Мониторинг уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)
В мониторинге представлен инструментарий проведения, который состоит из семи методик с критериями оценивания. такхе представлена сводная таблица показателей уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»
Мониторинг
уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
Разработала:
учитель первой квалификационной категории
Воловик Надежда Николаевна
г. Иркутск, 2021 г.
Мониторинг уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
Пояснительная записка
Чтение играет огромную роль в формировании читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи обучающихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает воспитательное воздействие, при правильно подобранной литературе можно способствовать развитию положительных нравственных качеств, обогащается эмоциональная сфера.
Привлечение к чтению детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих интересов.
Чтение для детей с интеллектуальными нарушениями – занятие трудное, во-первых, требуется мыслительный процесс, во-вторых, при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабо развиты. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно.
Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово, а для детей с ментальными нарушениями особенно актуально расширение словарного запаса, который восполняется через чтение.
Несмотря на столь высокое значение чтения для развития личности школьника с интеллектуальными нарушениями важно, чтобы книга стала источником знания, а для этого, необходимо выработать у них стремление к чтению, умение выбирать книгу с учетом собственных интересов, умение правильно и вдумчиво читать.
Цель мониторинга – определение уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- выявить наличие интереса и особенности читательских интересов у детей с умственной отсталостью
- изучить своеобразие восприятия детей литературных текстов разных жанров
- определить степень самостоятельности в выборе книги
- выявить возможности использования детьми читательского опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Предполагаемые результаты:
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.
Чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой - он должен полюбить читать. Работа над пониманием художественного произведения умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития.
Критерии оценивания:
- 5 баллов – заинтересован в самостоятельном чтении книг для обогащения своего кругозора
- 4 балла – хорошо ориентируется в жанрах, способен самостоятельно выбрать книгу по своему интересу
- 3 балла – выборочно проявляет интерес к книгам
- 2 балла – слабо проявляет интерес к книгам
- 1 балл - не проявляет интерес к книгам
Инструментарий проведения мониторинга уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
Методика 1. «Книжкин дом».
Цель - изучить содержательность и широту читательских интересов обучающихся с нарушениями интеллекта
Задачи:
1.Изучить особенности литературного интереса детей.
2.Выявить наличие и особенности читательских интересов..
3.Определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах худ.текстов.
Материал:
Подобрать книги разных жанров: сказки, рассказы, стихи, книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных, «толстые» - «тонкие» книги, «взрослые» книги.
Содержание: «Наведи порядок в Книжном доме».
Недавно в доме был ремонт и теперь все книги перепутались- надо навести порядок. В
Книжном доме несколько комнат, ты можешь их расположить по желанию. Что больше нравится расположи в первой комнате (1-я полка).
Беседа.
- Любишь ли ты книги?
-Покажи книги, журналы, газеты. Чем отличается книга от газеты (журнала)?
-Какие книги любишь больше всего?
-Какие литературные произведения ты знаешь?
- Что тебе больше нравится: сказки или рассказы?
-Какие ты сказки помнишь?
Во второй комнате (2 полка) расположи самые любимые сказки.
Беседа.
-Что тебе больше нравится: проза или поэзия?
- Чем они отличаются?
- Какие ты знаешь стихи? Расскажи какое –нибудь стихотворение.
- О чем ты любишь слушать книги? Расположи их по разным темам в третьей комнате(3 полка).
- В нашем доме ты поселишь только детские книги?
- А какие знаешь «взрослые» книги? Если ребенок их не знает, то пусть их выберет из предложенных и уберет из дома.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВЕНЬ | баллы |
Литературный опыт достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный, предпочитает произведения определенного вида и жанра или тематики, знает и называет структуру книги. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых. | высокий | 5 |
Характерно положительное, достаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более разнообразны, показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых, называет части книги частично. Осознанно выбирает понравившуюся книгу. | Выше среднего | 4 |
Недостаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированны, называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные. Самостоятельность выбора книги по иллюстрациям | Средний | 3 |
Недостаточно осознанное отношение к литературе. Бедность литературного опыта, Знания о видах жанров фрагментарные, Выбор книги по количеству картинок. | Ниже среднего | 2 |
Бедность литературного опыта, отсутствие интереса к литературе, с трудом называет знакомые книги, иногда ограничивается формулировкой «про то, как…», «где этот герой был…» Не знает жанров литературы.. Предпочтение отдает как правило одному виду литературы, как правило сказкам , но отличить сказку от рассказа не может. Отвлекается, нет интереса в участии, требуется помощь в выполнении задания. Выбор книги осуществляет по крупным , ярким картинкам | Низкий | 1 |
Методика 2. «ДВОРЕЦ СКАЗОК»
Задачи:
1.Выявить интерес к сказкам, оценить богатство «сказочного» опыта.
