Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ
консультация

Антонова Евгения Вячеславовна

Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ

«Особенности познавательного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

          Задержка психоречевого развития (далее ЗПРР) влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определённой мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Нарушения познавательной деятельности и личности обучающегося с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками детям с ЗПРР присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети с ЗПРР способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий в качественные изменения в психическую деятельность обучающихся.

Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. У детей, имеющих ЗПРР, отсутствует стремление познать окружающий мир, имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться на структурных компонентах: внимании, интересе, ощущении и восприятии, мышлении, речи.

  У обучающихся с ЗПРР сформировать познавательный интерес бывает очень трудно. Это удаётся на старших ступенях обучения, что связано со сложностью пробуждения у них познавательных потребностей.  Характерными особенностями интересов учеников являются односторонность, малая дифференцированность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих учащихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы. Вместе с тем у отдельных учеников они достигают значительной силы и устойчивости. Иногда это объясняется повышенной аффективностью, связанной со стремлением к самоутверждению, желанием показать себя не хуже других. Живой интерес вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную цель.

На уроке обучающийся легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на обучающегося с ЗПРР сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а периоды его понижения гораздо длительнее. Утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.

Недостатки внимания сказываются и на речи обучающегося: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении обучающимся незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у школьников с ЗПРР - задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ученика с ЗПРР проще вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных особенностей и недостатков познавательной деятельности у обучающихся является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей, связанных с особенностями и типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ

«Особенности познавательного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

          Задержка психоречевого развития (далее ЗПРР) влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определённой мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Нарушения познавательной деятельности и личности обучающегося с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками детям с ЗПРР присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети с ЗПРР способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий в качественные изменения в психическую деятельность обучающихся.

Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. У детей, имеющих ЗПРР, отсутствует стремление познать окружающий мир, имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться на структурных компонентах: внимании, интересе, ощущении и восприятии, мышлении, речи.

  У обучающихся с ЗПРР сформировать познавательный интерес бывает очень трудно. Это удаётся на старших ступенях обучения, что связано со сложностью пробуждения у них познавательных потребностей.  Характерными особенностями интересов учеников являются односторонность, малая дифференцированность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих учащихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы. Вместе с тем у отдельных учеников они достигают значительной силы и устойчивости. Иногда это объясняется повышенной аффективностью, связанной со стремлением к самоутверждению, желанием показать себя не хуже других. Живой интерес вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную цель.

На уроке обучающийся легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на обучающегося с ЗПРР сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а периоды его понижения гораздо длительнее. Утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.

Недостатки внимания сказываются и на речи обучающегося: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении обучающимся незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у школьников с ЗПРР - задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ученика с ЗПРР проще вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных особенностей и недостатков познавательной деятельности у обучающихся является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей, связанных с особенностями и типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и специалистов "Особенности работы с "трудными подростками"

Консультация предназначена для педагогов и специалистов, работающих с  "трудными детьми", поможет найти  наиболее эффективные подходы и выработать для себя определенные правила  взаимод...

Методические раекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с глиной

Методические рекомендации рассчитаны на педагогов дополнительного образования, а также художников, керамистов, скульпторов, архитекторов, не имеющих специальной педагогической подготовки; педагогов по...

Консультация для педагогов "Методы и приемы работы учителя логопеда с обучающимися с ОВЗ"

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письменная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.И.Н. Садовникова...

Методическая разработка: "Рекомендации педагогам начальной школы, работающих в гендерных классах, спортивной направленности"

Рекомендации педагогам начальной школы, работающих в гендерных классах, спортивной направленности...

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, С НИМИ РАБОТАЮЩИХ

Синдром выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, начинается намного раньше и имеет свои индивидуальные особенности, чем у тех, кто работает со здоровыми детьм...

Рекомендации для специалистов, работающих в сенсорном зале.

Конспект индивидуального  занятия в сенсорном зале для ребенка с нарушением зрительно-вестибулярной сферы....