Программа воспитания и социализации воспитанников интерната при школе МБОУ «Варьеганская ОСШ»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Синяковская Марина Евгеньевна

Сегодня особенно актуальным становится вопрос об использовании в социально-педагогической практике таких форм организации воспитательной работы с детьми, подростками, реализация которых позволяла бы в максимальной степени разрешать или нейтрализовать существующие и актуальные для подрастающего поколения проблемы и противоречия, обеспечивая этим возможности для полноценного развития и саморазвития. Но именно сегодня особенно важной становится не только высокая эффективность используемых форм, но и их малозатратность.Одним из наиболее главных преимуществ интерната при школе является также и его мобильность. Она выражается, в том, что режим работы интерната – это круглосуточное пребывание и проживание детей, круглосуточный режим работы.

            В современном обществе на воспитание возлагаются особые на­дежды, поскольку оно должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально  не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую, краеведческую деятельность.Ориентир на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины, который помогает лучше осознать закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\учитель\Pictures\2021-11-11 Программа социализации\Программа социализации 001.jpg

Оглавление

Паспорт программы

3

Информационная справка

4

Актуальность программы

6

Цели, задачи, принципы реализации программы

7

Этапы и сроки реализации программы

9

Содержание программы

9

Кадровое обеспечение программы

13

Ожидаемые результаты

14

Научно-методическое обеспечение программы

15

Участие средств массовой информации в освещении программы

16

Список литературы

16

Приложение 1. Программа воспитания и социализации

17

Приложение 2. Механизм сетевого взаимодействия (социального партнерства) для реализации программы

21

Приложение3. План работы интерната при школе

22

Приложение 4. Структура управления программой

34

Приложение 5. Аналитический отчет о деятельности волонтерского отряда

35

Приложение 6. Направления развития личности

37

Приложение 7. Реализация краеведческого направления

40

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы 

Программа воспитания и социализации воспитанников интерната при школе

Назначение программы

- определяет стратегические и тактические цели, а также задачи воспитания и социализации воспитанников интерната при школе на период реализации программы;

- определяет основные направления деятельности интерната при школе с учетом социального заказа общества и государства;

- определяет меры по повышению уровня воспитанности.

Разработчики

программы

Курманалиева Гузель Хайрулловна, заместитель директора по воспитательной работе;

Казамкина Тамара Гордеевна, воспитатель интерната;

Куклина Маргарита Павловна, воспитатель интерната;

Синяковская Марина Евгеньевна, воспитатель интерната.

Исполнители

программы

Администрация школы, педагогический коллектив, воспитанники интерната при школе, родители (законные представители)

Руководитель программы

Директор школы Карабаева Наталья Сергеевна

8(952)7210093, e-mail: mouvossh@mail.ru

Куратор программы

Курманалиева Гузель Хайрулловна, заместитель директора по воспитательной работе,

Основания для разработки программы

1. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

    Федерации» от 29.12.2012

2. Конвенция ООН о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5

    декабря 1989 года; ратифицирована Верховным Советом СССР  

13.06.1990 г.);

3. Приоритетный национальный проект «Образование»;

4. Положение об интернате при общеобразовательном учреждении,

    приказ от 23.01.2015 № 08/1-о.

5. ФГОС начального общего образования от 6.10.2009 № 373;

6. ФГОС основного общего образования от 17.12.2010  № 1897;

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). СанПиН 2.4.3259-15

8. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089.

Цель программы

Создание условий для формирования социально-трудовых компетенций, развития личности воспитанников на уровне его возможностей и в соответствии с его потребностями, способного адаптироваться в современных условиях жизни.

Задачи программы

1. Развивать возможности и способности, помогающие в самоопределении, самореализации воспитанников.

2. Оказывать практическую помощь в профессиональном самоопределении воспитанников.

3. Формировать человека мобильного:  этнокультурного, творческого, компетентного гражданина, обладающего социально значимыми компетентностями.

4. Формировать психологическую сплоченность детского коллектива.

Приоритетные

направления

программы 

Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности.   

Использование современных образовательных технологий, ориентированных на личность воспитанника, усиленную мотивацию в обучении, на диалог «воспитатель – воспитанник».

Совершенствование системы самоуправления воспитанников.

Социализация детей   посредством туристско-краеведческой, познавательно-игровой, творческой, гражданско-патриотической, поисково-исследовательской деятельности в интернате при школе.

Срок действия программы

2018 – 2021 гг.  

Этапы реализации программы

I этап - 2018 – 2019 учебный год – организационный

II этап - 2019-2020 годы  - этап практической реализации программы

III этап - 2021 года – обобщающий этап

Ожидаемые результаты программы

Участие интерната при школе в грантовых конкурсах различного уровня, обеспечивающих участие ОУ в программах развития образования России и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Мотивации к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания.

Развитие творческих способностей детей и формирование личности с активной гражданской позицией.

Успешная социализация выпускников при условии формирования социально-трудовых компетенций.

Система организации контроля за выполнением программы

Координатором реализации настоящей программы является МБОУ «Варьеганская ОСШ». Постоянный контроль  выполнения программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Педагогический состав интерната при школе  представляет директору информацию о реализации настоящей программы и осуществляет отчёт о  результатах выполнения Программы на педагогическом совете и на Сайте школы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Интернат при муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Варьеганская общеобразовательная средняя школа» является структурным подразделением общеобразовательного учреждения. Школа является единственным общеобразовательным учреждением посёлка. В микрорайоне школы имеются: сельский Дом культуры, МКУ «Этнографический парк-музей с. Варьеган»,  филиал Новоаганской школы искусств, филиал Новоаганской ДЮСШ, детский сад. Новое здание школы введено в 2005 году. Территория интерната благоустроена и озеленена. Имеется зона детской игровой и спортивной площадки.

Название (по уставу)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варьеганская общеобразовательная средняя школа»

Юридический адрес

 628638, Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, ул. Центральная, 23, с. Варьеган

Фактический адрес

628638, Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, ул. Центральная, 23, с. Варьеган

Год основания

1939 год

Телефон

8(952)7210093

E-mail

mouvossh@mail.ru

Адрес сайта в Интернете

www.86nvr-varyogan.edusite.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя

Карабаева Наталья Сергеевна

Программы дополнительного образования, реализуемые в образовательном учреждении

Программы дополнительного образования по следующим направлениям:

        - интеллектуальное

- эколого-биологическое

- туристско-краеведческое

- спортивное

- художественное

- социальное

Характеристика контингента воспитанников интерната при школе

На начало  2018 – 2019 учебного года в интернат при школе зачислено29 воспитанников (возраст детей от 7 до 17 лет), из них 2 воспитанника из поселка Аган, 1 из деревни Вампугол Нижневартовского района. 28 детей коренных малочисленных народов Севера, родители, которых занимаются традиционными видами деятельности (оленеводство, охота, рыболовство) и проживают на территориях традиционного природопользования.

Социальный паспорт:

  1. Общее количество детей в интернате – 29
  2. Всего семей – 16 (29 воспитанников)
  3. Полных семей – 12 (19 воспитанников)
  4. Неполных семей – 3 (5 воспитанников)
  5. Многодетных семей – 10 (21 воспитанник)
  6. Малообеспеченных семей – 13 (24 воспитанника)
  7. Опекаемый – 1 (1 воспитанник)
  8. Семей, находящихся в социально-опасном положении – 2                     (4 воспитанника)

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации – 2                            (3 воспитанника)

Режим  работы учреждения

Круглосуточное пребывание и проживание детей.

Материально-техническая база ОУ

Интернат располагается на 2-м этаже 2-х этажного здания. Общая площадь составляет 513,8 м2, водоснабжение, отопление и канализация централизованное.    

