Конспект урока 3 класс "Вода и свойство воды" с опытом
план-конспект урока (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме « Вода и свойства воды».
УМК «Школа России»
Цель урока: познакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов.
Задачи урока:
Развивающие:
- развивать способность рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности;
-развивать логическое и абстрактное мышление;
-стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде;
-воспитывать культуру взаимоотношений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты.
Оборудование: глобус; стаканы с водой ( для 3 групп), пустые сосуды
разной формы, полоски цветной бумаги; вещества, растворяющиеся в воде (сахар, соль, сода),вещества, не растворяющиеся в воде (песок, глина,
толчёный мел); стакан сока, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_opytom.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме « Вода и свойства воды».
УМК «Школа России»
Цель урока: познакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов.
Задачи урока:
Развивающие:
- развивать способность рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности;
-развивать логическое и абстрактное мышление;
-стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде;
-воспитывать культуру взаимоотношений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты.
Оборудование: глобус; стаканы с водой ( для 3 групп), пустые сосуды
разной формы, полоски цветной бумаги; вещества, растворяющиеся в воде (сахар, соль, сода),вещества, не растворяющиеся в воде (песок, глина,
толчёный мел); стакан сока, учебник.
Ход урока:
- Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
- Ребята, на столе у вас рабочая тетрадь, ручка, дневник.
Уч. - Начнём наш урок с загадки. Загадка
Если руки ваши в ваксе, Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …. (воды)
Актуализация знаний.
1.Сообщения о значении воды
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный (вращаю).
Что изображено голубым цветом?
Верно, голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара (на примере яблока показать доли)
- Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока « Вода».
Цель урока: мы познакомимся со свойствами воды путём проведения исследований в группах.
Учитель
Вода входит в состав любого живого организма , у животных вода
составляет больше половины массы тела. Тело медузы на 90-95% (почти полностью) состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело
больше половины состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.
Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьём и с пищей, в зависимости от климата составляет 3-6 литров в сутки.
Практическая работа. Изучение свойств воды.
Итак, мы видим, насколько важна вода в жизни человека, а чтобы
правильно использовать воду, надо знать её свойства. Какие? Это мы и попытаемся выяснить, проделав несколько простых опытов.
Приглашаю вас в научную лабораторию. Сегодня вы – научные сотрудники, вы должны определить, какими свойствами обладает вода. Всё необходимое оборудование находится у вас на столах.
.
- Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
- Какие правила работы в лаборатории мы должны соблюдать?
ТБ при работе:
- Быть осторожными с веществами и приборами.
- Следовать чётко по инструкции.
- Ничего не пробовать на вкус (без разрешения).
2) Исследовательская работа в группах
Опыт № 1
Проблема: видны ли в воде другие предметы?
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? (прозрачная)
Опыт № 2
Проблема: имеет ли вода цвет?
Возьмите полоски цветной бумаги, сравните их цвет с цветом воды, приложив их к стакану с водой. Сделайте вывод о цвете воды.
(без цвета)
Опыт № 3
Проблема: имеет ли вода запах?
Наливаю в один сосуд воду, а в другой - сок.
Одна из жидкостей неизвестного происхождения. Необходимо нюхать
неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности. Сначала. Предлагаю детям определить запах воды.
- Вы что-нибудь почувствовали, имеется ли какой – нибудь запах? Вывод: вода без запаха.
Опыт № 4
Проблема: имеет ли вода вкус?
У каждой группы по 2 стакана. В один из них наливаю простую воду, в другой – сок. Лаборант пробует через трубочку содержимое из каждого стакана.
Вывод: вода без вкуса.
Опыт № 5
Проблема: а может ли вода растворять вещества?
1 группа – растворяет крахмал 2 группа – соду
3 группа – глину (песок)
- Что произошло с веществами?
- Видно ли их в стакане? Растворились ли они?
Вода имеет свойство растворять многие вещества. Это доказывает, что вода – растворитель.
Вывод: вода может растворять многие вещества, но не все.
Опыт № 6
Проблема: имеет ли вода форму?
Пригласить помощника. Я беру 3 разных по форме сосуда. В одном из них вода. Показываю это детям.
- Ребята, что вы видите в сосуде? (воду)
Ученик начинает переливать воду из одного сосуда в другой.
