Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"
рабочая программа (3 класс) на тему

Иванова Светлана Алексеевна

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_d-n_po_klassu.docx104.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат»

                                                                                                   

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Ступеньки радости"

3 класс

                           

Содержание программы:

  1. Паспорт программы…………………………………………………...3  
  2. Пояснительная записка………………………………………………..4
  3. Актуальность программы …………………………………………….4
  4. Цель программы ………………………………………………………………………………..5
  5. Задачи  программы ………………………………………………………………………….5 
  6. Ценностные установки духовно-нравственного развития и

 воспитания обучающихся.................................................................6                                        

  1. Принципы построения программы ………………………………….7

8. Формы и методы реализации программы. …………. ……………...8

9. Работа с родителями (законными представителями)........................9    

    10. План реализации программы  по направлениям …………………10  

   11. Диагностический инструментарий …………………………………..35    

   12. Материально - техническое обеспечение ………………… ………..36  

   13. Список литературы …………………………………………………….37  

 

   

1. Паспорт программы

Наименование Программы

      Программа духовно-нравственного развития обучающихся 3 класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  Республики Марий Эл  «Казанская школа-интернат»                                               (далее - Программа) "Ступеньки радости"

Нормативно-правовое обеспечение Программы

- Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Закон об образовании в Республике Марий Эл (от 1.08.2013 № 29-3);

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  утвержденный приказом Министерства  Образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.

- Устав ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

-  Лицензия на  образовательную деятельность;

- Свидетельство об аккредитации;

- Локальные акты;

Разработчик программы

Воспитатель 3 класса Иванова С.А.

Основные исполнители Программы

Воспитатели,  классные  руководители,  учителя – предметники, учителя  трудового  обучения,  библиотекарь,  психолог  школы, медицинские работники, родители (законные представители)

Срок реализации Программы

2016-2017 учебный год

2.  Пояснительная записка

        Концептуальной основой разработки Программы является Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  В ней нашли отражения Концепция духовно-нравственного  воспитания и развития российских школьников, а также Программа по социализации воспитанников, поэтому она не противоречит основным принципам организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате.

     Содержание предложенной Программы определяется ресурсами  образовательного учреждения, соответствует духовно-нравственным запросам воспитанников и их родителей (законных представителей) и затрагивает  взаимосвязь учебной, внеучебной и внеклассной деятельности.

3. Актуальность программы

        Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых в свете происходящих в нашем мире изменений. Становление постиндустриального общества, приоритет информационных технологий и другие реалии нашего мира накладывают свой отпечаток на формирование личности человека. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Общее падение нравов, которое, к великому сожалению, мы наблюдаем в наше время, делает весьма актуальным поиск новых средств воспитания нравственных качеств  формирующейся личности. Поэтому созданная Программа является весьма актуальной и востребованной.

          Духовно-нравственное воспитание и развитие в 3 классе  осуществляется в трёх областях:

- в области формирования личностной культуры;

- в области формирования социальной культуры;

- в области формирования семейной культуры.

4.  Цель   программы:

- создание условий для гармоничного  развития личности воспитанников 3 класса и привитие им основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, православных, культурно-исторических традиций России.

5.  Задачи программы

- в области формирования личностной культуры

1.формировать чувство ответственности за совершённые поступки;

2.формировать мотивацию к совершению поступков, отвечающих нормам морали и нравственности;

3.развивать  потребность в труде;

4. воспитывать бережное отношение к окружающему миру, природе;

5. воспитывать мотивацию к укреплению здоровья и обеспечению безопасности жизни.

- в области формирования социальной культуры

1.формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

2.прививать желание работать в коллективе в сотрудничестве с одноклассниками и педагогами;

3.формировать доброе отношение  к другим людям

4. воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» – Республики Марий Эл;

- в области формирования семейной культуры

 1.воспитывать уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

2.формировать чувство понимания своей принадлежности к семье, места в ней и в обществе в целом

6.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования,  – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными      национальностями;                                                 3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и  выражается в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи - как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.   

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты - как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

    Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС.  

7.Принципы построения программы

1.Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

2.Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

3.Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей.