В интернате оборудованы: 8 спальных комнат для мальчиков и девочек, комната для  самоподготовки, комната для организации досуга (игровая), кабинет воспитателей, чайная комната для принятия пищи, санитарные узлы, душевые комнаты для мальчиков и девочек, раздевалки, медкабинет.

Спальные комнаты, игровая комната укомплектованы необходимой мебелью.

Имеется прачечная, расположенная в отдельном помещении, где ежедневно осуществляется стирка и ремонт постельного и нательного белья. Еженедельно проходит смена постельного белья.

На время проживания в интернате воспитанники обеспечиваются мягким инвентарем, постельными принадлежностями, настольными играми, средствами гигиены.

Ежегодно укрепляется и совершенствуется материально-техническая оснащенность интерната.

Для занятий с воспитанниками по формированию этнокультурных  и профессиональных навыков имеются 2 учебных мастерских, кабинет декоративно-прикладного творчества, спортивный зал, комбинированная спортивная площадка, стадион, пришкольный участок, компьютерный класс, актовый зал, библиотека, школьный краеведческий музей.

Техническое оснащение: компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат,   интерактивное оборудование, локальная сеть, доступ к ресурсам Интернет.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

        Сегодня особенно актуальным становится вопрос об использовании в социально-педагогической практике таких форм организации воспитательной работы с детьми, подростками, реализация которых позволяла бы в максимальной степени разрешать или нейтрализовать существующие и актуальные для подрастающего поколения проблемы и противоречия, обеспечивая этим возможности для полноценного развития и саморазвития. Но именно сегодня особенно важной становится не только высокая эффективность используемых форм, но и их малозатратность. Одним из наиболее главных преимуществ интерната при школе является также и его мобильность. Она выражается, в том, что режим работы интерната – это круглосуточное пребывание и проживание детей, круглосуточный режим работы.

        В современном обществе на воспитание возлагаются особые надежды, поскольку оно должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально  не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую, краеведческую деятельность. Ориентир на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины, который помогает лучше осознать закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

        Формирование ключевых компетенций воспитанников, организации самообслуживания и обеспечении жизнедеятельности, в том числе и социально-трудовых, является приоритетной задачей всей системы современного трудового воспитания.

        Как показывают данные анкетирования родителей, воспитанников  50% выпускники не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Требуется формировать у них компетенции, не соотносимые с конкретным учебным предметом, но интегрирующие знания, умения и навыки, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.

        Идея  формирования социально-трудовых компетенций воспитанников в процессе их обучения и воспитания  является не просто отображением сложившихся в образовании тенденций, стимулирующих поиск способов и средств формирования ответственности воспитанника за его индивидуальный выбор  будущей профессии, определение во взрослой жизни.

        Социально-трудовые компетенции позволяют воспроизводить и творчески перерабатывать в деятельности присвоенный социальный опыт, закрепляя тем самым социальные позиции личности.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        В рамках реализации данной программы воспитанники в сотрудничестве с педагогом будут осваивать социально-трудовой опыт, осуществлять личностно-значимую деятельность в ситуации ее свободного выбора и социально-трудовые пробы.  Благодаря этому будут удовлетворены разнообразные социально и личностно позитивные трудовые интересы детей, лежащие вне учебной деятельности.  

Цель программы: создание условий для формирования социально-трудовых компетентностей, развития личности воспитанника на уровне его возможностей и соответствии с его потребностями, способного адаптироваться в современных условиях социальной жизни.

Задачи, необходимые для достижения цели:

  1. Развить возможности и способности, помогающие в самоопределении, самореализации ребенка.
  2. Оказать практическую помощь в профессиональном самоопределении воспитанников.

3. Формировать человека мобильного:  этнокультурного, творческого, компетентного гражданина, обладающего социально значимыми компетентностями.

Эта  модель ориентирована на запросы и потребности личности воспитанника в соотнесении с современной социально-трудовой ситуацией и компетентностным подходом,  в соответствии со стратегией модернизации образования и воспитания.

Принципы реализации программы:

Принцип гибкости содержания и структуры компетентностно-ориентированного  подхода ориентирует на изменение содержательно-целевых приоритетов, модульное построение образовательных программ.

Принцип демократизма педагогика сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Принцип терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни.

Принцип природоспособности – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения.

Принцип эффективности как формирования навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.

Принцип системности – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.

Принцип социальности – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе.

Принцип социального закаливания – включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Принцип открытости, подразумевает возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс её реализации всех заинтересованных субъектов социума села, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.

Принцип поэтапности – предполагает этапность выполнения Программы, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации.

Принцип культуросообразности – обучение должно открывать ребенку дверь в мировую культуру  через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационный этап (2018-2019 учебный год)

Практическая реализация программы

(2019 -2020 учебный год)

Обобщающий этап

 (2021 год)

Создается инициативная группа, распределяются обязанности, зоны ответственности членов педагогического коллектива. Разрабатывается план деятельности по разработке программы. Разрабатывается инструментарий для отслеживания динамики формирования социально-трудовых компетенций.

Информирование воспитанников, родителей о работе Программы.

Формирование органов самоуправления детей в интернате;

медицинский осмотр детей; проведение инструктажей по ТБ и ЖД.                                                

Реализация основных принципов и задач программы:

включение воспитанников интерната в различные виды коллективно-творческой деятельности;

проведение тематических занятий; работа органов самоуправления.

Внедряются в воспитательную работу совместная деятельность педагогов и воспитанников по формированию социально-трудовых компетенций. Организуется участие воспитанников, педагогов в выставках, конкурсах, праздниках, концертах, мастер- классах всех уровней (район, округ, область). Расширяется сотрудничество с социумом.

Выявляются промежуточные результаты, проблемы, успехи при реализации программы.

Проводится  анализ и  обработка эмпирических данных исследования. Теоретическое   осмысление результатов работы   служит   основой   для внедрения модели формирования социально-трудовых компетенций воспитанников в условиях  совместной  деятельности    школы,  учреждения дополнительного образования и семьи. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов,  подвергается  теоретическому анализу. Проводится  оформление результатов исследования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления работы:

1. Процесс формирования социально-трудовых компетенций воспитанника – важная социально-педагогическая проблема воспитательного процесса.  Его осмысление  потребовало выявить значение совместной деятельности всех участников образовательного процесса в формировании социально-трудовых компетенций школьника.

2. Обоснованы показатели мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, разработаны  критерии, позволяющие определять сформированность социально-трудовых компетенций воспитанников  с учетом уровневых характеристик компетенций,   выделены  уровни элементарной грамотности, функциональной грамотности, компетентности.

3. Для  реализации программы разрабатывается модель  социально-трудовых компетенций воспитанников, включающая  цель, задачи, принципы, содержание, технологии, мониторинг их сформированности. Данная модель, будучи ориентированной на запросы и потребности воспитанника в их соотнесении с современной социально-трудовой ситуацией и компетентностным подходом к образованию, обуславливает ценностные, целевые, содержательные, технологические изменения в содержательных и процессуальных аспектах деятельности образовательных учреждений.

Компетентностно-ориентированный  подход реализуется через программы общекультурного развития, программы дополнительного образования, программы воспитания и социализации воспитанников интерната при школе.

Основные мероприятия по реализации  программы

п\п

Этапы реализации программы

Вид деятельности

Сроки реализации

Ответственные

I этап - организационный (2018-2019 учебный год)

   1

Разработка программы воспитания и социализации воспитанников интерната при школе.

