Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по развитию одного из компонентов функциональной грамотности
методическая разработка (4 класс)
Тема финансовой грамотности: «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства».
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность
«В гости в Простоквашино: учимся рационально вести домашнее хозяйство»
Категория учащихся: 4 класс (10-11 лет)
Данная тема отчасти знакома и актуальна для обучающихся и их семей. У обучающихся разный опыт участия в хозяйственной жизни и ограничены представления о взаимосвязи состояния и ведения домашнего хозяйства. Активное участие в хозяйственной жизни являются той сферой, в которой дети, изучив тему, могут повысить свою значимость в семье.
Данная тема также имеет для целевой аудитории и практическое значение. Через изучение темы дети получают способы самореализации и способы самоконтроля. Заинтересованность детей в повышении семейных доходов.
Заинтересованность родителей в изучение детьми возможных способов оптимизации семейного бюджета и рационального ведения домашнего хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 24.73 КБ |
Сценарий внеурочного занятия | 21.48 КБ |
Презентация к внеурочному занятию | 2.15 МБ |
Презентация к методической разработке | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс на лучшую методическую разработку
по формированию функциональной грамотности «От урока к жизни»
Номинация:
«Лучшая методическая разработка занятия внеурочной деятельности по развитию одного из компонентов функциональной грамотности».
Тема финансовой грамотности:
«Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства».
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность
«В гости в Простоквашино: учимся рационально вести домашнее хозяйство»
Категория учащихся: 4 класс (10-11 лет)
Автор: Бочарова Неля Александровна
учитель начальных классов
Козьмодемьяновский филиал
МБОУ 2 Гавриловской сош
Пояснительная записка
Актуальность
Бюджет является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Данная тема будет актуальна всегда. Если члены семьи будут знать, что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета. Разумное распределение денежных средств позволит обеспечить основные потребности, сохранить сбережения и реализовать свои планы.
Данная тема отчасти знакома и актуальна для обучающихся и их семей. У обучающихся разный опыт участия в хозяйственной жизни и ограничены представления о взаимосвязи состояния и ведения домашнего хозяйства. Активное участие в хозяйственной жизни являются той сферой, в которой дети, изучив тему, могут повысить свою значимость в семье.
Данная тема также имеет для целевой аудитории и практическое значение. Через изучение темы дети получают способы самореализации и способы самоконтроля. Заинтересованность детей в повышении семейных доходов.
Заинтересованность родителей в изучение детьми возможных способов оптимизации семейного бюджета и рационального ведения домашнего хозяйства.
Цель: формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет.
Задачи:
- формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, экономические и социальные устои и традиции;
- способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы;
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- принимать разумные решения, связанные с распределением средств семейного бюджета;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие навыков сотрудничества в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные:
- поиск ответов на поставленные вопросы;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий.
Коммуникативные:
- проводить простые финансовые расчеты;
- находить дополнительные источники пополнения семейного бюджета;
- планировать, распределять денежные средства;
- владеть способами грамотного ведения семейного бюджета и домохозяйства.
Предметные:
- знать, что такое личный семейный бюджет, домохозяйство;
- знать о разных способах оптимизации семейного бюджета;
- знать правила рационального выбора при покупке и оплате товаров и услуг.
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы):
Игровая технология, проблемного обучения, развития критического мышления, информационные технологии, кейс-технология.
Станционная игра, метод «диаграмма связей». Элементы творческой мастерской, групповой работы, учебной задачи, словесный, наглядный, сторителлинг, диаграмма связей, поощрение.
Приемы оценивания, формирование выводов, работа с видеоматериалом, прием «раньше думал…, теперь знаю…»
Условия реализации: место занятия во внеурочной деятельности: в рамках реализации курса по финансовой грамотности.
Интеграция с другими видами функциональной грамотности:
Финансовая и математическая грамотность
Финансовая и читательская грамотность
Финансовая и естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность и креативное мышление
Финансовая грамотность и глобальные компетенции
Мною подготовлено два интегративных задания. В этих заданиях охвачены все виды функциональной грамотности.
