Доклад на тему "Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией"
материал
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Шатура
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»
(МБОУ «СОШ с. Кривандино»)
Доклад
на тему:
«Логико-смысловое моделирование
как метапредметный способ работы с информацией»
(общие требования)
Выполнила
учитель начальных классов
Хамзина Е.В.
2020г.
Современная модернизация образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности».
Актуальность применения логико-смысловых моделей заключается в их возможности сделать учебную деятельность доступной, посильной и осмысленной для обучающихся со средними (наиболее распространенными) способностями.
Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего.
Согласно теории поколений, разработанной У. Штраусом и Н. Хоувом, современные дети относятся к поколению «Z» характеризующихся неусидчивостью, нетерпеливостью, повышенной возбудимостью. Особенностью детей данного поколения является способность быстро включаться в интересующую их информацию, нацеленность на быстрый результат. Это следствие характерных черт представителей данного поколения – «клиповое» мышление, способность одновременно выполнять несколько дел, умение отлично работать с любой информацией, инфантилизм, плохое запоминание (при необходимости интересующую информацию можно посмотреть в «сети»).
Дети поколения «Z» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Особенность применения ЛСМ основана на том, что в данной модели прослеживается одна из особенностей мышления наших учеников - это клиповое мышление.
Как правило, под этим определением понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа.
Слыша слово «клип», мы, чаще всего, соединяем его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка».
Метод логико-смыслового моделирования рассматривается различными учеными: Н. Н. Манько, Н. А. Неудахиной, А. А. Остапенко, Н. А. Резник, и др. В работах этих авторов подробно описаны антропоцентрические (психофизиологические, социокультурные) основы, приведшие к необходимости сжатия все более увеличивающегося потока учебной информации. Акцент сделан на, поддержание познавательной деятельности в виде сложных учебных действий - анализ, синтез, сравнение, обобщение, ранжирование. Так же в работах рассмотрены основные механизмы и правила создания логико-смысловых учебных моделей. Но в работах данных авторов отмечается и отрицательный момент, связанный с объемностью построения логико-смысловых моделей, что, в свою очередь, снижает наглядность материала, делая его излишне «нагроможденным». Данная работа показывает необходимость более компактной подачи изучаемого материала, способной уместиться в рамки учебного времени, отведенного на одно занятие.
Новизна данного продукта заключается в том, составление ЛСМ является очень нетрудоемким делом для самого школьника, не требует запоминания дополнительной символики.
Реализация логико-смысловых моделей не требует сложных материально-технических условий. При составлении модели во время занятия преподавателем достаточно обычной школьной доски с мелом или маркером.
Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Они способствуют естественному процессу запоминания учебного материала, как единого целого.
Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе занятия и на занятии любого типа. При изучении нового материала можно предложить учащимся готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание детей на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.
Дидактические инструменты позволяют осуществлять моделирование учебных тем для первичного знакомства с материалом, для успешного освоения и осознания материала, для закрепления и обобщения. На первой ступени обучения работа проводится по готовой логико-смысловой модели, что поможет акцентировать внимание детей на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах. На второй ступени - по частично готовой модели и опорно-узловым основам, на третьей ступени - самостоятельное составление ЛСМ с их последующей защитой.
Дидактические многомерные инструменты помогают учителю (и обучающемуся) при подготовке к занятиям: преподаватель (обучающийся) представляет себе весь раздел (тему) в целом, анализирует и моделирует темы следующих занятий (например, более подробный разбор и анализ одной из координат ЛСМ или одного из «узлов» данной темы). И преподаватель, и обучающийся, имея перед собой ЛСМ темы, четко представляют, на каком этапе изучения темы они находятся.
На занятии практического значения модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки обучаемых и на основе ранее усвоенных знаний и умений.
ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой и нестандартной задачи будет полезна на уроке развития навыков.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих занятиях, при подготовке к контрольным работам, практическим работам.
Форма работы с ЛСМ может быть парной, групповой, индивидуальной.
Совместная работа над ЛСМ способствует активации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении. Благодаря наглядности и логичности при представлении материала моделями, большинство учеников, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания, что стимулирует развитие успешности обучаемого на занятии.
Составление ЛСМ позволяют ввести новые формы самостоятельной работы на занятии:
а) внесение дополнений и корректировка ЛСМ приучает обучающихся к работе с основной и дополнительной литературой;
б) составление и защита своей ЛСМ – прекрасная возможность составить «шпаргалку» при подготовке к уроку;
в) взаимоопрос в группах (по 4 человека): каждый обучающийся рассказывает своим товарищам материал двух координат (можно тянуть жребий или номера координат указывает капитан группы). Остальные обучающиеся его внимательно слушают, вносят поправки и дополнения, оценивают его ответ. Второй обучающийся отвечает на узлы следующей координаты т. д. Данный вид самостоятельной работы развивает коммуникативную компетенцию обучающихся;
г) самостоятельное изучение новой темы:
вариант первый: если новая тема изучается на занятии, то можно заполнять узлы ЛСМ прямо во время занятия, находя ответы коллективно, используя материал учебника и дополнительной литературы (этим методом лучше работать при знакомстве с ЛСМ);
вариант второй: если обучающиеся уже имеют навыки работы с ЛСМ, то можно дать задания группам учащихся прямо на занятии подготовить выступление по одной из координат (или по всем координатам). Обсуждение проводится прямо в группе;
вариант третий: полная проработка темы по ЛСМ самостоятельно дома, а в группе только корректировка и разбор трудных и спорных вопросов.
Применение ЛСМ избавляет обучающихся от лишней «писанины» и позволяет видеть изучаемую тему, ее структуру целиком.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ЛСМ создаёт условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления, развития познавательной самостоятельности, для развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать. Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность обучающихся и преподавателя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряжённости в отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 1 классе
Проект по реализации метапредметной программы "Чтение: работа с информацией" на уроках изобразительного искусства ы 1 классе (система учебников "Начальная щкола XXI века"). КИМ на 1 полугодие....
Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 3 классе
Проект по реализации метапредметной программы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 3 классе, КИМы за 3 четверть, разработка урока....
Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира в 1 классе
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут * осуществлять поиск...
Презентация "Способы работы с информацией в начальной школе"
В данной презентации отражены главные и важные способы поиска информации в начальных классах. Данная презентация на основе научно-понавательного текста показывает сколько много работы, много информаци...
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Курс метапредметной направленности "Работа с информацией" Т.П. Хиленко
В данной статье раскрывается ценность курса "Работа с информацией" Т.П. Хиленко....
Урок по программе метапредметного курса "Работа с информацией" - модуль "Слово"
Соотносить слова-термины с их лексическим значением, узнавать слово по лексическому значению....