Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью по предмету: «Сенсорное развитие» предметная область:
рабочая программа (1 класс)

Кокина Светлана Владимировна

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) по предмету: «Сенсорное развитие»

предметная область: «Коррекционно-развивающие занятия» класс: 1.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной степенью у/о, ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_variant_2_sensornoe_razvitie_1_klass.docx64.8 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81

п. Юловский

«Согласована»

Рук. МО учителей начальных классов

________________________ Ковалько Л.Ю.

Протокол  №  1  от  30.08.2023 г.

Рекомендована к утверждению   педсоветом

Протокол  №  1  от  30.08.2023 г.

Заместитель директора по УВР

________________________Кашубина Е. В.

«Утверждаю»

Приказ  №  206  от  31.08.2023 г.

Директор школы ______________________

Харебина В.Н.

Приложение к  адаптированной

основной образовательной программе

Рабочая программа

для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

по предмету: «Сенсорное развитие»

предметная область: «Коррекционно-развивающие занятия»

класс: 1

2023 -2024 учебный год

Разработал: учитель-дефектолог

Кокина С.В.

П. Юловский

Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной степенью у/о, ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. 

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы: первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов;

второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 
5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

«Сенсорное развитие»:

-фиксация взгляда на лице человека;

-фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);

-фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка); -

-прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;

-узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);

-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);

-прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; -

-локализация неподвижного удаленного источника звука;

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение одинаковых по звучанию объектов;

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости;

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;

-адекватная реакция на изменение положения тела;

- адекватная реакция на положение частей тела;

-адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;

-различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой; адекватная реакция на запахи;

- результат: узнавание/различение объектов по запаху;

- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);

-узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);

-узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано.

I. Зрительное восприятие:

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

- Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

II. Слуховое восприятие:

- Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения). - Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты

III. Кинестетическое восприятие:

-Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

- Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов. - Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

- Формирование адекватной реакции на положение тела.

- Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

- Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

- Формирование умения различать свойства материалов.

IV. Восприятие запаха:

- Формирование адекватной реакции на запахи.

- Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

V. Восприятие вкуса:

- Формирование адекватной реакции на продукты.

- Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

- Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

I. Зрительное восприятие:

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Ожидаемый результат: фиксация взгляда на лице человека.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

Ожидаемый результат: узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

II. Слуховое восприятие.

-Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Ожидаемый результат: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии).

- Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения).

Ожидаемый результат: прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

-Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

Ожидаемый результат: локализация неподвижного удаленного источника звука.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

Ожидаемый результат: соотнесение звука с его источником.

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Ожидаемый результат: нахождение одинаковых по звучанию объектов.

III. Кинестетическое восприятие.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Ожидаемый результат: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

-Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

-Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

-Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на давление на поверхность тела.

-Формирование адекватной реакции на положение тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на горизонтальное

(вертикальное) положение тела.

-Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на изменение положения тела.

-Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на положение частей тела.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-Формирование умения различать свойства материалов.

Ожидаемый результат: различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой).

IV. Восприятие запаха.

-Формирование адекватной реакции на запахи.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на запахи.

-Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

Ожидаемый результат: узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

V. Восприятие вкуса.

-Формирование адекватной реакции на продукты.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

-Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

Ожидаемый результат: узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

-Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

Ожидаемый результат: узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Учебно-тематический план

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

на 2023-2024-учебный год

1 класс

№ п/п

Раздел программы

Количество занятий

1

Зрительное восприятие

2

Слуховое восприятие

3

Кинестетическое восприятие

4

Восприятие запаха

5

Восприятие вкуса

ИТОГО



Методические рекомендации по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

