Совместная деятельность педагогов с детьми "Создание игровых ситуаций для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников 6-7 лет группы ОВЗ».
методическая разработка
В современном мире, в век информатизации и товарно-денежных отношений дети с интересом относятся к жизни взрослых. Они слышат такие понятия, как деньги, товары, покупки, дорого, дешево, экономить и др. Поэтому возникает необходимость объяснения финансово-экономических ситуаций и формирования основ финансовой грамотности уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_65.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 65 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Совместная деятельность педагогов с детьми "Создание игровых ситуаций для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников 6-7 лет группы ОВЗ».
Составители:
Гаврилова Оксана Стефановна - воспитатель
Лосева Наталья Васильевна - воспитатель
Лебедева Валентина Васильевна - воспитатель
Карачевцева Оксана Михайловна - воспитатель
Ковалева Ирина Николаевна - учитель-логопед
Жукова Анна Александровна- старший воспитатель
2024
Санкт-Петербург
Пояснительная записка к разработке
В современном мире, в век информатизации и товарно-денежных отношений дети с интересом относятся к жизни взрослых. Они слышат такие понятия, как деньги, товары, покупки, дорого, дешево, экономить и др. Поэтому возникает необходимость объяснения финансово-экономических ситуаций и формирования основ финансовой грамотности уже в дошкольном возрасте.
Успех финансового образования дошкольников зависит от:
- использования в образовательном процессе современных технологий, направленных на получение практико-ориентированных знаний и формировании соответствующих компетенций;
- создания благоприятных условия для обучения (доступность и увлекательная форма изложения материала, адаптация к возрастным особенностям, мотивация, непрерывность).
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому целесообразно знакомить дошкольников с основами финансовой грамотности, создавая игровые ситуации с использованием проблемно-поисковых, личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных технологий.
Все вышеперечисленное мы учитывали при выборе методов и приемов знакомства дошкольников с основами финансовой грамотности.
Предлагаем познакомиться с нашим опытом формирования основ финансовой грамоты у дошкольников 6-7 лет посредством включения игровых ситуаций в образовательный процесс.
Выбор именно такой практики определён не случайно. В нашем ДОУ не выделено отдельного направления по формированию у дошкольников основ финансово-экономических понятий. Поэтому мы сочли целесообразным включить в образовательный процесс игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у дошкольников соответствующих компетенций в свободной деятельности педагога и детей.
Идея разработки: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игру.
Участники разработки: воспитанники подготовительной группы ОВЗ, учитель- логопед, воспитатели, родители, старший воспитатель
Цель: распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ, не имеющих разработок и программ по повышению финансовой грамотности воспитанников, которые начинают вводить элементы данного направления в образовательный процесс.
Задачи:
- познакомить детей с деньгами и их ролью в жизни;
- познакомить воспитанников подготовительных групп с понятиями «деньги», «доход», «расход», «зарплата», «покупка», «продажа», «сбережения», «вклад», «банковская карта» и т.д.;
- привлечь родителей к формированию финансовой культуры у детей;
- научить детей использовать полученные знания в игре;
- провести игровую ситуацию, в которой дети смогут сами принимать решения о том, как распорядиться своими «деньгами», объясняя разницу между доходами и расходами;
- научить детей различать виды денежных средств (монеты, банкноты);
- развивать навыки планирования расходов и умения экономить.
- Предварительная работа
Разъяснение таких финансовых понятий, как «деньги», «аренда», «доход», «расход», «покупки», «банк» и «банковская карта».
Далее с детьми проведены беседы-рассуждения.
1.знакомства с художественной литературой.
Чтение сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик»
В процессе работы по содержанию книги детям предлагается собрать картинки из пазлов (раскрасить сюжетные картинки, нарисовать по точкам и т.п.) и вспомнить сюжеты, которые с ними связаны.
