Программа дополнительного образования «Шаги к успеху»
рабочая программа (1 класс)

Дмитриченко Ольга Аркадьевна

Программа дополнительного образования «Шаги к успеху» ориентирована на создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе.  Образовательная деятельность осуществляется по следующим разделам:  « Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте», «Введение в математику», «Развитие моторики, творческих способностей», «Ознакомление с окружающим миром». Занятия проводятся два раза в неделю по три занятия.Программа дополнительного образования «Шаги к успеху» ориентирована на создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе.  Образовательная деятельность осуществляется по следующим разделам:  « Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте», «Введение в математику», «Развитие моторики, творческих способностей», «Ознакомление с окружающим миром». Занятия проводятся два раза в неделю по три занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shagi_k_uspehu.docx99.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название программы «Шаги к успеху!»
  2. Направленность программы – социально - педагогическая
  3. Вид программы – общеразвивающий.
  4. Место реализации программы – г.Нягань,  ЦДО «Корифей»
  5.  Цель программы: Создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе.

             Задачи:

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи   окружающих;

- обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;

- развивать наглядно - образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности;

- развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе,           взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;

- расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Ожидаемые результаты:

Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы, адаптация детей;

  1. Формы занятий: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, конкурсы.

Занятия осуществляются с применением следующих  образовательных технологий: здоровьесберегающие;  информационно-коммуникационные ;личностно-ориентированные технологии,   игровая технология.

  1. Аннотация программы

Программа дополнительного образования «Шаги к успеху» ориентирована на создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе.  Образовательная деятельность осуществляется по следующим разделам:  « Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте», «Введение в математику», «Развитие моторики, творческих способностей», «Ознакомление с окружающим миром». Занятия проводятся два раза в неделю по три занятия. Сроки реализации программы- 2 года ( программа рассчитана на детей 5 – 6 лет, 6 – 7 лет).

  1. Возрастная категория - программа рассчитана на детей 5 – 6, 6 – 7  лет.
  2. Период  реализации  образовательной программы  – 2 года
  3. Продолжительность реализации программы в часах по модулям:

5 – 6 лет

I модуль, «Первые шаги»,   рассчитан на 4 месяца (сентябрь – декабрь) – 42 часа

II модуль «АБВГДейка» рассчитан на 5 месяцев (январь - май) –54 часа

6-7  лет

I модуль, «Дошколёнок»,   рассчитан на 4 месяца (сентябрь – декабрь) – 42часа

II модуль «Путь в школу» рассчитан на 5 месяцев (январь - май) – 54 часа

  1. Сведения о квалификации педагогических работников - учебные занятия проводят учителя начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 27 – 30 лет.
  2.  Ожидаемое минимальное и максимальное число детей - наполняемость групп 8-10 человек.  

Режим занятий:  

группа 5 – 6 лет

2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 25 минут, которые  чередуются с двумя игровыми переменами по 15 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.

                группа 6 – 7 лет

Наполняемость групп 8-10 человек.  Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 30 минут, которые  чередуются с двумя игровыми переменами по 10  минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.

  1. Планируемая интенсивность использования средств обучения:

Наименование объекта (оборудование) используемого в реализации программы

Интенсивность использования

1

Компьютер с учебным программным обеспечением

Каждое занятие

2

Демонстрационная доска для работы маркерами

5 минут

3

Принтер (печатные материалы)

10 минут

4

Учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду «Магнитный алфавит»

10 минут

5

Учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду «Магнитная математика»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ШАГИ  К  УСПЕХУ"

(подготовка к школе)

                                                                                                                            Разработчики:

                                                                                                    Дмитриченко О.А.                         Краснолуцкая М.В.

                                                                                                           

г.Нягань

2020 год

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для этого Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-6 лет.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

 Программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании в РФ», Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказа МОиН РФ № 889 от 30.08.2010г.

Право на ведение образовательной деятельности в группах подготовки детей к школе осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Программа состоит из четырёх  разделов « Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте», «Введение в математику», «Развитие моторики, творческих способностей», «Ознакомление с окружающим миром».

          Программа разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренной Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.

Направленность программы

Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную программу  по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа предшкольной подготовки имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы

Создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

  • мотивационный;

  • интеллектуальный;

  • произвольно-регуляторный,

позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).  