Мультиинтегративное задание 1:
Для повышения урожайности наши герои в прошлом году использовали следующие удобрения:
- осенью – фосфорно-калийные (затратили на них 6 классиков);
- весной – азотные (затратили на них 8 классиков);
- химикаты для борьбы с вредителями (затратили на них 5 классиков).
Посчитайте, какую сумму затратили герои? Сравните полученный результат с сумой, заложенной на эту статью расходов в бюджете в этом году, сделайте вывод.
В связи с этим предложите героям возможные не затратные и более экологичные способы удобрения почвы и обработки от вредителей. Как это отразится на расходной части бюджета?
Что проверяет:
Знания: знать виды удобрений и сроков их введения в почву;
знать способы расчетов доходов и расходов; знать правила рационального и безопасного использования удобрений; знать виды химикатов для борьбы с вредителями и их способы использования
Умения: научиться находить возможные способы правильного ведения домохозяйства и рационального использования средств семейного бюджета; уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию текста; уметь работать с информацией.
Установки: заменить использование фосфорно-калийных и азотных удобрений на не затратные и экологичные; использовать для борьбы с вредителями народные средства.
Ответ: 19 классиков
Пояснение: данных средств не хватает для использования исходных удобрений, в связи с этим героям необходимо заменить их на менее затратные и экологичные. Это сэкономит расходную часть бюджета.
Мультиинтегративное задание 2:
Кот Матроскин поручил Шарику купить на ярмарке семена моркови, капусты, огурцов, помидоров и выделил на покупку 10 классиков. Оказавшись на ярмарке, Шарик сразу же зашел в ближайший и ярко оформленный павильон, где обратил внимание на пакетики с нужными семенами с самым красивым оформлением. Не задумываясь, он оплатил покупку в кассе, потратив всю сумму и даже, забыл чек.
На что стоило обратить внимание Шарику перед покупкой? Какие условия произрастания растений в Простоквашино надо было учесть, прежде чем сделать покупку?
Почему мы можем назвать поведение Шарика в этой ситуации финансово неграмотным? Какие ошибки он допустил, и как их можно было избежать? Как это отразилось на бюджете и их домашнем хозяйстве?
Что проверяет:
Знания: знать виды и сроки посева семян; знать виды сельскохозяйственных культур, произрастающих в данной местности; знать правила рационального выбора при покупке и оплате товаров и услуг; знать понятия «масса», «цена», «стоимость», единицы массы и стоимости.
Умения: уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию текста; уметь работать с информацией.
Установки: принимать разумные решения связанный с распределением средств бюджета.
Ответ: поведение Шарика оказалось финансово неграмотным, потому что он обратил внимание только на красочное оформление, при этом допустил следующие ошибки: поспешил, не обратил должного внимания на товар (стоимость, масса, срок годности, условия произрастания семян, производителя товара), потратил все деньги, забыл чек. Это отразится отрицательно на бюджете семьи и домохозяйстве.
Пояснение: семена могут оказаться непригодны для посадки в данной местности; из-за отсутствия чека товар не подлежит возврату и обмену.
Материально-техническое обеспечение
- Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 112 с.
- Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
3) Калашникова Н. Г.Секреты финансовой грамоты. 2—4 классы. Рабочая программа с методическими рекомендациями / Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. — М.: Просвещение, 2020. — 268 с.
4)УМК «Секреты финансовой грамотности», 4 класс, Секрет №9 «Как управлять своими желаниями», Стр.48-53.
5) Мультфильм «Финансовая грамотность детям»
https://yandex.ru/video/touch/preview/4303735884760350078
6) Презентация к внеурочному занятию с приложениями
Заключение:
Реализация данной методической разработки способствует формированию у обучающихся 4 класса:
- представлений о взаимосвязи состояния семейного бюджета и домохозяйства;
- умения находить и оценивать возможные способы правильного ведения семейного бюджета и домохозяйства;
- навыков принятия рациональных финансовых решений;
- умения соотносить свои желания с финансовыми возможностями и важными целями семьи;
- установок на необходимость управлять своими желаниями и делать осознанный, ответственный финансовый выбор.