Создание инициативной группы, распределение обязанностей, зон ответственности

Сентябрь - ноябрь 2018 года

Директор, заместители директора

Разработка плана деятельности по разработке программы

Сентябрь - ноябрь 2018 года

Заместитель директора по ВР

Проведение мониторинга, анализа документов для подтверждения актуальности данной программы для воспитанников интерната при школе

Ноябрь - декабрь 2018

Заместитель директора по ВР

Разработка и написание программы

Октябрь - ноябрь 2018

Заместитель директора по ВР

Подготовка к апробации программы

Ноябрь - декабрь 2018

Заместитель директора по ВР

2

Организация мониторинга

Отбор методик, диагностик, анкет, тестов для мониторингового сопровождения программы

Ноябрь 2018 года

Педагог-психолог

Проведение комплексных мониторинговых замеров для всех этапов создания программы

Ноябрь - декабрь 2018

3

Работа с кадрами

Распределение обязанностей между членами рабочей группы по направлениям:

работа с кадрами, организация работы по повышению квалификации педагогов, методического сопровождения реализации программы;

организация мониторинга, корректировки программы;

подготовка документации для реализации программы

общее руководство, контроль и оценка результатов.

Декабрь 2016 года – январь 2017 года

Заместитель директора по ВР

Повышение квалификации педагогов через

семинары;

практикумы;

тренинги;

курсы повышения квалификации;

мастер-классы;

индивидуальные консультации.

Январь - май 2019 года

Заместитель директора по ВР

4

Работа с воспитанни-ками

Изучение уровня социализации воспитанников

2 раза в год

Педагог-психолог

Изучение уровня профориентационных навыков

2 раза в год

Изучение запроса воспитанников и родителей (законных представителей в профориентационных услугах)

1 раз в год

Обработка и первичный анализ данных

2 раза в год

5

Разработка и модернизация имеющихся программ дополнительного образования, внеурочной деятельности, элективных курсов по формированию социально-трудовых компетенций.

Определение перспективных направлений для создания новых краткосрочных программ по формированию социально-трудовых компетенций.

Январь - февраль 2019 года

Заместитель директора по ВР, педагоги ОУ

Разработка и модернизация программ

Февраль - апрель 2019 года

Утверждение программ на МО.

Апрель - май 2019 года

Анализ имеющихся ресурсов.

Январь - февраль 2019 года

6

Модернизация материально-технического обеспечения

Составление заявок, смет на материально-техническое обеспечение для реализации программ.

на закупку необходимого оборудования для  мастерских, кабинетов;

материалов для обеспечения  работы над реализацией программы.

Февраль - май 2019 года

Директор, заместитель директора по ВР, заведующий хозяйством

7

Контроль и оценка результатов I этапа реализации программы

Корректировка программы.

Апрель - май 2019 года

Директор, заместитель директора по ВР

Проведение семинаров для участников проекта.

Май 2019 года

II этап - 2019-2020 учебный  год  - этап практической  реализации программы

1

Мониторинг  

Проведение комплексных мониторинговых замеров на всех этапах реализации программы

В течение всего срока реализации программы

Педагог-психолог

2

Работа с кадрами

Повышение квалификации педагогов через

семинары;

практикумы;

тренинги;

курсы повышения квалификации;

мастер-классы;

индивидуальные консультации.

Не менее 2 раз в течение всего срока реализации программы

заместитель директора по ВР

Организация участия педагогов в выставках, конкурсах, праздниках, концертах, мастер-классах, для повышения квалификации педагогов, обобщения опыта, сбора методического материала, демонстрации приобретенных знаний, умений и навыков ПДО.

Не менее 2 раз в год в течение всего срока реализации программы

заместитель директора по ВР, педагоги

3

Работа с воспитанниками

Диагностика уровня развития личностных качеств воспитанника

2 раза в год

Педагог-психолог

Организация участия воспитанников в выставках, конкурсах, праздниках, концертах, мастер-классах всех уровней (район, округ, область).

Не менее 2 раз в год в течение всего срока реализации программы

4

Внедрение программ

Внедрение программ по формированию социально-трудовых компетенций в программы дополнительного образования, внеурочной деятельности, элективных курсов.

В течение всего срока реализации программы

Педагоги д.о.,

Учителя-предметники

5

Выявление промежуточных результатов, проблем, успехов при реализации образовательных программ разного вида

Проведение мониторинговых замеров, диагностик и т.д.

Не менее 2 раз в год в течение всего срока реализации программы

Педагоги д.о.,

Учителя-предметники

6

Корректировка образовательных программ дополнительного образования детей

Работа над совершенствованием программ

В течение всего срока реализации программы

Педагоги д.о.,

Учителя-предметники

7

Модернизация материально-технического обеспечения дополнительного образования детей

Составление заявок, смет на материально-техническое обеспечение дополнительного образования детей:

на закупку необходимого оборудования для  мастерских, кабинетов;

материалов для обеспечения  работы над реализацией программы.

1 раз в год

Педагоги д.о.,

Учителя-предметники

III этап – обобщающий  этап (2021 год)

1

Контроль и оценка результатов II и III этапов реализации программы

Мониторинг результатов на каждом промежутке апробации программы

Февраль – май 2021

Заместитель директора по ВР

2

Промежуточное и заключительное подведение итогов за определённый период

Проведение семинаров для участников проекта

Октябрь 2021

Заместитель директора по ВР

3

Экспертиза

Проведение экспертной оценки реализованной программы или промежуточных итогов программы

Март – май 2021

Заместитель директора по ВР

4

Обобщение и распространение опыта

Выявление положительных результатов реализации программ, улучшения показателей личностных качеств, адаптационных процессов, умений и навыков детей КМНС

Систематизация, распространение опыта для внедрения в других ОУ.

Ноябрь-декабрь 2021

Заместитель директора по ВР

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Предмет

Творческая тема

Планируемый результат

1

Казамкина Тамара

Гордеевна

Воспитатель интерната

«Развитие личностных особенностей воспитанников интерната на основе традиций народов Севера в условиях реализации ФГОС».

Развитие творческого отношения к труду, деятельности.

Формирование у воспитанников чувство ответственности за порученное дело.

2

Куклина Маргарита Павловна

Воспитатель интерната

 «Индивидуально-личностное развитие воспитанников интерната на основе традиционной культуры Югры в условиях реализации ФГОС».

Развитие творческого отношения к труду, деятельности.

Воспитание этнокультуры и межнационального общения.

Оформление презентаций, проектов и исследовательских работ.    

3

Синяковская Марина Евгеньевна

Воспитатель интерната

«Саморазвитие личности воспитанников пришкольного интерната как условие профессиональной подготовки в условиях реализации ФГОС».

Развитие творческого отношения к труду, деятельности.

Привитие навыков культурного поведения, аккуратности,  самообслуживания.

ОЖИДАЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Одним из результатов реализации Программы должно стать развитие кадрового потенциала воспитательной системы интерната, поскольку воспитатели будут включены в систему научно-методической поддержки и сопровождения с учетом потребностей образовательной системы Нижневартовского района и имеющихся у самих педагогов интересов. Предполагается расширение возможностей для профессионального общения педагогов ХМАО – Югры с коллегами из других регионов России.

Согласно ФГОС, реализация Программы должна привести к достижению ряда воспитательных результатов и воспитательных эффектов у воспитанников. Воспитательный результат программы – духовно-нравственное развитие личности ребенка благодаря его участию в различных воспитательных мероприятиях. Воспитательный эффект программы – влияние духовно-нравственного развития на повышение качества всей жизни обучающегося. Результатом и итогом работы педагогического коллектива школы должно стать формирование у воспитанника системы базовых национальных ценностей:  

  • патриотизма;  
  • социальной солидарности;
  • гражданственности;
  • семьи;
  • труд и творчества;
  • наука;  
  • традиционных российских религий;
  • искусства и литературы;  
  • природы;  
  • человечества.

Следующим ожидаемым результатом должно стать увеличение количества родителей, участвующих в школьной жизни детей вследствие установления воспитателями и классными руководителями особых взаимоотношений с ними, которые помогут развивать и формировать будущую личность в правильном направлении.

