Мониторинг уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

В мониторинге представлен инструментарий проведения, который состоит из семи методик с критериями оценивания. такхе представлена сводная таблица  показателей уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Мониторинг

уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы

Разработала:

учитель первой квалификационной категории

Воловик Надежда Николаевна

г. Иркутск, 2021 г.

Мониторинг уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы

Пояснительная записка

    Чтение играет огромную роль в формировании читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи обучающихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает  воспитательное воздействие, при  правильно подобранной литературе можно способствовать развитию положительных нравственных качеств,  обогащается  эмоциональная сфера.

      Привлечение к чтению детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих интересов.

    Чтение для детей с интеллектуальными нарушениями – занятие трудное, во-первых, требуется мыслительный процесс, во-вторых, при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабо развиты. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно.

    Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово, а для детей с ментальными нарушениями особенно актуально расширение словарного запаса, который восполняется через чтение.  

   Несмотря на столь высокое значение чтения для развития личности школьника с интеллектуальными нарушениями важно, чтобы книга стала источником знания, а для этого, необходимо выработать у них стремление к чтению, умение выбирать книгу с учетом собственных интересов, умение правильно и вдумчиво читать.

   Цель мониторинга – определение уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Задачи:

- выявить наличие интереса и особенности читательских интересов у детей с умственной отсталостью

- изучить своеобразие восприятия детей литературных текстов  разных жанров

- определить степень самостоятельности в выборе книги

- выявить возможности использования детьми читательского опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Предполагаемые результаты:

Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.

  Чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой - он должен полюбить читать. Работа над пониманием художественного произведения умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития.

Критерии оценивания:

- 5 баллов – заинтересован в самостоятельном чтении книг для обогащения своего кругозора

- 4 балла – хорошо ориентируется в жанрах, способен самостоятельно выбрать книгу по своему интересу

- 3 балла – выборочно проявляет интерес к книгам

- 2 балла – слабо проявляет интерес к книгам

- 1 балл - не проявляет интерес к книгам

Инструментарий  проведения мониторинга уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы 

Методика 1. «Книжкин дом».

Цель - изучить содержательность и широту читательских интересов обучающихся с нарушениями интеллекта

Задачи:

1.Изучить особенности литературного интереса детей.

2.Выявить наличие и особенности  читательских интересов..

3.Определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах худ.текстов.

Материал:

Подобрать книги разных жанров: сказки, рассказы, стихи, книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных, «толстые» - «тонкие» книги, «взрослые» книги.

Содержание:  «Наведи порядок в Книжном доме».

Недавно в доме был ремонт и теперь все книги перепутались- надо навести порядок. В

Книжном доме несколько комнат, ты можешь их расположить по желанию. Что больше нравится расположи в первой комнате (1-я полка).

Беседа.

- Любишь ли ты книги?

-Покажи книги, журналы, газеты. Чем отличается книга от газеты (журнала)?

-Какие книги любишь больше всего?

-Какие литературные произведения ты знаешь?

- Что тебе больше нравится: сказки или рассказы?

-Какие ты сказки помнишь?

Во второй комнате (2 полка) расположи самые любимые сказки.

Беседа.

-Что тебе больше нравится: проза или поэзия?

- Чем они отличаются?

- Какие ты знаешь стихи?  Расскажи какое –нибудь стихотворение.

- О чем ты любишь слушать книги? Расположи их по разным темам в третьей комнате(3 полка).

- В нашем доме ты поселишь только детские книги?

- А какие знаешь «взрослые» книги?  Если ребенок их не знает, то пусть их выберет из предложенных и уберет из дома.

   

РЕЗУЛЬТАТ:

                  КРИТЕРИИ

УРОВЕНЬ

баллы

Литературный опыт достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный,  предпочитает произведения определенного вида и жанра или тематики, знает и называет структуру книги. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых.

высокий

5

Характерно положительное, достаточно осознанное отношение к литературе.  Читательские интересы более разнообразны, показывает знания некоторых

жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых, называет

части книги частично. Осознанно выбирает понравившуюся книгу.

Выше

среднего

4

Недостаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированны,  называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах  и жанрах фрагментарные.

Самостоятельность выбора книги по  иллюстрациям

Средний

3

Недостаточно осознанное отношение к литературе. Бедность литературного опыта, Знания о видах   жанров фрагментарные, Выбор книги по количеству картинок.

