Консультация для педагогов "Методы и приемы работы учителя логопеда с обучающимися с ОВЗ"
консультация по логопедии

Кабанова Надежда Анатольевна

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письменная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.

И.Н. Садовникова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед ГБОУ НАО «СШ №4 с УИОП» Кабанова Н.А. 2018 Методы и приёмы работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письменная речь становится базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова

Слайд 3

Письменная речь Чтение Письмо

Слайд 4

Речевая готовность ребёнка к школе 1. Правильное произношение всех звуков речи. 2. Умение слышать и различать звуки русского языка. 3. Правильное произнесение слов со сложной слоговой структурой (велосипедист, аквалангист). 4. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова. 5. Сформированность зрительно-пространственных и временных представлений.

Слайд 5

Речевая готовность ребёнка к школе 6. Умение строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов, образовывать новые слова. 7. Умение использовать развернутую фразовую речь. 8. Умение пересказывать текст, сохраняя содержание. 9. Богатый словарный запас, включающий в себя слова различных частей речи. А также другие критерии.

Слайд 6

Нарушения письменной речи Дислексия Дисграфия

Слайд 7

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках , обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Слайд 8

кинема фонема графема артикулема Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор

Слайд 9

Ошибки чтения Замена и смешение при чтении букв, которые имеют артикуляторные или акустически сходные звуки Замены графически сходных букв Побуквенное чтение Искажение слоговой структуры слова Аграмматизм при чтении Застревание . Медленный темп чтения Нарушение понимания прочитанного

Слайд 10

Ошибки письма Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу Нарушение пространственного расположения отдельных элементов буквы Ошибки фонетико-фонематического плана А) пропуски букв Г ) перестановка букв Б) замены букв Д ) уподобление В) добавление букв 4. Ошибки записи слоговой структуры слова А) пропуски слогов Б) добавление слогов

Слайд 11

Ошибки письма 5 . Раздельное написание частей слов 6. Слитное написание слов или их частей 7. Не соблюдение графических знаков 8. Повторение слов в предложении 9. Ошибки грамматического характера 10. Ошибки морфологического характера 11. Ошибки смыслового плана на уровне текста

Слайд 12

Дидактические игры на развитие зрительно-пространственных представлений 1 . «Найди спрятанное». Найди спрятанный предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.». 2. Покажи различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложнение задания: показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. 3 . Рассмотри окружающие предметы и назови их расположение относительно друг друга. Например : «Машина стоит около дома .», « Автобус едет справа от девочки .», « Цветы растут слева от дерева.» и т.д. 4 . «Графический диктант по клеточкам».

Слайд 13

5 . Сложи по образцу, какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков . 6. «Найди отличия в картинках». 7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какие-либо детали. Определи чего не хватает и дорисуй. Вначале картинки, затем буквы. 8. «Что изменилось?» Разложите перед ребёнком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось ? 9. Найди все буквы А (выполненные разными шрифтами). 10. Отгадай букву, которую я написала (на ладошке, в воздухе, на спине). 11. Лепка букв из различного материала. 12. «На что похожа буква?».

Слайд 14

Дидактические игры на развитие фонематических процессов 1. Хлопни в ладоши (подними руку), когда услышишь заданный звук. Например : «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи. 2. Вспомни и назови предметы, начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук ) ( на улице, в комнате, магазине, школе). 3. Придумай 5-7 слов, начинающихся на заданный звук. 4 . Вспомни и назови учебные принадлежности в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой) (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.).

Слайд 15

5 . Хлопни в ладоши (подними руку) когда услышишь мягкий согласный звук в начале слова (лента , лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, косилка, косынка). 6. Придумай слова, начинающиеся: на мягкие и твёрдые согласные звуки; звонкие и глухие согласные . 7. Диктант без слов ( Ο – З, ◊ - Ж) (послушай слово и нарисуй тот символ, которым обозначается буква содержащаяся в слове) (предлагаются слова, имеющие смешиваемые буквы). 8. Найди звук [Ш] в словах (или любой другой) (домашние или дикие животные и т.д .). 9. Посчитай сколько звуков в слове.

Слайд 16

Дидактические игры на развитие языкового анализа и синтеза 1. Сосчитай , сколько слов в предложениях. « Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок .». Назови первое и последнее слово в предложении. 2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д. 3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.» 4. Придумай предложение с первым словом «весёлый» ( или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например : «Весёлый …», « Весёлый кот…», … , « Весёлый кот прыгнул на диван.».

Слайд 17

5. Составь схему предложения. Дети идут в школу. На деревьях поют птицы. 6. Придумай предложение, чтобы все слова начинались на одну букву. Коля катит Катю к кино. 7. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова. 8 . Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист , указка, апельсин, игла, обруч и т.д .; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

Слайд 18

9. Назови последний звук в словах. 10 . «Угадай слово». Угадай слово, которое произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н]. 11. «Где спрятался звук?». Определи приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» ( в середине), в слове «нос» (в конце)». 12. « Рассыпушки ». Собери слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например : а р к (рак ), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Слайд 19

Дидактические игры на развитие слогового анализа и синтеза, слоговой структуры слова 1. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма -ли-(на), ка-ран-( даш ), кар- тош -(ка) и др. 2. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами ). 3. Придумай слово, состоящее из 1 слога (2, 3, 4 слогов). 4. Составь слово из слогов, которые «перепутались» Пример: дис , ре, ка (редиска)

Слайд 20

5. Назови первые слоги представленных слов, расшифруй послание (картинки: у лица, до рога, ма лина , лу на, жа воронок. У дома лужа .) 6. Запиши только гласные звуки из слова. Пример: монета – о, е, а. 7. Составь слоговую схему слова. Пример: телефоны – е е о ы , черепахи – е е а и . 8. Нарисуй столько кружочков (палочек, цветочков), сколько слогов в слове.

Слайд 21

Важными направлениями работы являются: формирование лексикона, словоизменения, словообразования, работа над предложениями, работа над структурой текста и работа над пониманием фактуальной и контекстной информации текста.

Слайд 22

Дидактические игры на развитие мелкой моторики 1. «Пальчиковые игры». 2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок. 3. Раскрашивание изображений и рисование. 4. Собирание мелкого конструктора и мозаики. 5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала. 6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных. 7. Лепка из пластилина и глины. 8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды. 9 . Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. 10 . Вышивание.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в работе учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью

в данной статье рассказано об использовании информационных технологий в деятельности учителя-логопеда школы-интерната для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОО С ОВЗ

Индивидуальный план работы учителя-логопеда с обучающимися начальной школы, имеющими ТНР. План разработан в соответствие с ФГОС ОВЗ....

Выступление на родительском собрании по итогам учебного года на тему: "Трудности в коррекционной работе учителя-логопеда с обучающимися 1 класса".

Выступление на родительском собрании МБОУ НШ-ДС по итогам учебного года, на котором родители обучающихся 1 класса были ознакомлены с трудностями организации коррекционной деятельности учителя-логопеда...

Справка о результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья

О результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Дидактический синквейн в работе учителя-логопеда с обучающимися начальных классов»

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Коррекционно - развивающие технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ (ИН)

Коррекционно-развивающая технология - систематическое и последовательное воплощение личностно ориентированного, спроектированного процесса обучения; систему модифицированных способов, средств и методо...

Методы и приемы работы учителя –логопеда с обучающимися с задержкой психического развития

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедическихзанятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения...