Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_sensornomu_razvitiyu_2023-2024.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол 2 от 01. 09. 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

Куклина C. В._________________________

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»

Иванов А. В.___________________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие»

для 4 «в» класса

АООП вариант 2

(срок освоения 1 год)

Составил: учитель Кавелина Д. Н.

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………

3

2.

Общая характеристика коррекционного курса…………………………………………………………………….

4

3.

Описание места коррекционного курса в учебном плане…………………………………………………………

5

4.

Личностные и предметные результаты……………………………………………………………………………..

5

5.

Содержание коррекционного курса…………………………………………………………………………………

6

6.

Учебно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..

8

7.

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………………...

8

8.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ………………………………..

19

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»  разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)
  3. Адаптированная основная образовательная программа (вариант 2) общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»
  4. Учебный план  ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ №___ от_______ г.
  5. Положение о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»

Цель программы коррекционного курса «Сенсорное развитие»: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

  • обогащать чувственный познавательный опыт, на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать кинестетическое восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • корригировать зрительно-моторную координацию;
  • обогащать словарный запас детей

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Сенсорное развитие направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры.

Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику,  коррекционно-развивающие упражнения, задания и  т.д.

Приёмы и методы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию;
  • действия детей по образцу, по инструкции;
  • действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» реализуется в рамках внеурочной деятельности учебного плана ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска». Рассчитана на 68 часов в год, занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятия проводятся в групповой форме, исходя из индивидуальных особенностей и способностей обучающихся. Продолжительность специально организованного занятия определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающихся.

 

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты

Личностные результаты

  • Уметь фиксировать взгляд на объекте;
  • Воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривая его со всех сторон;
  • Понимает эмоциональное состояние других людей;
  • Понимает язык эмоций;
  • Выполняет последовательно организованные движения;
  • Строить простые конструкции из строительного материала;
  • Соотносить и различать предметы по цвету;
  • Соотносить и различать предметы по форме;    
  • Соотносить и различать предметы по величине;
  • Уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
  • Узнавать материалы на ощупь, по звуку;
  • Уметь различать звуки окружающего мира;
  • Иметь представления о разнообразии вкусовых ощущений;
  • Иметь представления о разнообразии обонятельных ощущений;
  • Имеет представления о разнообразии тактильных ощущений
  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • Формирование уважительного отношения к окружающим;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правил;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Наименование разделов

Содержание учебного предмета

«Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий»

  • Обследование обучающихся
  •  Комплектование групп для коррекционных занятий

«Зрительное восприятие»

  • Фиксация взгляда на светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)
  • Узнавание теневых и контурных изображений
  • Нахождение недостающих элементов у предметов и объектов;
  • Собирание предметных картинок по частям
  • Выделение и различие основных цветов и оттенков
  • Соотнесение предметов по цветовому признаку
  • Передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка)
  • Выделение и различение плоскостных геометрических фигур
  • Различение и называние геометрических фигур и форм предметов
  • Выделение и различение объемных геометрических фигур
  • Конструирование из геометрических фигур по подражанию
  • Обследование объемных предметов, состоящих из нескольких деталей
  • Сравнение плоскостных и объемных геометрических фигур, и форм
  • Соотнесение предметов по величине
  • Узнавание наложенных, недорисованных изображений
  • Конструирование из геометрических плоскостных и объемных фигур по подражанию

«Слуховое восприятие»

  • Общие представления о неречевых звуках (шуршание, скрип, писк, бульканье, звон, шелест, стук и др.)
  • Соотнесение звука с его источником
  • Нахождение одинаковых по звучанию объектов
  • Различение бытовых звуков
  • Различение звуков улицы

«Кинестетическое восприятие»

  • Выполнение упражнение с элементами основных движений (упражнения на равновесие, метание в цель, координация движений)
  • Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода)
  • Реакция на соприкосновения с материалами, различными по температуре (холодный, теплый)
  • Нахождение на ощупь заданного предмета
  • Нахождение на ощупь предметов разных по величине (большой, маленький)
  • Нахождение на ощупь предметов разных по форме

«Восприятие запаха»

  • Реакция на запахи;
  • Узнавание и различение предметов по запаху;         

«Восприятие вкуса»

  • Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);
  • Узнавание (различение) продуктов по вкусу;
  • Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Кол.