Предварительный просмотр:
Сценарий внеурочного занятия
Тема: «В гости в Простоквашино: учимся рационально вести домашнее хозяйство»
*К сценарию прилагается презентация с приложениями (П)
№ | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
Этап 1. Организационно-мотивационный | |||
1.1 | 1. Приветствие учителя и обучающихся. - Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Финансовой грамотности. - Я приглашаю вас в гости к моим любимым героям м/ф «Простоквашино». 2. Делит на команды. - Для того чтобы начать наше путешествие вам необходимо разделиться на 5 групп (по 4 человека) с использованием приема «цветных жетонов» (лидеры групп определяются учителем заранее) и соответствующая рассадка групп на рабочие места (с ноутбуками – по 1 на группу). 3. Выдает задания по решению ребусов. - Ребята, посмотрите на экран. Перед вами зашифрованы слова. (П) Приложение 1 – слайд 1,2 - Попробуйте их отгадать и объясните их содержание, смысл. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Тема занятия «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства». 4. Организует актуализацию системы знаний. - Предлагаю группам, используя метод «Диаграмма связей» представить схематично взаимосвязь между состоянием семейного бюджета и состоянием домохозяйства. 5. Выдает задание на установление взаимосвязи и раздаточный материал. 6. Организует коллективное обсуждение результатов выполнения задания. 7. Помогает сформулировать практическую задачу занятия. - Давайте подведем итоги и сформулируем практическую задачу нашего занятия. - Чему мы должны научиться? | Приветствуют. Делятся на команды. Решают ребусы. Закрепляют изученный материал. Выполняют задание в группах. Составляют диаграмму связей. Обсуждают результаты работы. Формулируют практическую задачу занятия: «научиться находить возможные способы правильного ведения семейного бюджета и домохозяйства и определить, каким образом состояние бюджета влияет на состояние домохозяйства и наоборот. | Развивают навыки участия в групповой работе и принятия совместных решений. Актуализируют личный опыт. Развивают коммуникационные навыки. Формируют суждения и умозаключения.
|
Этап 2. Основной этап | |||
2.1 | 1. Предлагает поиграть в станционную игру «Путешествие в Простоквашино». - Предлагаю наше путешествие провести в форме станционной игры «Путешествие в Простоквашино», цель которой помочь дружной семье из трёх героев Простоквашино оптимизировать бюджет и более рационально вести домашнее хозяйство. 2. Выдает инструктаж по работе на каждой станции и рабочие листы для фиксации результатов выполнения заданий. - Познакомьтесь с картой-схемой игры. (П) Приложение 2 – слайд 3) Группы получают инструктаж по работе на каждой станции и рабочие листы для фиксации результатов выполнения заданий. 3. Объясняет правила игры. - Каждая группа за выполнение заданий на станциях заработает «классики» – денежные единицы Простоквашино, а за наиболее удачный вариант (творческий, эффективный) решения – сердечки (1 равно 5 классикам) (П) Приложение 3 – слайд 4). 4. Представляет консультанта-эксперта для оценивания работы групп. - Представляю вам консультанта-эксперта для оценивания работы групп (может быть родитель или старшеклассник). 5. Подводит итоги. - На 1 станции «Посчитаем доходы и расходы» группам нужно рассчитать суммы доходов и расходов, и определить, к какому типу бюджета можно отнести бюджет героев. За выполнение задания получают по 10 «классиков». (П)- слайд 5 - Станция 2 называется «Семейный совет». Герои собрались на семейный совет, где обсуждают основные задачи по ведению и решению их хозяйства и возможностях собственного бюджета. (П) - слайд 6 - Шарик озадачен решением вопроса «Как повысить урожай на огороде?». - Матроскин ломает голову, как прокормить корову Мурку. - Дядя Фёдор озабочен решением вопроса «Как сократить расходы и утеплить сарай?». - Но, у наших героев, не смотря на их разногласия по распределению семейного хозяйства, есть общая мечта – приобретение очень нужного в хозяйстве нового трактора. - Попробуем примирить героев. - На слайде 7 в цветных полях вы видите задачи домохозяйства. - Распределитесь, какая группа будет решать, какую из предложенных задач. (П) - слайд 7 - Группы