Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsionnomu_kursu.docx | 68.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРИЗОНТ»
ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МБОУ ОШ «Горизонт» города Тюмени)
Ул. Игримская, 32, г.Тюмень, 625029 тел.: (3452)458307, факс: (3452) 458235 , Е-mail: si_gorizont@mail.ru
РАССМОТРЕНО: На заседании МО начальных И специальных классов (протокол от «30» августа 2023 г.№6) | СОГЛАСОВАНО: На педагогическом совете (протокол от «31» августа 2023 г. №5) | УТВЕРЖДАЮ: Приказом директора от «01» сентября 2023 г. №110 – ОД
|
Рабочая адаптированная программа
по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп «А» класса:
Ф.И.О обучающихся
на 2023- 2024 учебный год.
Программу составила учитель: Беспалько Т.Н.
2023 год, г. Тюмень
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомотрики и сенсорных процессов» для обучающихся обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1(1 дополнительного) классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (АООП НОО) МБОУ ОШ «Горизонт» города Тюмени, учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС МБОУ ОШ «Горизонт» города Тюмени (вариант программы 1).
Основания разработки рабочей программы:
1.Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
3.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ОШ «Горизонт» города Тюмени (1 вариант)
4. Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов, коррекционно-развивающих областях и внеурочной деятельности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) МБОУ ОШ «Горизонт» города Тюмени.
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).
Цель коррекционного курса - преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизация личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков социального поведения.
Задачи:
- формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
- формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
- коррекция познавательной деятельности;
- раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
- формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
- развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
- сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
- систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;
- формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
- практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
- наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
- словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
- двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
- пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
- дыхательная гимнастика;
- зрительная гимнастика;
- упражнения на развитие графомоторных навыков;
- кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы | |||||||
Обследование обучающихся - 2 часа | |||||||
Развитие внимания и памяти - 14 часов | |||||||
зрительная | слуховая | тактильная | |||||
Сенсорное развитие - 25 часа | |||||||
зрительное | слуховое | тактильное | вкусовое | ||||
Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека) - 6 часов | |||||||
Формирование мыслительной деятельности -17 часов | |||||||
Наглядно-действенное | Наглядно-образное | Словесно-логическое | Элементарные математические представления | ||||
Обследование обучающихся - 2 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- формирование адаптации к обучению и познанию;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- формирование мотивации обучающегося к учебному процессу.
Предметные:
Минимальный уровень:
- различать основные цвета, величину (большой - маленький), геометрические формы (квадрат, круг);
- показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;
- называть времена года с опорой на картинки, называть следующее время года;
- обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога (поверхность, вес, температуру);
- переходить от одного вида деятельности к другому;
- запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
- ориентироваться в условиях практических и проблемных задачах;
- иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей;
- воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Достаточный уровень:
- выполнять действия по инструкции педагога;
- различать форму плоской фигуры при помощи зрительного восприятия и осязания;
- узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
- группировать предметы и картинки по основным цветам;
- уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина;
- уметь последовательно называть времена года;
- сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь практической и зрительной ориентировкой;
- различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки;
- уметь определять предметы по весу: легкий-тяжелый с открытыми и закрытыми глазами;
- определять на вкус сладкие и горькие продукты;
- составлять целое из частей (2-3 детали);
- анализировать проблемно-практические задачи;
- иметь представление о мужских и женских профессиях, дифференцировать их;
- выполнять анализ наглядно-образных задач;
- сопоставлять и соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;
- выполнять задания на классификацию картинок без образца;
- выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;
