Педагогическая практика "Траектория сотрудничества"
проект

Туртаева Снежана Викторовна

План работы педагога - наставника с молодым специалистом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traektoriya_sotrudnichestva.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вольского муниципального района

«Лицей г.Вольска Саратовской области»

Тема практики: Траектория сотрудничества

Автор практики: Туртаева Снежана Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области», педагог – наставник, победитель ПНПО

г.Вольск, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

Аннотация

3

Введение

4-5

Основная часть

6 - 15

Заключение

16

1. Аннотация

        В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении молодого учителя, инструмент в развитии профессиональных компетенций педагога, в повышении его педагогического мастерства. Индивидуальный план развития «Траектория сотрудничества» составлен исходя из опыта работы по организации системы наставничества в форме «преподаватель - преподаватель». Представленный материал носит практический характер.

2. Введение

Форма наставничества: «Преподаватель - преподаватель»

Ролевая модель: «опытный преподаватель-молодой специалист»

ФИО и должность наставляемого сотрудника: Андреева Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»

ФИО и должность наставника: Туртаева Снежана Викторовна, учитель начальных классов МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»

Срок осуществления плана: с «15» августа 2023 г. по «01» июня 2024 г.
Место реализации: МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»

Тема практики: Траектория сотрудничества

Цель практики: 

Помочь молодому специалисту найти траекторию  личностно - профессионального роста на этапе вхождения в профессию и последующая реализация в ней.

Задачи практики:

1. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в лицее.

 2. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

3. Способствовать успешной адаптации молодого учителя к корпоративной культуре, правилам поведения и выполнения единых требований в образовательной организации.
4. Ориентировать молодого специалиста на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

5. Способствовать формированию у молодого учителя потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.

Условия реализации:

Важными условиями успешного взаимодействия наставника и наставляемого являются соблюдение принципа добровольности, принятие своей роли, наличие объединяющих факторов: общность профессиональных интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, уважение и доверие, мотивация к профессиональному росту и развитию, а также готовность к наставническому взаимодействию.

Инструменты для продуктивного взаимодействия:

1. Баддинг (неформальное общение)

2. Обучение действиям/ совместная деятельность

3. Инструктаж

4. Личный пример

5. Обеспечение ресурсами

6. Совет/ рекомендация

7. Обратная связь

8. Коучинг по модели РОСТ

3. Основная часть

3.1. Индивидуальный план развития под руководством наставника

Направления наставнической деятельности

Конкретные меры и формы

мероприятий по устранению

профессиональных затруднений

Сроки

Показатели результативности практики

Средства и способы реализации практики

1 этап. Интеграция в профессию

1.

Вхождение в трудовую деятельность, приспособление к требованиям и условиям работы, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым

осуществляется

профессиональная

деятельность

1. Определение круга

обязанностей и полномочий молодого специалиста

август – октябрь 2023 – 2024 уч.г.

Знает свои обязанности и полномочия.

Приобретает опыт самостоятельного и качественного выполнения должностных обязанностей и полномочий

Организация обсуждения (беседа)

2. Разработка индивидуального маршрута профессионального развития молодого педагога с учетом выявленных профессиональных дефицитов

сентябрь 2023-2024 уч.г.

Проявляет готовность

к импровизации и избегает шаблонов, разработки программы

собственного профессионального роста

Методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включённое наблюдение», беседа, анкетирование)

3. Знакомство с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность ОО и педагогов

август – октябрь 2023 – 2024 уч.г.

Понимает основания,

регламентирующие

педагогическую деятельность и деятельность ОО.

Понимает содержание

и особенности педагогической деятельности

Организация обсуждения (беседа)

4. Знакомство с требованиями к ведению

школьной документации

и электронного журнала

август – октябрь 2023 – 2024 уч.г.

Соблюдает требования к ведению школьной документации и

электронного журнала

Организация обсуждения (беседа)

5. Знакомство с укладом

школьной жизни, традициями ОО

ноябрь

2023 – 2024 уч.г.

Поддерживает уклад,

атмосферу и традиции

жизни ОО

Информирование (в том числе в форме инструктирования)

2 этап. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО

2.

Проектирование и

реализация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО

1. Изучение обновленного ФГОС НОО

август – октябрь 2023 – 2024 уч.г.

Знает требования

ФГОС НОО к реализации ООП НОО

Консультирование

2. Проектирование рабочих программ по

предметам (с использованием Конструктора

рабочих программ), программ курсов внеурочной деятельности.

Реализация утвержденных рабочих программ

сентябрь 2023-2024 уч.г.

2023-2024 уч.г.

В полном объеме

реализует преподаваемые учебные

предметы, курсы в

соответствии с

утвержденными рабочими программами

Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование

3. Календарно-тематическое планирование учебных предметов с учетом особенностей класса

сентябрь

2023-

2024

уч. г.

