Выступление на заседании районного методического объединения педагогов образовательных организаций, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка (3 класс) на тему
«Личностные учебные действия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmo.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании районного методического объединения педагогов образовательных организаций, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по теме: «Личностные учебные действия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»
«Ничто не остается неподвижным,
неподатливым, а все всегда может
быть достигнуто, можно изменить
к лучшему. Лишь бы были созданы
соответствующие условия».
И.П. Павлов
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…»). На уроках математики я постепенно приучаю детей использовать математический язык, постоянно доказывать, обосновывать свои ответы, подвожу своих учеников к осознанию того, что математика с ее законами повсюду, в окружающем нас мире, частью которого являемся все мы. Изучая тему урока «Меры времени: час, сутки.», мы с ребятами приходим к выводу, что невозможно ориентироваться в пространстве, не зная, как происходит смена времени суток, и что вообще представляют собой сутки, что такое час. На примере режима дня каждого ученика мы находим практическое применение всех этих понятий. Формирование личностных учебных действий происходит на каждом уроке, ведь любой урок предполагает наличие самостоятельного выполнения того или иного задания. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу сработами других ребят»).Таким образом,работа с математическимсодержанием позволяет поднимать самооценку обучающихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Коррекционно-развивающий потенциал предмета «Изобразительное искусство» также тесно связан с формированием личностных действий.В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения обучающихся. Так, например, при изучении темы «Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки.» предлагаю ребятам совершить виртуальное путешествие в подмосковный город Гжель, познакомиться с историей гжельской росписи, изучить основные элементы росписи и приемы работы над узорами. Таким образом дети приобщаются к народным промыслам своего края, испытывая гордость за своих соотечественников. Затем радуются предоставленной возможности попробовать свои творческие способности в изображении своего узора согласно основным законам гжельской росписи. По завершении работы, на этапе рефлексии, ребята оценивают свою работу, отмечая достоинства и недостатки, также получают возможность сравнить свои результаты с результатами одноклассников.
На уроках технологии также происходит формирование личностных учебных действий. На каждом уроке происходит повторение правил техники безопасности, в результате которого ученики осознают свою ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья своих одноклассников, ощущая себя частью классного коллектива. Планируя свою работу на уроке, учащиеся осознают свою роль ученика, принимая то, что им придется выполнять самостоятельные действия. Иногда я использую на уроках проектную деятельность, для осуществления которой моим ребятам необходимо распределить между собой обязанности. Зачастую дети сами справляются с этим, не прибегая к моей помощи. Каждый осознает ответственность за выполнение своей части работы, а выполняя ее, старается помочь своим одноклассникам. Такой вид сотрудничества формирует способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Также на уроках технологии мы формируем положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Так, например, в цикле уроков по работе с проволокой учащиеся с интересом знакомятся со свойствами проволоки и ее применением в жизни и даже фантазируют, какие поделки можно изготовить, используя проволоку и подручные материалы. На одном из уроков, ребятам было предложено с помощью проволоки, пластилина и скорлупы грецкого ореха изготовить забавных паучков. Перед началом работы, я познакомила учеников с жизнью и строением пауков, тем самым вызвав интерес к этим животным, а также напомнив им о бережном отношении к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...
Статья "Использование мультисенсорного пособия «Нумикон», как средство повышения математических представлений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)"
В статье раскрыт опыт использования мультисенсорного пособия "Нумикон" на уроках математики в начальных классах, обучающихся по АООП Вариант 1 (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями)....
Примерные контрольные работы по чтению и письму для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.
Цель работы-представить учителю материал для проверки усвоения знаний. Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же те...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...