Программа кружка "Театр здоровья"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бужинская Светлана Александронна

Данная программа составлена учителем начальных классов МОУ «Магистральнинская СОШ №2»  Бужинской С.А. на основе программы курса «Здоровье» Касаткина В.Н. и программы Мишнёвой Е.В. «Малый театр», Набережные Челны, 2010 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_teatr_zdorovya_1-4_kl.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная   записка

Данная программа составлена социальным педагогом МОУ «Магистральнинская СОШ №2»  Бужинской С.А. на основе программы курса «Здоровье» Касаткина В.Н. и программы Мишнёвой Е.В. «Малый театр», Набережные Челны, 2010 г.

Программа адаптирована к условиям нашей школы.

Срок реализации: 1 год.

Расчитана на :       36 часов, 1 раз в неделю

Возраст детей:   рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся с детьми

7-10 лет в рамках дополнительного образования.

Формой работы с детьми, общения с классным коллективом, сотрудничества я выбрала театральный кружок «Театр здоровья».

             Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении.

             Ухудшение социально- экономических условий в стране повлекло за собой увеличение числа правонарушений, употребления спиртных напитков и наркотических средств детьми и подростками. Проблема сохранения здоровья и проведения эффективных мер по оздоровлению обучающихся на сегодняшний день стоит очень остро. Одним из приоритетных аспектов воспитательной системы нашей школы является пропаганда здорового образа жизни.

Программа кружка предполагает расширить сведения у обучающихся о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение обучающимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Программа носит обучающийся, развивающийся и социальный характер. Она является необходимой, для обучающихся младшей ступени, так как позволит школьникам узнать причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении.

             Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у обучающихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к своему здоровью, природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Через игру ребенок учится разрешать жизненные ситуации.

              Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, охотно выполняют поручения, дают советы,  предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям.

              Сказок превеликое множество, но главное помнить о том, что они нужны всем: и взрослым и детям. Потому что душа без них пуста и никчемна. И не стоит забывать народную мудрость: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Цель программы: расширение и углубление знаний обучающихся в области современных достижений гигиены и санитарии, оказание первой помощи при травмах и отравлениях через беседы, игры, инсценировки сказок, упражнения, практические занятия, проигрывание ситуаций.

     

Основными задачами  являются:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • умение применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучащихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки  и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

                  Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Театр здоровья»

       Личностными результатами кружка «Театр здоровья»

 являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • умение выражать  свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

                    Метапредметными результатами кружка «Театр здоровья» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • – учиться работать по определенному алгоритму.

Познавательные УУД:

  • – умение делать выводы в результате совместной работы группы и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • – умение оформлять свои мысли в устной форме  
  •  слушать и понимать речь  других;
  • договариваться с другими детьми совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • –  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли.

           Организация процесса

         В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно- гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовывать на практике принцип индивидуально – личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся  1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям – необходимо учитывать влияние театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывает детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений

                                          СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

№п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Самопознание

5

2.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

6

3.

Я и другие

6

4.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. 

7

5.

Питание и здоровье 

4

6.

Культура потребления

4

7.

Предупреждение употребления психоактивных веществ

4



                                               Учебно – тематический  план

№п/п

Разделы программы

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Самопознание

5

1.1

Знание своего тела

5

2

3

2.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

6

2.1

Гигиена тела

1

1

2.2

Гигиена труда и отдыха

3

1

2

2.3

Профилактика инфекционных заболеваний

2

1

1

3.

Я и другие

6

2

4

4.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма. 

7

4.1

Безопасное поведение на дорогах

1

1

4.2

Бытовой и уличный травматизм

4

2

2

4.3

Поведение в экстремальных ситуациях

2

1

1

5.

Питание и здоровье 

4

5.1

Питание-основа жизни

2

1

1

5.2

Гигиена питания

2

1

1

6.