I. Зрительное восприятие:

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Методические рекомендации: ребенок учится удерживать взгляд на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки. Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Методические рекомендации: в работе рекомендуется использовать фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки и предметы, которые предъявляются на расстоянии до 1 метра. Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен. Сначала ребенок удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается. При проведении упражнений в темной комнате нужно чередовать появление и исчезновение света. При работе с фонариком в затемненной комнате рекомендуем направлять луч света на стену и обращать внимание ребенка на световое пятно. Частота и продолжительность упражнений зависит от реакций ребенка. Если световое воздействие пугает ребенка и вызывает устойчивое повторяющееся противодействие (ребенок щурится, отворачивается), отрицательные эмоциональные реакции, то нужно прервать выполнение упражнения. Нельзя использовать световую стимуляцию при работе с детьми с эпи приступами.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Методические рекомендации: при обучении фиксации взгляда на предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, ярким, без лишних деталей, затрудняющих его целостное восприятие, и располагаться перед ним (справа, слева) на уровне глаз на расстоянии 45-50 см. После этого предмет предъявляется выше (ниже) уровня глаз. Если ребенок не смотрит на предъявляемый предмет, то учитель привлекает его внимание речью, например: «Посмотри: шарик». Если ребенок не понимает речь, то можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка, то ему предъявляют более привлекательный для него предмет. В дальнейшем можно предъявлять предметы большего и меньшего размера и более сложные по конструкции (пирамидка, машинка, кукла и др.). Ребенок учится удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим увеличением времени фиксации взгляда.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

Методические рекомендации: педагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

Методические рекомендации: используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в пространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Это могут быть люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

Методические рекомендации: ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета (такой-не такой), называть цвет заданного предмета.

II. Слуховое восприятие.

-Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Методические рекомендации: педагог привлекает внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным прекращением звучания. Используемые звуки должны быть при диапазоне силы звука, примерно, 55-60 дБ. При необходимости интенсивность звукового воздействия может меняться. В качестве источника звука используют музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др. Источник звука ребенок не должен видеть. Когда ребенок локализует звук на уровне уха, источник звука должен находиться на уровне 25-30 см от уха. Максимальное расстояние до источника звука не более 1 метра. Важным для ребенка источником звука является человек. Говорящий с ребенком человек должен находиться рядом с ним. Сначала ребенок реагирует на обращенную речь в тишине, затем на фоне других негромких звуков. В работе с ребенком нельзя использовать резкие и очень громкие звуки.

- Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения).

Методические рекомендации: педагог издает короткий звук звучащим предметом и дает ребенку потрогать источник звука для того, чтобы он понял, что то, что звучит, можно потрогать. После того, как ребенок установит причинно-следственную связь, педагог перемещает звучащий предмет и снова издает им звук. Каждый раз ребенок будет пытаться дотянуться до места, где был источник звука. Источник звука перемещается на расстояние не более 1 метра в различных направлениях (сверху вниз, по диагонали и др.).

-Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

Методические рекомендации: сначала ребенку показывают предмет (музыкальную игрушку, мобильный телефон, магнитофон и др.) и дают послушать, как он звучит. Затем ребенок закрывает глаза или выходит из помещения, а педагог включает звук и прячет предмет в пределах комнаты. Ребенку предлагают найти звучащий предмет. В процессе поиска педагог, при необходимости, корректирует траекторию движения ребенка.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

Методические рекомендации: в работе педагог использует знакомые ребенку бытовые звуки (пылесос, телефон, будильник и др.), звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи. Звуковой материал рекомендуем использовать группами, например, звуки домашних животных, звуки бытовых приборов и т.д. Обучение проводится следующим образом: сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение).

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Методические рекомендации: в работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др. На занятие с использованием «шумящих» коробочек педагог выбирает внешне одинаковые коробочки с разными наполнителями, например, горохом и пшеном. Две коробочки (с горохом и пшеном) находятся у ребенка, и две таких же коробочки у педагога. Сначала ребенка знакомят со звучанием каждой коробочки. Затем учитель предъявляет ребенку звук, тождественный по звучанию одному из объектов, и просит найти такой же. Ребенок выбирает объект с таким же звучанием.