- иметь представления о количественном признаке предметов: группировать картинки по количественному признаку (много – один).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования
(Приложение 1, 2).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | Дата | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Обследование обучающихся- 2 часа | ||||||
1. | Обследование познавательной деятельности. | 1 | Обследование обучающихся. | Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно | |
2. | Обследование сенсорного развития. | 1 | Обследование обучающихся. | Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно | |
Развитие внимания и памяти -14 часов | ||||||
3. | Развитие зрительного внимания. | 1 | Развитие зрительного внимания и подражания путем воспроизведения действий взрослого без предметов Выполнение подражания действиям взрослого без предметов (Игры «Зеркало», «Умелые руки», «Мастера», «Цветные перчатки») | Подражают действиям взрослого в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым | Подражают или действуют по показу в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым | |
4. | Развитие зрительного внимания. | 1 | Развитие зрительного внимания и подражания действиям взрослого с предметами Подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами ( Игровые ситуации: «Будущие мастера», «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Цветные бусы») | Умеют подражать путем воспроизведения действий взрослого с предметами или после действий сверстников с предметами | Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами | |
5. | Рассматривание простых контурных изображений. | 1 | Закрепление умения рассматривать контурные изображения и соотносить их с цветными Соотнесение контурного сюжетного изображения с цветным (эпизоды из знакомых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»), предметные картинки | Выполняют задание, соотносят контурное сюжетное изображение с цветным, делают выбор из 2—х картинок | Выполняют задания, соотносят контурное сюжетное изображение с цветным, делают выбор из 3—х картинок | |
6. | Рассматривание простых контурных изображений | 1 | Закрепление умения рассматривать контурные простые сюжетные изображения и соотносить их с цветными. Соотнесение контурного сюжетного и простого изображения с цветным. | Выполняют задания, соотносят контурные изображения с цветными, производят выбор из 3-х картинок | Выполняют задания, соотносят контурные изображения с цветными, производят выбор из 4-х картинок | |
7. | Развитие внимания. Сравни. | 1 | Сравнение сюжетных картинок путем рассматривания и нахождения общих и специфических характеристик. Выполнение заданий: «Чего не хватает?», «Кто спрятался?», «Что надо дорисовать?» | Выполняют задания путем сравнения 2-х картинок с близкими сюжетными изображениями при оказании уточняющих вопросов учителя | Выполняют самостоятельно задания путем сравнения 3-х картинок с близкими сюжетными изображениями | |
8. | Развитие слухового внимания. | 1 | Совершенствование умения выделять заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием (Игры: «Поезд», «Возьми картинку», «Волшебные слова», «Будь внимательным!») | Выделяют заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием (фраза из 4- 5 слов) | Выделяют заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием самостоятельно (фраза из 6-7 слов) |
9. | Развитие зрительного запоминания. | 1 | Закрепление умения запоминать последовательность предметов или ситуаций. Расширение возможности зрительного запоминания путем увеличения объема зрительного материала (от 3-х до 5-и). | Запоминают последовательность расположения изображений (от 3-х до 5-и) после повторного предъявления образца | Запоминают последовательность разложения изображений (от 4-х до 6-и после первого предъявления образца | |
10. | Развитие зрительного запоминания. | 1 | Совершенствование умения запоминать и отображать знакомые образы предметов в графических изображениях Выполнение задания путем запоминания образов предметов в графических изображениях. (Задания: «Запомни эти предметы - мяч, карандаш, пенал, рюкзак. Задание «Запомни узор» - аппликация) | Выполняют задание по памяти, изображают графически 3 предмета после повторного предъявлении образца (мяч, карандаш, пенал) | Запоминают и отображают графически образы предложенных предметов (4-е) самостоятельно | |
11. | Развитие зрительного запоминания. | 1 | Выполнение задания путем запоминания образов предметов и отображения их в графических изображениях. (Задания: «Запомни эти предметы - часы, книга, ручка. рюкзак, пенал. Задание «Запомни узор» - аппликация) | Выполняют задание по памяти, изображают образы предметов после повторного предъявления образца (3 предмета) | Запоминают и отображают по памяти графические образы предложенных предметов (5) после первого предъявления образца |
12. | Закрепление умения воспроизводить по памяти последовательность букв, простых по начертанию | 1 | Воспроизведение по памяти последовательности букв, простых по начертанию: п, т, о, с, х, после их предварительного рассмотрения. (Задание: «Запомни последовательность букв» 4-5 букв»; «Разложи буквы по порядку» ) | Воспроизводят по памяти последовательность букв, простых по начертанию: п, т, о, с (4 буквы), после повторного рассмотрения образца | Воспроизводят по памяти последовательность букв, простых по начертанию: п, х, т, о, с, х. (5 букв) после первого предъявления образца | |
13. | Развитие слуховой памяти. | 1 | Воспроизведение простых слов в определенной последовательности (лес, дом, мама, сон, кино), произнесенных учителем. (Задание: «Запомни последовательность слов, повтори их!», «Разложи картинки по порядку, назови их») | Воспроизводят последовательность простых слов (лес, дом, мама, сон), произнесенных учителем (3-4), после повторного произнесения слов учителем | Воспроизводят последовательность простых слов (лес, дом, мама, сон, кино), после произнесения их учителем (4-5) самостоятельно | |
14. | Развитие слуховой памяти. | 1 | Воспроизведение слов, логически не связанных между собой. | Воспроизводят слов после повторения учителем 2- 3 раза каждого слова | Воспроизводят слова, после произнесения учителем 1-2 раза каждого слова. | |
15. | Развитие тактильной памяти | 1 | Узнавание свойств предметов на основе тактильного восприятия (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов (игры: «Запомни и найди пару», «Найди непохожие предметы»), выбор из 3-4 –х предметов, разных по материалу | Определяют свойства предметов по тактильному образцу, выбор из 3-4-х предметов после повторного восприятия свойства предмета | Определяют свойства предметов по тактильному образцу, выбор из 4- 5-и предметов после первого восприятия свойства предмета | |
16. | Развитие тактильной памяти | 1 | Воспроизведение в рисунках образа предмета на основе тактильной памяти. Задание «Угадай, что в мешке у одноклассников?». Нарисуй, что в мешочке!» (У каждого обучающегося свой мешочек с одним предметом- баранка, яблочко, юла, елочка, грибок, домик и др.) | Запоминают на ощупь предмет после повторного обследования и изображают его; отгадывают по рисунку предмет, который находился в мешочке у каждого ученика
| Запоминают на ощупь предмет с первого раза и изображают его; отгадывают по рисунку предмет, который находился в мешочке у каждого ученика |
Сенсорное развитие - 25 часов | ||||||
17. | Дифференцирование геометрических форм | 1 | Закрепление знаний о геометрических объемных фигурах; дифференцирование объемных форм в процессе конструирования Задания: «Построим дом с забором» (по образцу), выбор необходимых строительных деталей для постройки дачи и забора (куб, треугольная призма для дачи, брусок - для забора); выбор из предложенного строительного набора | Определяют и выбирают из строительного набора объемные формы: шар (шарик) – куб (кубик), брусок (кирпичик), треугольная призма (крыша), используют объемные геометрические формы для заданной постройки по образцу с помощью учителя | Определяют и выбирают из строительного набора объемные формы: шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик), самостоятельно; | |
18. | Круг, квадрат, треугольник, овал | 1 | Закрепление представлений о форме предметов, соотнесение объёмных и плоскостных форм Определение овальных и прямоугольных предметов из ближайшего окружения. Задание по аппликации «Сделай узор» (образец из объемных форм, а обучающиеся выкладывают и наклеивают узор из плоских форм – круг, квадрат, треугольник, овал, круг) | Соотносят объемные формы (шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик) с плоскостными (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) по образцу, оказывается помощь педагога - показ | Соотносят объемные формы (шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик) с плоскостными (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), задание выполняют самостоятельно по образцу | |
19. | Сравнение предметов по разным параметрам величины. | 1 | Закрепление умения различать предметы по силуэтам, подбирать предметы по форме и размеру Подбор предмета по форме и размеру (игра «Вкладыши») | Подбирают предметы по форме и размеру по образцу. Сравнивают предметы по разным параметрам величины и формы с помощью учителя | Подбирают предметы по форме и размеру самостоятельно. Сравнивают предметы по разным параметрам величины и формы | |
20. | Цвета. | 1 | Закрепление знаний цветах в процессе конструирования (аппликации) из плоскостных геометрических фигур по образцу Дифференцирование 4 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (развитие умения сличать, выделять по слову, называть) в процессе конструирования (аппликации) из плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) по образцу. | Выделяют 4 основных цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Конструируют из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по образцу | Дифференцируют 6 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный. Конструируют из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) | |
21. | Цвета. | 1 | Раскладывание предметов в аппликации и конструировании («Сделаем узор», «Построим забор»). Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина (большой, меленький, самый большой). Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометрических фигур по образцу | Выполняют аппликации из основных цветов по образцу. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (2 формы и 2 величины) по образцу | Выполняют в аппликации цветовые спектры из основных цветов. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 2 величины) по образцу | |
22. | Цвета и их оттенки. | 1 | Различение и называние основных цветов и их оттенков. Выполнение задания: «Нарисуем радугу» | Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя | Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков самостоятельно | |
23. | Цвета и их оттенки. | 1 | Различение и называние основных цветов и их оттенков. | Используют оттенки серого в рисовании пейзажа по образцу | Используют оттенки серого в рисовании пейзажа самостоятельно | |
24. | Цветовые гаммы. | 1 | Закрепление умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному; по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры | Создают узоры, ориентируясь на цветовую гамму, учитывая насыщенность цвета с помощью учителя | Создают узоры по образцу, ориентируясь на цветовую гамму, учитывая насыщенность цвета, а также его контрастность | |
25. | Развитие целостного восприятия предметного изображения | 1 | Складывание целостных предметных изображений из разрезных картинок. (Лото: начинать с выбора из двух картинок, затем из четырех с разной конфигурацией разреза) | Сопоставляют предметные изображения из разрезных картинок : из 2-х –3-х частей | Сопоставляют предметные изображения из разрезных картинок: из 4-х частей с разной конфигурацией разреза | |
26. | Группировка предметов по одному признаку. | 1 | Закрепление умения группировать предметы по одному заданному признаку - форма/ цвет/ величина «В этом домике живут все (треугольные) предметы такой формы, а в этом – другой формы (круглые), «В этом домике живут все такого размера (большие) предметы, а в этом – другого размера (маленькие)» - дети раскладывают предметы по образцу. | Группируют предметы по одному заданному признаку - форма/ цвет/ величина по образцу | Группируют геометрические фигуры разного цвета и размера, ориентируясь на образец, после чего объясняют принцип группировки в словесных высказываниях | |
27. | Определение звучания музыкальных инструментов (3-4). | 1 | Определение последовательности звучания музыкальных инструментов (барабан – дудочка; барабан – металлофон – колокольчик; металлофон – барабан – колокольчик - дудочка), называть последовательность звучания. Умение решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализом, на сюжетном материале: («Кто пришел в гости?»; «Кто пришел первым? Кто потом? Кто пришел последним?»). | Определяют последовательность звучания 2 –х, 3-х музыкальных инструментов (барабан – дудочка; барабан – металлофон – колокольчик) после повторного прослушивания | Определяют последовательность звучания 3-х и 4-х музыкальных инструментов, называют последовательность звучания. Решают познавательные задачи, связанные со слуховым анализом, на сюжетном материале | |
28. | Совершенствование слухового восприятия. | 1 | Дифференцирование бытовых шумов и звуков, природных явлений Опознавание и различение на слух бытовых шумов (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля, шум шагов; звуков явлений природы (шуршание листьев, звук грозы, шум ветра, шум дождя, звук текущей воды - ручей). Умение прислушиваться, различать и запоминать шумы по громкости. | Опознают и различают на слух бытовые шумы (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля, шум шагов); опознают и различают звуки явлений природы (шуршание листьев, шум дождя, звуки грозы, шум бегущей воды – ручей) после повторного прослушивания аудиозаписи. Умеют различать шумы по громкости. | Опознают и различают на слух бытовые шумы (звонок телефона, шум пылесоса, шум шагов, шуршание бумаги); опознают и различают звуки явлений природы (шуршание листьев, шум дождя, звуки грозы, шум бегущей воды – ручей). Умеют различать шумы по громкости. | |
29. | Воспроизведение заданного ритма. | 1 | Воспроизведение ритма движений и звуков при помощи инструментов или предметов с чётким отрывистыми интервалами: деревянными ложками, карандашом о поверхность стола; отхлопывание ритма ладошками, ногами. Задание: «Слушай и повтори!» (хлопки по коленям, плечам, удары ладошками по поверхности стола). | Выполняют задание по воспроизведению ритма движений и звука при помощи инструментов и предметов с чётким отрывистым звуком: деревянных ложек; отхлопывают ритм ладошками | Выполняют задание по воспроизведению ритма движений и звука при помощи инструментов и предметов с чётким отрывистым звуком: деревянных ложек, карандашом о поверхность стола; отхлопывают ритм ладошками | |
30. | Развитие слухового внимания и фонематического слуха. | 1 | Нахождение в предложениях слов, обозначающих предмет и действие предмета. Выделение заданного слова из предложенной фразы условным действием (хлопком, поднятием флажка). Игры: «Поезд», «Возьми игрушку», «Детский мир», «Волшебные слова» | Выделяют заданное слово из предложенной фразы условным действием. Выделяют в предложениях слова, обозначающие предмет и действие предмета (предложения из 3- 4 -х слов) | Выделяют заданное слово из предложенной фразы условным действием и называют его. Выделяют в предложениях слова, обозначающие предмет и действие предмета (предложения из 4—5-и слов) | |
31. | Развитие тактильного восприятия. | 1 | Определять на ощупь форму, величину предметов: шар, куб, крыша, яйцо, кирпичик; большой – маленький Определение величины предмета путем наложения предметов или их сопоставления. | Определяют размер 1-2-х предметов на ощупь. Определяют величину предмета путем наложения предметов или сопоставлением | Определяют размер 2-3-х предметов на ощупь. Определяют величину предмета путем наложения предметов или сопоставлением без опоры на образец | |
