Мастер-класс "Логико-смысловые модели при обобщении учебного материала"
учебно-методический материал

Гюзель Салаватовна Гайнетдинова

Система опорно-узловых координат предназначена для наглядного представления различных объектов. Прототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. В представлении своего опыта работы я говорила, что логико-смысловые модели – это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые облегчают перекодирование и запоминание информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko_na_bash.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Логико-смысловые модели при обобщении учебного материала"

Цель: показать эффективность использования ЛСМ.

Задачи:

  • обобщение педагогического опыта по теме;
  • совместная отработка приемов заполнения ЛСМ.

Программа:

  1. Краткое обоснование идеи технологии.
  2. Определение проблем и перспектив.
  3. Имитационная игра-урок “Обобщение по теме “Башкирские народные сказки”.
  4. Выводы и рекомендации.

1, 2. Краткое обоснование идеи технологии, определение проблем и перспектив [4]

Система опорно-узловых координат предназначена для наглядного представления различных объектов. Прототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. В представлении своего опыта работы я говорила, что логико-смысловые модели – это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые облегчают перекодирование и запоминание информации. Они отвечают основным требованиям педагогических технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность. Они помогают видеть в обобщенной форме весь предмет (тему, проблему) сразу и каждую часть, каждый существенный (узловой) элемент отдельно. В ЛСМ вся работа подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут свое начало именно от нее и пространственно бесконечны, узелки – элементы проблемы. ЛСМ универсальны – любой учебный материал имеет смысл и логику, поэтому может быть отображен схематично. Узлы проблемы могут быть связаны не только между собой в проблеме, на которой находятся, но и расположенными в разных координатах, лучах.

ЛСМ на основе опорно-узловой системы координат конструируются следующим образом:

  1. В условный фокус внимания помещается объект конструирования
  2. Определяются основные части темы
  3. Определяются дополнительные части темы
  4. Из информации в каждой части темы выделяются сведения, которые кодируются с помощью ключевого слова. Это могут быть словосочетания, аббревиатура, метафора. Они помещаются в очередной опорный узел в координате.

При конструировании ЛСМ применяются те же приемы, что и при логико-смысловой переработке информации в процессе учебной деятельности: разделение темы на части, систематизация знаний, формирование блоков с однородной информацией, выделение узловых вопросов в каждой части темы, ранжирование материала (“разложить по полочкам”), выделение связей и отношений между узловыми вопросами, краткая запись информации.

ЛСМ, при внешней простоте, обладают полезными свойствами:

  1. Эффективный дидактический инструмент моделирования и конструирования знаний.
  2. Универсальность (основан на содержание и логику).
  3. Особая теоретическая наглядность (зрительный образ).
  4. Многофункциональность.
  5. Последовательность или алгоритмизированность.

ЛСМ позволяют в компактной форме представить проектируемое задание, в процессе проведения которого используются в качестве инструмента для координация совместной деятельности, для трансляции учебного материала и управления деятельностью обучающихся. При использовании моделей возрастает синхронность учебной деятельности, а значит, в работу включаются все обучающиеся. Выравнивается качество запоминания, так как детям легко воспроизводить закодированную ими же самими информацию, ведь часть их мышления была освобождена от необходимости удержания в памяти больших блоков темы. Уменьшается напряжение, вызванное опасением упустить какие-либо фрагменты темы, ведь накапливаемая информация наглядна. Освоение ЛСМ и их моделирование превращается в естественный для человека творческий процесс моделирования и конструирования знаний.

При использовании ЛСМ у преподавателя возникают трудности при решении следующих задач:

  • Отбор узловых элементов содержания (содержание может непроизвольно упроститься или же наоборот, усложниться);
  • Подготовительная деятельность, выполняемая на основе текстового изложения фрагментов планируемого учебного материала;
  • Составление ориентировочных основ действий, которые должны быть обобщенными, полными, наглядными;
  • Программирование и поддержка операций логико-смысловой обработки информации в процессе учебной деятельности;
  • Развитие базовых способностей обучающихся в процессе учебной деятельности;
  • Выполнение требований стандартизации общего, среднего и профессионального образования.

В своей практике ЛСМ я использую давно и считаю, что такой вид организации деятельности помогает в работе. Систематизированы материалы по темам: фольклор, башкирские народные сказки, эпос, верования древних башкир. ЛСМ модели используются в качестве таблиц при проведении экзаменов.

3. Имитационная игра-урок “Обобщение по теме “Башкирские народные сказки”

Вашему вниманию будет представлен фрагмент урока культуры Башкортостана. Этот урок проводиться во второй половине учебного года, поэтому основные понятия: что такое ЛСМ и как ее заполнять и читать дети уже усвоили.

Тема урока “Обобщение по теме “Башкирские народные сказки”

Цель урока обобщить знания посредством составления логико-смысловой модели.

К моменту данного фрагмента урока дети определили тему. Сформулировали направления, по которым будут обобщать свои знания. Каждый на парте имеет чертеж будущей модели.

Имитационная игра-урок

№ п/п

Действия учителя

Действия обучающихся

Что мы записываем

1.