III. Кинестетическое восприятие.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Методические рекомендации: для предупреждения появления у ребенка нежелательных влечений рекомендуем использовать в работе прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка. Педагог должен выявить, какие прикосновения приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию. Когда ребенку неприятны прикосновения – он избегает воздействия раздражителя (отдергивает руку, вздрагивает, отодвигается, капризничает и т.д.). Если у ребенка стойкая отрицательная реакция на данный вид воздействия, то нельзя его продолжать. Если ребенку нравятся ощущения, он стремится к их продолжению (подставляет руку, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия и т.д.). Начинать работу следует с более легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью. При этом важно помнить, что доминировать должны возникающие у ребенка тактильные ощущения, а не слуховые. Эмоционально окрашенная речь (даже если ребенок не понимает обращенную речь) помогает ему принимать и положительно реагировать на ощущения, которые у него возникают. Постепенно прикосновения становятся разнообразнее и интенсивнее. Если ребенок возбужден, то прикосновения должны быть нежными, успокаивающими. Если же ребенок вялый, пассивный, то энергичные действия взрослого (похлопывание, растирание и т.д.) должны стимулировать его активность.

-Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Методические рекомендации: педагог погружает руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его. Рекомендуем установить у ребенка факт наличия или отсутствия порога чувствительности при соприкосновении с теми или иными материалами. Воздействие должно быть щадящим, не резким, чтобы не напугать ребенка, не вызвать у него негативную реакцию.

-Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Методические рекомендации: рекомендуем начинать работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука. В дальнейшем можно применять бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло, область гортани человека и др. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени, не вызывающим у ребенка негативную реакцию. Нельзя прикладывать вибрирующие предметы в область живота.

-Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

Методические рекомендации: рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям. Воздействие на поверхность тела должно быть щадящим, не резким, чтобы не вызвать у ребенка негативную реакцию. Интенсивность воздействия постепенно увеличивается и чередуется: сначала более легкие, затем сильные надавливания и наоборот. В работе используются различные предметы, например, мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

-Формирование адекватной реакции на положение тела.

Методические рекомендации: ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) самостоятельно или с помощью взрослого. Данное положение тела он удерживает в течение нескольких минут для того, чтобы у него была возможность «прислушаться» к своим ощущениям. –

-Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Методические рекомендации: чтобы вызвать у ребенка реакцию на изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе. Для этого используют гамак, качели, вращающееся кресло и т.п. Не рекомендуется выполнять данные упражнения продолжительное время, а также с детьми с эпилепсией.

-Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

Методические рекомендации: учитель берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время это положение. Важно поочередно задействовать все суставы (лучезапястный, локтевой, плечевой, голеностопный, коленный, тазобедренный). При выполнении наклонов, поворотов головы ребенка необходимо быть предельно осторожными, выполнять упражнения в медленном темпе.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Методические рекомендации: с учетом психоэмоционального состояния ребенка на момент проведения занятия выбирается задача: либо успокоить ребенка, либо активизировать его. В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, водный бассейн и т.д. На начальном этапе следует ограничить время соприкосновения тела с поверхностью несколькими минутами. За это время ребенок должен успеть прислушаться к ощущениям своего тела. Для большей сосредоточенности на ощущениях рекомендуем выполнять упражнение в отдельной комнате, в тишине, желательно с закрытыми глазами. Положение тела может быть разным: сначала ребенок ложится на живот, затем на спину, на бок. Одежда у ребенка должна быть удобной, эластичной, не сковывающей движения частей тела.

-Формирование умения различать свойства материалов.

Методические рекомендации: работа с ребенком проводится в игровой форме с использованием различных материалов, например: жидкий/густой клейстер, холодная/горячая вода и т.д. Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними (погружает руки в материал, зачерпывает, переливает, гладит по поверхности и др.). Ребенок учится играть в такие дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?» и т.п. Сначала ребенок рассматривает, называет и ощупывает один предмет (материал) с открытыми, а затем закрытыми глазами. Он запоминает ощущения, возникающие от соприкосновения с этим предметом (материалом). На другом занятии ему сразу предлагают ощупать предмет (материал) с закрытыми глазами и назвать его или выбрать такой же из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими предметами (материалами). Упражнения на определение свойств различных материалов могут проводиться как в естественных ситуациях, так и на специально организованных занятиях. Ребенку предлагают потрогать материалы (объекты) и определить их свойства. Для определения отдельного свойства материала необходимо использовать один и тот же материал, например, для определения температуры используют холодную и горячую воду, для определения фактуры материала, например, гладкую и шероховатую деревянные доски. 

