Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т.Студеникина «Основы религиозныз культур и светской этики» - «Начальная инновационная школа» 2011 г, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_religioznyh_kultur_4a_klass.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т.Студеникина «Основы религиозныз культур и светской этики» - «Начальная инновационная школа» 2011 г, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
Предмет «Основы религиозных культур» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 34 ч (при 34 неделях учебного года).
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
- понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
- формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
- называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;
- демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;
- понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;
- понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;
- уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;
- распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;
- понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;
- понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
- рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;
- проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;
- объяснять значение моральных норм для человека и общества;
рассуждать о многонациональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России.
2. Содержание учебного курса
Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса.
Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики.
Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
Добро и зло. Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Семейные традиции. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.
Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.
Защитники Отечества. День защитника Отечества. Отечество. Герои Отечества.
3. Тематическое планирование по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение в предмет | 1 |
2 | Россия – Родина моя | 2 |
3 | Этика и этикет | 2 |
4 | Вежливость | 2 |
5 | Добро и зло | 2 |
6 | Дружба и порядочность | 2 |
7 | Честность и искренность | 2 |
8 | Гордость и гордыня | 2 |
9 | Обычаи и обряды русского народа | 2 |
10 | Терпение и труд | 2 |
11 | Семья | 2 |
12 | Семейные традиции | 3 |
13 | Сердце матери | 2 |
14 | Правила твоей жизни | 2 |
15 | Праздники народов России | 2 |
16 | Защитники Отечества | 3 |
17 | Итоговый тест | 1 |
Итого | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти- чески | |||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | ||
2 | Россия – Родина моя. | 1 | ||
3 | Наши предки древние славяне. | 1 | ||
4 | Этика и этикет. | 1 | ||
5 | Этика и этикет. Ассамблеи. | 1 | ||
6 | Вежливость. | 1 | ||
7 | Вежливость. Вежливые слова | 1 | ||
8 | Добро и зло. | 1 | ||
9 | Добро и зло. Язык жестов. | 1 | ||
10 | Дружба и порядочность | 1 | ||
11 | Дружба и порядочность. О дружбе журавля и лягушки | 1 | ||
12 | Честность и искренность | 1 | ||
13 | Честность и искренность. Корейская сказка « Честный мальчик» | 1 | ||
14 | Гордость и гордыня | 1 | ||
15 | Гордость и гордыня. К тебе пришли гости. | 1 | ||
16 | Обычаи и обряды русского народа | 1 | ||
17 | Обычаи и обряды русского народа. Царский обед. | 1 | ||
18 | Терпенье и труд | 1 | ||
19 | Терпенье и труд. Оружейник Никита Демидов. | 1 | ||
20 | Семья. Китайская притча | 1 | ||
21 | Семья. Китайская притча «Ладная семья» | 1 | ||
22 | Семейные традиции | 1 | ||
23 | Семейные традиции. Традиции годовщин супружества. | 1 | ||
24 | Проект «Семья и семейные традиции» | 1 | ||
25 | Сердце матери | 1 | ||
26 | Сердце матери. Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери» | 1 | ||
27 | Правила твоей жизни | 1 | ||
28 | Правила уличного движения. Правила поведения в общественном транспорте | 1 | ||
29 | Праздники народов России | 1 | ||
30 | Праздники народов России. Семь дней масленицы. | 1 | ||
31 | Защитники Отечества – 13, 14, 17 век | 1 | ||
32 | Защитники Отечества – 18, 19, 20 век | 1 | ||
33 | ВОВ. Маршал Жуков | 1 | ||
34 | Итоговый тест | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...