Развитие системного мышления посредством использования логико-смысловых моделей.
методическая разработка на тему
Мастер- класс по использованию логико-смысловых моделей, инструментов многомерной дидактической технологии, с целью развития системного мышления при обучении младшиих школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
briurosh_s.n._lsm_2.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие системного мышления посредством использования
логико-смысловых моделей.
Что такое системное мышление?
Чтобы понять, что такое системное мышление, напомню притчу о том, как слепые анализировали слона.
Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это - шершавая колонна” - сказал третий, трогая ногу. “Нет, - это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона...
В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал свой вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.
Приведу несколько всем известных примеров несистемного подхода или несистемного мышления.
- Катастрофическое обмеление Аральского озера это пример бессистемного подхода.
- Неудачи крупномасштабных мероприятий, таких как мелиорация, осушение болот, химизация, вырубание лесов, распахивание степей, являются системными ошибками.
- Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов - пример преступного несистемного подхода.
- ( и уровень начальной школы)) Примороженный в проруби хвост волка - тоже результат незнания системного анализа.
Согласитесь, возможно, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление. Чем выше власть, тем крупнее решения и тем дороже обходятся ошибки. Поэтому речь о необходимости развития системного мышления не стоит.
Системное мышление - это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей..
Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними.
№1 С целью развития системного мышления у своих учеников я для себя нашла такой инструмент как логико-смысловые модели – это универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных в дидактической многомерной технологии д.п.н. Валерия Штейнберга (Россия).
1
Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Позволяют представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию.
№2 Тем более, всем известна прямая связь процента усвоения нового материала от вида и степени деятельности обучаемого.
№3 Я хочу вам представить дидактический биплан – это красивая визуальная метафора, инструмент для «полёта разума». А вы попробуйте догадаться, о чём идёт речь.
Он имеет две пары крыльев – внешнего и внутреннего планов деятельности. Правые части крыльев – это предметная деятельность и мысли – образы. Левые части крыльев – это речевая деятельность и мысли - слова. Верхние и нижние части крыльев связывают первая и вторая сигнальные системы. А двигатель – это «солярный (многолучевой) мотор», т.е. наши многомерные дидактические инструменты..
Может кто-то уже догадался, что иллюстрирует собой этот дидактический биплан? Он иллюстрирует человеческий мозг и преобладающие в его полушариях процессы. У левополушарных людей преобладает логическое мышление, у правополушарных – образное. В идеале добиться гармонии деятельности двух полушарий. В этом и могут помочь многомерные дидактическая инструменты.
№4 По структуре ЛСМ могут быть «солярные» (многолучевые) , «сеточные» (матричные) или каркасно-матричные, для начальной школы можно ещё использовать более простую модель – «карта памяти».
№5-№7. Вы видите каркасы этих логико-смысловых систем.
№8 Основные понятия ЛСМ вы видите на слайде. Я их покажу вам на нашей модели.
Многомерность – это ведущее понятие в данной технологии. Многомерность - развернутое представление, какого – либо понятия или явления.
Логико-смысловая модель – инструмент МДТ. Каркас логико-смысловой модели вы видите перед собой. Получают её путем замещения ориентирующих или вопросных микрооператоров при узлах координат ключевыми словами, метафорами, аббревиатурами. Предназначена для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности.
Координаты - круг вопросов расположенных на векторе.
Опорный узел – это точка на координате.
Ключевое слово – это слово, которое находится у опорного узла.
Ключевая фраза «впитывает» в себя широкий диапазон специфических образов; они и воссоздаются затем при активизации данной фразы.
«Смысловая гранула»- существенно значимая порция информации, которую помещают в опорный узел модели.
2
№9 При использовании ЛСМ реализуется ряд принципов, которые вы видите на слайде. Поясню некоторые.
- Многомерности (многоаспектности), или объединение разнородных элементов знаний в систему, удобную для познавательной, аналитической и проектной деятельности.
- Расщепления- объединение элементов в систему.
- Биканальности деятельности- преодолевается одноканальность мышления за счёт воздействия на различные каналы восприятия информации.
- Аутодиалогичности (полилога внутреннего и внешнего планов)- происходит внутренний диалог с целью осмысления информации, т.е. переотражение информации из образной в вербальную форму.