4.Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

5. Принцип природосообразности (зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей), предполагает отношение к ребенку как к части природы, воспитание его с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков;

8. Формы и методы реализации программы

         Задачи духовно-нравственного воспитания в 3 классе школы-интерната реализуются через различные формы и методы работы:  

-эвристические, познавательные, профилактические беседы, диспуты, диалоги;

-игры нравственного, коммуникативного  и духовно-нравственного содержания,

-рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,

-проведение праздников, турниров, соревнование, мини-олимпиад;

-просмотр слайд - фильмов, мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, средств ИКТ;

-экскурсии, тематические  прогулки, интерактивные и заочные  путешествия по историческим местам родного края;  

-посещение школьного музея, уроки в музее;

-тематические занятия  эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),

-организация мини-выставок;

-работа над творческими, социальными  и исследовательскими проектами;

-опытническая работа детей;

-коллективно-творческие дела;

-участие в общешкольных мероприятиях различной направленности;

-участие в конкурсах различного уровня (в том числе в Интернет-проектах) и др.

9. Работа с родителями (законными представителями)

       Основное внимание в программе уделяется работе с семьями обучающихся. Применяются следующие формы работы с родителями:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-лекции  для родителей;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-родительские семинары-собеседования на диалоговой основе;

- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;

-ведение социального паспорта класса с целью создания банка данных об условиях жизни ребёнка в семье;

- индивидуальные собеседования с родителями для решения возникающих проблем.

10.  План реализации программы по направлениям  

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям

10.1  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Блок "Роднички"

Пояснительная записка

Данное направление воспитательной работы отражает ориентацию воспитательной работы всего образовательного учреждения над формированием чувства сопричастности каждого гражданина страны к её героической истории.

Реализация программы в данном направлении формирует  следующие  ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

 Цель: формирование  основ гражданской идентичности: чувства гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа 

Задачи:

- расширять кругозор детей в области исторических знаний;

-развивать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства и Республики Марий Эл;

- формировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре, языку и культуре народов своего края;

- способствовать стремлению детей  активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

- воспитывать уважение к участникам Великой Отечественной войны, к воинам-защитникам Отечества;

- формировать знания и представления о правах и обязанностях граждан страны;

-корригировать и развивать высшие психические функции на основе участия в различных видах деятельности.

        Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает проведение: бесед, экскурсий, классных часов, краеведческой работы, заочных и виртуальных  путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, встреч с ветеранами труда и военнослужащими, а также участие детей с социальных проектах, конкурсах  и мероприятиях различного уровня (в том числе Интернет-проектах)

Планирование работы

№ п/п

Формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

1

Внеклассные  мероприятия:

Исторический журнал «Как это было: окончание Второй мировой войны»

Проблемно-этическая беседа «Мои хорошие черты»

Диагностический час «Моё поведение и окружающие»

Диспут   «Человеком мало родиться, им ещё надо стать».

Час общения « Я могу учиться!»

Правовой час «Основной закон государства».

Урок в школьном музее «Страницы истории родного села»

Дискуссия «Проступок или правонарушение?»

Анкетирование «Как я знаю свои права и обязанности»

Энциклопедия школьника «Ленинград – город герой»

Читательская конференция «Дети войны»

Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Марий Эл»

Клуб любознательных «Я бы в армию пошёл»

Исторический журнал «Герои Советского союза нашего района»

Урок гражданственности  «Крым – российский полуостров»

Устный журнал «День Космонавтики»

Занятие-презентация «У войны не женское лицо..»

Урок мужества «Имя твоё неизвестно, подвиг твой – бессмертен»

Библиотека школьника «Великая Отечественная война на страницах повестей и рассказов»

Экскурсия «Улицы нашего села»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Библиотекарь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Библиотекарь

Воспитатели

2

Воспитательные беседы:

«Я – гражданин России»

«Важные дни октября»

«Что ты знаешь о правонарушениях?»

«Живи по правилам»

«Россия – многонациональное государство»

«12 декабря – День Конституции РФ»

«Символика Республики Марий Эл»

«Права и обязанности – основа жизни в обществе»

«История создания гимна России»

«Знай и выполняй!»

«Что такое паспорт?»

«Главные страницы войны»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Воспитатели

3

Классные часы:

«Государство и права, обязанности детей»

«Защитники Отечества»

«Вы в битве Родину спасли»

Декабрь

Февраль

Май

Классный руководитель

4

Проектная деятельность:

Работа над исследовательским  мини-проектом  в рамках общешкольной акции "Этих дней не смолкнет слава"

"Орден в моей семье"

В теч.уч.года

Педколлектив

класса

5

Спортивные  мероприятия:

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Игротека «Юные разведчики»

Февраль

Май

Учитель физкультуры, воспитатели

6

Работа с родителями (законными представителями):

Родительское собрание "Семья и школа в создании воспитательного пространства"

Консультация  "Патриотическое воспитание детей на основе семейных традиций"

Ноябрь

Май

Педколлектив класса

                                            

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- слова Гимна    Российской Федерации;

- Государственную символику России;

- Государственную символику Республики Марий Эл;

- главные исторические даты России;

- основные  права и обязанности человека, гражданина , семьянина, товарища;   

Воспитанники должны уметь:

- делать осознанный выбор положительных поступков, принятых в классном коллективе;

- выполнять правила поведения в школе, общественных местах, дома.