переходят на 3 станцию «Решение задач». - Вы выполняете задания интегративного характера и получаете от 15 до 20 «классиков». - За наиболее интересные и выгодные варианты решений получаете «сердечки». (П) - слайд 8, 9, 10, 11, 12. - На 4 станции «Хобби и бюджет» группы анализируют основные черты характера, привычки и хобби героев. - Затем выполняете задания по оценке поведения героев в разных ситуациях, в которых есть финансовый выбор. - Также вам нужно предложить способы получения дополнительных доходов от хобби. - За выполнение заданий получаете от 15 до 20 «классиков». - За наиболее интересные и выгодные варианты решений получаете «сердечки». (П)- слайд 13, 14, 15 - На 5 «Конечной» станции эксперт выводит на экран проектора и озвучивает результаты работы групп в ходе игры (указаны не только баллы, но и предложенные группами способы укрепления бюджета и рационального ведения хозяйства). - Коллективное обсуждение итогов игры. - Группы возвращаются к диаграмме связей «семейный бюджет – домохозяйство» и выполняют задание по ее дополнению. Коллективное обсуждение. - Ребята, посчитайте общую сумму заработанных группами на занятии «классиков» и помогите героям осуществить их давнюю мечту – купить новый трактор. - А вы готовы потратить заработанные классики на долгожданную мечту наших героев – приобретение очень нужного в хозяйстве нового трактора? (П)- слайд 16 - Ребята, ваша помощь – это тоже один из способов укрепления бюджета и рационального ведения хозяйства наших героев. - В качестве благодарности за помощь и осуществлении своей заветной мечты. Наши герои благодарят вас своей продукцией марки «Простоквашино». (П)- слайд 17 | Знакомятся с картой-схемой игры. Знакомится с инструкцией и правилами игры. Выполняют задания по станциям и получают «классики» и «сердечки». Принимают участие в коллективном обсуждении итогов игры. Формулируют выводы. Выполняют задание по дополнению диаграммы связей. Обсуждают итоги игры. Подсчитают заработанные «классики» и принимают решение помочь героям осуществить их мечту, получают от них благодарность (продукция марки «Простоквашино»). | Развивают навыки участия в групповой работе и принятия совместных решений. Актуализируют личный опыт. Развивают навыки креативного мышления, интеграции знаний, коммуникационные навыки. Решают практические задачи, кейсы. Производят математические расчеты. Совершенствуют навыки работы с информацией и текстом Развивают навыки принятия рациональных финансовых решений. |
Этап 3. Рефлексия | |||
3.1 | 1. Организует работу. - Группам предлагается поработать с приемом «Раньше я думал……, а теперь знаю…..» (П) Приложение 4 – слайд 18 2. Задает вопросы. - А какие из способов, предложенных на занятии, они хотели бы использовать в собственных семьях и домохозяйствах, и почему? | Работают с приемом «Раньше я думал……, а теперь знаю…..» Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Отрабатывают навыки самооценки и самоанализа. Понимают тесную взаимосвязь состояния семейного бюджета и домохозяйства. Осознают необходимость грамотного ведения бюджета и домохозяйства. Анализируют и оценивают разные способы укрепления семейного бюджета и домохозяйства. |
Этап 4. Творческое задание | |||
4.1 | Выдает творческое задание. - Ребята, совместно с родителями продумайте и используйте дополнительные способы грамотного ведения семейного бюджета и домохозяйства. | Получают творческое задание. | Осознают возможность использования полученных знаний и приобретенных умений в реальных условиях ведения хозяйства |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребус 1 Ребус 2 Приложение 1 хозяйство бюджет
Посчитаем доходы и расходы 1 станция 2 станция Семейный совет 3 станция Решаем задачи 4 станция Выбор и х обби 5 станция Конечная 1 2 3 4 5 Карта-схема виртуального путешествия в Простоквашино Приложение 2
Награды за участие в игре за выполнение заданий за творческий подход к решению задач 1 сердечко = 5 классиков Приложение 3