Культура потребления

4

6.1

Выбор медицинских услуг

1

1

6.2

Обращение с лекарственными препаратами

3

1

2

7.

Предупреждение употребления психоактивных веществ

4

2

2

Содержание программы

Раздел 1. Самопознание (5ч)

Знание своего тела

Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.

Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.

Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.                 Рассказать о субъективных признаках своей усталости.

Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.

Раздел 2. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (6ч)

Гигиена тела

Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с ппогодными условиями и индивидуальными особенностями.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.

Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.

Гигиена труда и отдыха

Периоды  изменения  работоспособности.  Режим  дня.  Субъективные и  объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.

Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного.

Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.

Профилактика инфекционных заболеваний

Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с  микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.

Представление об инфекционных    заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.

Представление об активной защите - иммунитете.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.

Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).

Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.

        Раздел 3.Я и другие (6ч)

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.

Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.

Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.

Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.

Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.

Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.

Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

Раздел 4. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. (7ч)                   Безопасное поведение на дорогах

Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжейчасти» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Иметь навык наблюдения.

Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».

Иметь навык переключения на самоконтроль.

Бытовой и уличный травматизм

Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.

Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.

Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.

Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.

Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор.

Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.

Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.

Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.

Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.

Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.

Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи:01,02,03,04,

 службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».

Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

Знать способы тушения огня.

Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.

Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Раздел 5. Питание и здоровье (3ч)                                                                       Питание-основа жизни

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных

странах. Правила поведения за столом.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.

Уметь пользоваться столовыми приборами.

Гигиена питания

Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Ожидаемые результаты (ученик может).

 Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.

Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.

Умение мыть посуду и столовые приборы.

Раздел 6. Культура потребления (4ч)                                                                                                          Выбор медицинских услуг

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сестрам, как к людям, которые помогают сохранить здоровье.

Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения.

Знать, зачем детей госпитализируют.

Обращение с лекарственными препаратами

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ожидаемые результаты (ученик может).    

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).

Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ(4ч)

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь избегать ситуации пассивного курения.

Понимать, что алкоголизм и наркомании - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.

Методические рекомендации

        Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работыпедагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.                         При организации работы кружка должны:

  • учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
  • совершенствоваться двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.

Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, практические работы, праздники.

Так, например, Праздник здоровья включает в себя: 

- Приветствие команд

- Конкурс (например: “Как правильно почистить зубы” или “Красивая улыбка” или “Как правильно вымыть руки” и т.д.

- Стихи и песни, танцы о здоровье

- Эстафета

- Комплекс утренней зарядки

- Подвижная игра

- Эстафета с упражнениями на ловкость

- Ритмическая гимнастика

- Подвижная игра

- Подведение итогов

Педагог выступает в роли инструктора, информатора организатора и консультанта.        

Список использованной литературы.

  1. Касаткин В.Н. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений/ Разработана группой авторов под руководством д.м.н.Касаткина В.Н. Утверждена Минобразованием России, Минздравом России, президентами РАО, РАМН.
  2. Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма Медиа Групп, 2008.
  3. Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа. – 2004. – №1.
  4. Жигулев А.М. Русские народные пословицы и поговорки./Под ред. А.М.  Жигулева – Удмуртия, 2000г.
  5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья./ Под ред.  А.К. Лаптева -  М., 2002 г.
  6. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Под ред. Л. А. Обухова,  Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2005г.
  7. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М.А.Павловой – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./ Под ред. Н.К. Смирнова  – М.: АРКТИ, 2003 г.
  9. Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса./ Под ред. Л.Ф.  Шатохиной – М.: Полимед, – 2005 г.
  10. Шатохина Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью./ Под ред. Л.Ф.  Шатохиной – М., 2005 г.
  11. Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». -  издательство «Учитель», сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конкурсно-игровая программа "В здоровом теле-здоровый дух"

Здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью, соревнование команд...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья

Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...

Презентация для конкурсно-игровой программы "В здоровом теле - здоровый дух"

Пропаганда здорового образа жизни. Путешествие по станциям....

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...

Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...