- уважительно относиться к традициям народов Республики Марий Эл и России;

- уважительно относиться к родному языку и языкам других народов.

Воспитанники должны иметь элементарные представления:

- о государственном устройстве России и   значении органов власти в жизни государства;

- о многонациональности Российского государства;

- о традициях , особенностях языка и культуры  своего края;

- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

10.2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Блок "Мой мир"

Пояснительная записка 

Работа в указанном  направлении способствует формированию у воспитанников следующих общечеловеческих ценностей: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 Цель: формирование основ морального  самосознания личности обучающихся; укрепление позитивной нравственной самооценки.

Задачи:

- формировать представления о необходимости выполнения моральных правил и норм поведения;

- развивать способность воспитанников давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- укреплять у детей  позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- формировать понятие о нравственном смысле учения;

- формировать элементарные представления о христианской морали;  

-  корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу, аналитическое мышление  и адекватную самооценку детей.

       Реализация указанных задач осуществляется посредством использования следующих форм работы: этических бесед, аукционов мнений,  ролевых игр, познавательных часов, встреч с религиозными деятелями, классных часов, просмотров учебных фильмов, коммуникативных тренингов, занятий-презентаций.

Планирование работы

№ п/п

Формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

1

Внеклассные мероприятия:

Библиотека школьника " Мир рассказов Валентины Осеевой"

Этическая беседа «Что такое добро и зло?»

Мастерская речи «Слово – средство общения»

Практикум  «Как помочь другу на самоподготовке»

Разговор на заданную тему «Доброта живёт в сердце»

Аукцион мнений «Если с другом вышел в путь…»

Духовная энциклопедия  «Крещение Руси: князь Владимир»

Беседа-размышление «Что такое зависть, гордость?»

Азбука самопознания «Какой я бываю разный»

Коммуникативный тренинг «Партнёры по делу: каким я должен быть?»

Диалог-совет «Как управлять  своими эмоциями»

Ролевая игра «Лучшая семья - моя»

Познавательный час «Темперамент»

Анкетирование  «Мои способности»

 Азбука общения «Я умею      дружить»

Игра-викторина «Православные праздники»

Клуб младшеклассников «Как хочется, чтоб детство не кончалось!»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Библиотекарь, воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Психолог

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

2

Воспитательные беседы:

"Книга - лучший друг"

"Красота души - милосердие"

"Правила для всех едины"

"Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня"

"Что дороже всего на свете?"

"Климат в нашем классе"

"Культура поведения за столом"

"Не стыдитесь делать добро!"

"За что мы любим маму?"

"Зачем человеку семья?"

"Добрые сказки Джанни Родари"

"Мудрая пословица недаром молвится"

"Мы и наши чувства"

"Здравствуй, человек!"

"Легко ли жить в коллективе?"

"Как попросить прощения?"

"Пусть правит в мире доброта!"

"Этикет на каждый день"

"Рождество: история и  традиции"

"Мудрость марийских сказок"

"Кого мы любим? Кто любит нас?"

"Мир души"

"Что такое счастье?"

"Сокровища человеческого сердца"

"8 марта - история праздника"

"Создай своё настроение"

"Школа вежливых наук"

"Приходите в гости к нам!"

"Что такое равнодушие?"

"Ценность общения"

"Прибыльна ли дружба?"

"Пасха - праздник праздников"

"Чувство юмора - что это?"

"Любовь, понимание, верность - основа семьи"

"Что значит быть человеком?"

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

Воспитатели

3

Классные часы:

«От чего прибавляется счастье?»