32. | Дифференциация свойства предметов по материалу. | 1 | Различение на ощупь свойств предметов по материалу: мягкие – твердые (пластилин, резина; железо, камень, дерево). Игра «Достань из мешочка мягкие (твердые) предметы» (мячик – резиновый, шарик – железный; мячик из пластилина - деревянный шарик) | Различают на ощупь свойства предметов по материалу: мягкие – твердые (пластилин, резина; железо, камень) (выбор из 2-х – мячик резиновый и шарик железный) | Различают на ощупь свойства предметов по материалу: мягкие – твердые (пластилин, резина; железо, камень) (выбор из 3-х – мячик резиновый, шарик железный, шарик деревянный). | |
33. | Совершенствование тактильного восприятия. | 1 | Различение на ощупь свойств предметов по материалу: мягкость, твердость, гладкость, шероховатость, гибкость. Пластмасса (железо – холодное, тяжелое; дерево – теплое, легкое; пластмасса – мягкая, теплая) игра «Достань из мешочка все холодные предметы », «Достань из мешочка все теплые предметы» (выбор из 4-х—5и-предметов) | Различают на ощупь свойства предметов по материалу (выбор их 3- 4-х предметов)
| Различают на ощупь свойства предметов по материалу (выбор их 4-х - 5-и предметов) | |
34. | Совершенствование тактильного восприятия. | 1 | Различение на ощупь разных свойств предметов, по форме, величине, материалу; фиксация этих свойств в речевых высказываниях. Задания: «Определи на ощупь предмет с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)». Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. «Достань шар деревянный, (пластмассовый, железный»), объясни, как догадался?») | Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: по форме, величине, материалу, фиксируют в речевых высказываниях свойства предмета, воспринятые на ощупь (выбор из 2-3-х предметов), дают характеристику свойствам материалов с помощью уточняющих вопросов учителя | Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: по форме, величине, материалу, фиксируют в речевых высказываниях свойства предмета, воспринятые на ощупь (выбор из 3- 4-х предметов), дают характеристику свойствам материалов свойства материалов | |
35. | Совершенствование тактильного восприятия. | 1 | Закрепление умения воспринимать тактильно различные свойства предметов, обобщать их и называть, определять предметы на ощупь по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмет не называть). Словесное описание предметов, воспринятых тактильно и называние характеристик их свойств и качеств. | Умеют выполнять описание (2-х - 3-х предметов), воспринятых тактильно; Характеризуют их свойства и качества с помощью уточняющих вопросов | Выполняют описание 3-4-х предметов, воспринятых тактильно самостоятельно и характеризуют их свойства и качества в речевых высказываниях | |
36. | Совершенствование тактильного восприятия. | 1 | Совершенствование умения группировать предметы по их свойствам на основе тактильного восприятия этих свойств и признаков Выполнение упражнений: «Из чего сделан предмет?», «Разложи предметы в разные домики» | Выполняют группировку предметов по их свойствам на основе тактильного восприятия, раскладывают предметы на 2 группы по одному признаку, соотносят тактильный образ предмета со зрительным (выбор из 2-х предметов) | Выполняют группировку предметов по их свойствам на основе тактильного восприятия, раскладывают предметы на 3 группы по одному признаку, соотносят тактильный образ предмета со зрительным (выбор из 3-х предметов) | |
37. | Совершенствование тактильного восприятия. | 1 | Закрепление умения определять на ощупь форму предмета, передавать ее в лепке или рисунке. Задания: «Слепи, что в мешочке»; закрепить умения скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями, раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. Задания: «Нарисуй, что в мешочке», называть форму предмета | Различают на ощупь предметы по форме и называют их: кубик, шарик, кирпичик. Лепят предметы круглой формы, раскатывают пластилин круговыми движениями между ладонями. Передают форму предмета на основе тактильного восприятия, передают форму в рисунке | Различают на ощупь предметы по форме и называют их: кубик, шарик, кирпичик. Лепят и рисуют предметы круглой, квадратной и прямоугольной формы на основе тактильного восприятия | |
38. | Формирование вкусового восприятия. | 1 | Дифференцирование продуктов по их вкусовым характеристикам, запоминание их названий (сладкий, кислый, соленый). Задания : «Угадай, что съел?», «Угадай, что в чашке?» | Дифференцируют 2 продукта по их вкусовым характеристикам (сладкий, кислый) | Дифференцируют 3 продукта по их вкусовым характеристикам (сладкий, кислый, соленый) | |
39. | Формирование вкусового восприятия. | 1 | Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый. Задания: определение продуктов по описанию «Назови, что это?», «Назови, что бывает сладким?», «Нарисуй, что бывает кислым?» | Группируют продукты по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый. Рисуют и штрихуют предметы по описанию педагога | Группируют продукты по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый. Рисуют и штрихуют предметы, предложенные педагогом | |
