Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» для первого класса
рабочая программа по технологии (1 класс)
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» для первого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_-_rabochaya_programma_kruzhka_volshebnyy_mir_origami.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 36»
.
Программа
кружка
«Волшебный мир оригами»
для 1 классов
Учитель: Болоховцева Светлана Александровна
высшая квалификационная категория
2018
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Цель программы.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся 1 классов и рассчитана на 1год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
Занятия проводятся один раз в неделю, 33 недели.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Планируемые результаты:
Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
Регулятивные:
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
Коммуникативные:
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Должны знать:
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой;
– различать материалы и инструменты, знать их назначения;
– понятия: оригами, базовые формы, условные обозначения.
Должны уметь:
– пользоваться инструментами: ножницами, карандашом, линейкой;
– выполнять работу по условным обозначениям, технологическим картам;
– выполнять операции по обработке бумаги: складывание, вырезание, конструирование.
Формы подведения итогов реализации
программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
Содержание программы
1 год обучения (33часа)
Формирование группы
Беседа по охране труда
Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Двойной треугольник»
«Двойной квадрат»
«Конверт»
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето!
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ
Оформление выставок работ учащихся.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата план. | Дата факт. | Примечание | ||
1 | Формирование группы. | 1 | |||||
2 | Беседа по охране труда. | 1 | |||||
3 | Правила поведения на занятиях. | 1 | |||||
4 | Базовая форма «Треугольник» Стилизованный цветок. | 1 | |||||
5 | Лисенок и собачка. | 1 | |||||
6 | Котик и бычок. | 1 | |||||
7 | Яхта и пароход. | 1 | |||||
8 | Композиция «Кораблики в море». | 1 | |||||
9 | Стаканчик и фуражка. | 1 | |||||
10 | Синица и снегирь. | 1 | |||||
11 | Композиция «Птицы в лесу». | 1 | |||||
12 | Оформление выставки. | 1 | |||||
13 | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | |||||
14 | Курочка и петушок. | 1 | |||||
15 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 | |||||
16 | Ворона. | 1 | |||||
17 | Сказочная птица. | 1 | |||||
18 | Сова. | 1 | |||||
19 | Диагностика по итогам 1 полугодия. Оформление выставки. | 1 | |||||
20 | Цветы к празднику 8 марта | 1 | |||||
21 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | 1 | |||||
22 | Подснежник. | 1 | |||||
23 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | |||||
24 | Головастик и жук. | 1 | |||||
25 | Базовая форма «Двойной квадрат».Жаба. | 1 | |||||
26 | Композиция «Островок в пруду». | 1 | |||||
27 | Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта. | 1 | |||||
28 | Базовая форма «Конверт» | 1 | |||||
29 | Композиция «В море». | 1 | |||||
30 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | |||||
31 | Летние композиции. Нарцисс. | 1 | |||||
32 | Впереди – лето! | 1 | |||||
33 | Итоговое занятие | 1 | |||||
Всего – 33 часов | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...
Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"
внеурочная деятельность по предмету "технология"класс: 1...
Рабочая программа кружка "Волшебная палитра" для учащихся 3 класса.
Рабочая программа "Волшебная палитра" дополнительного образования развивает художественные и декоративно-прикладные навыки, эстетический вкус и индивидуальную фантазию. Приобще...
Рабочая программа кружка " Волшебный мир оригами"
Программа кружка «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обуче...
Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс
Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс содержит и КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ» 4 класс...
Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами"
Программа направлена на интеллектуальное и творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....