«Имя твоё несу сквозь года, мама моя»

«Особые люди»

«Учимся говорить вежливо»

«Семья и семейные ценности»

«Уважайте старость»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Апрель

Апрель

Классный руководитель

4

Проектная деятельность:

Работа над информационным проектом "Мамы милое имя"

Апрель-май

Воспитатели

5

Спортивные  мероприятия:

Эстафета "Физкультура плюс"

Игровая программа "Моё старание - путь к успеху моей команды"

Октябрь

Май

Учитель физкультуры, воспитатели

6

Работа с родителями (законными представителями):

Оформление информационного стенда для родителей «Духовность и нравственность – путь к счастливому будущему детей»

Родительское собрание «Семья и школа в создании воспитательного пространства»

Сентябрь

Ноябрь

Педколлектив класса

                                           Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- правила вежливости во взаимоотношении с педагогами, родными людьми, незнакомыми;

- правила общения  со сверстниками;

- правила этикета в общественных местах;

Воспитанники должны уметь:

- уместно применять вежливые слова и выражения;

- определить элементарные этические понятия (доброта, любовь, милосердие и т.д.);

- адекватно поступать в сложившейся ситуации;

- давать оценку своим поступкам;

- адекватно взаимодействовать с людьми разного возраста;

Воспитанники должны иметь элементарные представления:

- о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- об особенностях  своей религии.

10.3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Блок "Пчёлка"

Пояснительная записка 

Работа педагогического коллектива по реализации данного направления в современных условиях является очень актуальной, так как содействует социализации детей в общество. Взаимодействие работы педагогов позволяет формировать у воспитанников  следующие ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Цель: воспитание  трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата как основ социализации личности в социуме.

Задачи:                                                                                                                        

- формировать представления о ведущей роли учебы в жизни ребёнка;

- формировать положительное отношение к труду;

- прививать интерес к получению знаний  о профессиях;

- прививать  навыки коллективной работы;

- воспитывать  дисциплинированность  и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;

- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- корригировать и развивать адекватную самооценку на основе самоанализа учебно-трудовой деятельности.

     Коллектив педагогов использует  следующие формы  внеклассной деятельности : интеллектуальные и эвристические беседы,  занятия-презентации , сюжетно-ролевые игры, конкурсы рисунков, трудовые акции и акции самостоятельности, практикумы и другие.

Планирование работы

№ п/п

Формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

1

Внеклассные мероприятия:

Психологический тренинг «Поверь в себя»

Анкетирование «Кем я хочу стать?»

Азбука домоводства «Уборка комнаты – от А до Я»

Урок эстетики  «Пусть в комнате живёт уют!»

Практикум-совет «Чтобы вещи не изнашивались»

Час общения «Как выглядит твой гардероб?»

Салон красоты «Твой внешний вид»

Акция «Поможем книге!»

Клуб трудолюбивых  «Как надо убирать класс?»

Познавательный час «Современные средства ухода за домом»

Фито-мастерская  «Уход за зимним садом»

Тренинг «Я знаю, как научить другого дежурить»

Занятие-презентация «Мой кораблик в море профессий»

Детская лекция «Труд – основа жизни»

Конкурс эскизов «Интерьер: весна в моём доме»

Игра- практикум «Зимней одежде – своё место в шкафу»

Интеллектуальный ринг «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Психолог, воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Библиотекарь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Воспитатели

Учитель ИЗО

Воспитатель

Воспитатели

2

Воспитательные беседы:

"Чистота и порядок в классе"

"Наши будущие профессии"

"Труд кормит, а лень портит"

"Все работы хороши"

"Я б в строители пошёл - пусть меня научат"

"Профессии, которые мы выбираем"

"Мой характер и будущая профессия"

"Труд на в пословицах и поговорках"

"С чего начинается любовь к труду"

"Мои склонности и интересы"

"Люблю ли я  трудиться?"

"Мои руки не для скуки"

"Как избавиться от лени?"

"Почему не всё удаётся?"

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Май

Воспитатели

3

Классные часы:

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

«Мы славим труд»

Ноябрь

Февраль

Классный руководитель

4

Проектная деятельность:

Работа над проектом "Школьный двор - территория радости"

Участие в опытнической работе в рамках проекта "Малая Тимирязевка"

В теч.уч.года

Воспитатели

Классный руководитель

5

Спортивные  мероприятия:

Мини-олимпиада "Сила, ловкость, красота"

Апрель

Учитель физкультуры, воспитатели

6

Работа с родителями (законными представителями):

Анкетирование родителей «Ваше отношение к общественно-полезному труду в школе»

Презентация «Профориентационные возможности школы-интерната»

Сентябрь

Ноябрь

Педколлектив класса

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

-названия и особенности  профессий, основы которых закладываются в условиях школы-интерната;

-требования состояния здоровья, предъявляемые к этим профессиям;

- алгоритм выполнения хозяйственно-бытовых операций.                                                                                

Воспитанники должны уметь:

-применять навыки самообслуживания, опрятности, бережливости, аккуратности;

-выполнять  операции  хозяйственно-бытового, ручного, обслуживающего труда;

- сотрудничать с одноклассниками и взрослыми во время работы;

- бережно относиться к своему и школьному имуществу;

- уважительно относиться к результатам своего и общественного труда.