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  1. развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи   окружающих;
  2. обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;
  3. развивать грамматический строй  связной речи с  опорой на речевой опыт ребенка;
  4. развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  5. развивать наглядно - образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
  6. Развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации.
  7. развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе,           взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
  8. расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Принципы работы с детьми:

Образовательная деятельность строится с учетом принципов современного образования:

  • самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
  • гуманизация: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;
  • средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;
  • принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;
  • принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Шаги к успеху» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет, 6–7 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Занятия по дополнительной образовательной программе предшкольной подготовке проводятся с сентября по май включительно (два раза в неделю, по средам и по субботам). Программа рассчитана на два года обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий: (группа 5 – 6 лет)

1.Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 25 минут)

2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте - 1час в неделю (2 раза по 25  минут)

3.Развитие моторики, творческих способностей  - 0,5часа в неделю (1 раз по 25  минут)

4.Ознакомление с окружающим миром   - 0,5часа в неделю (1 раз по 25  минут)

Наполняемость групп 8-10 человек.  Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 25 минут, которые  чередуются с двумя игровыми переменами по 15 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.

Режим занятий: (группа 6 – 7 лет)

1. Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 30 минут)

2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте - 1час в неделю (2 раза по 30 минут)

3. Развитие моторики, творческих способностей  - 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)

4. Ознакомление с окружающим миром   - 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)

Наполняемость групп 8-10 человек.  Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 30 минут, которые  чередуются с двумя игровыми переменами по 10  минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.

Формы занятий: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, конкурсы.

Занятия осуществляются с применением следующих  образовательных технологий: здоровьесберегающие;  информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные технологии,   игровая технология.

Отличительные особенности программы

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

  • программе «Шаги к успеху» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- «Пальчиковое рисование»;

- работа с пластилином;

- графические упражнения;

- гимнастика для пальчиков.

Этапы реализации программы:

I этап – подготовительный

1) составление банка данных детей старшего дошкольного возраста;                    

2) подбор программно-методического сопровождения для обучения детей;

3) организация развивающей среды;

4) разработка рабочих программ, перспективное планирование;

II этап – основной

1) проведение занятий, корректировка рабочих программ;

2) диагностика результатов педагогической деятельности;

3)  психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей;

III этап – аналитико-обобщающий

1) анализ полученных результатов за прошедший период и выводы;

2) обобщение опыта работы по предшкольному обучению;

3) отчет о проделанной работе;

4) определение перспективы работы на следующий год с учетом полученных

    результатов.

Учебный план  

Название темы

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов по программе

1

Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте

1

32

32

2

Введение в математику

1

32

32

3

Развитие моторики, творческих способностей

0,5

16

16

4

Ознакомление с окружающим миром

0,5

16

16

Итого

 96

Прогнозируемые результаты программы:

  • Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы, адаптация детей;
  • Личностные, метапредметные, предметные (предпосылки) освоения программы: в результате занятий по программе у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

-    объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от

        партнера по деятельности;

  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе

Предметные результаты программы:

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  •  соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  •  свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей» числа;
  •  решать простые задачи (в одно действие);
  •  читать по слогам;
  •  на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  •  составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  •  правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими  

материалами;

  •  выполнять на слух инструкции для обучающегося;
  •  ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого;
  •  решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
  • решать логические задачи;
  •  самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится  диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета; исследование скорости переработки информации и внимательности.

Ожидаемые результаты:

  1. Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста.
  2. Реализация ведущей идеи проекта: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
  3. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.

Механизм оценки результатов освоения программы:

  • наблюдение за детьми: формирование навыка слушателя – ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
  • взаимодействие в коллективе: игры, работа в  паре, в группе;
  • тесты;
  • индивидуальные и групповые беседы с детьми;
  • беседы с родителями.

Методическое обеспечение:

Наименование объекта (оборудование) используемого в реализации программы

Интенсивность использования

1

Компьютер с учебным программным обеспечением

Каждое занятие

2

Демонстрационная доска для работы маркерами

5 минут

3

Принтер (печатные материалы)

10 минут

4

Учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду «Магнитный алфавит»

10 минут

5

Учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду «Магнитная математика»

Показатели реализации программы:

  1. Создание системы преемственности как необходимое условие непрерывного образования.
  2. Положительная динамика освоения ООП НОО каждым ребенком.
  3. Общая положительная динамика психического и физического здоровья  детей.
  4. Мотивационная готовность детей к обучению в школе.