Социальный:

– участниками Программы успешно освоены навыки коммуникативного общения;

– приобретён положительный опыт самоуправления при организации  

жизнедеятельности детского коллектива;

–  повышено у детей активная гражданская позиция;

–  выработано чувства патриотизма;

–  развито чувство уважение к родной природе;

–  выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в интернате.

Образовательный:

–  расширен диапазон знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения и в различных областях деятельности;

–   использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности;

–   повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной  деятельности.

Культурный:

–  воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья;

–  воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни;

–  приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности;

–  была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Контроль за выполнением Программы осуществляется путем анализа:  

  • отчетной документации воспитателя,
  • «Портфолио» воспитанника;
  • публичного отчета.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Изданы  методические пособия:

1. Варьеганцы в годы Великой Отечественной войны в сборнике работ учащихся, педагогов Нижневартовского района, посвященные 60-летию Победы в  Великой Отечественной войне, «Защитникам Отчизны посвящается…», Нижневартовск, ООО «Печатное агентство «Экселент-Н», 2005

2. Включение национально-регионального компонента в содержание образования.//Этномир: образование и культура/Сборник научно-методических работ. – Вып.1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

3. Интегрированный урок по краеведению и охотоведению на территории парка-музея села Варьеган «Родовые угодья и развитие традиционных видов  деятельности» в сборнике научно-методических  работ, выпуск № 1 «Этномир:   образование и культура», Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2007

3.О малой родине – с любовью: Сборник составлен на основе материалов, подготовленных образовательными учреждениями. Посвящается 80-летию Нижневартовского района, Нижневартовск,

ООО «Печатное агентство «Экселент-Н», 2008

4. Альманах творческих и исследовательских работ учащихся «Нижневартовскому району посвящается…», Излучинск, ООО «Печатное агентство «Экселент-Н», 2013

5.Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Языки и культура коренных малочисленных народов Севера в условиях глобализации: современное состояние и перспективы развития». //Этномир: образование и культура/Сборник научно-методических работ. – Вып.4. – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2012

6. Формирование культуры межнационального общения у школьников как фактор готовности их к жизни (из опыта работы) / сост. Дубровко О.В., Карабаева Н.С.  – Нижневартовск, 2013.  

УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ ПРОГРАММЫ

Важным элементом является осуществление информационной поддержки средствами массовой информации в ходе реализации проекта. Педагогами освещаются мероприятия в школьной газете «Киври», газете «Новости Приобья» и на местном телевидении. Также информация о ходе реализации проекта размещена на школьном сайте.

  • Зеленская М. Поэты земли Югорской//Новости Приобья. – 2015 с.5
  • Зеленская М. Варьеганские легенды//Новости Приобья. – 2015. -  №44. – с.4
  • Гребенщикова А. Где учат языку соболя?//Новости Приобья. -  2013. - №101. – с.4
  • Сардакова О. Айваседа А. И получится слово Варьеган//Новости Приобья. – 2011. - №59. – с.4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев С.В. 100 творческих конкурсов. Инновационно-методический центр. Кострома.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методическийкоструктор: пособие для учителя /М.: Просвещение, 2011г.

3. Иванченко В.Н. Занятия в систеиме дополнительного образования детей. Издательство «Учитель», 2007 г.

4. Ковалько  В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу 1-4 класс».

5. Никульков А.Н. «Школьная площадка»; г. Новосибирск, 2006г.

6. Суворова О.М. «Сценарии школьных праздников». Центр «Педагогический поиск». Москва 2002г.

7. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г. «Радуга над Экландией», г. Москва, 2005г.

8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

9. http://festival.1september.ru/

10. http://www.zavuch.info/

Приложение 1.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Общие положения

        Интернат при школе – старейшее в Югре учебное заведение для детей из числа коренных малочисленных народов Севера считает своей миссией создание возможностей для получения полноценного образования детьми и успешной социализации их на основе интеграции возможностей учебной и воспитательной деятельности в образовательном процессе с учетом уникальных воспитательных возможностей педагогического коллектива школы.

        Программа воспитания и социализации интерната при школе определяет ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы, которые соответствуют современным стандартам образования и учитывают специфику учебного заведения.

        Программа является ориентиром для каждого педагога, поскольку в ней интернат при школе рассматривается как единая, целостная воспитательная система. Интернат при школе – это всегда особая, уникальная социально-педагогическая среда, в которой легко формируются гармоничные,  комфортные отношения между людьми. Таким образом, такая форма организации проживания и конструктивного досуга воспитанников, как интернат имеет целый спектр богатейших социально-педагогических возможностей.

Ценностные ориентиры воспитания

Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все её основные признаки, его содержание детерминировано этнокультурой народов КМНС и общества. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социально-культурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для её самореализации.

Интернат при школе призван стать для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности, где воспитанникам будет оказана помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитание – целенаправленный процесс развития личности. Воспитательная система интерната имеет целенаправленный характер, сложную, многогранную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптирующуюся к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.

Главными факторами эффективности воспитательного процесса являются его системность и целенаправленность.

Основная цель воспитательной работы интерната при школе – формирование этнокультурного, творческого, компетентного гражданина большой и малой Родины, осознающего ответственность за бережное отношение к природе и её богатствам, к духовным и культурным традициям многонационального народа России.

Задачи, решаемые в процессе воспитательной работы интерната, лежат в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений.

Задачи, решаемые в сфере личностного развития:

  1.  формирование способности к духовному развитию;
  2.  укрепление нравственности;
  3.  формирование основ морали и совести;
  4.  принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей, национальных этнических духовных традиций;
  5.  формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.

Задачи, решаемые в сфере общественных отношений:

  1. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  2.  знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями

семьи КМНС;

  1.  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
  2. сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  3.  развитие социальной активности, побуждение к волонтёрской добровольческой

деятельности;

  1. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

        Достижение цели осуществляется через разные направления воспитательной работы. Особенности организации воспитательного процесса обусловлены возрастом воспитанников, на которых необходимо ориентироваться, так как меняются интересы и лидирующие виды деятельности, которые и формируют личность. Поэтому любую общешкольную задачу необходимо адаптировать.

        В основу разработанной программы положены следующие компоненты: систематизация предшествующего опыта формирования личности; разработка и своевременная корректировка программ модулей; создание благоприятного психологического климата для самовыражения и саморазвития воспитанников; формирование единого пространства, включающего все сферы жизнедеятельности. Система воспитательной работы позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, подчеркнуть только ему присущий имидж, развивает оригинальность мышления воспитанника, помогает развивать уверенность в себе, научить его самоконтролю и саморегуляции, поддерживать постоянный интерес к учению, развивает способность к рефлексии. Данная программа представляет собою комплекс мероприятий: тренингов, бесед, спортивных игр на местности, соревнований, краеведческих викторин, которые проводятся в интернате при школе в целях оздоровления, эколого-краеведческого и патриотического воспитания детей и подростков. Деятельность   программы интерната при школе  во всех  её формах способствует всестороннему развитию личности воспитанника, направлена на улучшение его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Особенности реализации программы.

        Настоящая программа определяется как целостная социальная система. Она обеспечивается сформированной социальной средой  интерната и укладом школьной жизни. Формирование особого нравственного уклада школьной жизни включает в себя воспитательную, учебную, социально значимую деятельность обучающихся. Реализация и полноценное функционирование данной программы основывается на взаимодействии и согласовании усилий всех социальных субъектов – участников воспитания: интерната при школе, семьи, общественных организаций, включая и детские общественные организации и организации учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

         Воспитатель является главным регулятором деятельности воспитанника во второй половине дня: проводит занятия, организует внутригрупповые мероприятия, выезды и экскурсии группы или сопровождает воспитанников в пеших экскурсиях, контролирует выполнение домашнего задания, следит за соблюдением режима дня, участвует в организации и подготовке к внешкольным и внутришкольным мероприятиям, обеспечивает связь интерната с семьей. Время, отводимое на выполнение функциональных обязанностей, регулируется составом группы и нагрузкой каждого конкретного воспитателя.