- Что он сейчас делает? (переливает воду из одного сосуда в другой)
- Что произошло с водой? (она перелилась из одного сосуда в другой)
- Какую форму приняла вода? (форму сосуда, в который она налита)
- Какое свойство вы обнаружили?
- Переливая воду в разные ёмкости. Что можете сказать о форме воды? Какую форму имеет вода в разных ёмкостях?
Вывод: вода - жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.
Опыт № 7 - Проводит учитель
Проблема: как ведёт себя вода при нагревании и охлаждении?
На столе: пробирка с подкрашенной водой, ёмкость с горячей водой, ёмкость со льдом, фломастер.
Задания:
- Возьмите пробирку с водой, отметьте уровень воды фломастером. Поставьте пробирку в горячую воду. Что произошло с водой? Отметьте новый уровень воды. Сделайте вывод, почему уровень стал выше? Что происходит с водой при нагревании?
- Теперь эту пробирку поставьте в сосуд со льдом (под контролем
учителя, во избежание травм). Пронаблюдайте, что произошло с водой, отметьте новый уровень воды. Почему он стал ниже? Сравните с
первоначальным уровнем? Сделайте вывод, что происходит с водой при охлаждении?
Вывод: при нагревании – вода расширяется, при охлаждении – сжимается.
3 | Имеет ли вода запах? | |
4 | Имеет ли вода вкус? | |
5 | Может ли вода растворять разные вещества? | |
6 | Какую форму имеет вода? | |
№ п/п | Свойства воды | |
Опыт (проблемный вопрос) | ||
1 | Можно ли увидеть в воде другие предметы? | |
2 | Какого цвета вода? |
- Ребята, вы закончили научную работу в центрах. Вы сделали для себя новые открытия и все немного напряжены. Я предлагаю вам расслабиться. А в этом нам поможет удивительная музыка воды.
Физминутка
- Итоги урока. -
Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
(Вода – природный дом для растений и животных. В теле человека много воды, она составляет больше половины массы. Вода растворяет многие вещества. Соль, сахар, сода, крахмал – в воде растворяются, а глина и мел – нет.
Вода – прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, вкуса, обладает текучестью, принимает форму сосуда).
СВОЙСТВА ВОДЫ
- Без цвета.
- Прозрачна.
- Без вкуса.
- Текуча.
- Не имеет формы, принимает форму сосуда. 6.Без запаха.
- Вода - растворитель (но не всех веществ)
Рефлексия.
- Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание показалось трудным?
Самооценка
- А сейчас оценим свою работу на уроке.
Вы хорошо работали на уроке, и поэтому я прикреплю на доску солнышко. А чтобы на небе появилась такая красота - радуга, в этом приняла работу все та же вода.
Домашнее задание
- Дома я вам предлагаю продолжить исследовательскую работу. Попросите членов своей семьи принять в ней участие. Цель исследования – доказать огромное значение воды в нашей жизни. Надо в течение дня отмечать
каждый выпитый стакан воды, чая и т.д. , закрашивая по одной клеточке. В конце дня посчитать количество закрашенных клеточек и записать
получившееся число.
Запись в дневнике: р.т. стр.29-32 Урок окончен.
.
Резерв
Игра «Ты – мне, я – тебе»
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть вам фразеологизмы о воде, а вы постараетесь объяснить смысл этого фразеологизма.
- Как две капли воды.
- очень похожие
- один в один
- совершенное сходство
- Как рыба в воде.
– свободно, хорошо
- как у себя дома
- спокойно, расслабленно
- Как в воду кануть.
- провалиться сквозь землю
- исчезнуть
- В рот воды набрать.
- промолчать
- замолчать самому
- Выйти сухим из воды.
– остаться безнаказанным
- избежать проблем
- Как в воду глядеть.
– предчувствовать
- предвидеть
- знать заранее
Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Свойства воды"
Конспект урока по окружающему мира на тему Вода.Её свойства....
План-конспект урока "Состав и свойства воздуха"
Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов, прилагаются гиперссылки на использованные ресурсы....
Конспект урока по психологии "Свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, преключение). Как тренировать внимание".
Конспект урока...
Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс
УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...
Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ
Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...
конспект урока по технологии"Свойства материалов. Каждому изделию свой материал".
Представлен конспект урока по технологии по теме "Свойства материалов. Каждому изделию свой материал" для учащихся второго класса. На данном уроке дети работают в группе, индивидуально. Применяется...
Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
Конспект урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...