открытый урок по кубановедению " Животный мир Кубани" 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

открытый урок по кубановедению  " Животный мир Кубани"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Животный мир Кубани.

Тип: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления с животным миром Кубани, формировать умение работать с картами-схемами, рабочими листами

Планируемые результаты:

Предметные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)

Регулятивные:

-действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные:

- использовать различные способы поиска информации;

- строить сообщение в устной форме, обосновывать свой ответ;

Коммуникативные:

-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с   учителем и сверстниками;

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- самоанализ и самоконтроль результата;

Оборудование:

Учебник Кубановедение 3 класс М. В. Мирук, Е.Н. Еременко; рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, таблица с изображением животных, мультимедийный проектор

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствую вас, дорогие друзья! Меня зовут- Наталья Алексеевна.  Надеюсь вы сегодня проснулись в хорошем настроении. Хоть на улице и осень, и солнышко уже греет не по-летнему, но всё-равно тепло), я хотела бы вас попросить улыбнуться друг другу, чтобы в классе стало теплее от ваших улыбок. Я хочу пожелать пусть этот урок кубановедения, проведённый с Вами , позволит вам открыть много нового.

  1. Проверка домашнего задания.

            1.Индивидуальная работа    ( 5 человек )  Дайте ответы на вопросы.

1.Грибы-это _____________________________

2.Напишите название несъедобный грибов___________________________

3. Напишите название съедобных грибов____________________________

4. Какие животные едят несъедобные грибы?_________________________

5. Приведете пример деревьев нашего края___________________________

6. Какие дикорастущие  травы можно встретить на  полях  края___________________________________________

Фронтальный опрос:

  1. Назовите  край, в котором мы  живем?
  2.  Какое второе название он имеет? Почему его так называют?
  3. Какой растительный мир нашего края? Назовите ярусы

Таблички : Деревья, кустарники, травы  -разместить на доске в правильном порядке

 Приведите пример трав (подорожник, лопух, щавель, ромашка..) ,кустарников (кизил, смородина, калина, орешник), деревьев ( дуб, граб, клён, ель, береза, липа…)

III.   Актуализация знаний и умений. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

 

А какая тема нашего урока мы узнаем, отгадав загадки и заполняя клеточки кроссворда .(Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в кроссворд).

 (У детей находятся рабочие листы  по теме урока)

ВОПРОСЫ.

  1. Словно ёлка весь в иголках. В клубок свернётся, в руки не даётся.
  2. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост – краса! А зовут её …..
  3. Хвост крючком, нос пятачком.
  4. Верный друг казака. И в беде выручит, и из огня вынесет.
  5. Моет в речке свою пищу, чтоб она была почище. Лишь потом отправит в рот. А чистюля тот - ….. .
  6. Этот зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами. И с лепёшкой на носу. Ищет жёлуди в лесу.
  7. У этой дикой кисочки на ушках есть кисточки.
  8. Угадайте, что за зверь я. У меня на лбу деревья.

ОТВЕТЫ

1.

Ё

Ж

2.

Л

И

С

А

3.

С

В

И

Н

Ь

Я

4.

К

О

Н

Ь

5.

Е

Н

О

Т

6.

К

А

Б

А

Н

7.

Р

Ы

С

Ь

8.

О

Л

Е

Н

Ь

Благодаря кроссворду, мы узнали  тему урока- «животные». А животные будут нашего края. Давайте сформулируем тему нашего  урока

Запишите, пожалуйста,  на своих  рабочих листках  тему: Животные Кубани

IV. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока

 Слово учителя:

    Кубань – это край с богатым животным миром. Здесь обитают различные виды животных, и каждый из них адаптирован к местным условиям.

Изучая рельеф Кубани мы познакомились  с поверхностями.  Посмотрите на карту Кр.края

.- Какие поверхности в нашем крае? Правильно:   равнинная и горная. Посмотрите на карту нашего края, что ещё увидели? Правильно ,  это моря ? Какие моря  вы видите на карте ?  Правильно: Чёрное, Азовское

 -а еще есть  реки, озёра, плавни и  лиманы. Как это называется одним словом?

( водоёмы). Одинаков ли животный мир этих частей? Почему он разный?

  ( Разные животные предпочитают разные места обитания.)

Давайте запишем план, в каком порядке мы будем знакомиться с животным миром края.

План : 1. Животные степи    2. Птицы леса        3. Животные горной части              4. Обитатели  водоемов

V. Открытие новых знаний

Работа  по учебнику.  Прочитайте текст на с. 23.

 Наш край большую часть занимают степи.

Назовите животных степей. Почему крупных животных не встретишь в степях?