2.Изучить интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию сказок.
3.Исследовать умение выразительно пересказывать сказки.
4.Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра.
5.Выявить особенности понимания средств лексической выразительности .
Беседа.
-Ты любишь сказки? Почему они тебе нравится?
- Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится?
-Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?
- Какие ты еще знаешь сказки?
- Какие сказочные герои могут жить в Башне «Страха»? (Назвать героев, совершаемые злые поступки)
- Какие герои могут жить в «Чудесной гостиной»? (Назвать волшебников, фей, колдунов из разных сказок)
- Кто может жить в Зале «Добра»? (Самые добрые герои по твоему мнению)
- Кто живет в Рыцарском зале? (Самые смелые герои)
- Что может находиться в Кладовой волшебных предметов?
- В какую бы ты захотел попасть сказку? Почему?
- Кем из героев захотел бы стать? Почему?
Перескажи фрагмент сказки.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам, самостоятельно называет более 3 сказок, некоторые жанровые особенности. Проявляет интерес к слушанию , рассказыванию, охотно пересказывает, сохраняя сюжет, передавая образы. Знает и понимает особенности сказочного языка. Знает функцию каждого героя. | Высокий | 5 |
Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам, самостоятельно называет более 3 сказок, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Охотно рассказывает. Пересказывает лишь короткий фрагмент сказки, Знает функцию положительных и отрицательных героев. | Выше среднего | 4 |
Интерес к сказкам выборочен, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства, называет 1 сказку, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию. Знает многих героев, но не может объяснить их функции. | Средний | 3 |
Называет 1сказку, слушает их, но не рассказывает. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию. Для пересказа использует короткие сказки для малышей. Звучание голоса однообразное, монотонное. | Ниже среднего | 2 |
Положительное , немотивированное отношение к сказкам, называет 1-2 сказки. Слушает их, но не рассказывает. Требуется помощь взрослого при назывании сказочных героев. | Низкий | 1 |
Методика 3 . «БУЛЬВАР ИСТОРИЙ».
Задачи:
1.Изучить особенности понимания идеи литературного произведения, умения устанавливать связи, делать выводы.
2.Выявить особенности эмоционально- образного восприятия рассказа.
3.Изучить особенности понимания жанровых отличий рассказа.
Беседа.
- Чем рассказ отличается от сказки?(есть автор, передает реальные события , нет волшебства, герои из жизни…)
- О чем бывают рассказы?
- Какие рассказы ты читал ( тебе читали)? Кто их автор?
Самостоятельное чтение (слушание для нечитающих детей) рассказа К.Ушинского «Сила- не право», М.Пришвина «Ёж», «Лисичкин хлеб»,
Беседа по вопросам после прочтения.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Узнает жанр рассказа, называет 3 основных отличия рассказа от сказки, называет 2-3 рассказа или авторов рассказов, аргументировано отвечает на вопросы педагога по содержанию рассказа, самостоятельно читает Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. | Высокий | 5 |
Узнает жанр рассказа, называет 2 основных отличия рассказа от сказки, называет 1-2 рассказа или авторов рассказов отвечает на вопросы педагога по содержанию рассказа , ответы не аргументирует, читает самостоятельно. Определяет отношение писателя к их поступкам, но не мотивирует ответ. | Выше среднего | 4 |
Ошибается в названии жанра, называет 1отличие рассказа от сказки, вспоминает 1 рассказа или автора, отвечает не на все вопросы по содержанию рассказа, читает с трудом. Нуждается в помощи при осмысленном аналитическом выполнении практических заданий. | Средний | 3 |
Ошибается в названии жанра, не называет отличие рассказа от сказки, частично вспоминает о сюжете рассказа, автора не помнит, отвечает не на все вопросы по содержанию рассказа, читает с трудом | Ниже среднего | 2 |
Не определяет жанр, к событиям относится равнодушно, на многие вопросы не отвечает, не читает | низкий | 1 |
Методика 4. « ПОЭТИЧЕСКАЯ РОЩА»
Содержание:
- Чтение любимого стихотворения из книги, выбранной самостоятельно. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.
