программа кружка "Театр"
методическая разработка (3 класс) по теме
В программе заложены цели, задачи, КТП, методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Театр – форма общественного сознания – неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок театра, развитие в нем тех или иных форм, тенденций, идей, само место в жизни общества и характер связей с современностью обусловлены особенностями социальной культуры общества, его духовными запросами. Жизнь отражается в театре посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями.
В основе спектакля – борьба характеров, общественные и психологические конфликты, влияющие на судьбы людей. Эмоционально-духовное единение сцены и зрителей, наличие общих интересов между творцами действа и публикой обязательны для того, чтобы спектакль состоялся.
Театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоническая личность.
Программа занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.
Выводы:
- Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствует развитию и формированию их личности.
- Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
- Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.
- В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
- Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
- В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом, они приучают школьников к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.
- Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.
- Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.
Пояснительная записка
Преподавание основ театрального искусства необходимо, так как это обусловлено следующими причинами:
- Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей. В этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
- Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
- Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству, но, в первую очередь, воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал: «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» - не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданско-патриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.
Цели и задачи:
Программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Основная цель:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Основными задачами курса являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
Программные задачи:
· развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· знакомить детей с театральной терминологией;
· знакомить детей с видами театрального искусства;
· знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре.
Краткие сведения о коллективе:
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, на 68 часов в год: 30 часов – на теоретический материал из истории театра, упражнения и 38 часов – на репетиции спектаклей, разыгрывании этюдов и импровизаций.
Основные направления содержания деятельности:
Программа занятий основана на комплексном подходе к построению занятий. Занятия театром предполагают контакт с дисциплинами, развивающими мышление и речь (чтение, естествознание, древнегреческая и римская классическая мифология), художественный вкус (рисование, художественный труд), чувства (музыка, пение); уроками, способствующими физическому совершенствованию (гимнастика, хореография).
Условия реализации программы:
При подготовке и проведении занятий используются:
- Электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей» 2007.
- Электронное средство учебного назначения «История искусства» 2003
- Классическая музыка «Музыкальная коллекция»
- Легенды и мифы Древней Греции
- МХК Художественная культура. Электронное пособие
- Соната не только музыка. Электронное пособие
- Школьный театр в начальной школе
- Авторские презентации, отрывки из фильмов, мультфильмы
Формы проведения занятий:
В зависимости от содержания, цели и задач урока и возможностей учащихся используются следующие типы уроков: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-игра, урок-работа над спектаклем, который делится на урок – обсуждение сценария, урок – пробу на роль, урок-репетицию. Чаще всего используется комбинированный урок, на котором дети получают новые знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения.
Структура урока:
1. Организационный – 2 – 3 мин.
2. Повторение предыдущего материала – 5 – 7 мин.
3. Изложение нового материала – 10 – 15 мин.
4. Упражнения – 5-10 мин.
5. Этюд для выработки умения действовать в предлагаемых обстоятельствах – 8 -10 мин.
Продолжительность занятия 45 минут, но в связи с тем, что в этом возрасте сложно сконцентрироваться в продолжение такого времени, то предусмотрены различные физ.минутки, смена видов деятельности, отдых.
Занятия предполагают не только групповые, но и индивидуальные задания, возможно индивидуальное разучивание роли, работа над характером героя, изготовление декораций и костюмов.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Ожидаемые результаты.
К концу года занятий ребёнок знает:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Умеет:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | История театра | 14 | 7 | 7 |
2. | Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. | 14 | 7 | 7 |
3. | Фантазия - источник творческой духовности человека. | 12 | 4 | 8 |
4. | Музыка и театр | 14 | 7 | 7 |
5. | Живопись и театр | 14 | 5 | 9 |
| Всего: | 68 | 30 | 38 |
Содержание программы:
- История театра (14 ч)
- Жизнь первобытных людей – собирательство и охота
- Культ предков, его значение в нравственном развитии человека
- Переход первобытного человека от кочевого к оседлому образу жизни
- Охотничье маскирование. Маски как средство борьбы за выживание первобытного человека.
- Творческие эпохи
- Классическая римская мифология
- Легенды и мифы Древней Греции
2. Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. ( 14 ч)
- Урок-игра «Лес»
- Игра - драматизация «Свинопас»
- Урок-игра «Зоопарк»
- Игра-драматизация «Теремок»
- Урок-игра «Африканская саванна»
- Игра-драматизация «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Урок-драматизация «Репка»
3. Фантазия - источник творческой духовности человека. ( 12 ч)
- Работа с этюдами. Этюды на повадки животных.
- Работа с этюдами. Образное представление неодушевлённых предметов
- Этюды на память физических действий.
- Работа с этюдами. Групповые этюды.