Воспитанники должны иметь элементарные представления:

- о многообразии профессий и их значении в жизни человека;

- возможностях реализации выбранной профессии;

- о роли творчества в созидательном труде.

10.4. Формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни. Блок "Здоровячки"

Пояснительная записка

Сохранение здоровья и обеспечение безопасности воспитанников - одно из приоритетных направлений работы не только педколлектива данного класса, но и всего образовательного учреждения. Деятельность педагогов  ориентирована на формирование у детей следующих ценностей: ценности здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремления к здоровому образу жизни

Цель:  создание условий для осознания школьником ценности человеческой жизни; формирование умений противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Задачи:

- формировать осознанное понимание вредного влияния на организм курения, алкоголя, наркотиков, ПАВ, а также возможного негативного влияния компьютерных игр, телевидения, сотовых телефонов;

- пропагандировать среди детей здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом;

- формировать устойчивые  представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

-воспитывать любовь к оздоровительным  прогулкам, занятиям на природе;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;

- корригировать и развивать двигательные навыки на основе выполнения подвижных игр, упражнений, участия в спортивных играх, состязаниях;

 - корригировать и развивать высшие психические функции детей на основе участия в интеллектуальных видах оздоровительной деятельности.

     Реализация указанных задач осуществляется посредством использования следующих форм работы: эвристических и профилактических бесед, просмотров учебных фильмов, прогулок на природе для укрепления своего здоровья , уроков  здоровья,  подвижных игр, игротек на свежем воздухе,  спортивных соревнований, эмоционально-двигательных тренингов и других.

Планирование работы

№ п/п

Формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

1

Внеклассные мероприятия:

Азбука здоровья «Дружба с водой»

Разговор на заданную тему «Как защитить себя от гриппа?»

Конкурс рисунков «Мой режим дня»

Беседа-предупреждение  «Будь молодцом - не кури! »

Эвристическая игра «Дерево долголетия»

Диспут «Учись делать правильный выбор»

Игровой практикум «Физкультминутки на каждый день »

Интеллектуальный ринг  «Польза правильного питания»

Анкетирование  «Вредные привычки в моей семье»

Занятие-презентация  «Гигиена зрения»

Познавательный час «Удивительная  сила  сна»

Спортивная мозаика «Веселые игры»

Практикум «Волшебная расчёска»

Клуб здоровячков  «Спорт и я»

Эвристическая экскурсия  «Чистый воздух и здоровье»

Копилка советов «Чтобы кожа не старела»

Детская лекция  «Бесценный дар природы – слух»

Интеллект-шоу «Загадки тела человека»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Воспитатели

Воспитатели

Учитель ИЗО

Медики

Воспитатели

Психолог

Учитель физкультуры

Воспитатели

Классный руководитель

Медики

Воспитатели

Учитель физкультуры

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Медики

Воспитатели

2

Воспитательные беседы:

"Как мы видим, слышим, чувствуем"

"Свежий воздух и крепкий сон"

"Быть здоровым - значит быть красивым"

"Чудеса дыхания"

"Безопасность в школе и дома"

"Здоровье погубишь - новое не купишь"

"Здоровые зубы - здоровое детство"

"В плену наркотиков"

"Забота о глазах"

"1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом"

"Наркотики - чума 21 века"

"Как сделать сон полезным?"

"Правильное питание и профилактика простуды"

"Безопасность на дороге"

"Что такое закаливание?"

"Чистота - это здоровье"

"Как не получит травму"

"Как я буду закаляться"

"Что такое стресс?"

"Если хочешь быть здоров - постарайся"

"Физкультура и здоровье"

Познавательно-оздоровительные  и профилактические прогулки перед сном

Реализация оздоровительной  программы "Скажем простуде - нет!"

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

В теч.уч.года

В теч.уч.года

Воспитатели

Воспитатели

Педколлектив класса

3

Классные часы:

«В мире здоровья»

«Спорт и здоровье»

«Сохраним зубы здоровыми»

«Губительная сигарета»

«Скажи НЕТ вредным привычкам»

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

«Весне – физкульт-ура!»