Доходы Расходы Источник Сумма Обязательные Сумма Необязательные Сумма Непредвиденные Сумма Продажа молока 25 к Питание 10 к Ружьё для Шарика 5 к Ремонт крыши дома 5 к Продажа овощей 15 к Оплата услуг ЖКХ 5 к Велосипед 4 к Лечение героев 3 к Зарплата Шарика от подработки сторожем на почте 5 к Ветеринарные услуги 1 к Другие нужды 2 к Прибыль от хобби Матроскина (шитьё, заготовки на зиму) 5 к Корма для животных 10 к Ремонт техники дядей Фёдором 5 к Средства для повышения урожайности 15 к Помощь от мамы с папой дяде Фёдору 10 к Топливо 5 к Итого Итого Станция 1. Посчитаем доходы и расходы Тип бюджета Сбалансированный Профицитный Дефицитный
Как сократить расходы и утеплить сарай? Как прокормить корову Мурку? Как повысить урожай? Станция 2. Семейный совет
ju Задачи домохозяйства Огород Содержание домашних животных -обеспечить посевную (закупка семян и обновление инвентаря) -повысить урожайность (удобрения, полив, обработка от вредителей) -обеспечить кормом -утеплить сарай для кур - лечить по необходимости
Задача 1 Для повышения урожайности наши герои в прошлом году использовали следующие удобрения: - осенью – фосфорно-калийные (затратили на них 6 классиков); - весной – азотные (затратили на них 8 классиков); - химикаты для борьбы с вредителями (затратили на них 5 классиков). Подсчитайте, какую сумму затратили герои? Сравните полученный результат с суммой, заложенной на эту статью расходов в бюджете в этом году, сделайте вывод. В связи с этим предложите героям возможные не затратные и более экологичные способы удобрения почвы и обработки от вредителей. Как это отразится на расходной части бюджета? Станция 3. Решаем задачи
Задача 2 Часть1. Для обработки земли необходимо купить лопату, тяпку, вилы и грабли. В магазине эти инструменты можно купить набором или по отдельности. Товары и цены приведены в таблице. На основе информации из таблицы соберите полный набор инструментов так, чтобы суммарная стоимость покупки была наименьшей по затратам. № товара Наименование товара Цена товара 1 Набор «Лопата – вилы» 10 классиков 2 Грабли 5 классиков 3 Набор «Тяпка – вилы» 12 классика 4 Вилы 6 классиков 5 Набор «Тяпка – грабли» 11 классика 6 Лопата 7 классиков Станция 3. Решаем задачи
Задача 2 Часть 2. Предложите героям возможные способы больше сократить расходы на покупку инвентаря, учитывая, что дядя Фёдор на мопеде может доехать до райцентра, где больше выбора. Станция 3. Решаем задачи
Задача 3 Цена на зерно в фермерском хозяйстве 100 классиков за тонну, а на элеваторе 1 мешок (50 кг) стоит 6 классиков. Где выгоднее закупить зерно для животных? Станция 3. Решаем задачи
Задача 4 Нужно утеплить стену в курятнике, длина которой 6 м, высота – 2 м. Для этого нужно приобрести материалы для утепления. В таблице представлены виды утеплителя. Выберите наиболее выгодный по цене утеплитель. Как можно сэкономить на утеплителе в дальнейшем, используя природные материалы? Виды утеплителя Цена за рулон Стекловолокно (рулон 6 м²) классиков Пеноплекс (рулон 10 м²) 20 классиков Мин вата (рулон 15 м²) 35 классиков Станция 3. Решаем задачи
Черты характера: добрый, доверчивый, нерасчётливый, склонный к спонтанным тратам. Хобби: фотоохота. Черты характера: мудрый, прижимистый, хитрый, экономный. Хобби: шитьё и заготовки. Черты характера: рассудительный, справедливый, самостоятельный. Хобби: ремонт техники. Станция 4. Выбор и хобби
ЗАДАНИЕ 1 (пример) Кот Матроскин поручил Шарику купить на ярмарке семена моркови, капусты, огурцов, помидоров и выделил на покупку 10 классиков. Оказавшись на ярмарке, Шарик сразу же зашёл в ближайший и ярко оформленный павильон, где обратил внимание на пакетики с нужными семенами с самым красивым оформлением. Не задумываясь, он оплатил покупку в кассе, потратив всю сумму, и даже забыл взять чек. На что стоило обратить внимание Шарику перед покупкой? Какие условия произрастания растений в Простоквашино надо было учесть, прежде чем сделать покупку? Почему мы можем назвать поведение Шарика в этой ситуации финансово неграмотным? Какие ошибки он допустил и как их можно было избежать? Как это отразилось на бюджете и их домашнем хозяйстве? Станция 4. Выбор и хобби
ЗАДАНИЕ 2 Вы знаете, что Шарик – страстный фотоохотник. Как использовать его хобби для увеличения бюджета? Предложите возможные варианты. Станция 4. Выбор и хобби
Мечта героев 250 классиков А вы готовы потратить заработанные классики на долгожданную мечту наших героев – приобретение очень нужного в хозяйстве нового трактора?
