Мастер-класс "Логико-смысловые модели при обобщении учебного материала"
учебно-методический материал
Система опорно-узловых координат предназначена для наглядного представления различных объектов. Прототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. В представлении своего опыта работы я говорила, что логико-смысловые модели – это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые облегчают перекодирование и запоминание информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko_na_bash.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Логико-смысловые модели при обобщении учебного материала"
Цель: показать эффективность использования ЛСМ.
Задачи:
- обобщение педагогического опыта по теме;
- совместная отработка приемов заполнения ЛСМ.
Программа:
- Краткое обоснование идеи технологии.
- Определение проблем и перспектив.
- Имитационная игра-урок “Обобщение по теме “Башкирские народные сказки”.
- Выводы и рекомендации.
1, 2. Краткое обоснование идеи технологии, определение проблем и перспектив [4]
Система опорно-узловых координат предназначена для наглядного представления различных объектов. Прототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. В представлении своего опыта работы я говорила, что логико-смысловые модели – это многомерно-смысловые, графико-понятийные, опорно-узловые конструкции, которые облегчают перекодирование и запоминание информации. Они отвечают основным требованиям педагогических технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность. Они помогают видеть в обобщенной форме весь предмет (тему, проблему) сразу и каждую часть, каждый существенный (узловой) элемент отдельно. В ЛСМ вся работа подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут свое начало именно от нее и пространственно бесконечны, узелки – элементы проблемы. ЛСМ универсальны – любой учебный материал имеет смысл и логику, поэтому может быть отображен схематично. Узлы проблемы могут быть связаны не только между собой в проблеме, на которой находятся, но и расположенными в разных координатах, лучах.
ЛСМ на основе опорно-узловой системы координат конструируются следующим образом:
- В условный фокус внимания помещается объект конструирования
- Определяются основные части темы
- Определяются дополнительные части темы
- Из информации в каждой части темы выделяются сведения, которые кодируются с помощью ключевого слова. Это могут быть словосочетания, аббревиатура, метафора. Они помещаются в очередной опорный узел в координате.
При конструировании ЛСМ применяются те же приемы, что и при логико-смысловой переработке информации в процессе учебной деятельности: разделение темы на части, систематизация знаний, формирование блоков с однородной информацией, выделение узловых вопросов в каждой части темы, ранжирование материала (“разложить по полочкам”), выделение связей и отношений между узловыми вопросами, краткая запись информации.
ЛСМ, при внешней простоте, обладают полезными свойствами:
- Эффективный дидактический инструмент моделирования и конструирования знаний.
- Универсальность (основан на содержание и логику).
- Особая теоретическая наглядность (зрительный образ).
- Многофункциональность.
- Последовательность или алгоритмизированность.
ЛСМ позволяют в компактной форме представить проектируемое задание, в процессе проведения которого используются в качестве инструмента для координация совместной деятельности, для трансляции учебного материала и управления деятельностью обучающихся. При использовании моделей возрастает синхронность учебной деятельности, а значит, в работу включаются все обучающиеся. Выравнивается качество запоминания, так как детям легко воспроизводить закодированную ими же самими информацию, ведь часть их мышления была освобождена от необходимости удержания в памяти больших блоков темы. Уменьшается напряжение, вызванное опасением упустить какие-либо фрагменты темы, ведь накапливаемая информация наглядна. Освоение ЛСМ и их моделирование превращается в естественный для человека творческий процесс моделирования и конструирования знаний.
При использовании ЛСМ у преподавателя возникают трудности при решении следующих задач:
- Отбор узловых элементов содержания (содержание может непроизвольно упроститься или же наоборот, усложниться);
- Подготовительная деятельность, выполняемая на основе текстового изложения фрагментов планируемого учебного материала;
- Составление ориентировочных основ действий, которые должны быть обобщенными, полными, наглядными;
- Программирование и поддержка операций логико-смысловой обработки информации в процессе учебной деятельности;
- Развитие базовых способностей обучающихся в процессе учебной деятельности;
- Выполнение требований стандартизации общего, среднего и профессионального образования.
В своей практике ЛСМ я использую давно и считаю, что такой вид организации деятельности помогает в работе. Систематизированы материалы по темам: фольклор, башкирские народные сказки, эпос, верования древних башкир. ЛСМ модели используются в качестве таблиц при проведении экзаменов.
3. Имитационная игра-урок “Обобщение по теме “Башкирские народные сказки”
Вашему вниманию будет представлен фрагмент урока культуры Башкортостана. Этот урок проводиться во второй половине учебного года, поэтому основные понятия: что такое ЛСМ и как ее заполнять и читать дети уже усвоили.
Тема урока “Обобщение по теме “Башкирские народные сказки”
Цель урока обобщить знания посредством составления логико-смысловой модели.
К моменту данного фрагмента урока дети определили тему. Сформулировали направления, по которым будут обобщать свои знания. Каждый на парте имеет чертеж будущей модели.