«Безопасный отдых»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Апрель

Апрель

Май

Классный руководитель

4

Проектная деятельность

Работа над информационным мини-проектом "Витаминные ребятки  - с грядки"

Апрель-май

Воспитатели

5

Спортивные  мероприятия:

Эстафета "Физкультура плюс Я"

Игротека на свежем воздухе "Осенние потехи"

Шашечный турнир "В квадратном государстве"

Урок здоровья на свежем воздухе "Лучшее слово о беге"

Сентябрь

Октябрь

Январь

Май

Учитель физкультуры, воспитатели

5

Работа с родителями (законными представителями):

Индивидуальная консультация "Половое воспитание младших школьников"

Дискуссия  "Компьютер: вред или польза?"

В теч.года

Май

Педколлектив класса, медики

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- негативные и полезные факторы,  влияющие на здоровье;                                              

- понятия "здоровье", "здоровый образ жизни", "режим дня", "гигиена", "правильное питание";  

-особенности режима дня в школе-интернате;

-правила здорового питания;

-правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

-правила поведения, способствующие предотвращению травматизма;

-факторы, опасные для здоровья человека.                                                                                

Воспитанники должны уметь:

- выполнять правила личной гигиены;  

-выполнять режим дня;                                                                                                                                      - соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;                                                               - вести активный образ жизни: выполнять физические упражнения в соответствии с возрастными особенностями, удовлетворять свои двигательные потребности в течение дня;

- соблюдать правила поведения и техники безопасности в подвижных и спортивных играх;

- владеть отдельными навыками тренировки и закаливания своего организма.

Воспитанники должны иметь элементарные представления:

- об основных группах витаминов и полезных веществ;

-о строении тела человека и его основных органах;

- о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- о роли физической культуры и спорта для физического и духовного здоровья человека.

10.5. Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Блок "Планета Радуга"

Пояснительная записка

  Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной и внеклассной деятельности детей и  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Данное направление воспитательной деятельности  представляет совокупность мероприятий, позволяющих формировать следующие ценностные установки:     родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Цель: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека; воспитание ценностных ориентаций к природе.

Задачи:

- способствовать становлению начального опыта защиты природной среды;

- формировать представления детей об активной  роли человека в природе;

- формировать представления о неотъемлемости жизни человека от окружающей среды;

- развивать интерес к изучению природы, природных явлениях;

- воспитывать бережное отношение к природе  своего края;

- корригировать и развивать мышление, восприятие, эмоциональную сферу воспитанников на основе непосредственного общения с миром природы.

      Реализация указанных задач осуществляется посредством использования следующих форм работы: эвристические беседы, просмотр учебных и научно-популярных фильмов, экскурсии, прогулки, экологические акции, десанты, интеллектуальные мероприятия,

Планирование работы

№ п/п

Формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

1

Внеклассные мероприятия:

Детская энциклопедия «Что такое экология?»

Зоовикторина «Животные нашего края"

Познавательный час «Почему приходит осень?»

Занятие-памятка    «Войди в природу другом"

Занятие-лаборатория «Волшебница-вода»

Устный журнал «В царстве царя Берендея»

Клуб юннатов «Наши меньшие братья»

Дискуссия "От кого мы защищаем природу?»

Творческий практикум «Чудо-кормушка»

Художественная мастерская «Краски жизни»

Занятие-презентация «Отходы – в доходы»

Час литературного творчества «Волшебное пёрышко»

Интеллект- шоу «В мире декоративных растений»

Эврикум «А всё-таки она вертится!»

Диагностический час "Моё отношение к природе"

Детская газета «Охраняемые территории Республики Марий Эл»

Устный журнал «По страницам Красной книги»

Экологический марафон «Кладовая солнца»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Учитель ИЗО

Воспитатели

Учитель письма и чтения

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

2

Воспитательные беседы:

"Пусть шумят леса России!"

"В царстве Осени"

"Наши друзья - птицы"

"Покормите птиц зимой!"

"Необычное - рядом"

"Природа просит помощи!"

"Ты, человек, - венец природы. Что без природы твой венец?"

"Безопасность в природе"

"Опасные природные явления"

"Зимние краски природы"

"Святые источники марийского края"

"20 марта - Международный день Воды"

"Хороши весной в саду цветочки"

"Причуды весны"

"22 апреля - день Земли"

"Почему природа нуждается в защите?"

"Может ли человек жить без природы?"

"Оглянись, и ты увидишь...!"