40. | Формирование вкусового восприятия. | 1 | Расширение представлений о различных запахах. Умение различать резкие запахи. Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на вкус», «Назови вкус продуктов») | Различают резкие запахи. Обозначают словом свои вкусовые ощущения (2 продукта) после уточняющих вопросов учителя | Различают резкие запахи. Обозначают самостоятельно словом свои вкусовые ощущения (3 продукта) | |
41. | Формирование вкусового восприятия. | 1 | Формирование умения выбирать продукты, необходимые для приготовления простых блюд Ознакомление с набором продуктов, необходимым для приготовления определенного блюда. Объяснение последовательности приготовления и способа действия. | Подбирают с помощью уточняющих вопросов учителя набор продуктов, используемых для приготовления простых знакомых блюд (каша) | Подбирают самостоятельно набор продуктов, используемых для приготовления простых знакомых блюд (салат, компот, каша) и определяют последовательность действий в рецепте приготовления | |
Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека) - 6 часов | ||||||
42. | Человек. | 1 | Расширение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека. Ознакомление с частями тела и внутренними органами человека. Формирование первоначального представления о работе внутренних органов | Используют понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека с помощью уточняющих вопросов учителя | Умеют использовать понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека самостоятельно | |
43. | Живая и неживая природа | 1 | Дифференцирование понятий «неживая природа» и «живая природа», демонстрирование отличительных признаков объектов живой и неживой природы. «Объекты неживой природы». Группировка картинок с изображением объектов живой и неживой природы | Дифференцируют понятия «неживая природа» и «живая природа», демонстрируют отличительные признаки объектов живой и неживой природы по образцу | Умеют дифференцировать понятия «неживая природа» и «живая природа». Демонстрируют отличительные признаки объектов живой и неживой природы самостоятельно | |
44. | Временные представления. | 1 | Закрепление временных представлений. Времена года: лето, осень, зима, весна Задания: «Нарисуй осеннюю погоду». Определение времени суток по картинке, игра «Разложи по порядку» | Различают и называют времена года по картинке. Определяют время суток по картинке с помощью уточняющих вопросов педагога | Различают и называют времена года по картинке и самостоятельно. Определяют время суток самостоятельно | |
45. | Живая и неживая природа | 1 | Закрепление знаний о характерных признаках времен года. Задание: выбор сюжетных изображений со специфическими признаками определённого времени года. («Как птицы и звери готовятся к зиме?», «Объясни, что в природе бывает зимой?», «Какие зимние забавы любят дети зимой? » и др.) Отгадывание загадок | Умеют характеризовать признаки определенного времени года по сюжетной картинке. Имеют представления о жизни животных и деятельности людей в разные времена года, могут их передать в словесных высказываниях с опорой на иллюстрации | Умеют характеризовать признаки времен года; рассказать о деятельности людей, образе жизни животных. Отгадывают загадки | |
46. | Профессии. | 1 | Расширение представлений о профессиях: повар, портниха, шофер, строитель; уточнение значения их труда для других людей; воспитание уважения к человеку труда. Игры: «Кому, что нужно?», «Отгадай профессию», «Для чего нужны предметы?» | Умеют делать выбор знакомой профессии, изображенной на сюжетных картинках (выбор из 4-х); называют эти профессии и знают значение каждой профессии для других людей | Умеют делать выбор знакомой профессии, изображенной на сюжетных картинках (выбор из 5-и); называют эти профессии и знают значение каждой профессии для других людей | |
47. | Транспорт. | 1 | Ознакомление со значением дорожных знаков, их схематических изображений для правильной ориентации на улицах города. Задания: игры «Безопасный переход», «Собери светофор», «Виды транспорта» | Умеют называть виды транспорта. Понимают схематическое изображение дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города, называют и показывают некоторые знаки по инструкции педагога | Называют виды транспорта. Понимают схематическое изображение дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города. Называют дорожные знаки | |
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов | ||||||
48. | Использование в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения. | 1 | Использование средств и предметов-орудий фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни (ложка, тарелка. чашка, стул, лейка, сковородка, чайник и т. д.). Задания: создание специальных ситуаций - «Покорми Лунтика», «Испечем пироги», «Перевезем строительный материал», «Полей цветок». | Используют средства и предметы-орудия фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни | Умеют использовать средства и предметы-орудия фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни самостоятельно | |
49. | Использование вспомогательных средств в проблемно- практической ситуации | 1 | Использование вспомогательных средств в проблемно-практической ситуации, формирование умений переносить прошлый опыт в новую ситуацию. Задания: «Достань ключик», «Достань машинку», «Достань шарик», «Столкни мяч», «Достань камешки» | Умеют выявлять внутренние связи между предметом-целью и предметом-средством в определенной ситуации и учитывают эти связи в практических действиях | Самостоятельно используют вспомогательные средства или предметы - орудия в проблемно-практической ситуации, ориентируясь на внутренние взаимосвязи между предметом-целью и предметом-орудием | |
50. | Формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач | 1 | Формирование целенаправленных пробующих действий, переходящих в зрительную ориентировку . Задания: «Угадай, что в трубке лежит», «Достань шарик из банки», «Достань камешки для аквариума» | Умеют пользоваться методом проб при выполнении практических заданий в проблемной ситуации | Самостоятельно пользуются методом проб при решении практических задач в проблемной ситуации
| |
51. | Развитие элементов логического мышления. | 1 | Формирование предпосылок развития элементов логического мышления. Задания: «Полей цветок» (в лейке дырка, ищут причину, закрывают отверстие тряпочкой), «Прокати игрушку на машинке» (сломалось колесо, ищут причину, вставляют колесо), «Почему укатился шарик?». Самостоятельно находят причину нарушенного хода события и устраняют ее, объясняя свои действия в речевых высказываниях | Умеют определять причину нарушения привычного хода явления или события, устраняют ее, объясняя свои действия в речевых высказываниях | Определяют причину нарушения привычного хода событий и устраняют её, объясняя свои действия в речевых высказываниях
| |
52. | Предметы-орудия и вспомогательные средства в деятельности человека. | 1 | Обобщение представлений о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в повседневной жизни и деятельности человека. Задания: «Чем человек рисует?», «Что надо, чтобы разрезать ленту (бумагу)?», «Чем человек копает землю?», «Чем человек пилит дрова?» и др. Дидактические и настольно-печатные игры: «Что кому надо», «Профессии», «Транспорт» и т.д. | Имеют представления о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в деятельности человека; отвечают на вопросы с использованием уточняющих и дополнительных вопросов педагога | Имеют представления о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в деятельности человека; на вопросы отвечают самостоятельно | |
53. | Формирование наглядно-образного мышления. | 1 | Установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Задания: рассмотрение сюжетов на иллюстрациях («Ветреная погода», «Дождливая погода», «Гроза», «Разбитая чашка». «Сломанная ветка», «Укатившийся шарик») и беседа по этим иллюстрациям | Умеют устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках с помощью уточняющих вопросов педагога | Умеют самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках | |
54. | Последовательность временных событий и явлений | 1 | Совершенствование понимания последовательности событий, изображенных на серии сюжетных картинок: развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации элементов суждения, умозаключения. Задания: рассмотрение сюжетов на иллюстрациях («Постройка башни», «Утро мальчика», «Рыбалка») и беседа по этим сюжетам | Раскладывают последовательно серию сюжетных картинок, осуществляя процессы сравнения, обобщения с помощью уточняющих вопросов педагога | Раскладывают самостоятельно последовательно серию сюжетных картинок, осуществляя процессы сравнения, обобщения, умозаключения | |
55. | Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | Формирование соотношения Задания: «Найди предмет по описанию», «Отгадай и нарисуй», «Круглый, катится, прыгает, можно бросать и ловить», «Зеленый, длинный, растет на грядке, можно кушать», «Ползун ползет, иголки везет, живет в лесу» и др. | Умеют находить предметы по словесному описанию, отгадывают предметы по описанию и выполняют простые рисунки с помощью уточняющих вопросов педагога | Умеют самостоятельно находить предметы по словесному описанию, отгадывают предметы по описанию и выполняют простые рисунки | |
56. | Формирование наглядно-образного мышления. | 1 | Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к текстам или подбирать текст к иллюстрации. Задания: подбери картинки к этим рассказам: «День рождения», «Во дворе», «Осенняя погода». | Умеют выбирать соответствующие иллюстрации к текстам или текст подбирать к иллюстрации (выбор из 3-х) | Умеют самостоятельно выбирать соответствующие иллюстрации к текстам или текст подбирать к иллюстрации (выбор из 4-х) | |
57. | Рассматривание сюжетных иллюстраций. | 1 | Формирование предпосылок для самостоятельного установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на картинках. Задания: рассмотрение сюжетных иллюстраций («Увядшие цветы», «Разбитая чашка», «Лекарство», «Сломанная ветка») | Устанавливают причинно-следственные связи с опорой на картинки и с помощью уточняющих вопросов педагога | Устанавливают самостоятельно причинно-следственные связи событий, изображенных на картинках | |
58. | Развитие операции сравнение, обобщение. | 1 | Формирование понимания простых причинно-следственных связей. Задания: рассматривание иллюстраций и понимание небольших текстов «Загадочное предложение», «На что это похоже?», «Продолжи узор» - раскладывание геометрических форм с учетом заданного образца | Выполняют операции сравнения, обобщения, используя элементы суждений с помощью уточняющих вопросов педагога | Выполняют самостоятельно операции сравнения, обобщения, используя элементы суждений и умозаключений | |