Запишите в  таблицу на рабочем листе животных степей:…………. о которых вы прочитали, посмотрите  на карте-схеме, всех ли мы перечислили?

     В степи обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты,

слепыши, хомяки. Все они приносят большой вред сельскому

хозяйству. Живут в норах, питаются зерном. Из хищников встречаются

лисицы, хорьки, ласки.

 Повсеместно живут воробьи, галки, жаворонки, перепела, голуби, ласточки, скворцы. Есть и хищные птицы: коршуны, сычи, совы, лунь степной.

В лесной зоне какие птицы обитают ?

Запишите в таблицу  Птицы леса…

Какие  крупные животные встречаются в горной части края?

Запишите этих животных  в таблицу  Животные горной части

             Работа с картой-схемой

 Животный мир Кубани с. 24 учебника определите , какие животные встречаются на равнине, а какие  в горной части и в водоёмах ( море, реки).

Животные водоемов.

В дельте реки Кубань, в плавнях, лиманах водятся дикие кабаны,

лисицы, много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, чибисы,

кулики, гуси, цапли, иногда прилетают лебеди. По вечерам берега

водоемов оглашаются хором лягушек. В морях и реках водятся ценные

породы рыб: осетр, севрюга, белуга, кефаль, судак.

            Запишите в таблицу   Животные водоемов…

VI.Физ минутка

А сейчас мы дружно встали,

Отдохнем, как на привале.

Я буду называть  животных, если они хорошо себя чувствуют  в небе, то Вы руки поднимаете вверх, если на земле- то руки на пояс, и стоим, а если в воде- то приседаем.

Зубр, дрозд, карп, лиса, кукушка, барсук, сокол, дельфин, иволга, кабан, осетр,  медведь.  Молодцы Вы, ребятишки!

  1. Включение в систему знанаий, продолжение  работы по теме урока

На территории нашего края расположился Кавказский биосферный заповедник. Найдите его на карте-схеме, границы указаны красным пунктиром.

-А кто может сказать, что такое заповедник? (Заповедник- это участок земли, где вся природа находится под строгой охраной. Они закрыты для туристов)

Просмотр видео  1,4 мин

- О чем мы сейчас  с вами посмотрели?

У вас на рабочем листе есть его  фото – подпишите Кавказский биосферный заповедник.

В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248  -птиц, в том числе 112 гнездящихся, 15  видов- пресмыкающихся, 9-земноводных, 21 –рыб, около 10000 видов насекомых.

Групповая работа. Развернитесь за соседние парты, сядьте по 4 человека.

У вас в конверте находится изображение животного, которое находится  под охраной. Вам необходимо его собрать из пазлов, склеить, а затем надо будет выйти и прочитать информацию  для всех.

 (Кавказский благородный олень– один из крупнейших представителей фауны Кавказа и Краснодарского края. Это животное занесено в Красную книгу и находится под защитой государства.

Краткое описание животного:Самцы намного крупнее самок. Их вес может достигать 350 кг, а высота – 1,5 метра в холке.

  • Питаются они не только травой, но и корой, и листьями деревьев, дикими плодами, орехами и даже хвоей.
  • Окрас оленя меняется в зависимости от сезона: зимой шерсть буровато-серая, а летом — рыжая.

Интересным фактом является то, что все кавказские олени – хорошие пловцы и в зной предпочитают держаться именно у водоемов, в тени. Кавказские олени – кочующие животные. Лето они проводят на высокогорье, а зиму – в долинах, где меньше снега и проще найти еду.

Красавка по праву называется самым маленьким журавлем. Взрослая особь отличается небольшим размером тела и относительно средней длиной ног. Высота птицы – не больше 89 см, а масса достигает 3 кг. Самки немного меньше. Их вес около 2 кг.

Основной окрас – черный. Голова и шея имеет равномерный, черный цвет. Белые перья расположены недалеко от глаз. Покров в этой части напоминает волосы и придает журавлю особенность во внешнем виде.

  Енот – полоскун, – это дикое животное, по размерам похожее на кошку. Его длина – от 45 до 60 см, а вес – до 9 кг. Но осенью животное может прибавить в весе из-за жировых отложений, необходимых для зимней спячки.   Своим внешним видом енот напоминает маленького медведя. Цвет шерсти у енота коричневый с серым отливом, а мех очень густой. Визитная карточка зверька – чёрно-белый, полосатый хвост и черные пятна на мордочке вокруг глаз, как у супергероя.