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

Воспитатели

3

Экскурсии в природу:

«Лукавая осень»

«Осенние явления»

«Осень в жизни растений»

«Падают, падают листья…»

«Мелодии осени»

«Изумление природы»

«Осенний снег»

«Лесное царство: поздняя осень»

«Уже не осень, ещё не зима»

«Проделки природы»

«Лес в первый день зимы»

«Спящий  лес»

«У зимы белый терем»

«В гостях у зимы-проказницы»

«Подснежные тайны»

«Клуб юных следопытов»

«Ощущения зимы»

«Краски зимнего леса»

«Первые весточки весны»

«Уже повеяло весною»

«В гости к птицам»

«Март – начало весны»

«Весна в природе»

«Дыхание весеннего леса»

«Жизнь птиц весной»

«Подснежники нашего края»

«Май в природе»

«Как живёшь ты, поле?»

«Что в лесу растёт, кто в лесу живёт?»

«Лесная кутерьма»

«На пороге лета»

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

Май

Май

Воспитатели

4

Классные часы:

Экскурсия «Зимние затеи»

«Планета Земля в опасности»

«Космические дали»

«Новоселье птиц»

Январь

Март

Апрель

Май

Классный руководитель

5

Проектная деятельность:

Работа над практико-ориентированным проектом "Волшебное семечко"

Апрель-май

Воспитатели

6

Спортивные  мероприятия:

Состязания юных олимпийцев "Сила и выносливость - дар природы"

Апрель

Учитель физкультуры, воспитатели

7

Работа с родителями (законными представителями):

Диалог-совет "Как обеспечить безопасность детей в весенние каникулы"

Март

Педколлектив класса

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- особенности природы родного края;

-неблагоприятные природные условия своей местности;

- названия ядовитых растений, грибов, животных своей местности;

-названия распространённых видов животных и растений своей местности;

- названия местных видов  растений и животных, занесённые  в Красную книгу;

- названия особо охраняемых территорий Республики Марий Эл;

-правила безопасного поведения в природе;

Воспитанники должны уметь:

-вести наблюдения в природе и фиксировать их результаты;

-заполнять дневник наблюдений за погодой;

-объяснить причины основных природных явлений;

-определять в природе широко распространённые виды ядовитых растений и животных;

-анализировать деятельность человека в природе;

-распознавать положительные и отрицательные виды деятельности человека в природе;

-участвовать в природоохранных экологических акциях различного уровня;

-бережно относиться к растениям и животным.

Воспитанники должны иметь элементарные представления:

- об экологических факторах;

- о научно-исследовательской деятельности и её простейших методах;

- глобальных экологических проблемах человечества и их последствиях;

10.6. Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Блок "Краски жизни"

Пояснительная записка

      Развитые представления детей об эстетических идеалах - необходимая составляющая общей культуры воспитанников.    Работа в данном направлении  воспитательной деятельности  позволяет формировать   следующие ценностные установки : красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Задачи:

- формировать представления мире прекрасного;

- развивать  умение видеть красоту окружающего мира;

- прививать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- прививать интерес к занятиям художественным творчеством;

- воспитывать  стремление и желание к опрятному внешнему виду;

- корригировать эмоционально-чувственную сферу личности детей на основе творческой деятельности.

        Для решения указанных задач целесообразно применение следующих форм деятельности: устный журнал, аукцион творческих идей, эстетическая беседа, виртуальные и заочные экскурсии  к памятникам зодчества, знаменитым музеям мира; посещение школьного музея; проведение выставок художественного творчества, музыкальных вечеров , участие в художественном оформлении помещений.

Планирование работы

№ п/п

Формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

1

Внеклассные мероприятия:

Аукцион творческих идей  «Королева Осень»

Устный журнал «Книги-юбиляры 2015 года»

Краеведческий журнал «Легенды моего народа».

Конкурс рисунков «Мотивы природы в марийской вышивке».

Музыкальная гостиная «В гостях у Я.Эшпая».

Экскурсия в школьный музей «Изюминка   русского костюма»

Устный журнал «Зима  в творчестве русских художников».

Коллективно- творческое дело «Новогодняя открытка».

Музыкальный киоск «П.И.Чайковскому – 175 лет»

Заочное путешествие «Третьяковская галерея».

Клуб мастеров  «Подарки  для любимых».

Конкурс юных художников «Весенние цветы».

Эвристическая викторина «Путешествие в Пушкиниану»

 Занятие-презентация «Народные промыслы в Марий Эл»

Познавательный час «Путешествие Матрёшки»

Устный журнал «Поэты и писатели – о родном крае»

Литературный праздник «Чтение полезно всем!»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Воспитатели

Воспитатели, библиотекарь

Воспитатели

Учитель ИЗО

Учитель музыки

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, учитель музыки

Воспитатели

Воспитатели

Учитель ИЗО

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

2

Воспитательные беседы:

"Художница-осень"

"Дорога к фее Музыке"

"Мелодии осени"

"Валентин Серов - великий русский художник"

«Что такое эстетика?»