IV. Восприятие запаха.

-Формирование адекватной реакции на запахи.

Методические рекомендации: источник запаха должен находиться в непосредственной близости от носа, при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии 10-15 см. Важно помнить, что длительное воздействие на обонятельный анализатор может вызвать пресыщение. Предлагаемые ребенку запахи должны быть не резкими. Рекомендуется использовать фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др.

-Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

Методические рекомендации: ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями. Начинать работу следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту и др. Сначала ребенок рассматривает, называет и нюхает один объект и запоминает его запах. На другом занятии ему предлагают понюхать объект с закрытыми глазами и назвать его или выбрать из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими объектами.

V. Восприятие вкуса.

-Формирование адекватной реакции на продукты.

Методические рекомендации: начинать работу нужно со знакомых продуктов, предпочитаемых ребенком в еде. Ребенку дают один и тот же продукт (небольшими кусочками), но разный по вкусовым качествам, например, сладкое яблоко, кислое яблоко. В дальнейшем необходимо использовать продукты, редко употребляемые ребенком, предлагая их сначала малыми дозами.

-Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

Методические рекомендации: сначала ребенка учат соотносить один продукт с его вкусом. Затем ребенку показывают и дают попробовать два продукта, вкус которых ему знаком (например, яблоко и колбаса). После этого ему дают попробовать кусочек одного из продуктов (не показывая его). Ребенок должен узнать по вкусу продукт.

-Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

Методические рекомендации: ребенку малыми дозами предлагают попробовать продукты с различными вкусовыми качествами, при этом учитель называет их. Затем ребенок пробует и сам называет вкусовое качество продукта. Если ребенку доступно освоение более сложного учебного материала, его учат различать дополнительные вкусовые качества продуктов: острый, фруктовый и др.

Программно-методическое сопровождение:

Сенсорное развитие

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М: Просвещение, 2006.






Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. - М: Издательство «Книголюб», 2008 г.




Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М. Владос, 2004.







Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов/нД: Феникс, 2007.

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М: АРКТИ, 2008.




Уфимцева Л.П., Шестова М.И. Использование Монтессори-материалов в работе со школьниками, имеющими нарушение интеллекта. Методические рекомендации. – Красноярск, 1999.

Данное методическое пособие раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению. Представлена авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Представленные в пособии методические и практические разработки окажут помощь не только педагогам-психологам и дефектологам коррекционных учреждений, но и учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ для проведения индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в учебе.

В пособии представлены игровые упражнения, задания, дидактические игры, подобранные по всем разделам сенсорного воспитания. Даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития. Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений, учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения.

В пособии представлена система дидактических игр и упражнений направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии.

В пособии подобраны игры и упражнения для тренировки процессов ощущения и восприятия у детей, начиная от младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом. Основное внимание уделяется работе по развитию восприятия пространства, времени, величины и цвета. В книге подобраны методы диагностики процессов ощущения и восприятия. Рекомендовано психологам, педагогам.

В пособии представлены комплексы упражнений, практические рекомендации по использованию оборудования сенсорной комнаты. Подробное описание упражнений, направленных на стимулирование сенсорного развития детей. Адресовано психологам, дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений.

В предлагаемых рекомендациях обобщен опыт использования Монтессори-материалов при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта для стимуляции познавательной активности учащихся и коррекции нарушений сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано для психологов, педагогов-дефектологов коррекционных школ.



Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

на 2023-2024-учебный год

1 класс

№ урока

Тема

Дата

Количество часов

Формируемые представления

Содержание вида деятельности

Материалы и оборудование

1

Обследование учащихся

2

I. Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Мимика, интонация, тембр голоса.

Мимика, интонация, тембр голоса.

3

Фиксация взгляда на лице человека.

1

4,5

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

2

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы

Фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки.

6

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины.

7

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки

8

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

9.10

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали;

- по вертикали;

- по кругу;

- вперед/назад.

2

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

11

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

1

12

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

1

13

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

Люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.

14

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

15

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

16-20

Узнавание цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

2

5

Формирование умения узнавать цвет объектов.

«Волшебный мешочек»

Задание «Собери гирлянду», подв. игра «Слушай, смотри и показывай»

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

21-23

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

3

Формирование умения различать цвет объектов.

Игра «Покажи такой же».

Игра «Сложи радугу» «Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

24-25

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

2

Формирование умения различать цвет объектов.

Игра «Покажи такой же».

Игра «Сложи радугу» «Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

26-27

II. Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

28

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

1

29-30

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

31-32

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

33

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Звучащие предметы.

Звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас.

34

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

35

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

«Что гудит?», «Кто

там?», На чем играл зайка?», «Кто как кричит?», «Кто в гости пришел?» и др.

Музыкальная игрушка, мобильный телефон, магнитофон и др.)

36

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

37

Соотнесение звука с его источником.

1

Формирование умения соотносить звук с его источником.

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Пылесос, телефон, будильник и др., звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи.

38

Соотнесение звука с его источником.

1

39

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др.

40

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

41

III. Кинестетическое восприятие

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка.

Массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки).

42

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Дерево, металл, вода

43-44

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

2

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Дерево, металл, вода

45-47

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

3

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Пальчиковые игры.

Клейстер, вода, песок, крупы

48-50

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

3

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Предметы обихода.

51-53

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

-гладкий;

-шероховатый.

3

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

«Волшебный мешочек»

Дерево, бумага

54-55

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

2

Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Вибрирующие игрушки, массажеры без звука, бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло и т. д.

56-57

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

2

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

58-59

Адекватная реакция на горизонтальное положение тела.

2

Формирование адекватной реакции на положение тела.

60-61

Адекватная реакция на

вертикальное положение тела.

2

Формирование адекватной реакции на положение тела.

62-63

Адекватная реакция на изменение положения тела.

2

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

64-65

Адекватная реакция на изменение положения  частей тела.

2

Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

66-67

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

2

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Игра «Делай как я»

Образцы материалов.

68-69

Различение свойств материалов:

-холодный,

-горячий.

2

Формирование умения различать свойства материалов.

Игры: «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?»

Вода

70-71

Различение свойств материалов:

-гладкий,

-шероховатый.

2

Формирование умения различать свойства материалов

Игра «Отгадай, что это?», «Покажи такой же».

Деревянные доски.

72

Различение свойств материалов:

-мокрый,

-сухой.

1

Формирование умения различать свойства материалов

Песок, ткань и т.д.

73-74

Различение свойств материалов:

- жидкий,

-густой.

2

Формирование умения различать свойства материалов

Клейстер, кисель и т.д.

75-76

IV. Восприятие запаха.

Адекватная реакция на запахи.

2

Формирование адекватной реакции на запахи.

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

77-78

Узнавание объектов по запаху.

2

Формирование умения узнавать объекты по запаху.

Игры и игровые упражнения «Узнай меня по запаху»

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

79-80

Различение объектов по запаху.

2

Формирование умения различать объекты по запаху.

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

81-81

V. Восприятие вкуса.

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый.

2

Формирование адекватной реакции на продукты.

Продукты питания.

83-84

Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:

-жидкий, твердый;

-вязкий, сыпучий.

2

Формирование адекватной реакции на продукты.

Продукты питания.

85-86

Узнавание продуктов по вкусу.

2

Формирование умения узнавать продукты по вкусу.

Продукты питания.

87-88

Различение продуктов по вкусу.

2

Формирование умения различать продукты по вкусу

Продукты питания.

89-90

Узнавание основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

2

Формирование умения узнавать вкусовые качества продуктов.