Педагог беседует с детьми о доходах и расходах. Например, по произведению А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Сюжет | Тема беседы |
Сломалась шарманка папы Карло, | семейный бюджет и запас на непредвиденные расходы |
Папа Карло отправляет Буратино в школу, чтобы получить образование и грамотно распоряжаться своими финансами | ценность образования |
Буратино идет в театр (Его внимание привлекла яркая афиша) | роль рекламы для покупки (положительное и отрицательное влияние) |
встреча с лисой Алисой и котом Базилио. | мошенничество и финансовая безопасность (как вести себя с мошенниками); потребительская грамотность (что надо знать, чтобы тебя не обманули при покупке) |
Буратино открывает театр | как организовать свое дело |
Обсудили сюжеты из таких художественных произведений, как «Муха-Цокотуха» , «Трое из Простоквашино».
В процессе беседы педагог задаёт детям проблемно-поисковые вопросы, ответы, на которые предполагается поиск решения в похожих жизненных ситуациях.
2.Совместная встреча с родителями (круглый стол), в ходе которой состоялась беседа о деньгах, банках и банковских картах, семейном бюджете (=планировании доходов и расходов в семье). Дети вместе с родителями поучаствовали в игре «Банк»
3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде и заработке.
4.Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
5.Разработка интеллектуальных и спортивных испытаний (игр для команд – участников)
Далее педагоги создавали вместе с детьми игровые ситуации, направленные на приобретение практико-ориентированных навыков у детей по финансовой грамотности.
Во время прогулки дети поучаствовали в квест-игре «Пираты в поисках сокровищ» на примере («Форт Боярд»)
(при прохождении испытаний дети получают жетоны, которые в дальнейшем являются деньгами)
Варианты интеллектуальных испытаний (станций):
Вопрос-ответ
1.Можно ли купить товар без денег? (нет)
2. Бартер – это обмен равноценными товарами? (да)
3. Банкнота – это денежный знак из металла? (нет)
4. В отделении банка можно купить картошку? (нет)
5. Кредит – это безвозмездный подарок банка? (нет)
6. Монета – это денежный знак из металла? (да)
7. Деньги бывают электронными? (да)
8. Правильно хранить деньги в отделении банка? (да)
9. Денежный перевод – это передача денег из рук в руки (нет)
10. Рассказывать друзьям ПИН код от банковской карты – это правильно (нет)
11. При утере банковской карты необходимо незамедлительно обратиться в отделение банка. (да)
12. Покупки и услуги можно оплачивать в интернете (да)
13. Свои деньги нужно защищать от мошенников? (да)
14. Игральной картой можно расплатиться за покупку? (нет)
15. Свои деньги можно дать банку на временное хранение? (да)
16. Когда денег становится больше, это расход. (нет)
17. Налоги можно не платить. (нет)
18. Биржа – это торговая площадка, на которой продают рогатый скот. (нет)
19. В детской сказке Буратино нашел пять золотых семян? (нет)
20. Нужно учиться планировать свой бюджет. (да)
21. Деньги, который мы отдаем банку с целью получения дохода – лотерея. (нет)
22. Имущество – это то, что находится в чьей–то собственности. (да)
23. Количество денег, на которое продавец меняет товар – цена. (да)
24. Надежнее всего хранить деньги под матрасом. (нет)
25. Во всех странах денежные знаки одинаковые. (нет)
26. Вознаграждение за труд называется зарплата. (да)
27. Денежное поощрение к зарплате называется штраф. (нет)
28. Оплачивать покупки можно как наличными деньгами, так и банковской картой. (да)
29. Существует детская банковская карта. (да)
30. Конечно же детям можно брать кредит. (нет)
31. За деньги можно купить все? (нет)
32. Купить за деньги можно: одежду (да)
33. Сок (да)
34. Игрушку (да)
35. Дружбу (нет)
36. Можно купить хлеб в мебельном магазине? (нет)
37. Можно продать ненужную тебе вещь? (да)
38. Есть ли у пищевой продукции срок годности (нет)
39. В обувном магазине должны быть весы. (нет)
40. Посуда может быть товаром. (да)
41. Любой профессии нужно учиться. (да)
42. На кондитерской фабрике шьют платья. (нет)
43. Настенные часы – это товар. (да)
44. Время можно купить. (нет).
