«Применение динамической модели звукобуквенного и слогового анализа слова через технологию "Логоладошки"
статья

Заикина Светлана Юрьевна

Технология, с которой я вас хочу познакомить сегодня называется «Логоладошки». Разработана она логопедом высшей категории Атамановой Натальей Борисовной.

Технология применяется в процессе обучения грамоте, в профилактике и коррекции нарушения письменной речи, а также как экспресс-методика обучения чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология "Логоладошки"14.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение динамической модели звукобуквенного и слогового анализа слова через технологию "Логоладошки"

С каждым годом детей с нарушениями речи становится всё больше. В школу-интернат поступают дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), что как правило ведет к недоразвитию речи. Чем раньше мы начнем работу по совершенствованию фонематических процессов, тем успешнее наши дети овладеют письменной речью. Эту работу необходимо проводить со всеми детьми, имеющими нарушения интеллекта, речи, т. к. нарушение звукопроизношения и фонематического слуха, может привести в дальнейшем к трудностям в обучении грамоте и к появлению специфических нарушений письменной речи.

        Технология, с которой я вас хочу познакомить сегодня называется «Логоладошки». Разработана она логопедом высшей категории Атамановой Натальей Борисовной.

Технология применяется в процессе обучения грамоте, в профилактике и коррекции нарушения письменной речи, а также как экспресс-методика обучения чтению.

Основной приём данной технологии сформировался на примере любимых всеми детьми игр с хлопками по ладошкам, он вносит в учебную ситуацию эмоциональную положительную окраску и является связующим звеном между игрой и формированием учебных умений и навыков школьного периода обучения. Создание динамической модели слова – это яркий игровой приём, который помогает совершенствовать познавательную активность ребёнка, вносить разнообразие в процесс обучения, создавать условия здоровьесбережения на протяжении всего процесса обучения.

Приёмы работы, на которых базируется технология «Логоладошки» позволяют предупредить ошибки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Процесс обучения начинается с анализа слога, составления его звуковой схемы. После подробного анализа ребёнок переносит зрительно- схематический образ слога в последовательную цепочку движений (показ слога на ладошках – символах). Аналогично проводится работа над словом, усложняясь составлением схемы слова. 

Создаётся динамическая зона в группе – схема из четырёх цветных «ладошек» - символов. Цвет «ладошек» соответствует классической схеме разбора слова по звуковому составу. Форма «логоладошки» повторяет форму и размер детской ладони. Новизна методики в том, что четвёртая «ладошка» с восклицательным знаком. Она является прообразом гласных букв, используемых для обозначения мягкости согласного (Я,Е,Ё,Ю,И). Закрепляются «ладошки» на вертикальной поверхности попарно: верхняя пара - левая синяя и правая красная, нижняя пара – левая зелёная и правая красная с восклицательным знаком. Есть определённая особенность в касании «ладошек» при образовании слогов разного типа. Обратный слог обозначаем последовательной серией движений: касание красной «ладошки», затем касание синей «ладошки». Для показа прямого слога (слога-слияния) используется одновременное касание синей «ладошки» и красной «ладошки». Идёт формирование слога – слияния как основы для обучения грамоте.

Автор технологии Атаманова Н.Б. ввела в работу «ладошку» розового цвета. Находясь рядом с зелёной «ладошкой», розовая «ладошка» фиксирует внимание ученика на том, что надо правильно выбрать гласную букву. Автор предлагает педагогам для практической работы самостоятельно выбирать внешний вид четвёртой «ладошки».

В своей работе я пока применяю две «ладошки»: синего и красного цвета, т.к. детям с интеллектуальными нарушениями трудно усвоить слога-слияние. Некоторым детям трудно проводить звукобуквенный анализ (могут спутать гласные и согласные). Поэтому, я ограничилась пока двумя «ладошками». В 3 классе я планирую ввести уже все четыре «ладошки», но с восклицательным знаком. Так как нашим детям при закрашивании графических схем будет трудно объяснить почему здесь она розовая, а закрашиваем мы красным цветом.

Авторская образовательная технология «Логоладошки» универсальна и не исключает любую вариативность в создании динамической зоны и вспомогательных таблиц. Она не только развивает творческие способности учеников, но и даёт возможность творческого подхода к процессу обучения детей дошкольного, младшего школьного возраста и детей с ОВЗ.

Учитель начальных классов

С.Ю. Заикина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый урок "Слоги. Слоговой анализ слов"

Одним из способов совершенствования своих профессиональных качеств и формирование профессионально-ценностного отношения к себе является стендовая защита логопедического занятия (урока). Данная работа ...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Звукобуквенный и слоговой анализ слова

Данный конспект группового логопедического занятия предназначен для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагаются разные виды заданий на формирование навыков звукобуквенного и слогового анали...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....