Ниже среднего

2

Бедность литературного опыта, отсутствие интереса к литературе,  с трудом

 называет знакомые книги, иногда ограничивается формулировкой «про то, как…», «где этот герой был…» Не знает жанров литературы.. Предпочтение отдает как правило одному виду литературы, как правило сказкам

, но отличить сказку от рассказа не может. Отвлекается,  нет интереса в участии, требуется помощь в выполнении задания. Выбор книги осуществляет по крупным , ярким картинкам

Низкий

1

       

Методика 2.  «ДВОРЕЦ   СКАЗОК»

Задачи:

1.Выявить интерес к сказкам, оценить богатство «сказочного» опыта.

2.Изучить интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию сказок.

3.Исследовать умение выразительно пересказывать сказки.

4.Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра.

5.Выявить особенности понимания средств лексической выразительности .

Беседа.

-Ты любишь сказки? Почему они тебе нравится?

- Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится?

-Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?

- Какие ты еще знаешь сказки?

- Какие сказочные герои могут жить  в Башне  «Страха»? (Назвать героев, совершаемые злые поступки)

- Какие герои могут жить в «Чудесной гостиной»? (Назвать волшебников, фей, колдунов из разных сказок)

- Кто может жить в Зале «Добра»? (Самые добрые герои по твоему мнению)

- Кто живет в Рыцарском зале? (Самые смелые герои)

- Что может находиться  в Кладовой волшебных предметов?

- В какую бы ты захотел попасть сказку? Почему?

- Кем из героев захотел бы стать? Почему?

Перескажи фрагмент сказки.

 

РЕЗУЛЬТАТ:

                      КРИТЕРИИ

Уровень

баллы

Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам, самостоятельно называет более 3 сказок, некоторые жанровые особенности. Проявляет интерес к

слушанию , рассказыванию, охотно пересказывает,  сохраняя сюжет, передавая образы. Знает и понимает особенности сказочного языка. Знает функцию каждого героя.

Высокий

5

Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам, самостоятельно называет более 3 сказок, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию.

Охотно рассказывает. Пересказывает лишь короткий фрагмент  сказки, Знает функцию положительных и отрицательных героев.

Выше среднего

4

Интерес к сказкам выборочен, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства,  называет 1 сказку, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию. Знает многих героев, но не может объяснить их функции.

Средний

3

Называет 1сказку, слушает их, но не рассказывает. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию. Для пересказа использует короткие сказки для малышей. Звучание голоса однообразное, монотонное.

Ниже

среднего

2

Положительное , немотивированное отношение к сказкам, называет 1-2 сказки. Слушает их, но не рассказывает. Требуется помощь взрослого при назывании сказочных героев.

Низкий

1

   

Методика 3 . «БУЛЬВАР ИСТОРИЙ».

Задачи:

1.Изучить особенности понимания идеи литературного произведения, умения устанавливать связи, делать выводы.

2.Выявить особенности эмоционально- образного восприятия рассказа.

3.Изучить особенности понимания жанровых отличий рассказа.

Беседа.

- Чем рассказ отличается от сказки?(есть автор, передает реальные события , нет волшебства, герои из жизни…)

- О чем бывают рассказы?

- Какие рассказы ты читал ( тебе читали)? Кто их автор?

 Самостоятельное  чтение (слушание для нечитающих детей) рассказа К.Ушинского «Сила- не право», М.Пришвина «Ёж», «Лисичкин хлеб»,

Беседа по вопросам после прочтения.

РЕЗУЛЬТАТ:

                     КРИТЕРИИ

Уровень

баллы

Узнает жанр рассказа, называет 3 основных отличия рассказа от сказки, называет 2-3 рассказа

или авторов рассказов, аргументировано отвечает на вопросы педагога по содержанию

рассказа, самостоятельно читает Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию);

 определяет авторскую позицию.

Высокий

5

Узнает жанр рассказа,  называет 2 основных отличия рассказа от сказки, называет 1-2 рассказа

или авторов рассказов отвечает на вопросы педагога по содержанию рассказа , ответы не аргументирует, читает самостоятельно.

Определяет отношение писателя к их поступкам, но не мотивирует ответ.

Выше среднего

4

Ошибается в названии жанра, называет 1отличие рассказа от сказки, вспоминает 1 рассказа

или автора, отвечает не на все вопросы по содержанию рассказа, читает с трудом. Нуждается в помощи при осмысленном аналитическом выполнении практических заданий.

Средний

3

Ошибается в названии жанра, не называет отличие рассказа от сказки, частично вспоминает о сюжете рассказа, автора не помнит, отвечает не на все вопросы по содержанию рассказа,

читает с трудом

Ниже среднего

2

Не определяет жанр, к событиям относится равнодушно, на многие вопросы не отвечает, не читает

низкий

1

 

Методика 4. « ПОЭТИЧЕСКАЯ  РОЩА»

 Содержание:

- Чтение любимого стихотворения из книги, выбранной самостоятельно. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.

