Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ
консультация (3 класс)
Уже несколько лет я работаю учителем начальных классов в школе для детей с ОВЗ. У меня в классе дети с разным уровнем нервно-психического и речевого развития. Есть неговорящие дети, дети с аутистическим спектром.
В целом для детей характерно неустойчивость внимания, снижение познавательной активности, недоразвитие мнестических процессов и эмоционально-волевой сферы. Так как состав класса очень разнородный, возникла проблема в подготовке универсальных дидактических пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ | 256.25 КБ |
2.docx | 35.3 КБ |
3.docx | 113.13 КБ |
4.docx | 190.59 КБ |
5.docx | 489.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ
Уже несколько лет я работаю учителем начальных классов в школе для детей с ОВЗ. У меня в классе дети с разным уровнем нервно-психического и речевого развития. Есть неговорящие дети, дети с аутистическим спектром.
В целом для детей характерно неустойчивость внимания, снижение познавательной активности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Так как состав класса очень разнородный, возникла проблема в подготовке универсальных дидактических пособий.
Сегодня в помощь учителям продаётся множество полезных пособий. Но все мы знаем, что особую ценность представляют пособия и игры, сделанные своими руками, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для детей. Вот такой находкой для меня стали игры с липучками!
Цель данных пособий и игр: создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощью всем известных липучек.
Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.
Мне хотелось изготовить игры, которые будут интересны детям с разным уровнем развития, будут направлены на удержание их внимания, а также способствовать развитию психических процессов, развивать мелкую моторику.
С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления детей о о фруктах; показ
овощах; показ,
цветах: показ,
геометрических фигурах, показ,
на соотнесение цифр с количеством картинок, показ,
соедини половинки, показ
найди пару, показ.
С неговорящими детьми эти игры использую для накопления и расширения пассивного словаря, вызывания звукоподражания, развития мелкой моторики.
При адаптации учебного материала для обучающих с ОВЗ я учитываю следующие аспекты:
- задания должны быть доступны для ребёнка;
- все действия на начальных этапах обучения должны сопровождаться наглядным предметным или визуальным рядом;
-организация предметно-игровой деятельности;
- организация обучения с переключением с одного вида деятельности на другой;
- организация особого режима обучения (несколько пауз для отдыха);
- организация зоны активного отдыха.
Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов:
- Упрощение инструкции к заданию.
Например, задание по математике:
- Индивидуализация стимульных материалов.
Практически у всех учеников есть особые интересы, которые можно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, обведи цифры, соедини их с соответствующими кубиками.
- Минимизация двойных требований.
В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе два требования: решить задачу и записать в тетрадь или выделить орфограммы в тексте и списать его т.д. Выполнять такие задания – сложная задача для учеников. Здесь необходимо выделить главную цель обучения и исключить дополнительные требования.
Например: Реши задачу.
- Дополнительная визуализация.
Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию.
- Упрощение содержания задания.
Например, весь класс пересказывает текст, решает примеры в пределах 10, а ученик с особыми образовательными потребностями по картинке ставит знаки меньше, больше, равно.
.
- Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.
В связи с трудностями переработки информации, нарушениями произвольного внимания у детей с ОВЗ часто отмечается замедленный темп работы. При изучении новых типов математических примеров ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка.
В русском языке он может выполнить вместо пяти предложений только два, при этом выполнив в них синтаксический анализ слова, наряду с другими обучающимися.
Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разнообразными. Это может быть как инструкции к заданию, уровень сложности, объем, так и содержание. Но цель обучения остается прежней.
Разные факторы влияют на обучение детей. Важно, чтобы педагог был заинтересован в обучении каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ
адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ...
Адаптация учебного материала по литературному чтению
Адаптация учебного материала по литературному чтению...
Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.
Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных" в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра....
Способы адаптации учебного материала для детей с РАС
В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...
Памятка для учителей "Обучающиеся с ОВЗ: особенности, адаптация учебного материала"
В помощь учителю. На первый взгляд категорий обучающихся с ОВЗ не так уж и много, но сколько детей, столько и особенностей. Каждый ребенок индивидуален и подход к нему строится из приспособления ...
Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования
На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется ...
Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС».
Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС»....