часов

1

Зрительное восприятие

31

2

Слуховое восприятие

12

3

Кинестетическое восприятие

10

4

Восприятие запаха

4

5

Восприятие вкуса

4

Итого:

61

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата

1 модуль

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания  

2 ч

01.09

04.09

Зрительное восприятие

2

Фиксация взгляда на светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- выполнение зрительно-двигательных упражнений (ходьба по разметкам, метание в цель)

- выполнение д/и «Шнуровка», «Лабиринт», «Копилка», «Прищепки»

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

08.09

3

Узнавание теневых и контурных изображений

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- соотносить тень и контур к предметному изображению

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

11.09

4

Нахождение недостающих элементов у предметов и объектов;

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- зрительное обследование предмета

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- узнавать предмет по его части

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

15.09

5

Собирание предметных картинок по частям

 - выполнение упражнение для тренировки зрения

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- развитие навыков зрительного конструирования

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

18.09

6

Выделение и различие основных цветов и оттенков

- формирование представлений о постоянных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый)

- выполнение практических действий цветоразличения

- формирование представлений о цвете как свойстве предметов

1 ч

22.09

7

Соотнесение предметов по цветовому признаку

- формирование представлений о постоянных цветах

- выполнение практических действий цветоразличения

- формирование представлений о цвете как свойстве предметов

1 ч

25.09

Слуховое восприятие

8

Общие представления о неречевых звуках (шуршание, скрип, писк, бульканье, звон, шелест, стук и др.)

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать бытовые звуки (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

29.09

9

Соотнесение звука с его источником

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать бытовые звуки (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

02.10

Кинестетическое восприятие

10

Выполнение упражнение с элементами основных движений (упражнения на равновесие, метание в цель, координация движений)

- расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по показу и словесной инструкции

- выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног

- ходьба по тактильным дорожкам

- выполнение упражнений развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику.

- выполнение стимулирующих упражнений в сухом бассейне

1 ч

06.10

11

Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода)

- тактильное исследование различных по фактуре материалов и предметов (бумага, кинетический песок, гидрошарики, вода, крупа разная по форме и размеру, природный материал)

- выполнение действий с предметами: вынимание, складывание, перекладывание, вставление и др.

- погружение рук в материал, его ощупывание (игровые действия с материалом)

- совместные с учителем действия: размазывание, пересыпание, переливание.

- использование элементов самомассажа пальцев рук

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

09.10

Восприятие запаха

12

Реакция на запахи

- обследование разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений (апельсин, огурец, лук, чеснок кофе, хвоя, мыло, шампунь, зубная паста, туалетная вода, крем для рук)

- выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу и словесной инструкции

- реагирование на запах мыла в процессе мытья рук, на запах крема, во время намазывания крема на руки. Размазывание крема по рукам.

- реагирование на запах влажных салфеток при вытирании рук.

- учитель сопровождает действия спокойной, эмоционально окрашенной речью.

1 ч

13.10

Восприятие вкуса

13

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

- выполнение дидактических упражнений и игр, способствующие развитию вкусовых ощущений

- выделение основных вкусовых качеств у продуктов (сладкий, горький)

1 ч

16.10

2 модуль

Зрительное восприятие

14

Узнавание теневых и контурных изображений

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- соотносить тень и контур к предметному изображению

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

20.10

15

Нахождение недостающих элементов у предметов и объектов

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- зрительное обследование предмета

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- узнавать предмет по его части

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

30.10

16

Собирание предметных картинок по частям

 - выполнение упражнение для тренировки зрения

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- развитие навыков зрительного конструирования

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

03.11

17

Выделение и различие основных цветов и оттенков

- формирование представлений о постоянных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый)

- выполнение практических действий цветоразличения

- формирование представлений о цвете как свойстве предметов

1 ч

10.11

18

Передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка)

- формирование представлений о постоянных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый)

- выполнение практических действий цветоразличения

- формирование представлений о цвете как свойстве предметов

1 ч

13.11

19

Выделение и различение плоскостных геометрических фигур

-показ геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- группировка геометрических фигур

-выполнение практических, моделирующих (обводка, ощупывание, конструирование) действий

1 ч

17.11

20

Различение и называние геометрических фигур и форм предметов

- выполнение практических, моделирующих (обводка, ощупывание, конструирование) действий

- выделение предмета указанной формы по подражанию (круглая, квадратная, треугольная)

- соотношение предметов с геометрическими фигурами по подражанию

1 ч

20.11

21

Выделение и различение объемных геометрических фигур

- показ объёмных геометрических форм (куб, шар)

- соотнесение объемных форм с предметами

- складывание форм: матрешка, пирамидка (4 части)

1 ч

24.11

22

Конструирование из геометрических фигур по подражанию

- выделение геометрических фигур в конструкции предметов

- развитие умений конструировать из геометрических плоскостных и объемных фигур по подражанию

- выполнение практических, моделирующих (обводка, ощупывание, конструирование) действий

1 ч

27.11

Слуховое восприятие

23

Соотнесение звука с его источником

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать бытовые звуки (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

01.12

24

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать звуки улицы (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

04.12

25

Различение бытовых звуков

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать бытовые звуки (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

08.12

Кинестетическое восприятие

26

Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода)

- тактильное исследование различных по фактуре материалов и предметов (бумага, кинетический песок, гидрошарики, вода, крупа разная по форме и размеру, природный материал)

- выполнение действий с предметами: вынимание, складывание, перекладывание, вставление и др.