Приступаем к заполнению ключа № 1, который мы с вами назвали “Характеристика”.

Вспомните определение понятия сказка.

Мы выделили важный узловой момент – дали определение, как мы можем закодировать определение, которое вы назвали?

Сказка – это древний жанр народного творчества. Передается прозой или стихами. Речь в них идет о вымышленных событиях [1]

Предлагают свои варианты: сказка, жанр УНТ

жанр УНТ

2.

На какие виды по содержанию мы с вами разделили башкирские сказки?

Подумайте, как нам следует записать это в общих характеристиках

Богатырские, бытовые, о животных, волшебные, шуточные, кулямасы

Дать полные названия

Виды по содержанию, потому что мы уже определили, что ключи с 3 по 8 будут посвящены именно этим видам сказок

Виды по содержанию

3.

Вспомните, что еще необходимо сказать о сказках в общей характеристике?

Есть герой

Добро и зло борются между собой

В древности тяжело было жить и народ мечтал о счастье

Герой

Добро и зло

Счастье

4.

Вспомните, как начинаются наши сказки?

А как они обычно завершаются, какими фразами?

Как называют общими словами фразы, примеры которых вы привели?

Можем ли мы отнести эти понятия к характеристике сказок?

Жили-были…, в стародавние времена…, в некотором царстве-государстве…

…Вот и сказочке конец, …и я там был, …жили они долго и счастливо

Зачин и концовка

Можем, ведь все сказки с чего-то начинаются и чем-то заканчиваются

Зачин и концовка

5.

Посмотрите внимательно на экран (анимация на экране сопровождается повествованием учителя). Искал Елисей невесту свою, обратился к Солнцу, потом к Месяцу, и лишь Ветер смог подсказать, куда ему идти дальше.

Сколько раз Елисей выполнил одинаковое действие?

Что это за особенность сказок?

Три раза

Троекратное повторение похожих событий

Троекратное повторение

6.

Вспомните, что такое эпитеты.

Какие эпитеты вы можете вспомнить?

Определения – характеризующие героев.

Красна девица, добрый молодец, хитрая лиса, трусливый заяц

Эпитеты

7.

Мы назвали все особенности сказок?

Что вы еще можете вспомнить?

Нет!

Преувеличение

Просторечные слова и выражения

Преувеличение

Просторечия

8.

Мы с вами завершили заполнение первого ключа. Как называется второй ключ?

О каких исследователях идет речь?

 

Второй ключ заполним с помощью учебника с. 121. [3] Назовите имена исследователей башкирского фольклора

Исследователи

Речь идет о людях, которые собирали и изучали башкирский фольклор

Владимир Иванович Даль

Александр Григорьевич Бессонов

Марат Халяфович Мингажетдинов

Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов

Даль В.И.

Бессонов А.Г.

Мингажетдинов М.Х

Сулейманов А.М.

9.

Третий и последующие ключи мы будем заполнять по единому алгоритму:

  1. Определим главных героев
  2. Назовем особенности данного вида сказок
  3. Приведем примеры

Заполняем ключ третий. Вспомнить, кто являются главными героями богатырских сказок, вам поможет ребус. Разгадайте его (на экране ребус).

Кто такие батыры?

Батыр

Герой, который борется со злом, он наделен необыкновенной силой

Батыры

10.

Назовите особенности богатырских сказок.

Особенностью является то, что в этих сказках сюжеты похожи, все они рассказывают о судьбе батыра: его рождении, поисках судьбы, подвигах, счастливом возвращении домой.

Названия этих сказок характерные. Они образуются именем главного героя с приставлением слова батыр.

Судьба

Характерные названия

11.

Приведите примеры богатырских сказок

“Урал-батыр”

“Акъял-батыр”

“Урал-батыр”

“Акъял-батыр”

За урок мы успеваем заполнить 5-6 ключей. Оставшиеся ключи дети получают как домашние задание и заполняют их самостоятельно. В последствии, мы не раз обращаемся к составленным схемам. (Рисунок 1)

4. Выводы и рекомендации

На примере этого фрагмента урока мы могли убедиться, что ЛСМ позволяют:

  1. Систематизировать знания по объемной теме;
  2. Активизировать умственную деятельность обучающихся;
  3. Развивать логическое мышление;
  4. Использовать творческие задания и включение мультимедийного обеспечения для того, чтобы заинтересовать детей.
  5. Опираясь на узловые моменты темы воспроизводить полную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

«Схемознаковые модели в представлении учебного материала»

Работа представляет анализ внедрения в образовательный процесс опорных схем, ментальных карт и кластеров...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...

Обобщение учебного материала по литературному чтению. Раздел: "Сказочные человечки". 2 класс.

Обобщение учебного материала по литературному чтению. Раздел: "Сказочные человечки". 2 класс...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...

Урок русского языка то теме "Обобщение учебного материала за 4 класс"

В выходные прошла  Масленица.  Значит,  Зима  уходит и наступает Весна.  А  весной мы  будем  сдавать экзамены,  ВПР.  Поэтому,  необходимо к ним...

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)

В статье рассматриваются возможности  использования  опорных схем, как  оригинальный  вид наглядности, играющий  существенную роль в обучении....