Анализ работы ШМО
методическая разработка

Савоненко Марина Николаевна

Анализ работы школьного методического объединения за 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_23-24.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы методического объединения учителей начальных классов

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя политехническая школа №33»

за 2023-2024 учебный год

Руководитель ШМО МАОУ «СПШ №33»

Савоненко М.Н.

Анализ работы ШМО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов в 2023-2024 учебном году, разработки целей и задач на  2024-2025 учебный год, определение путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы.

В объединение ШМО начальных классов входит  35 учителей. Это опытные  педагоги, работающие достаточное количество лет и профессиональным уровнем.

Работа начальной школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2023-2024 учебный год задачами: создание оптимальных условий  для обновления и реализации основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований в соответствии с ФГОС; создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся; создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей; создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме; совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни; повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения; совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей; обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.

В связи с этим и с учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2023-2024 учебном году МО учителей начальных классов  работало над темой «Организация учебной деятельности через внедрения активных методов обучения обновлённых ФГОС, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе е»

        Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Ожидаемые результаты работы:

  • рост качества знаний обучающихся;
  • развитие метапредметных компетенций учащихся;
  • овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
  • создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления работы МО учителей начальных классов на 2024 – 2025 учебный год:

Аналитическая деятельность:

  • Анализ методической деятельности за 2023 - 2024 учебный год и планирование на 2024 – 2025 учебный год.
  • Анализ посещения открытых уроков.
  • Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
  • Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Информационная деятельность:

  • Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
  • Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

Организационная и учебно-воспитательная деятельность:

  • Заседания методического совета.
  • Изучение нормативной и методической документации по вопросам  образования. Отбор содержания и составление учебных программ.
  • Утверждение индивидуальных программ по предметам.
  • Взаимопосещение уроков  учителями с последующим самоанализом  достигнутых результатов.
  • Выработка  единых  требований  к  оценке  результатов  освоения программы  на основе  разработанных образовательных стандартов по предмету.
  • Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена  опытом.
  • Организация и проведение предметных недель в школе.
  • Организация и проведение  предметных олимпиад, конкурсов, смотров. 
  • Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
  • Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
  • Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
  • Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
  • Сохранять и укреплять здоровье обучающихся  и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Методическая деятельность:

  • Методическое сопровождение преподавания по новым  образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.
  • Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
  • Совершенствование  методического уровня педагогов в овладении  новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя.  Внедрение  в практику  работы всех учителей  МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
  • Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
  • Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового  педагогического опыта в различных формах;
  • Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
  • Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов;   ознакомление с методическими разработками различных авторов.
  • Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
  • Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ:

Консультативная деятельность:

  • Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
  • Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
  • Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Согласно плану ШМО проведены 9 заседаний. Все заседания проведены своевременно. На них рассматривались не только теоритические вопросы, но  и проводились самоанализы уроков, во время которых учителя обменивались своим опытом работы, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.

Темы заседаний:

  1. Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2024-2025 учебный год
  2. Адаптация первоклассников к школе. Особенности преподавания по обновлённому ФГОС
  3.  Формирование функциональной грамотности как основы развития познавательной компетенции младших школьников
  4. Структура современного урока. Проектирование урока в соответствии с  требования обновлённого стандарта
  5. Итоги результатов работы над темой: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки обучающихся и реализации обновленного ФГОС НОО.

Учителя начальных классов в рамках МО занимались самообразованием, повышая свою методическую грамотность. В ходе изучения теории методики рассмотрены темы:

Хлебникова К.Н. – «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной и внеурочной деятельности младших школьников»

Акинина Н.А. – «Развитие учащихся в процессе формирования УУД на уроках окружающего мира»

Синякова Д.А. – «Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС»

Кошевая О Г. – «Повышение качества урока через использование информационных технологий в процессе обучения»

Бочарова Л.И. - «Формы и методы организации внеурочной деятельности по ФГОС»

Дровникова Н.А. – «Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности на уроках технологии»

Учителя начальных классов регулярно проходят курсы  повышения квалификации и стараются повысить свои профессиональный уровень. Среди учителей начальных классов с высшей категорией – 33 учителя, с 1категорией  - 1 учитель, без категории – 1 учителя.

В соответствии с ФГОС в начальных классах была организована внеурочная деятельность по различным направлениям, были разработаны программы внеурочной деятельности  для 2,3,4 классов: общеинтеллектуальное направление – «Умники и умницы», «Смысловое чтение», «Занимательный русский язык», «Мир удивительных слов»; социальное направление – «Финансовая грамотность»; спортивно – оздоровительное направление – «Я и моё здоровье»; духовно – нравственное направление – «Юный патриот», «Алгоритмика».

Проводимые уроки и мероприятия отмечались разнообразием приемов и методов обучения, форм организации. Учителя относятся к подготовке с большой ответственностью, стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий в классном коллективе. Он может попробовать себя в разных ролях, пробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во многих всероссийских, международных и муниципальных конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

В 2023-2024 учебном году обучающиеся 1-4 классов  активно принимали участие в интернет олимпиадах и марафонах, региональных исследовательских форумах, очных и заочных формах участия. Более 80% учащихся стали победителями и призерами.

В целях повышения качества образования были составлены списки слабоуспевающих учащихся. Составлены графики дополнительных занятий. В школе проводились мониторинги обученности по предметам, личностного роста каждого учащегося и коррекции знаний по результатам.

Учебная программа 1-4 классов на 2023-2024 учебный год были составлены на основе ФГОС НОО и выполнена полностью.

Члены МО начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Они являются слушателями обучающих вебинаров таких  издательств как  «Просвещение», «Легион»,  образовательной платформы «Учи.ру» и др.  Многие учителя имеют персональные сайты и странички в социальной сети работников образования, где размещают регулярно свои публикации. О чем свидетельствуют полученные сертификаты, дипломы и благодарственные письма. Хлебникова К.Н. приняла участие в региональном конкурсе «Самый лучший классный» и стала лауреатом муниципального уровня.

Понятно, что большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, материал для индивидуальной работы.

Таким образом, работу коллектива начальной школы можно считать «удовлетворительной».

Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:

- недостаточное количество взаимопосещенных уроков;

- не велась работа по обмену опытом;

- низкая активность участия педагогов в профессиональных конкурсах.

Рекомендации:
-Учителям разнообразить работу с низкомотивированными учениками: включить в урок дифференцированные задания, использовать формирующее оценивание, индивидуальные траектории для учеников в рамках урока или темы.

Учителям вовлекать высокомотивированных учеников в  в олимпиадное движение, решать на уроках олимпиадные задачи.

-Внести в план работы методического объединения на 2024/2025 учебный год семинары : «Как правильно составить рабочую программу по новому ФГОС», «Как формировать регулятивные УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2024- 2025 учебный год:

  • уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;
  • вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся;
  • спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
  • продолжить работу с мотивированными детьми;
  • каждому учителю в обязательном порядке к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение районных  семинаров, посещение уроков коллег;
  • работать над индивидуальной темой по самообразованию;
  • повышать уровень качества знаний обучающихся за счет освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребенка; 
  • совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями; стимулировать активное использование ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса.

     Руководитель ШМО начальных классов:            Савоненко М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...