Мимика, интонация, тембр голоса.

Продукты питания.

91-92

Различение основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

2

Формирование умения различать вкусовые качества продуктов.

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус»

Продукты питания.

93

Обследование учащихся

1

94

I. Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Мимика, интонация, тембр голоса.

Мимика, интонация, тембр голоса.

95

Фиксация взгляда на лице человека.

1

96-97

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

2

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы

Фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки.

98

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины.

99

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки

100

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

101-102

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

2

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

103

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

1

104

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

1

105

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

Люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.

106

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

107

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

108-112

Узнавание цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

5

Формирование умения узнавать цвет объектов.

«Волшебный мешочек»

Задание «Собери гирлянду», подв. игра «Слушай, смотри и показывай»

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

113-115

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

3

Формирование умения различать цвет объектов.

Игра «Покажи такой же».

Игра «Сложи радугу» «Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

116-117

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

2

Формирование умения различать цвет объектов.

Игра «Покажи такой же».

Игра «Сложи радугу» «Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

118-119

II. Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

120

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

1

121-122

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

123-124

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

125

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Звучащие предметы.

Звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас.

126

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

127

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

«Что гудит?», «Кто

там?», На чем играл зайка?», «Кто как кричит?», «Кто в гости пришел?» и др.

Музыкальная игрушка, мобильный телефон, магнитофон и др.)

128

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

129

Соотнесение звука с его источником.

1

Формирование умения соотносить звук с его источником.

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Пылесос, телефон, будильник и др., звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи.

130

Соотнесение звука с его источником.

1

131

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др.

132

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

133

III. Кинестетическое восприятие

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка.

Массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки).

134

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Дерево, металл, вода

135-136

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

2

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Дерево, металл, вода

137-139

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

3

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Пальчиковые игры.

Клейстер, вода, песок, крупы

140-142

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

3

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Предметы обихода.

143-145

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

-гладкий;

-шероховатый.

3

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

«Волшебный мешочек»

Дерево, бумага

146-147

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

2

Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Вибрирующие игрушки, массажеры без звука, бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло и т. д.

148-149

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

2

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

150-151

Адекватная реакция на горизонтальное положение тела.

2

Формирование адекватной реакции на положение тела.

152-153

Адекватная реакция на

вертикальное положение тела.

2

Формирование адекватной реакции на положение тела.

154-155

Адекватная реакция на изменение положения тела.

2

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

156-157

Адекватная реакция на положение частей тела.

2

Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

158-159

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

2

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Игра «Делай как я»

Образцы материалов.

160-161

Различение свойств материалов:

-холодный,

-горячий.

2

Формирование умения различать свойства материалов.

Игры: «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?»

Вода

162-163

Различение свойств материалов:

-гладкий,

-шероховатый.

2

Формирование умения различать свойства материалов

Игра «Отгадай, что это?», «Покажи такой же».

Деревянные доски.

164

Различение свойств материалов:

-мокрый,

-сухой.

1

Формирование умения различать свойства материалов

Песок, ткань и т.д.

165-166

Различение свойств материалов:

- жидкий,

-густой.

2

Формирование умения различать свойства материалов

Клейстер, кисель и т.д.

167-168

IV. Восприятие запаха.

Адекватная реакция на запахи.

2

Формирование адекватной реакции на запахи.

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

169-170

Узнавание объектов по запаху.

2

Формирование умения узнавать объекты по запаху.

Игры и игровые упражнения «Узнай меня по запаху»

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

171-172

Различение объектов по запаху.

2

Формирование умения различать объекты по запаху.

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

173-174

V. Восприятие вкуса.

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый.

2

Формирование адекватной реакции на продукты.

Продукты питания.

175-176

Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:

-жидкий, твердый;

-вязкий, сыпучий.

2

Формирование адекватной реакции на продукты.

Продукты питания.

177-178

Узнавание продуктов по вкусу.

2

Формирование умения узнавать продукты по вкусу.

Продукты питания.

179-180

Различение продуктов по вкусу.