- Функциональной полноты знаний- установление связей и отношений между частями целого.
- Универсальности- возможность использования многомерных дидактических инструментов на различных предметах, этапах, формах обучения, в различных возрастных группах.
- Программируемости и повторяемости основных операций, выполняемых при представлении и анализе знаний.
- Опорности мышления- опора на модели при развёртывании информации.
- Совместности свойств образа и модели- это вербальное «зеркало» сознания.
- Квазифрактальности развёртывания многомерных моделей представления знаний, основанной на повторении ограниченного числа операций.
Вот вы видели вроде бы незрелищный для открытого фрагмент урока, но, сколько задач можно решить, применяя ЛСМ в обучении.
№10. Как же конструируется ЛСМ?
- вначале изучаемая тема представляет собой неструктурированное пространство знаний, и первое преобразование заключается в том, чтобы его расщепить на смысловые группы;
- потом смысловые группы расщепить по заданному признаку на части, а части смысловых групп преобразовать в опорные узлы, главную мысль каждой смысловой группы записать возле номера соответствующего опорного узла ключевыми словами, - выявить связи и отношения между смысловыми группами.
1. В центре логико-смысловой модели всегда тема или объект изучения, подлежащие раскрытию понятие или явление.
Следующий шаг - определение набора координат или круга вопросов по теме (своеобразный план изучения темы или вопроса).
2. Смысл координат ранжируется и располагается в определенном порядке – К1, К2 и так далее, по часовой стрелке.
3. Набор опорных узлов на каждой координатной оси определяется путем логического выявления главных элементов содержания, т. е. ключевых факторов изучаемой проблемы.
3
4. Опорные узлы тоже ранжируются и располагаются в определенном логическом порядке на осях. При этом развернутые информационные блоки заменяются ключевыми словами, словосочетаниями, формулами, аббревиатурой и т. п. 5. В узлах на координатной оси записываются именно ключевые слова, т. е. информация в сжатом виде.
Здесь логика - в порядке расстановки координат и опорных узлов, а смысл – в виде содержания координат и узлов представленных ключевыми словами.
6. Последний этап в построении ЛСМ, как и в любой деятельности, это рефлексия.
№11 Алгоритм освоения ЛСМ.
- Изучение теории. ЛСМ – это авторский дидактический инструмент многомерной дидактической технологии д.п.н. Валерия Штейнберга. Изучить материал можно по книге «Теория и практика многомерной дидактической технологии», Москва: Народное образование ,2015 г. или «Дидактические многомерные инструменты: теория, методика и практика. Москва: Народное образование, 2002 г.
- Составление ЛСМ учителем.
- Составление с учениками и самостоятельно учениками.
- Применение ЛСМ в педагогической деятельности.
№12 Использование ЛСМ
Можно использовать не только в рамках урока. Сегодня я представила материал своего выступления тоже в форме ЛСМ.
№ 13 Возможности ЛСМ
Составление и использование логико - смысловых моделей создают условия для развития системного мышления у учащихся.
Результатом урока при использовании многомерной дидактической технологии во всех случаях будет некий пучок знаний по теме в виде свернутого образа, способного к разворачиванию.
Работа по составлению и прочтению ЛСМ включает первую и вторую сигнальные системы человека, правое и левое полушария мозга, дает возможность увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, позволяет сравнивать объекты и явления, устанавливать и объяснять связи, находить сферы применения; и как результат – активно развивать системное мышление как педагога, так и учащихся.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения "В открытом космосе" в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ
Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Гармония" , разработанный в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ.Содержит вступительное слово о ТРКМ, технологическую карту занятия,...
Развитие мелкой моторики посредством использования предметов -заместителей
В данном материале для развития мелкой моторики предлагается пальчиковый тренинг с использованием прищепок. Чтобы данный вид тренинга не был скучным и утомительным, дети озвучивают действия весёлыми...
Инновационный проект «Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"..
Сделав вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, предлагается программа факультатива «Наглядная геометрия»,...
Методика развития системного мышления. Системный оператор.
Методика развития системного мышления основана на применении Системного оператора - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
"Развитие физической активности посредством использования современного игрового оборудования"
quot;Развитие физической активности посредством использования современного игрового оборудования"...
Мастер-класс для педагогов по развитию логического мышления с использованием ИКТ
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ...