Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа (4 класс)

Фомина Ольга Николаевна

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и  авторской   программы М.Т.Студеникина «Основы религиозныз культур и светской этики» - «Начальная инновационная школа» 2011 г, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_religioznyh_kultur_4a_klass.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и  авторской   программы М.Т.Студеникина «Основы религиозныз культур и светской этики» - «Начальная инновационная школа» 2011 г, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.

Предмет «Основы религиозных культур» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 34 ч (при 34 неделях учебного года).

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Ученик научится:

  • понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
  • формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
  • называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;
  • демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;
  • понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;
  • понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;
  • уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;
  • распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;
  • понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;
  • понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
  • рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;
  • проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;
  • объяснять значение моральных норм для человека и общества;

рассуждать о многонациональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России.

2. Содержание учебного курса

Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Россия – Родина моя. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русскиеНаша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса.

Этика и этикет.  Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики.

Вежливость.  Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйстаих значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.

Добро и зло.  Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность.  Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Гордость и гордыня.  Понятия гордость и гордыняЧувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Терпение и труд.  Значения слова терпениеЧто такое трудТрудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Семейные традиции.  Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

 Праздники народов России.  Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.

Защитники Отечества. День защитника Отечества. Отечество. Герои Отечества.

3. Тематическое планирование по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение в предмет

1

2

Россия – Родина моя

2

3

Этика и этикет

2

4

Вежливость

2

5

Добро и зло

2

6

Дружба и порядочность

2

7

Честность и искренность

2

8

Гордость и гордыня

2

9

Обычаи и обряды русского народа

2

10

Терпение и труд

2

11

Семья

2

12

Семейные традиции

3

13

Сердце матери

2

14

Правила твоей жизни

2

15

 Праздники народов России

2

16

Защитники Отечества

3

17

Итоговый  тест

1

Итого

34

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

факти-

чески

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

2

Россия – Родина моя.

1

3

Наши предки древние славяне.

1

4

Этика и этикет.

1

5

Этика и этикет. Ассамблеи.

1

6

Вежливость.

1

7

Вежливость. Вежливые слова

1

8

Добро и зло.

1

9

Добро и зло. Язык жестов.

1

10

Дружба и порядочность

1

11

Дружба и порядочность. О дружбе журавля и лягушки

1

12

Честность и искренность

1

13

Честность и искренность. Корейская сказка « Честный мальчик»

1

14

Гордость и гордыня

1

15

Гордость и гордыня. К тебе пришли гости.

1

16

Обычаи и обряды русского народа

1

17

Обычаи и обряды русского народа. Царский обед.

1

18

Терпенье и труд

1

19

Терпенье и труд. Оружейник Никита Демидов.

1

20

Семья. Китайская притча

1

21

Семья. Китайская притча «Ладная семья»

1

22

Семейные традиции

1

23

Семейные традиции. Традиции годовщин супружества.

1

24

Проект «Семья и семейные традиции»

1

25

Сердце матери

1

26

Сердце матери. Отрывок из рассказа

Ю. Яковлева «Сердце матери»

1

27

Правила твоей жизни

1

28

Правила уличного движения. Правила поведения в общественном транспорте

1

29

Праздники народов России

1

30

Праздники народов России. Семь дней масленицы.

1

31

Защитники Отечества – 13, 14, 17 век

1

32

Защитники Отечества – 18, 19, 20 век

1

33

ВОВ. Маршал Жуков

1

34

Итоговый тест

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...