2

Формирование умения различать продукты по вкусу

Продукты питания.

181-182

Узнавание основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

2

Формирование умения узнавать вкусовые качества продуктов.

Мимика, интонация, тембр голоса.

Продукты питания.

183-184

Различение основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

2

Формирование умения различать вкусовые качества продуктов.

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус»

Продукты питания.

185

I. Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Мимика, интонация, тембр голоса.

Мимика, интонация, тембр голоса.

186-187

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

2

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы

Фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки.

188

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины.

189

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки

190

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

191-192

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

2

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы.

Игрушки.

193

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

Люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.

194-198

Узнавание цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

5

Формирование умения узнавать цвет объектов.

«Волшебный мешочек»

Задание «Собери гирлянду», подв. игра «Слушай, смотри и показывай»

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

199-201

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

3

Формирование умения различать цвет объектов.

Игра «Покажи такой же».

Игра «Сложи радугу» «Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

202-203

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

2

Формирование умения различать цвет объектов.

Игра «Покажи такой же».

Игра «Сложи радугу» «Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.

Предметы определенного цвета.

Конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки.

204-205

II. Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

206-207

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

208-209

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

-справа;

-слева.

2

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Игры, наглядность: «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?».

Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании: трещетка и др.

210

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Звучащие предметы.

Звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас.

211

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

«Что гудит?», «Кто

там?», На чем играл зайка?», «Кто как кричит?», «Кто в гости пришел?» и др.

Музыкальная игрушка, мобильный телефон, магнитофон и др.)

212

Соотнесение звука с его источником.

1

Формирование умения соотносить звук с его источником.

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Пылесос, телефон, будильник и др., звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи.

213

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др.

214

III. Кинестетическое восприятие

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка.

Массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки).

215

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Дерево, металл, вода

216

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Пальчиковые игры.

Клейстер, вода, песок, крупы

217

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Предметы обихода.

218

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

-гладкий;

-шероховатый.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

«Волшебный мешочек»

Дерево, бумага

219

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

1

Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Вибрирующие игрушки, массажеры без звука, бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло и т. д.

220

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

1

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

221

Адекватная реакция на горизонтальное и вертикальное  положение тела.

1

Формирование адекватной реакции на положение тела.

222

Адекватная реакция на изменение положения тела.

1

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

223

Адекватная реакция на положение частей тела.

1

Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

224

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

1

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Игра «Делай как я»

Образцы материалов.

225

Различение свойств материалов:

1

Формирование умения различать свойства материалов.

Игры: «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?»

Вода, клейстер, кисель и т.д.

226

IV. Восприятие запаха.

Адекватная реакция на запахи.

1

Формирование адекватной реакции на запахи.

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

227

Узнавание  и различение  объектов по запаху.

1

Формирование умения узнавать объекты по запаху.

Игры и игровые упражнения «Узнай меня по запаху»

Фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную паста и др.

228

V. Восприятие вкуса.

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый.

1

Формирование адекватной реакции на продукты.

Продукты питания.

229

Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:

-жидкий, твердый;

-вязкий, сыпучий.

1

Формирование адекватной реакции на продукты.

Продукты питания.

230

Узнавание продуктов по вкусу.

1

Формирование умения узнавать продукты по вкусу.

Продукты питания.

231

Различение продуктов по вкусу.

1

Формирование умения различать продукты по вкусу

Продукты питания.

232

Узнавание основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

1

Формирование умения узнавать вкусовые качества продуктов.

Мимика, интонация, тембр голоса.

Продукты питания.

233

Различение основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

1

Формирование умения различать вкусовые качества продуктов.

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус»

Продукты питания.

234

Обследование учащихся.

1

Закрепление изученного.

Повторение изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класс

Адаптированные основные общеобразоательные программы для детей с умеренной умственной отсталостью...

Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс

Адаптированные  рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью(2класс)

Адаптированная индивидуальная программа составлена с учетом рекомендаций ТПМПК, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, изучения результатов педагогических исследован...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и ...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...