45. Деньги нужны человеку. (да)
46. Деньги можно копить.
47. Банкомат выдает открытки. (нет)
48. Счет на банковской карте можно пополнять. (да)
49. Доллары — это рубли? (нет)
50. В аптеке можно покупать. (да)
Сосчитай
Посмотри на купюру. Собери столько монет, чтоб в сумме, они были равны ценности этой купюры. (для детей купюра 10 руб)
(Предлагаем настоящие купюры и монеты)
Какой картой нельзя рассчитаться в магазине?
(Предлагаем на выбор несколько банковских карт, перемешанных с игральными)
…И т.п.)
Загадки
во многих русских народных сказках герой получает награду за свои подвиги (полцарства, дворец, кота). Что это на языке экономики? (Доход).
- Угадай, как оно зовется
Что за деньги продается
Это не чудесный дар
А просто-напросто (товар).
- Я есть особый институт,
Где деньгам строгий счет ведут,
Кредиты фирмам предоставляют
Финансами там управляют.
Вклады ваши разместят
Их очень строго сохранят. «Банк»
Квест-игра «В поисках пиратского клада»
Цель игры: найти клад, который надо найти по маршруту, указанному на карте. Каждая подсказка приведёт их к следующей точке на карте, где они найдут новую загадку и так далее, пока не доберутся до самого клада.
II.Включения детей в игровые ситуации.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
1.Цель, планирование, подготовка, итоги.
2. У нас в гостях родители в роли в банковских работников.
3.Игровая ситуация «игр совместно с детьми другой группы.
В ходе каждой игры создаются проблемно-поисковая ситуация.
III. К разработке прилагается презентация.
Планируемый результат.
В игровых ситуациях дети смогут имитировать различные ситуации из реальной жизни. Например, покупку товаров в магазине, платежи за услуги или даже управление финансами в семейном бюджете. Это помогает им освоить базовые понятия о деньгах и их ценности, а также понять важность умения управлять своими финансами.
Помимо этого, игры способствуют развитию навыков планирования, принятия решений, анализа ситуации и сотрудничества с другими детьми. Все эти навыки являются важными для формирования финансовой грамотности у детей.
Список литературы
1. «Особенности преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе» Братковская Елена Васильевна., методист ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга: https://nsportal.ru/node/6665795
2. "Деньги и финансы для детей" Наталья Райских
3. "Финансовая грамотность для детей. Умные деньги" Дарья Татаринова
4. "Финансовая грамотность. Как научить детей управлять деньгами" Ирина Брюханова
5. "Деньги для детей: как научить ребенка финансовой грамотности" Екатерина Васина
6."Финансовая грамотность для детей: 7 шагов к успеху" - Нина Буйник
7."Дети и деньги: как научить ребенка финансовой грамотности" - Лариса Морозова
8."Финансовое воспитание детей: с чего начать?" - Ольга Ковалева
9."Учим детей управлять своими деньгами" - Евгения Беликова
10."Финансовая грамотность детей: с чего начать?" - Наталья Завалий
11."Деньги летят небось: об учебнике по финансовой грамотности в начальных классах" - Ирина Белоусова
12. "Финансовая грамотность детей 5-7 лет: практическое руководство для родителей" Анна Гаранцева
13. «Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры /авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева – Изд, 3-е, испр.- Волгоград: Учитель-186 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть » в подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть &r...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Какого цвета доброта» в подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Какого цвета доброта» в подготовительной к школе группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Кленовый лист добра» в подготовительной группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Кленовый лист добра» в подготовительной группе....
МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»...
«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
laquo;Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»...
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...