Педагогическое сотрудничество при работе с одаренными детьми
статья по теме

В какой области одарённый ребёнок проявит себя?  Это неизвестно.  Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений.  Лучше предоставитьусловия для выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание городского методобъединения учителей 3 классов

Тема:  «Работа с одаренными детьми»

Выступление учителя МБОУ СОШ №7 Королевой Г.Г.

Дата выступления 29 декабря 2011год.

Педагогика сотрудничества при работе с одарёнными детьми.


    «Любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более   миллиардной доли тех возможностей,  которые предоставляет ему мир».

                                                                                                                                    (Н. Дубинин)

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит,  важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию.                                

«В душе каждого ребёнка  есть невидимые струны.  Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».  (В.А. Сухомлинский.)

      В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего  потенциала, способности быть автором, творцом , активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Для одарённого ребёнка решение задачи не является завершением работы . Это начало будущей работы . Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления том, что обыденно: «только для того кто не привык самостоятельно мыслить,  не существует проблем.» 

В какой области одарённый ребёнок проявит себя?  Это неизвестно.  Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений.  Лучше предоставить условия для выбора.

      Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проективный;

      Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
-консультирование по возникшей проблеме;

-дискуссия;
- игры.

     Очень важны:

-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

      Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится  в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. 


     Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.

      Используя дифференцированный подход работаю  над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей  учитель должен быть

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-интеллигентным, нравственным и эрудированным;
-владеть современными педагогическими технологиями;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

      При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход ,
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

      Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы «сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.  

      Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.
Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали. 
     Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. 
      Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.  Поэтому направлять деятельность этих детей надо очень осторожно . Важно в   этой работе  применять педагогику сотрудничества учителя , ученика и родителей. Взаимопонимание , сотрудничество помогут одарённому ребёнку достичь больших творческих успехов в   жизни .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Работа с одаренными детьми»

Педагогический проект на тему: «Работа с одаренными детьми»....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

материалы к педагогическому совету "Работа с одаренными детьми"

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него с...

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми  в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...