        Планируя свою деятельность, коллектив воспитательной службы учитывает пять направлений развития личности, закрепленных ФГОС:

  1. Учебно-познавательное
  2. Здоровьесберегающее
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Трудовое воспитание  и профориентация
  5. Духовно - нравственное
  6. Правовое воспитание и культура безопасности
  7. Воспитание семейных ценностей
  8. Экологическое

Основными видами деятельности при организации воспитательного процесса по данным направлениям являются:

  1. Игровая;
  2. Познавательная;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. Художественное творчество;
  6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. Техническое творчество;
  8. Трудовая (производственная) деятельность;
  9. Спортивно-оздоровительная деятельность;
  10. Туристско-краеведческая деятельность.

      Данные виды деятельности естественно вписаны в режим дня воспитанников.

Виды деятельности реализуются в следующих формах работы:

  • этические беседы;
  • проблемно-ценностные дискуссии;
  • тематические диспуты;
  • интеллектуальные клубы;
  • библиотечные вечера;
  • музейные вечера;
  • познавательные экскурсии;
  • викторины; конкурсы;
  • дидактические игры;
  • игры с ролевым акцентом, развивающие игры, деловые игры;
  • коллективные творческие дела;
  • социально-образовательные проекты;
  • компьютерные практикумы;
  • просмотр кино - видео- телефильмов, спектаклей, концертов;
  • трудовые десанты; ОПТ;
  • спортивные турниры;
  • художественные выставки;
  • участие в социальных акциях;
  • исследовательские проекты;
  • ярмарки;
  • интеллектуальные марафоны;
  • туристско-краеведческая экспедиция;
  • поисково-краеведческая экспедиция;
  • праздничные «Чаепития, встречи со старожилами, родителями».

Содержание программы

        Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по развитию детского движения, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, спортивных соревнований и эстафет. Обучение осуществляется по принципу теория – практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

Структура органов самоуправления

Основной организационной единицей в интернате является детский коллектив. Общим собранием выбирается среди детей в коллективе  староста интерната. Жизнь воспитанников организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию самостоятельности путём создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.

Органы самоуправления интерната при школеПохожее изображение

Приложение 2.

Механизм сетевого взаимодействия (социального партнерства)

по реализации программы

Приложение 3.

План работы интерната при школе на 2018/2019 учебный год

Цель: создание оптимальных  условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников и их успешной социализации в  современном обществе.

Задачи:

  1. Формировать гражданскую и правовую направленность личности,  активную жизненную позицию, воспитывать    гордость за своё Отечество и ответственность  за судьбу своей страны.
  2. Формировать у воспитанников  всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
  3. Создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков.
  4. Создавать условия для становления, развития интеллектуальных возможностей  воспитанников средствами воспитательной работы.
  5. Формировать эффективную систему профилактической работы.
  6. Поддерживать совместную систему работы с родителями и общественностью.
  7. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям,  формировать умения  построения межличностных отношений.
  8. Развивать детское самоуправление, формировать у воспитанников чувства ответственности, самостоятельности, инициативы.
  9. Проводить профориентационную работу с воспитанниками  в соответствии с интересами и склонностями  и с учетом потребностей региона.
  10.  Сотрудничать с узкими специалистами школы (соцпедагог, психолог, логопед, дефектолог, медсестра) и другими структурами в плане профилактики правонарушений и школьной дезадаптации.

Для реализации задач интерната в плане выделены 8 основных направлений:

  1. Учебно-познавательное
  2. Здоровьесберегающее
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Трудовое воспитание  и профориентация
  5. Духовно - нравственное
  6. Правовое воспитание и культура безопасности
  7. Воспитание семейных ценностей
  8. Экологическое

Направление деятельности

Содержание работы

Цели и задачи

Сроки

Ответственный

I.

Учебно-познавательное

1. Проведение собрания воспитанников интерната.

Скоординировать

деятельность органов самоуправления интерната;

решение общих   вопросов.    

Сентябрь,  декабрь,

март, май

Воспитатели

3. Конкурсу чтецов «Малые Вэлловские чтения», «Поэты Югорской Земли».

Воспитывать уважение к творчеству поэтов  Югры.

Сентябрь,

март

Воспитатели

4.Конкурс  «Лучший лидер чтения» (по классам).

Повышение интереса к чтению

Раз в четверть.

Воспитатели, учебный сектор.

5. Вовлечение воспитанников в предметные кружки, факультативы.  

Формирование и развитие интересов воспитанников

В течение года

 Воспитатели

6. Диагностика уровня

воспитанности детей.

Выявление УВ воспитанников на начало и конец учебного года.

Октябрь,

апрель.

 Воспитатели

7. Участие в образовательной акции  «Фронтальный диктант по хантыйскому, мансийскому и ненецкому языкам»

Повышение грамотности по родным языкам коренных малочисленных народов Севера.

Февраль

Учителя родных языков, воспитатели.

8. Акция «Пропускам уроков – нет!»

Соблюдение и выполнение правил  Устава школы.

Раз в четверть.

Воспитатели, учебный сектор.

9. Рейды по проверке учебных принадлежностей.

Воспитание бережного отношения к результатам своего труда,  к школьному имуществу, учебникам.

Раз в четверть:

сентябрь, декабрь, март, май.

 Воспитатели

10.  Участие воспитанников в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах.

Развитие интеллектуальных способностей

В течение года

 Воспитатели,

Учителя-предметники

11. Организация самоподготовки.

Воспитание ответственного отношения к учебе, формирование самоконтроля.

В течение года

Воспитатели,

II.

Здоровье-сберегающее

1.Проведение профилактических бесед.

Оценка состояния здоровья воспитанников.

В течение года, после каникул, праздничных и выходных дней.

Медсестра,

Воспитатели.

2. Утренняя зарядка

Сохранение  и укрепление здоровья детей

Ежедневно

Воспитатели, спортивный сектор.

3. Инструктажи по ТБ.    

   Профилактика ДТП.

Формирование бережного отношения к своей жизни и окружающих

В течение года

Воспитатели,

инженер по ОТ.

4. Лекции, беседы с медицинскими работниками.

Расширение знаний детей о культуре здоровья.

В течение года

Медсестра,

воспитатели

5. Контроль воспитанников, посещающих спортивные секции и внеурочные занятия.

Вовлечение детей в спортивно – оздоровительные и гражданско-патриотические кружки и секции.

В течение года

Воспитатели,

тренер преподаватель, учителя физкультуры.

6. Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание и укрепление здоровья детей.

 Ежедневно

Воспитатели,

преподаватели физкультуры.

7. Конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему «Здоровье глазами ребенка»

Формирование у детей навыков здорового образа жизни.

В течение года

Воспитатели

7. Участие в спортивных мероприятиях.

Привлечение воспитанников к здоровому образу жизни.

В течение года

Воспитатели,

педагоги ДО,

учителя физкультуры.

8. Участие в месячнике здоровья.

Пропаганда ЗОЖ

Апрель

Воспитатели,

учителя физкультуры, педагоги ДО.

9. День защиты от ЧС.

Расширение знаний детей о действиях при ЧС.

По плану

Воспитатели

10. Правила поведения в трудной жизненной ситуации.

Расширение знаний детей о правилах поведения.

