Комплексная программа адаптации вновь прибывших воспитанников "Ты не один"
рабочая программа

Татьяна Александровна Ковригина

Комплексная программа адаптации вновь прибывших воспитанников "Ты не один"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptatsii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Емельяновский детский дом»

                                                                                                                                                                     

Согласовано:

заместитель директора по ВР

_______________Щербакова Ю.Н.

«___» _________ 2018 г.

Утверждаю:

директор

_____________ Осадчая Н.С.

«___»________2018г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ   ДЕТЕЙ

В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ  К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО ДОМА

Составители:

Педагог-психолог

_____________ И.А. Белова

Педагог-психолог

_____________А.О.Ильцевич

пгт. Емельяново, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, поэтому,  проблема успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в условиях детского дома получила особую актуальность.

При поступлении в детский дом жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: рацион питания, режимные моменты и так далее.  В социально-психологической области изменения касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, социальные контакты и тому подобное.

 Специфика адаптации детей к новым условиям определяется тем, что многие их них пережили  или переживают психические травмы: (оторванность от родителей или их смерть; алкоголизация/наркотизация одного или обоих родителей; физическое, психологическое и сексуальное насилие; большинству из них присущи наследственные и психосоматические заболевания.  

Все это усиливает неблагоприятное течение адаптации, проявляясь в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрацией внимания. У этих детей выраженная агрессивность, у них складывается устойчивая заниженная самооценка, неприятия себя, недоверие к окружающим. В особо сложных случаях появляется угроза глубоких психических изменений личности: нервно-психических расстройств и психических заболеваний.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание программы психолого-педагогического сопровождения детей, с учетом их индивидуально-личностных и физиологических особенностей. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Цель: создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.

Задачи. сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:

создание благоприятного психологического климата в группе детей;

формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной ведущей деятельности;

формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

Адресат программы: дети, поступившие в детский дом в возрасте

7  16(18) лет.

Методологическая основа программы.  

  1. Личностный подход, признание личности высшей социальной ценностью; осознание уникальности каждого ребенка, 
  2. Комплексный, индивидуальный подход, учет половозрастных особенностей воспитанников.
  3. Опора на положительные черты личности ребенка.
  4. Деятельностный подход в воспитании и развитии.
  5. Социализация личности, развитие самопознания, самооценки, самовоспитания.

Нормативно-правовая основа программы: Закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Теоретическая основа программы: подходы к изучению проблем адаптации детей к условиям детского дома  А.В. Быкова и Т.И. Шульги, И.А. Коробейникова, В.Н. Меркуловой и Л.Г. Самоходкиной, Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева; подходы к личностному развитию  детей О.В. Хухлаевой и других.  

Структура программы. Программа построена на основе следующих взаимосвязанных направлений деятельности.

1. Диагностическое направление.

2. Методическое направление.

3. Коррекционно-развивающее направление.

4. Аналитическо-методическое направление.

Программа состоит из двух блоков: I блок направлен на работу с детьми 7-12 лет;  II блок – с детьми 13-16 (18) лет.

Этапы реализации программы.

Этап

Содержание

Сроки

I

изучение медико-психолого-педагогическое документации ребенка, проведение диагностического обследования

1-3 дня с момента поступления ребенка в детский дом

II

реализация программы адаптации

1-2 месяца

III

анализ результатов, составление дальнейшего плана сопровождения ребенка с учетом достижений и неудач реализации программы адаптации

1-3 дня с момента завершения реализации программы

Средства и методы реализации программы. Игротерапия, музыкотерапия, ароматерапии, психогимнастика. Методы, применяемые для реализации программы, оказывают на ребенка воспитательное, образовательное, эмоциональное и коррегирующее воздействие.

Содержание программы.  В процессе работы удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неээфективное напряжение; ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется; психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности. В ходе занятий ребенок получает новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с другими детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Срок реализации программы: 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка (в случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев).

Программа ориентирована на индивидуальную и групповые формы работы. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю; продолжительность занятий 30-40 минут.

Предполагаемый результат. 

  1. Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
  2. Умение контролировать свои эмоции  и агрессивное поведение при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
  3. Повышение уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
  4. Умение применять приемы регуляции поведения и конструктивные способы достижения поставленной цели.

Формы контроля уровня достижений. Оценка успешности процесса адаптации по данной программе определяется по результатам  наблюдения таким показателям как: удовлетворенность ребенка пребыванием в учреждении; уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции); способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми; успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Программа адаптации считается эффективной, если у ребенка на конец адаптационного периода наблюдается благополучный уровень по всем показателям (степень выраженности критериев соответствует +3, +2 баллам).

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаптация детей к новым способам жизни: [Электронный ресурс]. URL:  http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/05/solnyshko_v_ladoshke.doc (дата обращения: 15.01.2015)

2. Быков, А.В. Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А.В. Быков, Т.И. Шульга. – М.: Изд-во УРАО, 2004. – 98 с.

3. Гигиена детей и подростков / по ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. – 494 с.

4. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М.: ПЕРСЭ, 1992. –  300 с.

5. Меркулова, В.Н., Самоходкина Л.Г. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении: [Электронный ресурс]. URL:  http://docus.me/d/503591/

6. Хухлаева, О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4) / О.В.Хухлаева. – М.: «Генезис», 2015. – 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"...

Вновь прибывшие ученики и проблемы их адаптации

Данный материал будет полезен классным руководителям, детям 1-4 классов, родителям. Это конспект собрания направленного на решение проблемы адаптации вновь прибывших в класс  учеников....

Условия адаптации вновь принятых учащихся 1 класса

В статье показаны условия адаптации первоклассников....

Карта вновь прибывшего

карта для сопровождения вновь прибывших учащихся в школу...

Программа "Наставничество" для работы с вновь прибывшими кадрами

Программа  «Наставничество» в МОУ СОШ 44 г. Рыбинска. Методические материалы...

Школьный психологический театр, как средство социализации и адаптации детей, прибывших из ЛНР и ДНР

Ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, рассматривается как трудная жизненная ситуация, которая определяется как определяется как временная, объективно или субъективно ...