- Что такое поэзия?

- Нравятся ли тебе стихи?

- Какие ты знаешь стихи?

- Чьи стихи ты читал?

- О чём пишут в стихотворениях поэты?

РЕЗУЛЬТАТ:

                              КРИТЕРИИ

Уровень

баллы

Выразительно читает любое стихотворение, может сформулировать свое отношение к стихотворному произведению, называет 1-2 поэтов. Объясняет  все образные выражения, использует средства выразительности.

Высокий

5

Выразительно читает любое стихотворение, называет 1 поэта. Образные выражения объясняет частично с помощью педагога, использует средства выразительности.

Выше среднего

4

 Прочесть стихотворение выразительно не может, называет поэта (А. С. Пушкин) по показу фотографии, не может объяснить образные  выражения, отвечает на  вопросы частично.

Средний

3

 Не объясняет образные выражения, на вопросы педагога отвечает односложно

Ниже среднего

2

 Не объясняет образные выражения, не от, не проявляет интерес к стихотворениям,

не отвечает на вопросы педагога

низкий

1

Методика 5. «ЛИТЕРАТУРНАЯ   ГОСТИНАЯ»

Задачи:

1.Выявить источник литературного опыта.

2.Изучить интерес  к разным видам деятельности в условиях семьи.

3.Определить отношение  детей к роли родителей в их литературном развитии.

Беседа.

- Где ты чаще читаешь (читают) книги: дома или в школе?

- Любишь ли ты, когда тебе дома читают? Часто ли это бывает? Где вы это делаете?

- Любят ли твои родители читать?

- Что такое библиотека?

- Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?

- Что ты любишь больше, когда  ты читаешь (тебе читают) или смотришь фильмы, мультики по литератературным текстам? Почему?

 

РЕЗУЛЬТАТ:

                         КРИТЕРИИ

Уровень

Баллы

Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье.

 Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам,  развивают его у ребенка, часто читают вместе.

Наличие дома библиотеки, имеется подборка аудио,  видео записей с литературными произведениями.

Высокий

5

Литературный опыт  не достаточно богат, наличие серьезного отношения к литературе в семье. Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, Взрослых книг в библиотеке гораздо больше, чем

детских Наличие дома библиотеки имеется.

Выше среднего

4

Положительное отношение к слушанию и совместному чтению,  читают редко, не продолжительно. В  домашней библиотеке мало детских книг, место чтения книг «случайное» или диван. Чаще смотрит телевизор.

Средний

3

Есть интерес к слушанию и совместному чтению,  читают редко, только произведения по школьной программе, в доме нет библиотеки, предпочтение просмотру. передач

2

Недостаточность литератературного опыта, нет интереса к литературе . Дома мало читают,

Нет домашней библиотеки, взрослые читают редко или совсем не читают, предпочтение просмотру

 передач.

низкий

1

 

Методика 6. «ДОМ  ХУДОЖНИКА»

Задачи:

1.Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстрациях книг.

2.Определить опыт в рисовании по содержанию литературного текста.

Беседа.

Ты помнишь много сказок, стихов…В Доме художника работают иллюстраторы (художники) книг.

-Как ты думаешь, кто рисовал картинки в книгах?

-Почему нужны картинки в книгах?

-Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй  иллюстрацию, а дети потом отгадают из какой это сказки

РЕЗУЛЬТАТ:

                       КРИТЕРИИ

УРОВНИ

Баллы

 Дает аргументы на  значение иллюстраций, активное желание рисовать по произведениям,

Высокий

5

 Часттично аргументирует значение иллюстраций, активное желание рисовать по произведениям

Выше

 среднего

4

Выборочно дает суждения  о необходимости иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям

Средний

3

Не  определяет факт иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям

Ниже

среднего

2

Не  определяет факт иллюстраций, отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать,

низкий

1

Методика 7. «ДОМ  ЗАГАДОК»

Задачи:
1.Определить отношение к творческой  речевой деятельности по литературным  произведениям.

2.Выявить способность к умению отгадывать загадки.

Материал: подбор загадок и предметные картинки к ним.

Содержание:

-Отгадай загадки.(Педагог подбирает  на любые темы)

-Загадай ты загадку?

-Придумай и загадай мне загадку об одном из предметов, а я попробую отгадать (Можно дать пример сочинения)

-Какие еще ты можешь придумать?

РЕЗУЛЬТАТ:

                            КРИТЕРИИ

УРОВНИ

Баллы

Проявляет интерес к сочинению сказок,  отгадыванию и их загадыванию.