По плану

Воспитатели, соц. работник, психолог

11.Беседа врача-нарколога по профилактике наркомании и пропаганде ЗОЖ.

Формирование представлений о ценности здоровья.

По плану

Зам. По воспитательной работе,  соц. работник.

III.

Гражданско-патриотическое, краеведческое

1. Беседа с детьми: « День солидарности в борьбе с терроризмом».

Формирование у воспитанников  представление о терроризме.

Сентябрь

Воспитатели

2. Проведение экологических акций и субботников. 

 Воспитание  социальной ответственности за чистоту окружающей среды.

Сентябрь,

май

Воспитатели

3.Поздравление пожилых людей с праздником.

Укрепление связи между поколениями.

Октябрь

Воспитатели

4.Участие в месячнике  «Правовых знаний».

Формирование активной жизненной позиции подростков.

Ноябрь

Воспитатели, учителя, педагог организатор

5.Участие в Декаде «КМНС»

Воспитание любви к малой Родине.

 Расширение знаний и представлений детей о родном крае.

Декабрь

Воспитатели,

Учителя родного языка

6. Участие в месячнике гражданско-патриотического воспитания.

Формирование активной жизненной позиции подростков.

Февраль

Воспитатели,

учитель ОБЖ

7. Памятные акции  у Памятного знака, погибшим в ВОВ - вахты Памяти;

8. Просмотр фильмов на данную тему.

Воспитывать в детях уважение к народным героям, чтить историческую память.

Май

В течение  года

Воспитатели

Воспитатели

9. Беседы, викторины, воспитательные мероприятия по темам «Семья», «Общение», «Этикет», «ГС», «Отношение к своему национальному языку и культуре».

Воспитание сознательно – активной личности, ответственной перед обществом.  Развитие  уважительного отношения к людям, к своей семье и   Родине.

В течение  года

Воспитатели,

СДК, библиотекарь, школьная библиотека, школьный музей.

IV.

Трудовое воспитание  и профориентация

1. Проведение экологических акций и субботников. 

 Воспитание  социальной ответственности за чистоту окружающей среды.

Сентябрь,

май

Воспитатели

2. Информирование родителей (согласие на выполнение сельскохозяйственных работ в свободное от учёбы время на школьном земельном участке).

Формирование трудовых  компетенций  у воспитанников, значимость общественного полезного труда.

Сентябрь,

май

Воспитатели, инструктор по труду.

3. Акция «Забота», «Милосердия», «День добрых и полезных дел».

Привлечение воспитанников к трудовой деятельности, оказание помощи и поддержки одиноким пожилым людям.

В течение года

Воспитатели.

4.Экскурсии по предприятиям села  Варьеган.

Знакомство с различными видами труда и профессиями.

В течение года

Воспитатели

5. Организация и проведение презентаций «Труд нашей семьи».

Знакомство с трудовыми династиями семьи. 

Декабрь

Воспитатели

6. Работа в учебно-производственных мастерских, посещение кружков  «Художественная обработка древесины»,  «Национальный сувенир», «Маленький мастер»,  «Рукодельница», «Бисеринка», «Очумелые ручки».

Воспитание трудовых навыков. Формирование трудовых  компетенций  у воспитанников.

В течение года

Воспитатели, учителя  технологии, инструктор  по труду.

7. Разработка буклетов, памяток о профессиях.

Формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии.

Информирование через выпуск буклетов, памяток о пути получения профессии.

В течение года

Воспитатели

8. Конкурс рисунков по профориентации.

Знакомство с профессиями.

Апрель

Воспитатели

9. Акция «Чистый двор».

Формирование трудовых  компетенций  у воспитанников.

В течение года

Воспитатели

10. Операция «Росток».

Формирование  бережного отношения к комнатным растениям.

 Еженедельно в течение года

Воспитатели

11. Организация дежурства по столовой, спальным комнатам, распределение поручений.

Привлечение  детей к самообслуживанию.

Ежедневно в течение года

Воспитатели

12. Оказание помощи школьной и сельской библиотеке в ремонте учебников и книг.

Воспитание нравственности и бережного отношения к книгам.

В течение года

Воспитатели, школьный библиотекарь

 13. Оформление стенда по профориентации.

Беседа «Профессии, востребованные на рынке труда»«Склонности и интересы в выборе профессии».

Предоставление информации о профессиях, специальностях, необходимых в данном    экономическом районе.

Определение интересов и склонностей воспитанников

В течение года

Воспитатели, соцпедагог, психолог.

14. Выставка  поделок детского прикладного творчества.

Воспитание нравственности, развитие трудовых компетенций,

формирование представлений об эстетических нормах.

В течение года

Воспитатели, мастера производственного обучения.

15. Временное трудоустройство несовершеннолетних воспитанников в летний период.

Помощь в подготовке документов для трудоустройства.

Май

Воспитатели, соцпедагог.

V.

Духовно-нравственное

  1. 1.Участие в  школьных праздниках:

Повышение уровня нравственности, духовности, морального и эстетического воспитания, через участие воспитанников  интерната в мероприятиях школы и интерната.

Зам по ВР школы, воспитатели

  • День знаний

сентябрь

Воспитатели,

  • День пожилого человека

октябрь

Воспитатели,

  • День учителя

октябрь

Воспитатели,

  • Осенний бал

октябрь

Воспитатели,

педагог - орг.

  • День матери

ноябрь

Воспитатели.

  • Международный день  инвалидов

декабрь

Воспитатели

  • Декада «КМНС»

декабрь

Воспитатели, учителя родного языка, руководители ДПИ и кружков.

  • Новый год

 декабрь

Воспитатели,

педагог - орг.

  • День защитника Отечества

февраль

Воспитатели,

педагог - орг.

  • Фронтальный диктант по родным языкам

февраль

Воспитатели, учителя родного языка,

  • Международный женский день

март

Воспитатели,

педагог - орг.

  • Конкурс рисунков, посвященный Дню космонавтики

февраль

Воспитатели

  • Масленица

февраль

Воспитатели

  • Пасха

апрель

Воспитатели

  • День Победы

май

Воспитатели,

педагог - орг.

  • День Семьи

май

Воспитатели

  • Международный день Музеев

май

Воспитатели, сотрудники музея.

2. Участие в поселковых мероприятиях:

Формирование у воспитанников потребности помочь пожилым и инвалидам.

Приобщение к национальной культуре народов ханты и ненцев.

 Расширение знаний в области национальной культуры, традиций, обычаев

В течение  года

Воспитатели, СДК,              МКУ «ЭПМ с. Варьеган»

  • День пожилых людей;

  • Международный день  инвалидов

октябрь

декабрь

Воспитатели, СДК,                 МКУ «ЭПМ с. Варьеган»

  • День охотника – оленевода;
  • День прилета Серой вороны;
  • День села.

декабрь апрель

Воспитатели,

СДК

3. Беседы, воспитательные мероприятия по темам «Семья», «Общение», «Этикет», «Толерантность».

Воспитание сознательно – активной личности, ответственной перед обществом.  Развитие  уважительного отношения к людям, к своей семье, к  Родине.

В течение  года

Воспитатели, СДК, библиотекарь, школьная библиотека, музей школы.

 4. Операция «Забота» по оказанию шефской помощи, пожилым людям, инвалидам

Формирование у детей потребности в оказании помощи пожилым людям села.

 В течение  года

Воспитатели.

5.Оформление стенда: “Наши выпускники ”

Формирование общечеловеческих ценностей.

Апрель

Воспитатели.

VI.

 Правовое воспитание и культура  безопасности  

1.Взаимодействие с   узкими специалистами школы  (соцпедагог, психолог)

Оказать  помощь в профилактической работе и решение проблемных ситуаций.

В течение года

Воспитатели, соц. педагог, психолог.  

