командами).
2. Анализ дня педагогами.
3. Анализ итогов работы советом ежедневно, еженедельно и подведение итогов в конце лагеря.
4. Дерево настроения.
В уголках отрядов лагеря располагается Дерево настроения. Каждый ребёнок ежедневно приклеивает к нему знак (листочек дерева определенного цвета) своего настроения, на листочке записывается дата:
- зелёный – отличное настроение;
- желтый – хорошее настроение;
- синий – плохое настроение.
Каждый день в лагере, на этапе «Рефлексия» используются видимые результаты каждого участника коллективной игры по «Дереву настроения».
5. Подведение итогов работы лагеря на заседании педсовета.
На личностном уровне (система личностного роста):
- дерево настроения;
- анкеты, опросы, интервью;
- знаки отличия (вручаются ежедневно) – важное дело, нужное дело или доброе дело;
- индивидуальные награды лагеря (их разрабатывает совет).
На коллективном уровне (система коллективного роста):
- ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня, распределение знаков отличия между членами отряда ежедневно.
На самоуправленческом уровне (ежедневный сбор совета):
- анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами.
На уровне педагогического коллектива:
- ежедневные планёрки.
Кроме того, в рамках лагеря возможно проведение некоторых форм диагностики. Запланировано несколько видов диагностики, но в ходе работы возможна корректировка. Анализ диагностических данных поможет лучше понять детей и скорректировать процесс воздействия на ребят, исходя из полученных данных.
Приложение
Режим дня
8.30 встреча детей «Мы вам рады». Утренний фильтр, термометрия
8:50 линейка, утренняя зарядка
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»;
9:20 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;
9:50 инструктаж по ТБ
10.10 Работа по плану лагеря
занятия в командах по направлению лагеря;
13.00 обед
«Время обеда настало, и вот -
Нас столовая зовет,
Суп отличный и компот».
13.30 художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия):
«Вместе с друзьями сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!»
14.20 линейка, рефлексия
14.30 отправка детей по домам «До свидания! До новых встреч!»
Список используемой литературы:
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
- Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.
- «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
- А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего пришкольного лагеря.
Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"
В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....
"Большое путешествие по Солнечному городу" - программа летнего пришкольного лагеря
Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки...
Программа летнего пришкольного лагеря для детей и подростков «ЗДОРОВЯЧОК»
Цель программы: Развитие личности ребенка в условиях летнего пришкольного лагеря посредством включения в различные виды деятельности (образовательную, досуговую, творческую, трудовую, общение).С...
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга».
Программа разработана для школьного оздоровительгого лагеря с дневным пребыванием....
Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
Работа летнего пришкольного лагеря "Орлята России"
Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, период свободного общения детей....