Система информирования о программе:

  1. Родительское собрание.
  2. Презентация.
  3. Публикация на сайте ЦДО «Корифей».
  4. Открытое итоговое занятие.  

III.Содержание изучаемого курса

Программа раздела: «Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте»

Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 7 лет.

1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет).

2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет).

Цель занятий:

  • дать каждому ребенку возможность проявить себя;
  • развитие у детей готовности к обучению чтению в первом классе;
  • развитие фонематического слуха и речевой активности,
  • укрепление руки, улучшение координации движений;
  • усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты первого года обучения:

По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок

  • умеет относить предметы к определенной логической группе;
  • умеет различать понятия «живое - не живое»;
  • различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • владеет навыком словообразования;
  • владеет приемами артикуляционной гимнастики;
  • различает слова по звучанию и протяжности;
  • умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
  • различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
  • читает слова из 3- 4 букв;
  • умеет определять 1й звук в слове;
  • составляет предложение с заданным словом.

Предполагаемые результаты второго этапа обучения: 

По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок

  •  различает слова близкие и противоположные по значению;
  • умеет распространять предложения;
  •  умеет владеть тембром и темпом речи;
  •  владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости);
  •  умеет отличать слово от предложения;
  •  умеет составлять предложения из заданных слов;
  •  умеет делить слова на слоги;        
  • умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
  • различает понятия «буква - звук»;
  •  определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
  • владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»    
  •   - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
  • читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и  

    трехсложные слова;

  •   читает предложения, короткие тексты;
  • умеет составлять пересказ (общий, выборочный);
  • владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
  • умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
  • знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
  • различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;
  • владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).

 

Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв»

Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра   является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее.  Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.

План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях:

  1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
  2. Развитие мелкой моторики руки.
  3. Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи.
  4. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
  5. Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
  6. I модуль, «Первые шаги»,   рассчитан на 4 месяца (сентябрь – декабрь) – 42 часа
  7. II модуль «АБВГДейка» рассчитан на 5 месяцев (январь - май) – 54 часа
  8. 6-7  лет
  9. I модуль, «Дошколёнок»,   рассчитан на 4 месяца (сентябрь – декабрь) – 42часа
  10. II модуль «Путь в школу» рассчитан на 5 месяцев (январь - май) – 54 часа

Календарно – тематическое планирование курса

«В мире звуков»

5-6 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Первые шаги».

1.

«Звуки и буквы»

1

2.

Звук и буква «А»

1

3.

Звук «У»

1

4.

Звук «О»

1

5.

Звуки «М», «М’»

1

6.

Звуки «С», «С’»

1

7.

«Длинные и короткие слова»

1

8.

Звуки «Х», «Х’»

1

9.

Звуки «Р», «Р’»

1

10.

Звук «Ш»

1

11.

Звук «Ы»

1

12.

Звуки «Л», «Л’»

1

13.

Звуки «Н», «Н’»

1

14.

Звуки «К», «К’»

1

II модуль «АБВГДейка»

15.

Звуки «Т», «Т’»

1

16.

Звук «И»

1

17

Слова - друзья

1

18

Звук «П», «П’»

1

19

Звуки «З», «З’»

1

20

Звуки «Г», «Г’»

1

21

Звуки «В», «В’»

1

22

Звуки «Д», «Д’»

1

23

Звуки «Б», «Б’»

1

24

Звук «Ж»

1

25

Дифференциация «Ж» - «З»

1

26

Дифференциация «Ж»- «Ш»

1

27

Звук «Ч»

1

28

Звук «Щ»

1

29

Дифференциация шипящих «Ч», «Щ».

1

30

Звук «Ц»

1

31

Звуки «Ф», «Ф’»

1

32

Итоговое занятие

1

Итого:

32

Содержание второго года обучения «Учимся читать»

   На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении.  В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.  

 План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:

  1. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
  2. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
  3. Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
  4. Знакомство с начальными грамматическими категориями.
  5. Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
  6. Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.
  7. Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.
  8. Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста.
  9. Подготовка руки к письму.

Календарно – тематическое планирование курса

«Учимся читать»

6-7 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Дошколёнок»

1.

Звук и буква А.

1

2.

Звук и буква О.

1

3.

Звук и буква У.

