Педагогическая практика "Траектория сотрудничества"
проект
План работы педагога - наставника с молодым специалистом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traektoriya_sotrudnichestva.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вольского муниципального района
«Лицей г.Вольска Саратовской области»
Тема практики: Траектория сотрудничества
Автор практики: Туртаева Снежана Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области», педагог – наставник, победитель ПНПО
г.Вольск, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
Аннотация | 3 | |
Введение | 4-5 | |
Основная часть | 6 - 15 | |
Заключение | 16 |
1. Аннотация
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении молодого учителя, инструмент в развитии профессиональных компетенций педагога, в повышении его педагогического мастерства. Индивидуальный план развития «Траектория сотрудничества» составлен исходя из опыта работы по организации системы наставничества в форме «преподаватель - преподаватель». Представленный материал носит практический характер.
2. Введение
Форма наставничества: «Преподаватель - преподаватель»
Ролевая модель: «опытный преподаватель-молодой специалист»
ФИО и должность наставляемого сотрудника: Андреева Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»
ФИО и должность наставника: Туртаева Снежана Викторовна, учитель начальных классов МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Срок осуществления плана: с «15» августа 2023 г. по «01» июня 2024 г.
Место реализации: МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Тема практики: Траектория сотрудничества
Цель практики:
Помочь молодому специалисту найти траекторию личностно - профессионального роста на этапе вхождения в профессию и последующая реализация в ней.
Задачи практики:
1. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в лицее.
2. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
3. Способствовать успешной адаптации молодого учителя к корпоративной культуре, правилам поведения и выполнения единых требований в образовательной организации.
4. Ориентировать молодого специалиста на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
5. Способствовать формированию у молодого учителя потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
Условия реализации:
Важными условиями успешного взаимодействия наставника и наставляемого являются соблюдение принципа добровольности, принятие своей роли, наличие объединяющих факторов: общность профессиональных интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, уважение и доверие, мотивация к профессиональному росту и развитию, а также готовность к наставническому взаимодействию.
Инструменты для продуктивного взаимодействия:
1. Баддинг (неформальное общение)
2. Обучение действиям/ совместная деятельность
3. Инструктаж
4. Личный пример
5. Обеспечение ресурсами
6. Совет/ рекомендация
7. Обратная связь
8. Коучинг по модели РОСТ
3. Основная часть
3.1. Индивидуальный план развития под руководством наставника
№ | Направления наставнической деятельности | Конкретные меры и формы мероприятий по устранению профессиональных затруднений | Сроки | Показатели результативности практики | Средства и способы реализации практики |
1 этап. Интеграция в профессию | |||||
1. | Вхождение в трудовую деятельность, приспособление к требованиям и условиям работы, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная деятельность | 1. Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста | август – октябрь 2023 – 2024 уч.г. | Знает свои обязанности и полномочия. Приобретает опыт самостоятельного и качественного выполнения должностных обязанностей и полномочий | Организация обсуждения (беседа) |
2. Разработка индивидуального маршрута профессионального развития молодого педагога с учетом выявленных профессиональных дефицитов | сентябрь 2023-2024 уч.г. | Проявляет готовность к импровизации и избегает шаблонов, разработки программы собственного профессионального роста | Методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включённое наблюдение», беседа, анкетирование) | ||
3. Знакомство с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность ОО и педагогов | август – октябрь 2023 – 2024 уч.г. | Понимает основания, регламентирующие педагогическую деятельность и деятельность ОО. Понимает содержание и особенности педагогической деятельности | Организация обсуждения (беседа) | ||
4. Знакомство с требованиями к ведению школьной документации и электронного журнала | август – октябрь 2023 – 2024 уч.г. | Соблюдает требования к ведению школьной документации и электронного журнала | Организация обсуждения (беседа) | ||
5. Знакомство с укладом школьной жизни, традициями ОО | ноябрь 2023 – 2024 уч.г. | Поддерживает уклад, атмосферу и традиции жизни ОО | Информирование (в том числе в форме инструктирования) | ||
2 этап. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО | |||||
2. | Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО | 1. Изучение обновленного ФГОС НОО | август – октябрь 2023 – 2024 уч.г. | Знает требования ФГОС НОО к реализации ООП НОО | Консультирование |
2. Проектирование рабочих программ по предметам (с использованием Конструктора рабочих программ), программ курсов внеурочной деятельности. Реализация утвержденных рабочих программ | сентябрь 2023-2024 уч.г. 2023-2024 уч.г. | В полном объеме реализует преподаваемые учебные предметы, курсы в соответствии с утвержденными рабочими программами | Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование | ||
3. Календарно-тематическое планирование учебных предметов с учетом особенностей класса | сентябрь 2023- 2024 уч. г. | Ориентируется на особенности психофизического развития обучающихся | Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование | ||
