Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
статья

Башкирова Галина Викторовна

В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе начального общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor.docx13.63 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день проблемы обучения и тьюторского сопровождения учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в начальной школе остаются актуальными. В связи с тем, что тьюторы и тьюторское сопровождение в общеобразовательных учреждениях появились сравнительно недавно, существуют проблемы в функционировании и реализации данного процесса. Трудность заключается в отсутствии определенно точного алгоритма действий: тьюторы и педагоги в некоторых ситуациях действуют скорее интуитивно, поскольку поведение детей с РАС зачастую бывает непредсказуемым, вследствие этого возникающие проблемы требуют нового решения.

В процессе адаптационного периода, который определяется психофизиологическими особенностями и потребностями ученика с РАС и длится дольше, чем у его одноклассников, очень важна поддержка такого специалиста как тьютор.

В процессе тьюторского сопровождения, происходит адаптация учебного процесса, тьютор помогает ученику сориентироваться в последовательности необходимых действий при работе в тетради, учит повторять адаптированные для него инструкции учителя, реализовывать личностный потенциал в образовании, общаться, выражать свои мысли.

Разнообразные упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками, альтернативной коммуникацией могут использоваться в рамках тьюторского сопровождения с целью формирования у ученика с РАС навыков вербальной коммуникации: умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалогов с одноклассниками и учителями.

При работе с учеником, владеющим речью и навыком чтения, можно использовать метод беседы, с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков (чтение по ролям). Для ученика, который плохо владеет речевыми навыками и навыками чтения, можно использовать устные подсказки или подсказки в виде картинок.

Для обеспечения полноценного общения ученика с РАС со своими одноклассниками и учителями, а также способности выражать свои мысли, роль тьютора состоит в развитие у него навыков вербальной коммуникации с помощью тьюторских технологий. Эти технологии должны быть взаимосвязаны между собой и представлять совокупность последовательных этапов, определенную систему познавательного развития обучающегося с РАС.

Рассмотрим более подробно этапы работы тьютора направленные на развитие вербальной коммуникации ученика с РАС.

Диагностический этап состоит в подготовке материалов для диагностического исследования, проведение диагностики ученика.

На проектировочном этапе тьютор разрабатывает программу индивидуального образовательного маршрута, формирует задачи, составляет план работы с учеником.

Реализационный этап предусматривает фиксацию динамики речевого развития ученика, при необходимости внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.

Аналитический этап предусматривает рефлексию позитивного опыта и затруднений в процессе тьюторского сопровождения.

Поддерживающий этап направлен на мотивацию ученика к дальнейшей деятельности по развитию речевых навыков, постановка новых целей и задач.

Таким образом, этапы работы тьютора будут направлены на изучение уровня сформированности навыков развития вербальной коммуникации у ученика, составление индивидуальной программы развития, формирование навыков учебной деятельности, развитие вербальной коммуникации, предоставление информации родителям обучающегося, консультирование родителей и педагогов, изучение эффективности тьюторского сопровождения, изучение и использование мотивационных факторов, адаптирование среды, учебных и дидактических материалов для обучающегося с РАС.

Очень важным моментом в работе тьютора является необходимость систематического контроля за развитием вербальной коммуникации у ученика с РАС в начальной школе, это позволяет своевременно обнаружить нарушения в его речевом развитии и организовать коррекционную работу по компенсации и предупреждению дальнейших отклонений в развитии, скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Нарушение коммуникативного взаимодействия является одним из базовых отклонений, которое и определяет специфику развития ребенка с РАС. А именно эта невозможность самовыражения и непонимание языка окру...

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

КАРТИННЫЕ СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖИВАЩЕЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1. ЦельФормирование независимого поведения и самостоятельности, налаживание социального взаимодействия и коммуникации,  снижение вероятности возникновения нежелательного поведения у ребенка с аут...

Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...