Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»
рабочая программа по окружающему миру
Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Основным отличием учебной проектной и исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследованиякак универсального способа освоения действительности. Развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируетличностную позиция учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issl._deyatelnost_dlya_sayta.docx | 50.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»
Срок реализации 4 года
Разработана
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии «Мариинская»
Г. Таганрога
Крамаровой Еленой Евгеньевной
.
Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Основным отличием учебной проектной и исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследованиякак универсального способа освоения действительности. Развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируетличностную позиция учащегося.
Актуальность проектно - исследовательской деятельности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества.
С этой целью в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Актуальность программы подтверждается следующими противоречиями:
1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;
2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;
3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Система формирования основ проектно - исследовательской деятельности будет эффективной если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе;
- носит добровольный характер.
Новизна.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся начальной школы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене обучения.
Ведущая педагогическая идея.
Метод учебного проекта – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей.
- принцип совместной деятельности детей и взрослых.
- принцип обратной связи (каждое занятие заканчиваться рефлексией).
- принцип успешности.
- принцип стимулирования.
Цель проектно - исследовательско деятельности в начальной школе:
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;
– формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- развивать познавательные способности;
- развивать творческое воображение;
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Образовательные:
- активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы;
- систематизация знаний;
- знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие:
- развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
- отбирать и систематизировать материал, реферировать его;
- использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
- публично представлять результаты исследования и проекта.
Воспитательная:
- создание продукта, востребованного другими.
В ходе решения системы проектно – исследовательских задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данная программа реализуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная и исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам и внеклассной работы.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс), 3 этапа – 1 (1 класс), 2 (2,3 класс), 3 (4 класс).
Форма организации работы: занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год, 136 часа за 4 года.
Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности:
в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;
во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап– второй и третий классы начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:
- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности:
- учебная дискуссия,
- наблюдения по плану,
- рассказы детей и учителя,
- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности,
- мини-исследования;
во внеурочной деятельности:
- экскурсии,
- индивидуальное составление моделей и схем,
- мини-доклады,
- ролевые игры,
- эксперименты.
Третий этапсоответствует четвёртому классу начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников.
Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:
- мини-исследования,
- уроки-исследования,
- групповая работа,
- ролевые игры,
- самостоятельная работа,
- коллективное выполнение и защита исследовательских работ составление энциклопедий,
- наблюдение,
- анкетирование,
- эксперимент и другие.
На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ.
Планируемые результаты.
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, с темой проекта, развивать критическое мышление.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого – либо заранее планируемого объекта.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя проектную и исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием.
Проектный метод | Исследовательский метод |
- Процесс создания какого – либо заранее запланированного объекта; - решение определенной, ясно осознаваемой задачи | - Процесс поиска неизвестного, новых знаний; - поиск истины |
Этапы данных методов:
Проект | Исследование |
1 | 2 |
1. Выбор темы проекта. 2. Постановка целей и задач. 3. Планирование проектной деятельности. 4. Реализация проекта. 5. Оценка и самооценка проекта. 6. Презентация. | 1. Выбор темы исследования. 2. Постановка целей и задач. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Организация исследования: - исследование гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа; - разрешение вопроса и проверка. 5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции. 6. Презентация. |
Планирование проектной деятельности предполагает:
- определение источников информации;
- определение способ сбора и анализа информации;
- итоговый продукт;
- выработку критериев оценки результатов работы;
- распределение обязанностей среди членов команды.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
- подумать самостоятельно о том, что уже известно о предмете исследования;
- посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
- спросить у взрослых и записать информацию;
- используя Интернет, записать сведения;
- понаблюдать и записать нужные факты;
- провести эксперимент и записать план и результаты.
В проектной и исследовательской деятельности учащихся развиваются важнейшие умения и навыки.
Проектная деятельность:
- Рефлексивные умения: осмысливать задачу.
- Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить нужную информацию.
- Оценочные умения.
- Умение и навыки работы в сотрудничестве.
- Умение проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Коммуникативные умения: вступать в диалог, вести дискуссии.
- Презентационные умения и навыки.
Исследовательская деятельность:
- Умение видеть проблемы.
- Выдвигать гипотезы.
- Задавать вопросы.
- Давать определение понятиям.
- Проводить наблюдения и эксперименты.
- Делать выводы и умозаключения.
- Классифицировать материал.
- Работать с текстом.
- Доказывать и защищать свои идеи.
Различают виды проектов и исследований:
Проект | Исследование |
|
|
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников во всех этапах.
Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей;
- четкость целей;
- согласованность задач, поставленным перед каждым участником;
- выработка единой системы ценностей;
- формирование умения выходить из затруднительной ситуации;
- воспитание поддержки и взаимного доверия;
- разработка подходящей методики занятия;
- обеспечение успешного руководства учителя;
- регулярный отчет о проделанной работе;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
- развитие навыков общения.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций;
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Оценивание работы учащихся.
