Программа кружка Театр"
рабочая программа (2 класс)

Тимошенко Марина Алексеевна

Программа внеурочной деятельности "Театр" для обучающихся 2-3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_teatr.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________ _________________

                                               (Ф.И.О.)

«____»__________________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом от «_____»____________20___ г.

№________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Школьный театр»

2  класс

Составитель: Тимошенко Марина Алексеевна

учитель начальных классов

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы (см. список используемой литературы).

Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.

      На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. На занятиях много времени посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

 Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.  Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика

Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.                   

Задачи:

1.Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

2. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать  доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

7. Развивать чувство ритма и координацию движения;

8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   материале скороговорок и стихов;

9.   Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства,  воспитывать культуру   поведения  в  общественных   местах.

Формы и методы работы

    Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.   Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

                                                     Формы и режим занятий        
   Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.        
   Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.        
   Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений(частями и целиком).Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к  произведению и его презентации.

     Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

     Программа  предназначена учащимся 2-х  классов начальной школы. Программа рассчитана на 29 занятий (2 академических часа в неделю). В результате занятий ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

                                    Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;  запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы воспитывать речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Планируемые предметные результаты изучения предмета

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание  программы

     Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии кружка  дети  знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке

1 Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».

2 Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не  допускать  дикционной  неряшливости  в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В  быту  различают  голоса  сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая  классификация указывает  на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

         Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

3 Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими  народными  жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

5. Тема «Театр»

      Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы,  видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

       Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.       

7. Тема «Постановка спектакля»

Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

 

                                        Ценностные  ориентиры содержания программы

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению

Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  •  пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • Электронные презентации «Правила поведения в театре»,  «Виды театрального искусства»,

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 2010
  2. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
  4. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
  5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 2009.
  6. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 2012
  7. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2013.
  8. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 2014
  9. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 2011.
  10. Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 2013
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2013.

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия (одного академического часа)

05.10.2023

Вводное занятие. Знакомство

05.10.2023

Здравствуй, театр!

12.10.2023

Великая сила Слова

12.10.2023

Великая сила Слова

19.10.2023

Мимика и жесты. Ритмо-пластика

19.10.2023

Мимика и жесты. Ритмо-пластика

26.10.2023

Театральная игра

26.10.2023

Сценические действия. Что такое сцена.

09.11.2023

Культура и техника речи

09.11.2023

Работа над скороговорками. Организация дыхания

16.11.2023

Мы – актёры. Работа над сказкой

16.11.2023

Мы - актёры. Работа над сказкой

23.11.2023

Репетиция сказки  к Дню матери

23.11.2023

Репетиция сказки к Дню матери

30.11.2023

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

30.11.2023

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

07.12.2023

Великая сила Слова.

07.12.2023

Великая сила Слова.

14.12.2023

Театральная игра.

14.12.2023

Театральная игра.

21.12.2023

Мы актеры. Работа над новогодней сказкой

21.12.2023

Мы актеры. Работа над новогодней сказкой

28.12.2023

Показ новогодней сказки

28.12.2023

Показ новогодней сказки

11.01.2024

Тренинг актерского мастерства

11.01.2024

Тренинг актерского мастерства

18.01.2024

Мастерство актёра

18.01.2024

Мастерство актёра

25.01.2024

Театральное искусство

25.01.2024

Театральное искусство

01.02.2024

Узнай героя. Театральные игры

01.02.2024

Узнай героя. Театральные игры

08.02.2024

Учимся говорить по-разному

08.02.2024

Учимся говорить по-разному

15.02.2024

Театр-экспромт

15.02.2024

Театр-экспромт

22.02.2024

Мы актёры. Работа над спектаклем

22.02.2024

Мы актёры. Работа над спектаклем

29.02.2024

Мы актёры. Работа над спектаклем

29.02.2024

Мы актёры. Работа над спектаклем

07.03.2024

Показ спектакля

07.03.2024

Показ спектакля

14.03.2024

Театральная игра.

14.03.2024

Театральная игра.

21.03.2024

Мы – кукловоды

21.03.2024

Мы – кукловоды

04.04.2024

Играем в рифмы

04.04.2024

Играем в рифмы

11.04.2024

Наши любимые сказки

11.04.2024

Сочиняем сказку

18.04.2024

Наши эмоции

18.04.2024

Наши эмоции

25.04.2024

Постановочная работа

25.04.2024

Конкурс чтецов

02.05.2024

В мастерской художника (театральные маски)

02.05.2024

Делаем афишу и программки

16.05.2024

Отчётный спектакль

16.05.2024

Отчётный спектакль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Театр"

В программе заложены цели, задачи, КТП, методическое обеспечение....

Программа кружка "Театр на ладошке"

Программа кружка рассчитана на учеников 4 класса. В программу включены задания по теории, практическая деятельность, творческие игры, направленные на развитие способностей детей....

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Рабочая программа кружка "Театр в начальной школе"

Эта программа позволит построить работу с творческими детьми во внеурочное время. Мною она опробована и дала хорошие результаты....

Программа кружка "Театр здоровья"

Данная программа составлена учителем начальных классов МОУ «Магистральнинская СОШ №2»  Бужинской С.А. на основе программы курса «Здоровье» Касаткина В.Н. и программы Мишнё...

Рабочая программа кружка " Театр на английском языке"

Рабочая программа «Театр на английском языке» относится к программам общекультурной направленности, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, худож...

Рабочая программа кружка "Театр и мы"

Рабочая программа кружка "Театр и мы"...