2.Выборы актива интерната

Организации самоуправления в интернате.

сентябрь

Воспитатели

3.Конкурс рисунков и плакатов «Конституция- гарант будущего», «Страна, в которой я живу»

Раскрытие творческого потенциала воспитанников через актуализацию данной темы.

декабрь

Воспитатели

4.Проведение обучающих тренировочных эвакуаций.

Совершенствовать навыки работников и воспитанников по быстрой эвакуации из здания

В течение года

Воспитатели, младшие воспитатели.  

5. Работа с  семьей и детьми, находящимися в социально-опасном положении, опекаемыми:

- учет воспитанников данной категории;

- планирование работы с данными детьми;

- шефская работа учителей, воспитателей и родительского комитета.

Организация комплексной помощи семье.

Вовлечение детей в различные виды полезной  деятельности, способствующей становлению личности.

В течение года

Воспитатели, соц. педагог, психолог.  

6.Воспитательные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка», «Государственная символика».

Повысить уровень  и значимость правовой  грамотности воспитанников.

В течение года

Воспитатели,

соц. педагог, библиотекарь.

7. Профилактические мероприятия, направленные на  воспитание активной жизненной позиции и формирования навыков ЗОЖ

Пропаганда  ЗОЖ

В течение года

Воспитатели,

соц. педагог

8. Профилактическая работа с семьями  СОП, (беседы, консультации, лекции).

Оказание различных видов помощи и контроль над ситуацией.

В течение года

Воспитатели,

психолог,

соц. педагог.

9.Организация тематических встреч с работниками, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Формирование отрицательного отношения ребенка
к наркомании, алкоголю, табакокурению и другим противоправным действиям.

В течение года

Зам. по воспитательной работе, соц. педагог, воспит.

10. Просмотр видеофильмов на тему: «Наркомания, токсикомания среди несовершеннолетних», «Алкоголь, курение – вредные привычки».

Снижение числа воспитанников «группы риска».

В течение  года

Воспитатели,

соц. педагог.

11.Отчеты органов самоуправления на собрании

воспитанников интерната

Демократизация управления детским коллективом

май

Воспитатели,

органы самоуправления.

12. Профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ  среди несовершеннолетних.

Формирование жизненной позиции, основанной на системе общечеловеческих ценностей.

В течение  года

Воспитатели, соц. работник, психолог, медсестра.

VII

Воспитание семейных ценностей

1. Проведение родительских собраний.

 Формирование взаимодействия с семьёй в целях всестороннего развития личности ребёнка.

Сентябрь

декабрь

май

Воспитатели, медсестра, соц. педагог, психолог.

2.Проведение анкетирования: «Удовлетворенность работой пришкольного интерната»;

«Давайте познакомимся».

Изучение удовлетворённости 

качеством образовательных услуг.

Изучение интересов, склонностей, способностей, возможностей ребенка.

Сентябрь,

май

Воспитатели.

3. Участие в Декаде «Коренных Малочисленных народов Севера».

Привлечение родителей к активному участию  в мероприятиях, приуроченных  Декаде КНС.

Декабрь

Воспитатели, учителя родных языков.

4. Проведение семейных вечеров и праздников.

Способствовать развитию гармоничной личности ребенка в семейной, коллективно – творческой деятельности.

В течение года

Воспитатели

5. Индивидуальная работа, оказание  помощи семьям.

Дальнейшее совершенствование сотрудничества участников воспитательного процесса

В течение года.

Воспитатели,

соц. педагог, психолог.

6. Выставка детских творческих работ выполненных совместно с родителями к  праздничным датам.

Развитие творческих способностей.

В течение года

Воспитатели

7. Поощрение родителей воспитанников Благодарственными письмами и грамотами за успехи в воспитании детей, по итогам года.

Май

Зам. директора по ВР.

Воспитатели

VIII

Экологическое

1. Викторины, кроссворды, ребусы на тему  «Загадки природы».

Расширение знаний, воспитание интереса к окружающему миру.

В течение года

Воспитатели.

2. Беседы: «Комнатные растения – спутники нашей жизни».

Уход за комнатными растениями.

Учить узнавать растения по внешнему виду, называть их, Закрепить знания о том, что растениям для роста и жизни необходимы: свет, тепло и вода.

В течение года

Воспитатели.

3.Экскурсия «Деревья нашего села»

Закрепить знания у воспитанников о названиях и разновидностях деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Сентябрь

Воспитатели

4.Выставка поделок из природного материала

Формировать бережное отношение к природе. Развивать творческие способности. Расширить знания о природных материалах.

Октябрь

Воспитатели

 5.Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек)

 Привлекать внимание детей к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки.

Ноябрь

Воспитатели

6.Конкурс презентаций

«Мой край родной, Югорский»

Расширить знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО-Югры.

Декабрь

Воспитатели

7.Час чтения «Рассказы о природе и животных».

Вызвать эмоциональную отзывчивость, учить слушать, понимать содержание, отвечать на вопросы.

В течение года.

Воспитатели

8.Просмотр фильмов о животных.

Формировать у детей ответственное и доброе отношение к животным.

В течение года.

Воспитатели

9.Конкурс стенгазет и плакатов, рисунков   на экологическую тематику "Сохраним планету!!!»

Развитие творческих

способностей. Развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры воспитанников.

В течение года

Воспитатели

10.Благоустройство школьной территории.

Продолжать приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, воспитание трудолюбия.

Сентябрь,

май

Воспитатели

11.Водоёмы в природе и в жизни человека.

Воспитывать бережное, экономное отношение к воде.

Ноябрь,

Апрель.

Воспитатели

12. Проведение

экологических акций  «Мусора -  нет!»

 Воспитание  социальной ответственности за чистоту окружающей среды.

Сентябрь, май

Воспитатели

Приложение 4.

Структура управления программой

                

        

Приложение 5.

Аналитический отчет о деятельности волонтерского отряда «Тимуровцы» интерната

МБОУ «Варьеганская ОСШ» на территории с. Варьеган за 2017-2018;  2018-2019уч. год

Ф.И.О.

Отдельные категории граждан

Мероприятия

Кол-во

Примечание

Айваседа Найта Кольчевна

Инвалид  2 гр. пожизненно

Придомовая уборка территории от мусора (осенью и весной)

2 раза

Ул. Центральная, 25/3

Казамкина Полина Васильевна

Инвалид 3 гр.  пожизненно

Придомовая уборка территории от мусора (осенью и весной)

2 раза

Ул. Центральная, 25/1

Айваседа Найта Кольчевна

Инвалид  2 гр. пожизненно

Уборка снега в зимний период

3 раза

Ул. Центральная, 25/3

Айпина Таисья Егоровна

Пенсионерка

Уборка снега в зимний период

2 раза

Ул. Школьная, 5/2

Айваседа Елена Федоровна

Пенсионерка

Уборка придомовой территории

2 раза

Ул. Центральная, 9

Сардакова Ольга Ивановна

Пенсионерка

Уборка снега в зимний период

4 раза

ул. Айваседа Мэру, 7/1

Айваседа Найта Кольчевна

Инвалид  2 гр. пожизненно

Изготовление и вручение

бисерных украшений ко Дню инвалида

1 раз декабрь 2017г; 2018г

Ул. Центральная, 25/3

Казамкина Полина Васильевна

Инвалид 3 гр.  пожизненно

Изготовление и вручение

бисерных украшений ко Дню инвалида

1 раз декабрь 2017г; 2018г

Ул. Центральная, 25/1

Казамкина Атени Соболевна

Инвалид  1 гр.

Изготовление и вручение

бисерных украшений ко Дню инвалида

1 раз декабрь 2017г; 2018г

ул. Айваседа Мэру, 24/1

Казамкина Тамара Михайловна

Инвалид  3 гр.