- Что такое поэзия?
- Нравятся ли тебе стихи?
- Какие ты знаешь стихи?
- Чьи стихи ты читал?
- О чём пишут в стихотворениях поэты?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Выразительно читает любое стихотворение, может сформулировать свое отношение к стихотворному произведению, называет 1-2 поэтов. Объясняет все образные выражения, использует средства выразительности. | Высокий | 5 |
Выразительно читает любое стихотворение, называет 1 поэта. Образные выражения объясняет частично с помощью педагога, использует средства выразительности. | Выше среднего | 4 |
Прочесть стихотворение выразительно не может, называет поэта (А. С. Пушкин) по показу фотографии, не может объяснить образные выражения, отвечает на вопросы частично. | Средний | 3 |
Не объясняет образные выражения, на вопросы педагога отвечает односложно | Ниже среднего | 2 |
Не объясняет образные выражения, не от, не проявляет интерес к стихотворениям, не отвечает на вопросы педагога | низкий | 1 |
Методика 5. «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Задачи:
1.Выявить источник литературного опыта.
2.Изучить интерес к разным видам деятельности в условиях семьи.
3.Определить отношение детей к роли родителей в их литературном развитии.
Беседа.
- Где ты чаще читаешь (читают) книги: дома или в школе?
- Любишь ли ты, когда тебе дома читают? Часто ли это бывает? Где вы это делаете?
- Любят ли твои родители читать?
- Что такое библиотека?
- Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?
- Что ты любишь больше, когда ты читаешь (тебе читают) или смотришь фильмы, мультики по литератературным текстам? Почему?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | Баллы |
Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье. Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, развивают его у ребенка, часто читают вместе. Наличие дома библиотеки, имеется подборка аудио, видео записей с литературными произведениями. | Высокий | 5 |
Литературный опыт не достаточно богат, наличие серьезного отношения к литературе в семье. Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, Взрослых книг в библиотеке гораздо больше, чем детских Наличие дома библиотеки имеется. | Выше среднего | 4 |
Положительное отношение к слушанию и совместному чтению, читают редко, не продолжительно. В домашней библиотеке мало детских книг, место чтения книг «случайное» или диван. Чаще смотрит телевизор. | Средний | 3 |
Есть интерес к слушанию и совместному чтению, читают редко, только произведения по школьной программе, в доме нет библиотеки, предпочтение просмотру. передач | 2 | |
Недостаточность литератературного опыта, нет интереса к литературе . Дома мало читают, Нет домашней библиотеки, взрослые читают редко или совсем не читают, предпочтение просмотру передач. | низкий | 1 |
Методика 6. «ДОМ ХУДОЖНИКА»
Задачи:
1.Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстрациях книг.
2.Определить опыт в рисовании по содержанию литературного текста.
Беседа.
Ты помнишь много сказок, стихов…В Доме художника работают иллюстраторы (художники) книг.
-Как ты думаешь, кто рисовал картинки в книгах?
-Почему нужны картинки в книгах?
-Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй иллюстрацию, а дети потом отгадают из какой это сказки
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | Баллы |
Дает аргументы на значение иллюстраций, активное желание рисовать по произведениям, | Высокий | 5 |
Часттично аргументирует значение иллюстраций, активное желание рисовать по произведениям | Выше среднего | 4 |
Выборочно дает суждения о необходимости иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям | Средний | 3 |
Не определяет факт иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям | Ниже среднего | 2 |
Не определяет факт иллюстраций, отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать, | низкий | 1 |
Методика 7. «ДОМ ЗАГАДОК»
Задачи:
1.Определить отношение к творческой речевой деятельности по литературным произведениям.
2.Выявить способность к умению отгадывать загадки.
Материал: подбор загадок и предметные картинки к ним.
Содержание:
-Отгадай загадки.(Педагог подбирает на любые темы)
-Загадай ты загадку?
