«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
план-конспект
«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_finansovoy_gramotnosti_efremenko_1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района - детский сад комбинированного сада «Сказка»
«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
Ефременко Ю.И., Кашуба Е.Н.
воспитатели ДОУ «Сказка»
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода заключается в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Все это делает актуальным формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Таким образом, происходит их первичное приобщение к миру экономической действительности.
В нашей группе реализуется парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей». Главными критериями выбора данной программы стали ее экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность и возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Разделы программы, предлагаемые авторами, носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей и позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.
Программа рассчитана на 72 часа, включает следующие модули: «Финансовая азбука», «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет».
Программа логически выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям («товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет»)
Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непрерывную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды. Материал образовательного курса объединён общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести материал.
В ходе реализации программы мы с ребятами читали сказки, отгадывали загадки, знакомились с пословицами и поговорками. Дети проигрывали знания экономики и экономического поведения в разных сюжетах. Проводили беседы с целью ознакомления и расширения у детей экономических понятий. Например, беседа «Что такое потребности?», «Почему все взрослые работают?», «Где живут деньги?» и т.д.
Дети играли в настольно-печатные игры «Шопинг», «Я выбираю», игру-бродилку «Лабиринт»; дидактические игры «Потребности семьи», «Доход-расход», «Семейный бюджет»; подвижные игры «Кот Белобок», «Летает – не летает», «Угадай профессию по движениям»; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Банк» и другие.
Кроме этого, выполняли в тетрадях экономических заданий упражнения такие как, «Заветные желания», лото «Кому что нужно?», «Раскрась картинку и объясни», «Придумай и нарисуй».
В течение года был реализован проект «Макулатуру собираем - живой лес спасаем», в ходе которого было привлечено внимание подрастающего поколения к проблеме вырубки лесов, связанных с заготовкой древесины для изготовления бумаги, показана важность экономного расхода бумаги и возможность экономить природные ресурсы путем вторичного использования макулатуры.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, т.к. первые шаги в мир экономики ребенок делает именно в семье. Часто возникала проблема в том, что родители понимают необходимость и важность экономического воспитания, но чувствуют себя недостаточно компетентными в этом вопросе. Поэтому мы проводили беседы, консультации, приобщали родителей к совместному изготовлению атрибутов, поделок, участвовали в различных конкурсах по формированию финансовой грамотности.
В ходе совместной деятельности дети вместе с родителями придумывали и рисовали «Деньги будущего», изготовили лэпбук «Юные экономисты» с различными картинками, играми, заданиями; сделали копилки, банкомат «Сбербашка», кассу и сейф из бросового материала.
Была проведена викторина по финансовой грамотности «Банковский турнир», с целью содействия финансовому просвещению детей дошкольного возраста.
По итогам курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» была проведена итоговая диагностика, результаты которой свидетельствуют, что уровень экономических знаний воспитанников значительно повысился, у детей появился интерес к людям разных профессий, они стали проявлять более ценностное отношение к окружающим их вещам. Некоторые родители отметили, что дети стали бережнее относиться к семейному бюджету, к деньгам, выделяя главные потребности при походах с родителями в магазин.
Воспитанники, с которыми мы впервые вели такую целенаправленную работу в данном направлении уже пошли в школу, на их место пришли другие дети, и теперь уже с ними и их родителями мы продолжаем работу по формированию основ финансовой грамотности на основе программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», поскольку считаем ее интересной для детей и эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по формированию основ финансовой грамотности
Викторина по финансовой грамотности содействует финансовому просвещению и воспитанию детей младшего школьного возраста, активизирует имеющиеся у школьников знания финансовой грамот...
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...
Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...
МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
МУЛЬТИМЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»...
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...
Презентация по теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы»
Презентация для родительского собрания по финансовой грамотности....
Совместная деятельность педагогов с детьми "Создание игровых ситуаций для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников 6-7 лет группы ОВЗ».
В современном мире, в век информатизации и товарно-денежных отношений дети с интересом относятся к жизни взрослых. Они слышат такие понятия, как деньги, товары, покупки, дорого, дешево, экономить и др...