Изготовление и вручение

бисерных украшений ко Дню инвалида

1 раз декабрь 2017г; 2018г

ул. Школьная, 21/2

Сардаков Константин Михайлович

Инвалид  3 гр.

Изготовление и вручение

бисерных украшений ко Дню инвалида

1 раз декабрь 2017г; 2018г

ул.Набережная, 18/4

Мигачева Марина Феодоритовна

Инвалид  2 гр. пожизненно

Изготовление и вручение

бисерных украшений ко Дню инвалида

1 раз декабрь 2017г; 2018г

дер. Вампугол, ул. Зырянова, 26/2

Районное мероприятие «Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла»

Вручение бисерных украшений к Георгиевской ленточке  9мая. Поздравление с праздником Победы

1 раз

12.05.2017г;

09.05.2018г

МКУ «Этнографический парк-музей с. Варьеган»

Акция «Памятный знак», защитникам Родины

Уборка от снега, мусора – уход за памятником

3 раза за учебный год

с. Варьеган, Памятный знак, защитникам родины.

Приложение 6.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Краеведческий блок

Блок безопасности

Оздоровительный блок

Развивающий, образовательный блок

1. Призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

2. Расширять кругозор воспитанников, развивать их познавательных интересы.

3. Воспитывать человека, уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей.

4. Воспитывать патриота Родины.

Основополагающими идеями в работе с детьми в интернате при школе является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Работа по созданию коллектива

Обучающие занятия дают воспитанникам интерната необходимый теоретический материал для успешной работы в органах детского самоуправления.

Психологическая работа

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей в интернате проводятся:

коммуникативные игры;

тренинги;

дискуссии;

встречи со специалистами.

Формирование органов самоуправления.

Работа органа самоуправления интерната.

Учёба органов, секторов самоуправления.

Проведение учёбы Актива интерната

Проведение собраний.

Проведение КТД (коллективно творческого дела, мероприятия)

Мероприятия

Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение  парка-музея, конкурсы, подготовка презентаций.

Проведение инструкций по охране труда. Проведение ТБ и ЖБ воспитанников.

Включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, ЧС, безопасности на воде.

Организация экологических мероприятий  

(выпуск листовок «Береги лес от пожара», викторины,

акции «Чистый двор – чистое село»).

Мероприятиях физкультурно-оздоровительной тематики. Этот блок включает в себя спортивные игры, привитие навыков туристической деятельности, состязания, беседы о ЗОЖ.

Программу включены следующие мероприятия:

– ежедневная утренняя зарядка;

– ежедневные закаливающие процедуры (умывание, проветривание комнат, коридора);

– принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в интернате);

– организация пешеходных экскурсий;

– организация здорового питания детей;

– постоянное пребывание на свежем воздухе;

– организация спортивно-массовых мероприятий (пионербол, футбол, волейбол, снайпер).

Включает работу кружков:

Мастер-классы по ДПТ,

встречи со старожилами села и сотрудниками МКУ «Этнографического парка-музея с. Варьеган»,  

 оформление презентаций, проведение викторин, игр.

Физический труд в рамках самообслуживания

(обустройство территории интерната, работа на приусадебном участке школы, уход и полив комнатных растений в интернате)

Общественно-полезная работа и волонтерская добровольческая

деятельность  

В программу введены мероприятия,  целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:

 – уборка и благоустройство территории интерната;

– уборка и благоустройство Памятного знака, погибшим в ВОВ жителям села;

 – трудовой десант ОПД «Уборка мусора во дворах старожил села»;

– санитарная очистка природных объектов (берег реки Аган, территория школы)                                   от мусора, стекла.  

Приложение 7.

РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Туристско- краеведческая

Познавательно-игровая

Творческая

Гражданско-патриотическая

Поисково-исследовательская

I.  Проведение мероприятий, связанных с 900-летием Югорского края

1

«Тропа испытаний».

Познавательный час «Моя малая Родина» экскурсия в школьный музей.

«О чём задумался Филин?» экомеропр. в музее школы.

Туристско-спортивная игра «Зарница».

Конкурс проектов «Традиции и обычаи наших предков»

2

Спортивно-туристическая эстафета «Юные туристы».

Своя игра «Югорские хроники».

Конкурс рисунков «Мой родной Югорский край»

Акция «Забота», «Памятный знак».

Исслед. работа «История села и его улиц»

3

Краеведческие загадки, головоломки

Презентация «Три ветки одного дерева»

Конкурс рисунков «Край, родной – я тебя воспеваю!»

«Загадка моя» викторина о малой родине в доме-музее Юрия Вэллы.

Сбор материала «Традиции моей семьи»

II. Проведение мероприятий, связанных с 90-летием Нижневартовского района

1

«Экотропа» игра по станциям

Викторина               «Я знаю…!» об истории района

Мастер-класс по ДТИ: бисер, береста.

Уборка мусора у «Памятный знак».

Презентация «Наш герой – А.К. Казамкин»

2

Спортивная игра «Флажки»

Своя игра «Сказки и легенды народов края».

Мастер-класс по ДТИ: работа с костью

Акция «Чистый двор – чистое село»

Социальный проект «Наша школа»

3

Разучивание спортивных национальных состязаний и  игр

Краеведческая викторина

«Литературная страничка»

Встреча со старожилами села.

Заметка в СМИ «Проба пера»

4

Туристско-спортивный турнир «Юные туристы».

КВН «Мы – юные краеведы»

Рисунки к загадкам по произведениям Югорских писателей

Экскурсия в МКУ «Этнографический парк-музей с. Варьеган»

Творческие работы «Наши писатели и поэты»

5

Экскурсия в дом-музей Юрия Вэллы

Викторина «Загадка, моя загадка!» по произведения Юрия Вэллы.

«По произведениям поэта Юрия Вэллы» выполнение рисунков к конкурсу.

Участие в конкурсе чтецов III районных Вэлловских чтений «Белые крики»

Чтение произведений Ю.К. Вэллы.

III.   Проведение мероприятий, связанных с жизнедеятельностью интерната при школе

1

Спортивные эстафеты

Познавательно-интеллектуальная игра «Знаток родного края».

Конкурс рисунков «Краски родного края»

Акция «ЗОЖ»: изготовлении и расклейка листовок

Сбор и обработка «Сказки и легенды хантов и ненцев».

2

Спортивные игры

Конкурс

 «Традиции моей семьи»

Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ!»

Трудовой десант ОПД   «Работа на приусадебном участке школы».

Конкурс «Портфолио»

Мои успехи и достижения.

3

«Футбол» спортчас

«Дары осени»              игра-викторина

Конкурс «Осенний букет»

Операция «Учебник»

4

Подвижные игры на свежем воздухе

«Приключения буравчика Югорки» познавательно-развлекательная игра

«Закладка для учебника» час творчества.

Собрание воспитанников интерната. Выборы актива самоуправления.

«Безопасная вода» профилактическая беседа, просмотр и обсуждение презентации

5

«Золотая осень»                мастер-класс  в МКУ «Этнографический парк-музей с. Варьеган»

Вечер встречи «Уроки мудрости и доброты» с пожилыми людьми и учителями-ветеранами педагогического труда

Изготовление сувениров ко Дню пожилых людей.

Беседа «Административная ответственность».

Выпуск стенгазеты «Знаток ПДД»

6

«Нити родства» жизнь оленевода просмотр выставки                              МКУ ЭПМ с. Варьеган»

День самоуправления.

Мастер-класс по изготовлению изделий из бисера.

«Моя будущая профессия учитель» презентация.

Выпуск листовок «Поведение учащихся во время ледостава».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...

Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

В методичсекой разработке показано, как театральная деятельность дает возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу....

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"

Основной идеей программы воспитания и социализации         становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...