4.Музыка и театр. ( 14 ч)
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Людвиг Ван Бетховен
- Иоганн Себастьян Бах
- Опера
- Оперетта
- Балет
- Симфоническая музыка
- Живопись и театр. ( 14 ч)
- Декорации
- Костюмы
- Русские художники
- Зарубежные художники
- Николай Рерих
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1. | Жизнь первобытных людей-собирательство и охота. | Ролевая игра | Рассказ, демонстрация, практич.деят-ть | Наглядные пособия, электрон.пособие «Бол.энцикл.Кирилла и Мефодия» | Проектор | Конкурс рисунков |
2. | Культ предков, его значение в нравственном развитии человека. | Беседа | Рассказ, демонстрация, практич.деят-ть | Наглядные пособия, Эл.пособ. «Бол.энц.Кирилла и Мефодия» | Проектор | Познават. Игра |
3. | Переход первобытного человека от кочевого к оседлому образу жизни. | Познават. игра | Рассказ, беседа, демонстрация, практ.деят-ть | Нагл.пособия, отрывок из научного фильма | Проектор | Викторина |
4. | Охотничье маскирование. Маски как средство борьбы за выживание первобытного человека. | Рассказ, беседа | демонстрация | Наглядные пособия | Проектор | Презентация «Жизнь первобытных людей» |
5. | Творческие эпохи. | Рассказ, познават.игра | Практическая деятельность | Наглядные пособия | ---- | Конкурс рисунков |
6. | Классическая римская мифология. | Рассказ, беседа | Демонстрация | Эл.пособие «Бол.энциклоп.Кирилла и Мефодия» | Проектор | Конкурс знатоков |
7. | Легенды и мифы Древней Греции. | Рассказ | Практическая деят-ность | Наглядные пособия, книга «Легенды и мифы Древней Греции» | -- | Викторина |
8. | Урок-игра «Лес». | Учебно-теоретич.задания | практич. деят-ть | Пейзажи, картинки с животными и растениями леса, загадки | Шумовые инструменты | Ролевая игра |
9. | Игра-драматизация «Свинопас». | Учебное занятие | практич. деят-ть | Рисунки одежды придворных дам | Шумовые инструменты | Практич.занятие |
10. | Урок-игра «Зоопарк». | Упражнения, игры | практич. деят-ть | Картинки с животными и птицами, запись голосов птиц и животных | Музык.центр | Ролевая игра |
11. | Игра-драматизация «Теремок». | Учебно-теоретич.задания | Беседа, практич. деятельность | Рисунки гл.героев сказки, РНС «Теремок» | Фортепиано, муз.центр | Ролевая игра |
12. | Урок-игра «Африканская саванна». | Упражнения, игры | Беседа, практич. деятельность | Картинки животн. и растений Африки, запись голосов птиц и животных | Фортепиано, музыкальный центр | Игровое эанятие |
13. | Игра-драматизация «Сказка о рыбаке и рыбке». | Учебное занятие | практич. деят-ть | Ск.Пушкина «О рыбаке и рыбке | Фортепиано, музыкальный центр | Постановка сценки |
14. | Урок-драматизация «Репка». | Учебное занятие | Беседа, практич. деятельность | РНС «Репка» | Фортепиано, музыкальный центр | Постановка сценки |
15. | Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. | Выполнение заданий, упражнений | практич. деят-ть | Сборники песен, аудиотека | Фортепиано, музыкальный центр | Игровое занятие |
16. | Работа с этюдами. Образное представление неодушевленных предметов. | Выполнение заданий, упражнений | практич. деят-ть | Сборники песен, аудиотека | Фортепиано, музыкальный центр | Игровое занятие |
17. | Этюды на память физических действий. | Учебное занятие | практич. деят-ть | Сборники песен, аудиотека | Фортепиано, музыкальный центр | Ролевая игра |
18. | Работа с этюдами. Групповые этюды. | Групповые занятия | практич. деят-ть | ---- | Фортепиано, музыкальный центр | Постановка небольшого представления |
19. | Вольфган Амадей Моцарт. | Рассказ, беседа | Прослушивание музыкал.произведе-ний классич.музыки | МХК. Худож.культура, электрон.пособие «Соната не только музыка» | Музыкальный центр, проектор | Беседа, познават. игра |
20. | Людвиг Ван Бетховен. | Рассказ, беседа | Прослушивание музыкал.произведе-ний | МХК. Худож.культура, электрон.пособие | Музыкал.центр, проектор | Беседа, познават. игра |
21. | Иоганн Себастьян Бах. | Рассказ, беседа | Прослушивание музыкал.произведе-ний | МХК. Худож.культура, электрон.пособие | Музыкальн. центр, проектор | Презентация «Композиторы-классики» |
22. | Опера. | Рассказ, беседа | Прослушивание отрывков музыкал.произведе-ний классич.музыки | Электронное сред-во учеб.назначения «История искусства» | Музыкальный центр, проектор | Беседа, познават. игра |
23. | Оперетта. | Рассказ, беседа | Прослушивание отрывков музыкал.произведе-ний классич.музыки | Электронное сред-во учеб.назначения «История искусства» | Музыкальный центр, проектор | Беседа, познават. игра |
24. | Балет. | Рассказ, беседа | Демонстрация отрывка из док. фильма | МХК. Худож.культура, эл. ср-во «История искусства» | Музыкальный центр, проектор | Беседа, познават. игра |
25. | Симфоническая музыка. | Рассказ, беседа | Прослушивание отрывков музыкал.произведе-ний классич.музыки | Электронное сред-во учеб.назначения «История искусства» | Музыкальный центр, проектор | Презентация «Классическая музыка» |
26. | Декорации. | Беседа | Демонстрация, рассказ | ---- | ---- | Изготовление простейших декораций в группах |
27. | Костюмы. | Беседа | Рассказ, демонстрация, практич.деят-тьь | МХК. Худож.культура, электрон.пособие «История искусства» | Проектор | Создание простейшего костюма |
28. | Русские художники. | Рассказ, беседа | Демонстрация | МХК. Худож.культура, электрон.пособие «История искусства» | Проектор | Презентация «Живопись и театр» |
29. | Зарубежные художники. | Рассказ, беседа | Демонстрация | МХК. Худож.культура, электрон.пособие «История искусства» | Проектор | Презентация «Живопись и театр» |
30. | Николай Рерих. | Рассказ, беседа | Демонстрация | МХК. Худож.культура, электрон.пособие «История искусства» | Проектор | Презентация «Живопись и театр» |
Список литературы:
1. А.А.Кияновский, С.Н. Санько «Школьный театр в начальной школе» М. Чистые пруды.2007
2. А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.
3. А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
4. А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.
5. Рогулева Л.А. Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» для учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
6. Савинова Е.Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...