Благодарность героев
Приложение 4 Задание на этапе «Рефлексия» Подумайте и допишите: «Раньше мы думали………….………….…, а теперь знаем…………………………….!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Данная тема отчасти знакома и актуальна для обучающихся и их семей. У обучающихся разный опыт участия в хозяйственной жизни и ограничены представления о взаимосвязи состояния и ведения домашнего хозяйства. Активное участие в хозяйственной жизни являются той сферой, в которой дети, изучив тему, могут повысить свою значимость в семье. Данная тема также имеет для целевой аудитории и практическое значение. Через изучение темы дети получают способы самореализации и способы самоконтроля. Заинтересованность детей в повышении семейных доходов. Заинтересованность родителей в изучение детьми возможных способов оптимизации семейного бюджета и рационального ведения домашнего хозяйства.
Цель: формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет. Задачи: формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, экономические и социальные устои и традиции; с пособствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы; в оспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету. П ланируемые результаты: Личностные: осознание себя как члена семьи, общества и государства; принимать разумные решения, связанные с распределением средств семейного бюджета; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; развитие навыков сотрудничества в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Планируемые результаты: Метапредметные : Познавательные: - поиск ответов на поставленные вопросы; - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные: проводить простые финансовые расчеты; находить дополнительные источники пополнения семейного бюджета; планировать, распределять денежные средства; владеть способами грамотного ведения семейного бюджета и домохозяйства. Предметные: - знать, что такое личный семейный бюджет, домохозяйство; знать о разных способах оптимизации семейного бюджета; знать правила рационального выбора при покупке и оплате товаров и услуг.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (образовательные технологии, методы и ресурсы) Игровая технология, проблемного обучения, развития критического мышления, информационные технологии, кейс-технология. Станционная игра, элементы творческой мастерской, групповой работы, учебной задачи, словесный, наглядный, сторителлинг , диаграмма связей, поощрение, метод «диаграмма связей». Приемы оценивания, формирование выводов, работа с видеоматериалом, прием «раньше думал…, теперь знаю…»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Место занятия во внеурочной деятельности: в рамках реализации курса по финансовой грамотности. Интеграция с другими видами функциональной грамотности: Финансовая и математическая грамотность Финансовая и читательская грамотность Финансовая и естественно-научная грамотность Финансовая грамотность и креативное мышление Финансовая грамотность и глобальные компетенции Мною подготовлено два интегративных задания. В этих заданиях охвачены все виды функциональной грамотности.
