Программа кружка Театр"
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Театр" для обучающихся 2-3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_teatr.docx | 47.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________________ _________________ (Ф.И.О.) «____»__________________ 20___ г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказом от «_____»____________20___ г. №________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Школьный театр»
2 класс
Составитель: Тимошенко Марина Алексеевна
учитель начальных классов
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы (см. список используемой литературы).
Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. На занятиях много времени посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика
Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
1.Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
2. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
7. Развивать чувство ритма и координацию движения;
8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
9. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.
Формы и режим занятий
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений(частями и целиком).Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к произведению и его презентации.
Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Программа предназначена учащимся 2-х классов начальной школы. Программа рассчитана на 29 занятий (2 академических часа в неделю). В результате занятий ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы воспитывать речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Планируемые предметные результаты изучения предмета
Результаты освоения программы внеурочной деятельности:
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке
1 Тема «Пластичность»
Содержание
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».
2 Тема «Речевая гимнастика»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
3 Тема «Развитие речи»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.
5. Тема «Театр»
Содержание
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля»
Содержание
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
Ценностные ориентиры содержания программы
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальный центр;
- музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; СД– диски;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- пальчиковые куклы;
- сценический грим;
- видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
- Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»,
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 2010
- Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 2009.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 2012
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2013.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 2014
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 2011.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 2013
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2013.
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения | Тема занятия (одного академического часа) |
05.10.2023 | Вводное занятие. Знакомство |
05.10.2023 | Здравствуй, театр! |
12.10.2023 | Великая сила Слова |
12.10.2023 | Великая сила Слова |
19.10.2023 | Мимика и жесты. Ритмо-пластика |
19.10.2023 | Мимика и жесты. Ритмо-пластика |
26.10.2023 | Театральная игра |
26.10.2023 | Сценические действия. Что такое сцена. |
09.11.2023 | Культура и техника речи |
09.11.2023 | Работа над скороговорками. Организация дыхания |
16.11.2023 | Мы – актёры. Работа над сказкой |
16.11.2023 | Мы - актёры. Работа над сказкой |
23.11.2023 | Репетиция сказки к Дню матери |
23.11.2023 | Репетиция сказки к Дню матери |
30.11.2023 | Кукольный театр. Пальчиковый театр. |
30.11.2023 | Кукольный театр. Пальчиковый театр. |
07.12.2023 | Великая сила Слова. |
07.12.2023 | Великая сила Слова. |
14.12.2023 | Театральная игра. |
14.12.2023 | Театральная игра. |
21.12.2023 | Мы актеры. Работа над новогодней сказкой |
21.12.2023 | Мы актеры. Работа над новогодней сказкой |
28.12.2023 | Показ новогодней сказки |
28.12.2023 | Показ новогодней сказки |
11.01.2024 | Тренинг актерского мастерства |
11.01.2024 | Тренинг актерского мастерства |
18.01.2024 | Мастерство актёра |
18.01.2024 | Мастерство актёра |
25.01.2024 | Театральное искусство |
25.01.2024 | Театральное искусство |
01.02.2024 | Узнай героя. Театральные игры |
01.02.2024 | Узнай героя. Театральные игры |
08.02.2024 | Учимся говорить по-разному |
08.02.2024 | Учимся говорить по-разному |
15.02.2024 | Театр-экспромт |
15.02.2024 | Театр-экспромт |
22.02.2024 | Мы актёры. Работа над спектаклем |
22.02.2024 | Мы актёры. Работа над спектаклем |
29.02.2024 | Мы актёры. Работа над спектаклем |
29.02.2024 | Мы актёры. Работа над спектаклем |
07.03.2024 | Показ спектакля |
07.03.2024 | Показ спектакля |
14.03.2024 | Театральная игра. |
14.03.2024 | Театральная игра. |
21.03.2024 | Мы – кукловоды |
21.03.2024 | Мы – кукловоды |
04.04.2024 | Играем в рифмы |
04.04.2024 | Играем в рифмы |
11.04.2024 | Наши любимые сказки |
11.04.2024 | Сочиняем сказку |
18.04.2024 | Наши эмоции |
18.04.2024 | Наши эмоции |
25.04.2024 | Постановочная работа |
25.04.2024 | Конкурс чтецов |
02.05.2024 | В мастерской художника (театральные маски) |
02.05.2024 | Делаем афишу и программки |
16.05.2024 | Отчётный спектакль |
16.05.2024 | Отчётный спектакль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Театр"
В программе заложены цели, задачи, КТП, методическое обеспечение....
Программа кружка "Театр на ладошке"
Программа кружка рассчитана на учеников 4 класса. В программу включены задания по теории, практическая деятельность, творческие игры, направленные на развитие способностей детей....
Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"
Программа расчитана для детей 1-4 классов....
Рабочая программа кружка "Театр в начальной школе"
Эта программа позволит построить работу с творческими детьми во внеурочное время. Мною она опробована и дала хорошие результаты....
Программа кружка "Театр здоровья"
Данная программа составлена учителем начальных классов МОУ «Магистральнинская СОШ №2» Бужинской С.А. на основе программы курса «Здоровье» Касаткина В.Н. и программы Мишнё...
Рабочая программа кружка " Театр на английском языке"
Рабочая программа «Театр на английском языке» относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, худож...
Рабочая программа кружка "Театр и мы"
Рабочая программа кружка "Театр и мы"...