"Художники Республики Марий Эл"

"А.С.Пушкин - великий русский поэт"

"Легко ли писать стихи?"

"Времена года в живописи"

"Знаменитые музеи мира: Вернисаж"

"Прекрасное - рядом с нами"

"Откройте музыке сердца!"

"Мудрость русского фольклора»

«Красота спасёт мир»

«Современная архитектура города Йошкар-Ола»

«Как выглядеть красиво?»

«Семь чудес света»

«Замок Шереметева: история и современность»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Воспитатели

3

Классные часы:

«Чудеса марийского искусства»

«Марийская письменность»

«У Лукоморья дуб зелёный…»

«Как прекрасен этот мир!»

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Классный руководитель

4

Проектная деятельность

Изготовление эскизов к проекту «Школьный двор – территория радости»

Работа над творческим  проектом «Родная природа в рисунках детей»

В теч.уч.года

Март

Воспитатели

Воспитатели

5

Спортивные  мероприятия:

Урок здоровья «Спорт и красота»

Апрель

Учитель физкультуры, воспитатели

6

Работа с родителями (законными представителями):

Индивидуальные консультации «Как развивать творческие способности детей»

Март

Педколлектив класса

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- правила этикета при посещение музея, театра, выставки;

-правила эстетического оформления комнат,

-фамилии знаменитых художников, композиторов, поэтов, писателей России и их главные произведения;

- фамилии известных марийских композиторов, поэтов, писателей;

 Воспитанники должны уметь:

- содержать свой внешний вид в порядке, быть аккуратными, опрятными;

-дать эстетическую оценку произведениям искусства, литературы;

-эмоционально реагировать на красоту в природе;

- бережно относиться к окружающему миру и природе;

- повышать свой культурный уровень;

- реализоваться  в различных видах творческой деятельности.

Воспитанники должны иметь элементарные представления:

- об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-об этнокультурных особенностях народов Республики Марий Эл

- о культурно-историческом наследии России и Республики Марий Эл

11.  Диагностический инструментарий

     Для изучения личностной сферы воспитанников применены следующие диагностические методики и исследования:

- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

-диагностика нравственной самооценки ( Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры, научная школа А.И.Шемшуриной)

- диагностика отношения к жизненным ценностям (Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры, научная школа А.И.Шемшуриной)

- диагностика нравственной мотивации (Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры, научная школа А.И.Шемшуриной)

- методика «Выбор» (Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры, научная школа А.И.Шемшуриной)

12. Материально-техническое обеспечение

- кабинет 3 класса;

 - компьютерный класс;

- актовый зал;  

- музей школы.

 - демонстрационный материал для занятий;

- магнитофоны;

-  стереосистема;

- аудио и видео- записи;

- разработки мероприятий, планы -  конспекты занятий;

- принадлежности для рисования и декоративно-прикладного творчества;

- библиотечный фонд;

- комната психологической разгрузки;

- детская игровая площадка;

- плоскостные сооружения;

- спортивное оборудование;

 -  спортивная площадка;  

- спортивный и тренажёрный залы;

-приусадебный учебно-опытный участок

13. Список литературы

1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37

  1. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. -1998 № 6. С. 63
  2. Воронов В.А., Разнообразные формы воспитательной работы – Воспитание школьника, 2001 г.
  3. Гурьянова М.П., Воспитание жизнеспособной личности  в условиях дисгармоничного социума.- Педагогика, 2004, №1, с.12
  4. Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                            5. Зарецкая И.И., Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании-   Инновации и эксперимент.-2008, №2, с.12-17
  5. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118
  6. Лизинский В.М.,  Практическое воспитание в школе,  1-2 часть – М., 2002
    Матвеева О.А., Развивающая и коррекционная работа с детьми – М., 2001.
  7. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. - 1998. №6.
  8. Родионов А.Г., Школа как социокультурное пространство.-Завуч,2007, №3.
  9. Сергеева В. П,  Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я   - М., 2002.
  10. Солодянкина О.В., Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.,  М.: АРКТИ, 2007.- 80 с.
  11. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341
  12.  Худенко Е.Д.,  Организация и планирование воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М.,  2006.

  Интернет – ресурсы:

         http://www.myshared.ru/slide/733436/

        http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh

        http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/11/18/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Рабочая программа 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1).

Рабочая программа 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1)....

Рабочая программа 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Рабочая программа 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....