Самостоятельно придумывает 1 загадку.

Высокий

5

Проявляет интерес к отгадыванию загадок. Соглашается придумывать загадку после примера взрослого

Выше среднего

4

Соглашается придумывать загадку после примера взрослого, отгадывает загадку посредством выбора реалистичного предмета.

Средний

3

Находит отгадку с помощью наглядного материала и педагога.

Ниже

среднего

2

 Не понимает смысла загадок.

низкий

1

     

Показатели уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся

 с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 2-4 классов

 п/п

Ф. И.

ребенка

Сформированность читательского интереса, элементарных литерат.знаний (методика 1)

Сформированность интереса

к сказкам, слушанию,

рассказыванию

(методика 2)

Умение отличать рассказ от сказки,

Умение вести беседу по прочитанному.

(методика 3)

Умение выразительно читать (рассказывать) стихотворение и

беседовать по его содержанию.

(методика 4 )

Сформированность источника литерат.опыта в семье(методика 5)

Сформированность  представлений

об иллюстрациях и иллюстраторах

(методика 6)

Умение отгадывать, загадывать и придумывать загадки.(методика 7)

Показатели

уровня сформированности читательской компетенции

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Средний показатель по классу

Выводы:

Методика диагностики читательской компетенции  (по Л.М. Гурович)

Задачи диагностики:

  1. Выявить наличие интереса к чтению у детей среди других видов деятельности.
  2. Изучить особенности читательской компетенции у детей (устойчивость, широта, осознанность).

Методы диагностики:

№ 1. Наблюдение за детьми в разных видах самостоятельной деятельности.

Цель наблюдения: выявить место интереса к чтению и читательской компетенции среди других интересов, изучить влияние читательской компетенции на содержание разных видов деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной и др.).

№ 2. Индивидуальная беседа.

Цель: выявить интерес к чтению.

Вопросы:

  • Твое самое любимое занятие дома?
  • Чем ты любишь заниматься в школе, дома больше всего?

Для уточнения данных проводится занятие с использованием карточек, на которых изображены наиболее распространенные виды деятельности школьников: «ребенок слушает чтение взрослого», «ребенок играет с игрушками», «ребенок играет в театр», «ребенок рисует», «ребенок занимается физкультурой», «ребенок трудится». Ребенку предлагается выбрать занятие, которым он любит заниматься в школе и дома.

№ 3. Индивидуальная беседа.

Цель: выявить наличие специфического читательской компетенции детей и изучить его особенности (содержательность, широта, осознанность и активность).

Вопросы:

  • Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книги? Почему?
  • Любишь ли ты, когда сам читаешь?
  • Назови свои любимые книги? Почему они тебе нравятся?
  • Какую книгу ты хотел бы получить в подарок? Почему именно эту?
  • Какую книгу ты хотел бы подарить другу на день его рождения? Почему?

Примечание: беседу следует повторить 2-3 раза через 4-5 дней для установления степени устойчивости интереса.

Игра «Библиотека».

Цель: изучение содержательности, широты и устойчивости читательской компетенции детей.

Для задания в классе создается «библиотека» с книгами разных жанров, тематики (сказки, приключения, книги о природе, о технике, о детях и взрослых, энциклопедии, комиксы и т.д.).

Задание: ребенку предлагается выбрать в «библиотеке» интересующие его книги. Внимание обращается: какие книги ребенок предпочитает, сколько раз выбирает книги одной тематики, жанра, автора и каким образом мотивирует свой выбор.

Целесообразно использовать в качестве игрового приема запись выбора и его мотива в «формуляр читателя библиотеки».

Примечание: игру следует повторить 2-3 раза через 4-5 дней для установления степени осознанности мотивации выбора.

Полученные результаты оформляются в виде таблиц на каждого ребенка.

Особенности читательской компетенции

Задание

/ тема

Проза

Поэзия

Другие виды

и жанры

Предпочитаемая тематика

Сказки

Рассказы

Повести

Стихи

Поэмы

Пьесы

Учеб. литература

Природа

Обществ. жизнь

Дети

Приключения

Другое

Беседа

Игра


Мотивы читательских предпочтений

Задание

Отказ от

мотивации

Слабо осознанная

мотивация

Интерес к

содержанию

Интерес к

иллюстрациям

Интерес к общению

со взрослым по

поводу книг

Комплекс

мотивов

Нелитературный

интерес (утилитар-

ный, учебный и пр.)

Беседа

Игра в «библиотеку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...

Мониторинг коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Сенсорное развитие представляет соб...

Мониторинг коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Сенсорное развитие представляет соб...