 Серны- Кавказские серны – пугливые животные. Едва завидев человека, они с протяжным свистом скрываются из поля зрения. Уникальный высокогорный вид, представители которого могут развивать скорость до 50 километров в час! Размер тела: высота в холке – до 70 сантиметров, длина – от 75 до 105 сантиметров.  Вес: до 50 килограмм.Голова маленькая, с короткой мордой. Уши длинные и заостренные. У самцов и самок есть рога, которые могут достигать 20-тисантиметровой длины. По ним определяется ранг особи в стае. Тело крепкое, ноги короткие и стройные, но очень сильные.

Горный зубр - В Красной книге Краснодарского края горные зубры отнесены к категории «Восстановленные виды». Типичные горно-лесные животные обитают на высоте до 2000 метров над уровнем моря.лаЗубры являются самыми крупными млекопитающими. Размер тела: высота в холке – до 180 сантиметров, длина – 300-330 сантиметров.    Вес: самки – до 400 килограмм, самца – до 600 килограмм.

   Кавказская рысь — самый скрытный хищник предгорий Кавказских гор. От других представителей семейства кошачьих ее отличает короткий хвост и длинные высокие лапы, позволяющие передвигаться по глубоким сугробам. Еще одна характерная особенность зверя — длинная шерсть на голове, которая обрамляет морду и напоминает бакенбарды.

Длина туловища — около метра, взрослые особи весят 10-15 кг. У рыси острое зрение и превосходный слух.

Кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) — птица семейства пеликановых.

Гнездящаяся перелётная птица. Народное название — баба, баба-птица. Это одна из самых крупных перелетных птиц. Вес взрослой особи может достигать 15 кг, длина тела варьируется от 150 до 170 см, размах крыльев превышает 3 м, длина клюва — около 75 см в длину. Похожа она только на розового пеликана. На темени и затылке «кудрявые» перья, горловой мешок оранжевый, лапы тёмно-серые, радужина беловатая. 

-От  каждой группы необходимо прочитать  информацию о животном. Расскажите о животных занесённых в Красную книгу. И получите жетон!

-Скажите в каком районе мы живем?

- Правильно в Красноармейском, а вы знаете, что  на правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса. Красный лес является государственным природным "заказником", пойменным лесом на берегу руки Кубань и частью Кавказского заповедника. Территория Красного леса богата не только густой растительностью, но и несколькими видами птиц и диких животных, здесь обитают олени, косули, кабаны, лисы, зайцы и куницы. Охота на птиц и животных здесь запрещена, оно и понятно: лес защищают от браконьеров, чтобы сохранить уникальную природу в этих местах. 

 На сколько вы были внимательными не только на этом уроке, но и на других уроках кубановедения, покажет викторина. Работаем в  группах по четыре человека. Каждая группа может совещаться тихонько, чтобы не мешать остальным. Какая группа наберет больше правильных ответов, та и получит за сегодняшний урок   эмблему знатоков нашего края 

Викторина. Слайды №11-№ 22

1)где обитают полевые мыши, тушканчики, хомяки?

а)в горах

б)в лесах

в)в степи

2)почему медведи, кабаны, зубры, туры, серны и рыси обитают в лесах и горах, а не в степях?

а)  из-за своего крупного размера

б) из-за красивых мест

в) из-за вражды с хомяками

3)Самое крупное животное Краснодарского края?

а) тур

б) медведь

в) зубр

4)Какой заповедник на территории Краснодарского края?

а) Южный

б) Кавказский

в)   Кубанский

5)Где водятся  тарань, судак, сазан, щука, карась?

А ) в морях

б)  в реках

в) в лиманах

6)Что приводит к сокращению численности крупных животных?

а) лесозаготовки и браконьерство

б) климатические изменения погоды

в) уменьшение рождаемости детенышей

Подведем итог викторины

          В заключении  давайте каждый  в рабочем листе вставит пропущенные слова в отрывок из рассказа М.М Пришвина «Моя  Родина», а затем вместе зачитаем. На слайде презентации

«Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши

леса, степи, горы.  Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна  Родина. И охранять природу - значит, охранять Родину.

Берегите природу!!!

VII. Итог урока. (подведение итога урока, оценивание ответов)

VIII.Рефлексия.

На  « рабочих листках» есть светофор-настроения отметьте наш урок тем цветом, который передает ваше настроение.

Красный – были трудности, урок не понравился

Желтый- было не все понятно

Зеленым – было все понятно и урок понравился. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.

Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....

Открытый урок по математике в 1 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 10» (урок закрепления знаний).

Открытый  урок   по математике "Сложение и вычитание в пределах 10" (Закрепление)...

Описание открытого урока по математике в 1 классе (VIII вид) по теме: «Число 5. Цифра 5. Урок проведен учителем начальных классов ГБОУ школы №439 Шатохиной М.В.

Задачи урока:Образовательные:получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;построение натурального ряда чисел;написание цифры 5;состав числа 5, все случаи сложения и соответств...