Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ
консультация (3 класс)

Воропаева Татьяна Сергеевна

Уже несколько лет я работаю учителем начальных классов в школе для детей с ОВЗ. У меня в классе дети с разным уровнем нервно-психического и речевого развития. Есть неговорящие дети, дети с аутистическим спектром.

В целом для детей характерно неустойчивость внимания, снижение познавательной активности, недоразвитие мнестических процессов и эмоционально-волевой сферы. Так как состав класса очень разнородный, возникла проблема в подготовке универсальных дидактических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ256.25 КБ
Файл 2.docx35.3 КБ
Файл 3.docx113.13 КБ
Файл 4.docx190.59 КБ
Файл 5.docx489.09 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ

Уже несколько лет я работаю учителем начальных классов в школе для детей с ОВЗ. У меня в классе дети с разным уровнем нервно-психического и речевого развития. Есть неговорящие дети, дети с аутистическим спектром.

В целом для детей характерно неустойчивость внимания, снижение познавательной активности, недоразвитие  эмоционально-волевой сферы. Так как состав класса очень разнородный, возникла проблема в подготовке универсальных дидактических пособий.

Сегодня в помощь учителям  продаётся множество полезных пособий. Но все мы знаем, что особую ценность представляют пособия и игры, сделанные  своими руками, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для детей. Вот такой находкой для меня стали игры с липучками!

Цель данных пособий и игр: создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.

 Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощью  всем известных липучек.

 Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке. 

Мне хотелось изготовить игры, которые будут интересны детям с разным уровнем развития, будут направлены на удержание их внимания, а также способствовать развитию психических процессов, развивать мелкую моторику.

С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления детей о о фруктах; показ

 овощах;  показ,

цветах: показ, 

геометрических фигурах, показ,

на соотнесение цифр с количеством картинок, показ,

соедини  половинки, показ

найди пару, показ.

С неговорящими детьми эти игры использую для накопления и расширения пассивного словаря, вызывания звукоподражания, развития мелкой моторики.

При адаптации учебного материала для обучающих с ОВЗ я учитываю следующие аспекты:

- задания должны быть доступны для ребёнка;

- все действия на начальных этапах обучения  должны  сопровождаться наглядным предметным или визуальным рядом;

-организация предметно-игровой деятельности;

- организация обучения с переключением с одного вида деятельности на другой;

- организация  особого режима  обучения (несколько пауз для отдыха);

- организация зоны активного отдыха.

Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов:

  1. Упрощение инструкции к заданию.

Например, задание по математике:

C:\Users\1\Desktop\1.jpg

  1. Индивидуализация стимульных материалов.

Практически у всех учеников есть особые интересы, которые можно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, обведи цифры, соедини их с соответствующими кубиками.

C:\Users\1\Desktop\60c3b29818a9bba47028435bb202e2cf.jpg

  1. Минимизация двойных требований.

В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе два требования: решить задачу и записать в тетрадь или выделить орфограммы в тексте и списать его т.д. Выполнять такие задания – сложная задача  для учеников. Здесь необходимо выделить главную цель обучения и исключить дополнительные требования.

Например: Реши задачу.

C:\Users\1\Downloads\slide-0.jpg

  1. Дополнительная визуализация.

Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию.

C:\Users\1\Downloads\27be2aa9fdd59a4706ffba947aaf496dd6.jpg

  1. Упрощение содержания задания.

Например, весь класс пересказывает текст, решает примеры в пределах 10, а ученик с особыми образовательными потребностями по картинке ставит знаки меньше, больше, равно.

.C:\Users\1\Downloads\ce8df6e4f6a65b64debeee6da0c62227.jpg

  1. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.

В связи с трудностями переработки информации, нарушениями произвольного внимания у детей с ОВЗ часто отмечается замедленный темп работы. При изучении новых типов математических примеров ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка.

В русском языке он может выполнить вместо пяти предложений только два, при этом выполнив в них синтаксический анализ слова, наряду с другими обучающимися.

Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разнообразными. Это может быть как инструкции к заданию, уровень сложности, объем, так и содержание. Но цель обучения остается прежней.

Разные факторы влияют на обучение детей. Важно, чтобы педагог был заинтересован в обучении каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\60c3b29818a9bba47028435bb202e2cf.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\slide-0.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\27be2aa9fdd59a4706ffba947aaf496dd6.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\ce8df6e4f6a65b64debeee6da0c62227.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ

адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ...

Адаптация учебного материала по литературному чтению

Адаптация учебного материала по литературному чтению...

Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.

Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных"  в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра....

Способы адаптации учебного материала для детей с РАС

В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...

Памятка для учителей "Обучающиеся с ОВЗ: особенности, адаптация учебного материала"

В помощь учителю. На первый взгляд категорий обучающихся с ОВЗ не так уж и много, но сколько детей, столько и особенностей. Каждый ребенок индивидуален и подход к нему строится из приспособления ...

Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования

На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется ...

Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС».

Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС»....