Мониторинг коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Борисовна Сахияева

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_sensornogo_razvitiya.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сложные нарушения развития – это, как правило, врожденная патология, где отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что обучающийся с первых дней жизни воспитывается в условиях сенсорной и двигательной депривации. Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и т. д.) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия.

В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике А.В. Запорожцем, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьяковым, А.П. Усовой, Д.Б. Элькониным и др., которые утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. И рассматривают его в качестве практического руководства в применении системного подхода к изучению обучающегося с ОВЗ, учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к ним в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.

Круг задач сенсорного воспитания:

  1. "Развитие зрительного восприятия"
  2. "Развитие слухового восприятия"
  3. "Развитие кинестетического и кинетического восприятия"
  4. "Развитие восприятия формы, величины и цвета"
  5. "Развитие восприятия запаха и вкуса"
  6. "Развитие восприятия пространства и времени"
  7. "Развитие моторики и графомоторных навыков".

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

В рамках учебного курса "Сенсорное развитие" разработана мониторинговая программа по отслеживанию образовательных достижений обучающихся с ТМНР. умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

С целью оценки эффективности работы педагогам необходимо систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в программе. Важнейшим способом педагогического мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития обучающихся, получение информации об индивидуальных особенностях и динамике его продвижения в развитии. Результаты подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получать количественные показатели уровня обученности по каждому разделу программы. Таким образом, мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические решения по коррекции обучения и создания процесса условий для совершенствования образовательной среды.

Сроки реализации мониторинга:

  • входной;
  • итоговый.

Входной мониторинг проводится в начале учебного года и позволяет выявить уровень актуального развития обучающегося, его потенциальные возможности и определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, форму и программу обучения.

Основным критерием при отслеживании динамики образовательных достижений воспитанников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий, социально- бытовых, сенсорно-перцептивных, речевых и предметно-практических действий. Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся с выраженным интеллектуальным дефектом можно найти в методических трудах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой.

Итоговый мониторинг определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка. Результаты обследования заносятся в разработанные диагностические карты, на основании которых выявляется уровень обученности ребёнка, а также качественный и количественный анализ его продвижения.

Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающийся уже владеет, о параметрах, которыми овладел в недостаточной степени, и о параметрах, которыми он не владеет.

При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Таким образом, представленный двухуровневый мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды, ориентированные на зону ближайшего развития личности и деятельности обучающегося, и создается программа дальнейшего развития на следующий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Использование сенсорной комнаты, как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью проводятся занятия в сенсорной комнате....

Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 2-4 классов учебного предмета «Адаптивная физкультура» раздела «Гимнастика».

В данном мониторинге проводится  обследование физического состояния, как отдельного обучающегося, так и всего класса в условиях коррекионной школы....

Мониторинг коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Сенсорное развитие представляет соб...