Ориентируется на

особенности психофизического развития обучающихся

Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование

4. Разработка и реализация плана воспитательной работы

2023-

2024

уч. г.

В полном объеме

реализует утвержденный план воспитательной работы,

ориентируясь на

разные группы

участников образовательных отношений, учитывая их

потребности, интересы и особенности

Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование

5. Планирование и проведение уроков, внеурочных занятий, воспитательных событий с

использованием современных образовательных технологий, методов, приемов

2023-

2024

уч. г.

Демонстрирует результативность и

потенциальные эффекты представляемых технологий,

методов, приемов

Личный пример наставника, который демонстрирует эффективные стратегии самообразования и саморазвития, профессионализм

6. Использование современных подходов к оценке учебных достижений обучающихся

2023-

2024

уч. г.

Знает современные

подходы к оценке

учебных достижений обучающихся.

Умеет объективно

оценивать знания

обучающихся в соответствии с их реальными учебными

возможностями

Консультирование

7. Систематический

анализ эффективности

учебных занятий и подходов к обучению

2023-

2024

уч. г.

Проявляет способность к анализу своей деятельности и

осмыслению опыта

Консультирование

8. Реализация индивидуального маршрута

профессионального

развития

2023-

2024

уч. г.

Повышение уровня

мотивированности

и осознанности

в вопросах саморазвития и профессионального самообразования

Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование

3 этап. Развитие индивидуального стиля преподавания, выполнения профессиональной деятельности

3.

Развитие индивидуального стиля преподавания, выполнения профессиональной деятельности

1. Реализация индивидуального маршрута

профессионального

развития с учетом выявленных профессиональных дефицитов.

2023-

2024

уч. г.

Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах

саморазвития и профессионального самообразования

Консультирование

2. Планирование и

проведение уроков,

внеурочных занятий,

воспитательных событий с ориентацией на

творческое использование передового педагогического опыта

2023-

2024

уч. г.

Проявляет творческую

индивидуальность и

способность находить

нестандартные пути

решения педагогических задач.

Показывает собственные нестандартные педагогические находки

в практике обучения

и воспитания

Консультирование

3. Социально-профессиональная активность

2023-

2024

уч. г.

Высокий уровень

включенности в педагогическую работу, культурную жизнь ОО.

Участие в конкурсном

движении

Консультирование

4. Анализ результатов

своей профессиональной деятельности

май 2023-2024 уч.г.

Проявляет рефлексивное отношение к своей

педагогической деятельности и профессиональному развитию

Методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включённое наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т. д.)

3.2. Возможность транслирования опыта:

- Открытые  НОД  по различным темам и вопросам образовательной деятельности.

- Мастер-класс, где педагоги разрабатывают методические и дидактические образовательные материалы по заявленной проблеме, тематике, размещают разработанные материалы в открытых информационных зонах – зонах мастер-классов и в консультационном режиме сопровождают деятельность других педагогов по ознакомлению с их материалами.

- Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики.

- Научно-методическая и научно-практическая конференции - удачная форма изучения и обобщения передового опыта.

- Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт.

-  Педагогические чтения. - Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам  образовательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы.

- Семинары  - практикумы.

- Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

- Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.)

- Авторский сайт, блог.

4. Заключение

Возрастание социальной роли учителя на современном этапе сопровождается ростом требований к его профессионализму и личностным качествам. Не только молодым специалистам, но и педагогам, имеющим немалый стаж работы, приходится осваивать новые знания, умения, компетенции. При этом наставничество может и должно занять достойное место в системе профессионального роста учителей, способствуя передаче накопленного опыта в новых формах. По моему мнению наставничество является наиболее эффективной формой персонифицированного сопровождения педагогов, инструментом развития профессиональных компетенций педагога. Считается, что свой опыт нельзя передать другому человеку, но можно и нужно помочь ему накопить свой багаж знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций. Люди, которые через наставничество помогают приобрести другим свои знания и навыки, вызывали, вызывают и будут вызывать уважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сотрудничество при работе с одаренными детьми

В какой области одарённый ребёнок проявит себя?  Это неизвестно.  Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений.  Лучше предоставитьусловия для выбора....

Преемственность в обучении как одно из эффективных условий в системе педагогического сотрудничества

В жизни каждого учителя начальной школы самый тревожный момент – выпуск детей. И любой неравнодушный учитель всегда переживает за судьбу своих учеников. Я осмелюсь дать некоторые советы-рекомендации с...

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников

В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...

Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)

В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...

Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество трех сердец – ученик – учитель – родители»

Говорят, если школа является храмом науки, ярким сообществом детей и взрослых, местом, где кипит настоящая  полнокровная жизнь, в ней будут творчески счастливы ученики и учителя.  Я -...