4. Разработка и реализация плана воспитательной работы | 2023- 2024 уч. г. | В полном объеме реализует утвержденный план воспитательной работы, ориентируясь на разные группы участников образовательных отношений, учитывая их потребности, интересы и особенности | Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование | ||
5. Планирование и проведение уроков, внеурочных занятий, воспитательных событий с использованием современных образовательных технологий, методов, приемов | 2023- 2024 уч. г. | Демонстрирует результативность и потенциальные эффекты представляемых технологий, методов, приемов | Личный пример наставника, который демонстрирует эффективные стратегии самообразования и саморазвития, профессионализм | ||
6. Использование современных подходов к оценке учебных достижений обучающихся | 2023- 2024 уч. г. | Знает современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся. Умеет объективно оценивать знания обучающихся в соответствии с их реальными учебными возможностями | Консультирование | ||
7. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | 2023- 2024 уч. г. | Проявляет способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта | Консультирование | ||
8. Реализация индивидуального маршрута профессионального развития | 2023- 2024 уч. г. | Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах саморазвития и профессионального самообразования | Информирование (в том числе в форме инструктирования), консультирование | ||
3 этап. Развитие индивидуального стиля преподавания, выполнения профессиональной деятельности | |||||
3. | Развитие индивидуального стиля преподавания, выполнения профессиональной деятельности | 1. Реализация индивидуального маршрута профессионального развития с учетом выявленных профессиональных дефицитов. | 2023- 2024 уч. г. | Повышение уровня мотивированности и осознанности в вопросах саморазвития и профессионального самообразования | Консультирование |
2. Планирование и проведение уроков, внеурочных занятий, воспитательных событий с ориентацией на творческое использование передового педагогического опыта | 2023- 2024 уч. г. | Проявляет творческую индивидуальность и способность находить нестандартные пути решения педагогических задач. Показывает собственные нестандартные педагогические находки в практике обучения и воспитания | Консультирование | ||
3. Социально-профессиональная активность | 2023- 2024 уч. г. | Высокий уровень включенности в педагогическую работу, культурную жизнь ОО. Участие в конкурсном движении | Консультирование | ||
4. Анализ результатов своей профессиональной деятельности | май 2023-2024 уч.г. | Проявляет рефлексивное отношение к своей педагогической деятельности и профессиональному развитию | Методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включённое наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т. д.) |
3.2. Возможность транслирования опыта:
- Открытые НОД по различным темам и вопросам образовательной деятельности.
- Мастер-класс, где педагоги разрабатывают методические и дидактические образовательные материалы по заявленной проблеме, тематике, размещают разработанные материалы в открытых информационных зонах – зонах мастер-классов и в консультационном режиме сопровождают деятельность других педагогов по ознакомлению с их материалами.
- Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики.
- Научно-методическая и научно-практическая конференции - удачная форма изучения и обобщения передового опыта.
- Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт.
- Педагогические чтения. - Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам образовательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы.
- Семинары - практикумы.
- Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
- Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.)
- Авторский сайт, блог.
4. Заключение
Возрастание социальной роли учителя на современном этапе сопровождается ростом требований к его профессионализму и личностным качествам. Не только молодым специалистам, но и педагогам, имеющим немалый стаж работы, приходится осваивать новые знания, умения, компетенции. При этом наставничество может и должно занять достойное место в системе профессионального роста учителей, способствуя передаче накопленного опыта в новых формах. По моему мнению наставничество является наиболее эффективной формой персонифицированного сопровождения педагогов, инструментом развития профессиональных компетенций педагога. Считается, что свой опыт нельзя передать другому человеку, но можно и нужно помочь ему накопить свой багаж знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций. Люди, которые через наставничество помогают приобрести другим свои знания и навыки, вызывали, вызывают и будут вызывать уважение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сотрудничество при работе с одаренными детьми
В какой области одарённый ребёнок проявит себя? Это неизвестно. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений. Лучше предоставитьусловия для выбора....
Сотрудничество образовательного учреждения и семьи по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.
Семья- ячейка школьного коллектива....
Преемственность в обучении как одно из эффективных условий в системе педагогического сотрудничества
В жизни каждого учителя начальной школы самый тревожный момент – выпуск детей. И любой неравнодушный учитель всегда переживает за судьбу своих учеников. Я осмелюсь дать некоторые советы-рекомендации с...
Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...
Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников
В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...
Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)
В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...
Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество трех сердец – ученик – учитель – родители»
Говорят, если школа является храмом науки, ярким сообществом детей и взрослых, местом, где кипит настоящая полнокровная жизнь, в ней будут творчески счастливы ученики и учителя. Я -...