-Придумай и загадай мне загадку об одном из предметов, а я попробую отгадать (Можно дать пример сочинения)
-Какие еще ты можешь придумать?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | Баллы |
Проявляет интерес к сочинению сказок, отгадыванию и их загадыванию. Самостоятельно придумывает 1 загадку. | Высокий | 5 |
Проявляет интерес к отгадыванию загадок. Соглашается придумывать загадку после примера взрослого | Выше среднего | 4 |
Соглашается придумывать загадку после примера взрослого, отгадывает загадку посредством выбора реалистичного предмета. | Средний | 3 |
Находит отгадку с помощью наглядного материала и педагога. | Ниже среднего | 2 |
Не понимает смысла загадок. | низкий | 1 |
Показатели уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2-4 классов
№ п/п | Ф. И. ребенка | Сформированность читательского интереса, элементарных литерат.знаний (методика 1) | Сформированность интереса к сказкам, слушанию, рассказыванию (методика 2) | Умение отличать рассказ от сказки, Умение вести беседу по прочитанному. (методика 3) | Умение выразительно читать (рассказывать) стихотворение и беседовать по его содержанию. (методика 4 ) | Сформированность источника литерат.опыта в семье(методика 5) | Сформированность представлений об иллюстрациях и иллюстраторах (методика 6) | Умение отгадывать, загадывать и придумывать загадки.(методика 7) | Показатели уровня сформированности читательской компетенции |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
Средний показатель по классу |
Выводы:
Методика диагностики читательской компетенции (по Л.М. Гурович)
Задачи диагностики:
- Выявить наличие интереса к чтению у детей среди других видов деятельности.
- Изучить особенности читательской компетенции у детей (устойчивость, широта, осознанность).
Методы диагностики:
№ 1. Наблюдение за детьми в разных видах самостоятельной деятельности.
Цель наблюдения: выявить место интереса к чтению и читательской компетенции среди других интересов, изучить влияние читательской компетенции на содержание разных видов деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной и др.).
№ 2. Индивидуальная беседа.
Цель: выявить интерес к чтению.
Вопросы:
- Твое самое любимое занятие дома?
- Чем ты любишь заниматься в школе, дома больше всего?
Для уточнения данных проводится занятие с использованием карточек, на которых изображены наиболее распространенные виды деятельности школьников: «ребенок слушает чтение взрослого», «ребенок играет с игрушками», «ребенок играет в театр», «ребенок рисует», «ребенок занимается физкультурой», «ребенок трудится». Ребенку предлагается выбрать занятие, которым он любит заниматься в школе и дома.
№ 3. Индивидуальная беседа.
Цель: выявить наличие специфического читательской компетенции детей и изучить его особенности (содержательность, широта, осознанность и активность).
Вопросы:
- Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книги? Почему?
- Любишь ли ты, когда сам читаешь?
- Назови свои любимые книги? Почему они тебе нравятся?
- Какую книгу ты хотел бы получить в подарок? Почему именно эту?
- Какую книгу ты хотел бы подарить другу на день его рождения? Почему?
Примечание: беседу следует повторить 2-3 раза через 4-5 дней для установления степени устойчивости интереса.
Игра «Библиотека».
Цель: изучение содержательности, широты и устойчивости читательской компетенции детей.
Для задания в классе создается «библиотека» с книгами разных жанров, тематики (сказки, приключения, книги о природе, о технике, о детях и взрослых, энциклопедии, комиксы и т.д.).
Задание: ребенку предлагается выбрать в «библиотеке» интересующие его книги. Внимание обращается: какие книги ребенок предпочитает, сколько раз выбирает книги одной тематики, жанра, автора и каким образом мотивирует свой выбор.
Целесообразно использовать в качестве игрового приема запись выбора и его мотива в «формуляр читателя библиотеки».
Примечание: игру следует повторить 2-3 раза через 4-5 дней для установления степени осознанности мотивации выбора.
Полученные результаты оформляются в виде таблиц на каждого ребенка.
Особенности читательской компетенции
Задание / тема | Проза | Поэзия | Другие виды и жанры | Предпочитаемая тематика | |||||||||
Сказки | Рассказы | Повести | Стихи | Поэмы | Пьесы | Учеб. литература | Природа | Обществ. жизнь | Дети | Приключения | Другое | ||
Беседа | |||||||||||||
Игра | |||||||||||||
Мотивы читательских предпочтений
Задание | Отказ от мотивации | Слабо осознанная мотивация | Интерес к содержанию | Интерес к иллюстрациям | Интерес к общению со взрослым по поводу книг | Комплекс мотивов | Нелитературный интерес (утилитар- ный, учебный и пр.) |
Беседа | |||||||
Игра в «библиотеку» | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"
Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1
Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...
Диагностика и мониторинг познавательной сферы обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями 1-4 классов
материалы для диагностики...
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме "Игрушки"
В конспекте представлена деятельность обучающихся....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
Обучение русскому языку в 1–4 классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», &la...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...