- погружение рук в материал, его ощупывание (игровые действия с материалом)

- совместные с учителем действия: размазывание, пересыпание, переливание.

- использование элементов самомассажа пальцев рук

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

11.12

27

Реакция на соприкосновения с материалами, различными по температуре (холодный, теплый)

- тактильное исследование   предметов и веществ с открытыми глазами

- вырабатывание умений самостоятельно называть и различать характеристики предметов и веществ предметов (горячий, теплый, холодный)

- погружение рук в материал, его ощупывание (игровые действия с материалом)

- совместные с учителем действия: размазывание, пересыпание, переливание.

- использование элементов самомассажа пальцев рук

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

15.12

Восприятие запаха

28

Реакция на запахи

- обследование разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений (апельсин, огурец, лук, чеснок кофе, хвоя, мыло, шампунь, зубная паста, туалетная вода, крем для рук)

- выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу и словесной инструкции

- реагирование на запах мыла в процессе мытья рук, на запах крема, во время намазывания крема на руки. Размазывание крема по рукам.

- реагирование на запах влажных салфеток при вытирании рук.

- учитель сопровождает действия спокойной, эмоционально окрашенной речью.

1 ч

18.12

Восприятие вкуса

29

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

- выполнение дидактических упражнений и игр, способствующие развитию вкусовых ощущений

- выделение основных вкусовых качеств у продуктов (сладкий, горький)

1 ч

22.12

3 модуль

Зрительное восприятие

30

Узнавание теневых и контурных изображений

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- соотносить тень и контур к предметному изображению

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

25.12

31

Нахождение недостающих элементов у предметов и объектов

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- зрительное обследование предмета

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- узнавать предмет по его части

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

12.01

32

Собирание предметных картинок по частям

 - выполнение упражнение для тренировки зрения

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- развитие навыков зрительного конструирования

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

15.01

33

Выделение и различие основных цветов и оттенков

- формирование представлений о постоянных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый)

- выполнение практических действий цветоразличения

- формирование представлений о цвете как свойстве предметов

1 ч

19.01

34

Обследование объемных предметов, состоящих из нескольких деталей

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- зрительное обследование предмета

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

2 ч

22.01

26.01

35

Сравнение плоскостных и объемных геометрических фигур, и форм

- закрепление представлений о форме как свойстве предметов

-выполнение практических, моделирующих (обводка, ощупывание) действий

- показ плоскостных и объёмных геометрических фигур (куб, шар, конус, круг, квадрат, треугольник)

- соотнесение объемных и плоскостных форм.

- дифференциация объемных и плоскостных форм.

2 ч

29.01

02.02

36

Соотнесение предметов по величине

- различие и показ больших и маленьких предметов

- деление предметов на две группы (большие, маленькие)

- развитие понимания слов «большой», «маленький»

2 ч

05.02

09.02

Слуховое восприятие

37

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать звуки улицы (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

2 ч

12.02

16.02

38

Различение бытовых звуков

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать бытовые звуки (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

19.02

39

Различение звуков улицы

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать звуки человека (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

26.02

Кинестетическое восприятие

40

Реакция на соприкосновения с материалами, различными по фактуре (гладкий, шероховатый, колючий)

- тактильное исследование предметов и материалов с различной поверхностью (гладкий, шероховатый, колючий) с открытыми, закрытыми глазами

- вырабатывание умений различать и называть характеристики материалов и предметов

- игры с кинетическим песком

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

01.03

41

Реакция на соприкосновения с материалами, различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

- тактильное исследование различных по вязкости материалов и предметов (вода, клейстер, пластилин, крахмал, кинетический песок, гидрошарики, крупа, природный материал)

- погружение рук в материал, его ощупывание (игровые действия с материалом)

- совместные с учителем действия: размазывание, пересыпание, переливание.

- использование элементов самомассажа пальцев рук

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

04.03

Восприятие запаха

42

Реакция на запахи

- обследование разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений (апельсин, огурец, лук, чеснок кофе, хвоя, мыло, шампунь, зубная паста, туалетная вода, крем для рук)

- выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу и словесной инструкции

- реагирование на запах мыла в процессе мытья рук, на запах крема, во время намазывания крема на руки. Размазывание крема по рукам.