Имитационная игра-урок
№ п/п | Действия учителя | Действия обучающихся | Что мы записываем |
1. | Приступаем к заполнению ключа № 1, который мы с вами назвали “Характеристика”. Вспомните определение понятия сказка. Мы выделили важный узловой момент – дали определение, как мы можем закодировать определение, которое вы назвали? | Сказка – это древний жанр народного творчества. Передается прозой или стихами. Речь в них идет о вымышленных событиях [1] Предлагают свои варианты: сказка, жанр УНТ | жанр УНТ |
2. | На какие виды по содержанию мы с вами разделили башкирские сказки? Подумайте, как нам следует записать это в общих характеристиках | Богатырские, бытовые, о животных, волшебные, шуточные, кулямасы Дать полные названия Виды по содержанию, потому что мы уже определили, что ключи с 3 по 8 будут посвящены именно этим видам сказок | Виды по содержанию |
3. | Вспомните, что еще необходимо сказать о сказках в общей характеристике? | Есть герой Добро и зло борются между собой В древности тяжело было жить и народ мечтал о счастье | Герой Добро и зло Счастье |
4. | Вспомните, как начинаются наши сказки? А как они обычно завершаются, какими фразами? Как называют общими словами фразы, примеры которых вы привели? Можем ли мы отнести эти понятия к характеристике сказок? | Жили-были…, в стародавние времена…, в некотором царстве-государстве… …Вот и сказочке конец, …и я там был, …жили они долго и счастливо Зачин и концовка Можем, ведь все сказки с чего-то начинаются и чем-то заканчиваются | Зачин и концовка |
5. | Посмотрите внимательно на экран (анимация на экране сопровождается повествованием учителя). Искал Елисей невесту свою, обратился к Солнцу, потом к Месяцу, и лишь Ветер смог подсказать, куда ему идти дальше. Сколько раз Елисей выполнил одинаковое действие? Что это за особенность сказок? | Три раза Троекратное повторение похожих событий | Троекратное повторение |
6. | Вспомните, что такое эпитеты. Какие эпитеты вы можете вспомнить? | Определения – характеризующие героев. Красна девица, добрый молодец, хитрая лиса, трусливый заяц | Эпитеты |
7. | Мы назвали все особенности сказок? Что вы еще можете вспомнить? | Нет! Преувеличение Просторечные слова и выражения | Преувеличение Просторечия |
8. | Мы с вами завершили заполнение первого ключа. Как называется второй ключ? О каких исследователях идет речь?
Второй ключ заполним с помощью учебника с. 121. [3] Назовите имена исследователей башкирского фольклора | Исследователи Речь идет о людях, которые собирали и изучали башкирский фольклор Владимир Иванович Даль Александр Григорьевич Бессонов Марат Халяфович Мингажетдинов Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов | Даль В.И. Бессонов А.Г. Мингажетдинов М.Х Сулейманов А.М. |
9. | Третий и последующие ключи мы будем заполнять по единому алгоритму:
Заполняем ключ третий. Вспомнить, кто являются главными героями богатырских сказок, вам поможет ребус. Разгадайте его (на экране ребус). Кто такие батыры? | Батыр Герой, который борется со злом, он наделен необыкновенной силой | Батыры |
10. | Назовите особенности богатырских сказок. | Особенностью является то, что в этих сказках сюжеты похожи, все они рассказывают о судьбе батыра: его рождении, поисках судьбы, подвигах, счастливом возвращении домой. Названия этих сказок характерные. Они образуются именем главного героя с приставлением слова батыр. | Судьба Характерные названия |
11. | Приведите примеры богатырских сказок | “Урал-батыр” “Акъял-батыр” | “Урал-батыр” “Акъял-батыр” |
За урок мы успеваем заполнить 5-6 ключей. Оставшиеся ключи дети получают как домашние задание и заполняют их самостоятельно. В последствии, мы не раз обращаемся к составленным схемам. (Рисунок 1)
4. Выводы и рекомендации
На примере этого фрагмента урока мы могли убедиться, что ЛСМ позволяют:
- Систематизировать знания по объемной теме;
- Активизировать умственную деятельность обучающихся;
- Развивать логическое мышление;
- Использовать творческие задания и включение мультимедийного обеспечения для того, чтобы заинтересовать детей.
- Опираясь на узловые моменты темы воспроизводить полную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
«Схемознаковые модели в представлении учебного материала»
Работа представляет анализ внедрения в образовательный процесс опорных схем, ментальных карт и кластеров...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...
Обобщение учебного материала по литературному чтению. Раздел: "Сказочные человечки". 2 класс.
Обобщение учебного материала по литературному чтению. Раздел: "Сказочные человечки". 2 класс...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...
Урок русского языка то теме "Обобщение учебного материала за 4 класс"
В выходные прошла Масленица. Значит, Зима уходит и наступает Весна. А весной мы будем сдавать экзамены, ВПР. Поэтому, необходимо к ним...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)
В статье рассматриваются возможности использования опорных схем, как оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль в обучении....