Проект | Исследование |
При групповой форме деятельности оценивается работа группы в целом, при парной и индивидуальной – действия пары или ученика. Критерии отбора наилучших работ: для положительной отметки необходимо сделать правильный план и аккуратно отметить выполненные операции в ходе работы. Работа должна соответствовать требованиям задания. Выбор формы продукта проектной деятельности и формы презентации проекта – важная задача участников проекта. По мере формирования умений анализа и презентации к критериям оценки добавляется качество презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь оцениваются аккуратность и эстетичность. По результатам оценивания учащиеся поощряются грамотами или свидетельствами. | Недостаток фундаментальных знаний не позволяет детям правильно оценить результаты своего исследования, особенно отрицательного. Деликатная помощь учителя здесь необходима для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование. По результатам оценивания учащиеся поощряются грамотами или свидетельствами. |
Итог проектной и исследовательской деятельности.
Проект | Исследование |
Возможные формы реализации проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, прогноз, публикация, серия иллюстраций, справочник, сценарий. Виды презентационных проектов: деловая игра, игра с залом, пресс – конференция, научный доклад, реклама, спектакль, викторина. | Итогом исследовательской работы может быть выступление на конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика. Каждую работу необходимо отметить в той или иной номинации, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность. |
Список литературы.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- Зверева И.В. Организация учебно – исследовательской деятельности в образовательном учреждении. // Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В. Школьная проектная лаборатория. //Волгоград: Учитель, 2009.
- Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. // Волгоград: Учитель, 2012.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
- Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. //Волгоград: Учитель, 2009.
Тематическое планирование занятий 1 этапа (1 класс).
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1. | Проект? Проект! | 2 | ||
2. | Исследования… | 2 | ||
3. | Здравствуй, школа! | 1 | ||
4. | Я – ученик. | 1 | ||
5. | Эти загадочные буквы. | 2 | ||
6. | Веселые цифры. | 2 | ||
7. | Мои первые сказки. | 2 | . | |
8 | Чудеса в природе. | 1 | ||
9. | Стихи А. Барто. | 2 | ||
10. | Ребусы. Кроссворды. | 1 | ||
11. | Где родился дед Мороз? | 2 | ||
12. | Времена года. Зима. | 1 | ||
13. | Загадки. | 2 | ||
14. | Я – исследователь. Алфавит. | 3 | ||
15. | Самый короткий месяц. | 1 | ||
16. | Защитники Отечества. | 2 | ||
17. | Мамочка моя. | 2 | ||
18. | Времена года. Зима. | 1 | ||
19. | Моя любимая игрушка. | 2 | ||
20 | Книга первая моя. Букварь. | 2 |
Тематическое планирование занятий 2 этапа (2,3 классы).
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1. | Золотая осень. | 2 | ||
2. | Глобус – модель Земли. | 1 | ||
3. | Пословицы, поговорки, скороговорки. | 3 | ||
4. | Е.И.Чарушин – писатель, художник. | 3 | ||
5. | Здоровье – это здорово. | 2 | ||
6. | Поможем зимующим птицам. | 2 | ||
7. | История празднования Нового года. | 2 | . | |
8 | Мастерская Деда Мороза. | 1 | ||
9. | Я – самостоятельный. | 2 | ||
10. | Откуда хлеб к нам пришел. | 3 | ||
11. | Наш прекрасный русский язык. | 1 | ||
12. | Фразеологизмы. | 2 | ||
13. | Рождение книги. | 2 | ||
14. | Я – редактор. | 3 | ||
15. | А.Гайдар – герой нашего времени. | 3 | ||
16. | Бабушкин сундук. | 2 | ||
17. | Дедушкины награды. | 2 | ||
18. | Игра, игрушки. | 2 | ||
19. | История письменности. | 3 | ||
20. | Масленица. | 3 | ||
21. | Что в имени моем? | 1 | ||
22. | Моя семья. | 3 | ||
23. | Первый в космосе. | 2 | ||
24. | Читая Пушкина. | 2 | ||
25. | Задачи в стихах. | 1 | ||
26. | Головоломки. | 2 | ||
27. | Дружба крепкая. | 3 | ||
28. | Берегите зрение. | 3 | ||
29. | Мы – читатели. | 3 | ||
30. | Лечебные растения нашей местности. | 2 | ||
31. | Наш Таганрог. | 2 |
Тематическое планирование занятий 3 этапа (4класс).
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1. | Красная книга России. | 2 | ||
2. | Гигиена и здоровье. | 1 | ||
3. | Сколько весит здоровье ученика. | 4 | ||
4. | Псевдонимы известных писателей. | 3 | ||
5. | Собака – друг человека. | 2 | ||
6. | И в мирное время есть место подвигу. | 2 | ||
7. | Улицы нашего города. | 4 | . | |
8 | Компьютер - за и против. | 3 | ||
9. | Учитель - это призвание? | 2 | ||
10. | Профессии моих родителей. | 3 | ||
11. | Моя мечта. | 1 | ||
12. | Книга в моей семье. | 2 | ||
13. | Игры наших мам. | 2 | ||
14. | Устное народное творчество. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Мультимедиа конструктор» как средство формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у младших школьников»
Опыт работы был представлен на районном этапе Всеросийского конкурса "Учитель года 2013"...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе
Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»...
Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности
Обобщение опыта реализации программы внеурочной деятельности «Час развития» по формированию проектно-исследовательской деятельности младших школьников»в ...
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...
Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника
В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...