- реагирование на запах влажных салфеток при вытирании рук.

- учитель сопровождает действия спокойной, эмоционально окрашенной речью.

1 ч

11.03

Восприятие вкуса

43

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

- выполнение дидактических упражнений и игр, способствующие развитию вкусовых ощущений

- выделение основных вкусовых качеств у продуктов (сладкий, горький)

1 ч

15.03

4 модуль

Зрительное восприятие

44

Узнавание наложенных, недорисованных изображений

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- соотносить теневые, наложенные, зашумленные, перечеркнутые, недорисованные, контурные изображения к предметам и объектам

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

25.03

45

Собирание предметных картинок по частям

 - выполнение упражнение для тренировки зрения

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- развитие навыков зрительного конструирования

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

29.03

46

Выделение и различие основных цветов и оттенков

- формирование представлений о постоянных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый)

- выполнение практических действий цветоразличения

- формирование представлений о цвете как свойстве предметов

1 ч

01.04

47

Обследование объемных предметов, состоящих из нескольких деталей

- выполнение упражнение для тренировки зрения

- зрительное обследование предмета

- развитие зрительного анализа и синтеза, произвольности зрительного запоминания

- выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения

1 ч

05.04

48

Конструирование из геометрических плоскостных и объемных фигур по подражанию

 - выделение геометрических фигур в конструкции предметов

- развитие умений конструировать из геометрических плоскостных и объемных фигур по подражанию

- выполнение практических, моделирующих (обводка, ощупывание, конструирование) действий

1 ч

08.04

49

Соотнесение предметов по величине

- различие и показ больших и маленьких предметов

- деление предметов на две группы (большие, маленькие)

- развитие понимания слов «большой», «маленький»

1 ч

12.04

Слуховое восприятие

50

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать звуки улицы (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

15.04

51

Различение бытовых звуков

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать бытовые звуки (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

19.04

52

Различение звуков улицы

- соотнесение звука с его источником

- выполнение упражнений на развитие умения слушать и различать звуки человека (см. музыкальное пособие «Слушать интересно» О. Суховой)

- выполнение упражнений способствующие представлению о громкости звуков (различие понятий громко, тихо)

- выполнение упражнений на формирование слухового восприятия, слуховой памяти

1 ч

22.04

Кинестетическое восприятие

53

Нахождение на ощупь заданного предмета

- тактильное исследование поверхностей предметов с открытыми, закрытыми глазами

- использование элементов самомассажа пальцев рук

-выполнение упражнений на развитие умений находить заданный предмет на ощупь

- релаксационная минутка в сухом бассейне

2 ч

26.04

27.04

54

Нахождение на ощупь предметов разных по величине (большой, маленький)

- тактильное исследование поверхностей предметов с открытыми, закрытыми глазами

- использование элементов самомассажа пальцев рук

-выполнение упражнений на развитие умений находить заданный предмет на ощупь

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

03.05

55

Нахождение на ощупь предметов разных по форме

- тактильное исследование поверхностей предметов с открытыми, закрытыми глазами

- использование элементов самомассажа пальцев рук

-выполнение упражнений на развитие умений находить заданный предмет на ощупь

- релаксационная минутка в сухом бассейне

1 ч

06.05

Восприятие запаха

56

Реакция на запахи

- обследование разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений (апельсин, огурец, лук, чеснок кофе, хвоя, мыло, шампунь, зубная паста, туалетная вода, крем для рук)

- выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу и словесной инструкции

- реагирование на запах мыла в процессе мытья рук, на запах крема, во время намазывания крема на руки. Размазывание крема по рукам.

- реагирование на запах влажных салфеток при вытирании рук.

- учитель сопровождает действия спокойной, эмоционально окрашенной речью.

1 ч

13.05

Восприятие вкуса

57

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

- выполнение дидактических упражнений и игр, способствующие развитию вкусовых ощущений

- выделение основных вкусовых качеств у продуктов (сладкий, горький)

1 ч

17.05

58

Итоговое обследование

отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания  

1 ч

20.05

Итого

61

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Технические средства обучения
  • ИКТ
  • Мультимедийный образовательный комплекс
  • Принтер

  1. Демонстрационные пособия
  • схемы-планы пространственного расположения предметов
  • наглядно-графические модели

  1. Демонстрационно-раздаточный материал
  • игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики
  • куклы, сюжетные игрушки
  • «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы

4. Оборудование

  • сухой (шариковый) бассейн
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности
  • сенсорные панели
  • наборы аромобаночек
  • вибромассажеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс

Рабочая программа  и КТП по коррекционному курсу  «Развитие познавательных способностей»  1 «Г» дополнительный класс (ЗПР)...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».  Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....