Мультиинтегративное задание: Задание1: Для повышения урожайности наши герои в прошлом году использовали следующие удобрения: - осенью – фосфорно-калийные (затратили на них 6 классиков); - весной – азотные (затратили на них 8 классиков); - химикаты для борьбы с вредителями (затратили на них 5 классиков). 1)Посчитайте, какую сумму затратили герои? Сравните полученный результат с сумой, заложенной на эту статью расходов в бюджете в этом году, сделайте вывод. 2)В связи с этим предложите героям возможные не затратные и более экологичные способы удобрения почвы и обработки от вредителей. Что проверяет: Знания: знать виды удобрений и сроков их введения в почву; знать способы расчетов доходов и расходов; знать правила рационального и безопасного использования удобрений; знать виды химикатов для борьбы с вредителями и их способы использования Умения: научиться находить возможные способы правильного ведения домохозяйства и рационального использования средств семейного бюджета; уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию текста; уметь работать с информацией. Установки: заменить использование фосфорно-калийных и азотных удобрений на не затратные и экологичные ; использовать для борьбы с вредителями народные средства. Ответ: 19 классиков Пояснение : данных средств не хватает для использования исходных удобрений, в связи с этим героям необходимо заменить их на менее затратные и экологичные . Это сэкономит расходную часть бюджета.
Мультиинтегративное задание: Задание2: Кот Матроскин поручил Шарику купить на ярмарке семена моркови, капусты, огурцов, помидоров и выделил на покупку 10 классиков. Оказавшись на ярмарке, Шарик сразу же зашел в ближайший и яркооформленный павильон, где обратил внимание на пакетики с нужными семенами с самым красивым оформлением. Не задумываясь, он оплатил покупку в кассе, потратив всю сумму и даже забыл чек. 1) На что стоило обратить внимание Шарику перед покупкой? Какие условия произрастания растений в Простоквашино надо было учесть, прежде чем сделать покупку? 2) Почему мы можем назвать поведение Шарика в этой ситуации финансово неграмотным? Какие ошибки он допустил и как их можно было избежать? Что проверяет: Знания: знать виды и сроки посева семян; знать виды сельскохозяйственных культур, произрастающих в данной местности; знать правила рационального выбора при покупке и оплате товаров и услуг; знать понятия «масса», «цена», «стоимость», единицы массы и стоимости. Умения: уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию текста; уметь работать с информацией. Установки: принимать разумные решения связанный с распределением средств бюджета. Ответ: поведение Шарика оказалось финансово неграмотным, потому что он обратил внимание только на красочное оформление, при этом допустил следующие ошибки: поспешил, не обратил должного внимания на товар (стоимость, масса, срок годности, условия произрастания семян, производителя товара), потратил все деньги, забыл чек. Это отразится отрицательно на бюджете семьи и домохозяйстве. Пояснение: семена могут оказаться непригодны для посадки в данной местности; из-за отсутствия чека товар не подлежит возврату и обмену.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1) Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват . орг. – М.: ВАКО, 2018. – 112 с. 2) Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова , А.А. Козлова и др.; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. 3) Калашникова Н. Г. Секреты финансовой грамоты. 2—4 классы. Рабочая программа с методическими рекомендациями / Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. — М.: Просвещение, 2020. — 268 с. 4) УМК «Секреты финансовой грамотности», 4 класс, Секрет №9 «Как управлять своими желаниями», Стр.48-53. 5) Мультфильм «Финансовая грамотность детям» https://yandex.ru/video/touch/preview/4303735884760350078 6) Презентация к внеурочному занятию с приложениями.
Реализация данной методической разработки способствует формированию у обучающихся 4 класса: представлений о взаимосвязи состояния семейного бюджета и домохозяйства; умения находить и оценивать возможные способы правильного ведения семейного бюджета и домохозяйства; навыков принятия рациональных финансовых решений; умения соотносить свои желания с финансовыми возможностями и важными целями семьи; установок на необходимость управлять своими желаниями и делать осознанный, ответственный финансовый выбор. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности«Математический калейдоскоп»...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Большие гонки"
В методической разработке сформулированы цели и задачи занятия внеурочной деятельности, описаны планируемые результаты, представлен перечень необходимого оборудования и инвентаря.«Большие гонки...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в 4-х классах по программе "Музей - это интересно".
Занятие в рамках внеурочной деятельности в классепо программе «Музей – это интересно»Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нр...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Семь я. Счастливая семья"
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Семь я. Счастливая семья".Задачи: Раскрыть понятия "семь я" и...
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...