59. | Рассматривание серии картин. | 1 | Совершенствование умения в словесном плане определять последовательность указанных событий, употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку событий. Задания: раскладывание серии сюжетных картинок «Что было сначала, а что потом?», «Времена года», «Время суток» | Умеют определять последовательность событий, изображенных на серии сюжетных картинок, отражающих практический опыт обучающихся | Умеют раскладывать серию последовательных событий, изображенных на сюжетных картинках, определять последовательность событий самостоятельно | |
60. | Упражнения на исключение «Четвертой лишней». | 1 | Формирование умения находить общий признак между изображенными иллюстрациями, исключать «непохожую». Задания: «Угадай, что лишнее», «Веселые фигурки», «Маша - растеряша» | Умеют выделять «Четвертый лишний» на основе обобщения без словесного обоснования | Умеют выделять «Четвертый лишний» на основе обобщения со словесным обоснованием | |
61. | Один – много. | 1 | Обозначение количественных признаков предметов в словесных высказываниях. Задания: выполнение заданного действия «Один - много» (хлопни, прыгни, постучи); сравнение количества изображений предметов на карточках «Парные карточки»; соотнесение предметов по количественному признаку «Угости зайчиков (белочек)»; соотнесение количества предметов на основе зрительного и тактильного восприятия «Чудесный мешочек», «Исправь ошибку» | Умеют сравнивать группы предметов по количественному признаку, выполнять определенные действия в соответствии с заданным количеством, соотносят определенное количество предметов на основе зрительного и тактильного восприятия | Умеют сравнивать и обобщать группы предметов по количественному признаку; выполняют определенные действия в соответствии с заданным количеством, соотносят определенное количество предметов на основе зрительного и тактильного восприятия | |
62. | Работа с текстом. | 1 | Расширение умений выбирать соответствующие иллюстрации к текстам. Задания: прослушивание специально подобранных текстов и подбор иллюстраций к ним (выбор из 3-4-х иллюстраций). Подбор картинки к сказкам - «Кто сказал мяу?», «Репка», «Волк и семеро козлят», объяснение выбора | Умеют подбирать к текстам соответствующие иллюстрации с помощью уточняющих вопросов педагога | Умеют подбирать к текстам соответствующие иллюстрации самостоятельно | |
63. | Работа с текстом. | 1 | Расширение умений выбирать соответствующие тексты к иллюстрациям. Задания: рассматривание специально подобранных иллюстраций и подбор текстов к ним («Грибники», «Улица большого города» и др.) | Умеют подбирать к иллюстрациям соответствующие тексты с помощью уточняющих вопросов педагога | Умеют подбирать к иллюстрациям соответствующие тексты самостоятельно | |
64. | Работа с текстом. | 1 | Расширение умений выбирать соответствующие тексты к иллюстрациям и иллюстрации к текстам. Задания: рассматривание специально подобранных иллюстраций и подбор текстов к ним («Узнай, кто это?», «Кто больше увидит на картинке?», «Чем отличаются картинки?») | Умеют подбирать к иллюстрациям соответствующие тексты и тексты к иллюстрациям с помощью уточняющих вопросов педагога | Умеют подбирать к иллюстрациям соответствующие тексты и иллюстрации к текстам самостоятельно | |
Обследование познавательной деятельности - 2 часа | ||||||
65. | Обследование познавательной деятельности | 1 | Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций | Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью педагога. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец. Узнают звуки живой природы с помощью педагога. Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Умеют определять «четвертый лишний» с помощью педагога. Умеют определять последовательность событий с опорой на образец. Умеют сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять арифметические действия. | Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке. Узнают звуки живой природы. Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно. Умеют определять «четвертый лишний». Умеют определять последовательность событий. Оперируют числами, выполняют арифметические действия. |
66. | Обследование сенсорного развития | 1 | Выполнение заданий на развитие сенсорного восприятия | Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога. Умеют выделять и различать последовательности звуков в слове. Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Умеют определять вкусовые характеристики предмета с помощью педагога | Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета. Различают слова с заданным звуком. Умеют выделять и различать последовательности звуков в слове самостоятельно. Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно. Умеют определять вкусовые характеристики предмета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе примерной АООП НОО....
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Занятия по сенсорному восприятию направлены на:развитие зрительного восприятия и внимания;развит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речевая практика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ин...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)
Даннаякоррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...