1

4.

Звук и буква Ы.

1

5.

Звук и буква Э.

1

6.

Чтение слов из пройденных букв АУ   УА. Закрепление пройденного материала.

1

7.

Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

1

8.

Звук и буква М. Чтение слогов. Ударение.

1

9.

Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов.

1

10.

Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением.

1

11.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.

1

12.

Буква Я. Чтение слогов и слов.

1

13.

Буква Ю. Чтение слогов.  

1

14.

Буква Е. Чтение слогов и слов. Составление предложений.

1

II модуль «Путь в школу»

15.

Буква Ё. Чтение слогов и слов. Составление предложений.

1

16.

Буква И. Чтение слогов и слов.

1

17

Звуки К-Кь, Г-Гь. Буквы  Г-К. Чтение слогов.

1

18

Звуки К-Кь, Г-Гь. Буквы  Г-К. Чтение слогов.

1

19

Звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы  Д-Т. Чтение слогов, слов.

1

20

Звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы  Д-Т. Чтение слогов, слов.

1

21

Звуки В-Вь, Ф-Фь. Буквы  В-Ф. Чтение слогов, слов.

1

22

Звуки В-Вь, Ф-Фь. Буквы  В-Ф. Чтение слогов, слов.

1

23

Звуки З-Зь, З-Сь. Буквы  З-С. Чтение слогов, слов.

1

24

Звуки З-Зь, З-Сь. Буквы  З-С. Чтение слогов, слов.

1

25

Звуки Б-Бь, П-Пь. Буквы  Б-П. Чтение слогов, слов.

1

26

Звуки Х-Хь. Буква  Х. Чтение слогов, слов.

1

27

Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов.

1

28

Звуки и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, слов.

1

29

Звук Ц. Буква  Ц. Чтение слогов, слов.

1

30

Звук и буква Й. Чтение слогов и слов.

1

31

Буквы  Ь и Ъ.. Чтение слов.

1

32

Урок-путешествие «По страницам азбуки»

1

Итого:

32

Программа раздела: «Введение в математику»

Математика дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения. Она будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений. Особенностью данного модуля является то, что проводится большая работа с детьми в том возрасте, когда интенсивно развивается математическое мышление детей, тем самым создается реальная база для расширения и углубления математических знаний, а также выявления учащихся, проявивших себя по математике, для участия их в  олимпиадах, в различных математических конкурсах.

Актуальность раздела заключается в том, что он дает возможность сделать процесс математического образования непрерывным, разнообразным, а также дает возможность систематически и последовательно готовить младших учащихся к успешному участию в олимпиадах, в различных математических конкурсах.

Цель: развитие математических способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

 - учить различным способам и приемам решения нестандартных задач;

– развивать логическое мышление; 
– развивать пространственное воображение;
– развивать творческое мышление учащихся;
– прививать интерес к решению нестандартных задач;
– создавать условия для стимулирования интеллектуального потенциала учащегося; 
– расширять кругозор; 
– развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, проводить самоанализ деятельности;
– воспитывать ответственность, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Развитие элементарных математических представлений:

  • Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.
  • Учить решать простые задачи на нахождение части и целого.
  • Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Календарно – тематическое планирование курса

«Введение в математику» 5- 6 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Первые шаги».

1.

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.  

1

2.

Сравнение    групп предметов. Обозначение    равенства и неравенства.

1

3.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).  

1

4.

Пространственные отношения: на, над, под.

5.

Пространственные отношения: справа, слева.

1

6.

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).  

1

7

Пространственные отношения: между, посередине.

1

8

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.

1

9

Число 1 и цифра 1.

1

10

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

11

Число 2 и цифра 2.

1

12

Представления о точке и линии.

1

13

Представление об отрезке и луче

1

14

Число и цифра 3.

1

II модуль «АБВГДейка»

15

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

16

Представления о ломаной линии.

1

17

Многоугольники.

1

18

Число 4 и цифра 4.

1

19

Представления об углах и видов углов.

1

20

Представление о числовой прямой.

1

21

Число 5 и цифра 5. 

1

22

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

23

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

24

Обозначение отношений: больше – меньше.  

1

25

Временные отношения: раньше, позже.

1

26

Упражнения по выбору детей.

1

27

Считай, смекай, отгадывай!

1

28

Математическое лото.

1

29

Пространственные отношения: длиннее, короче.

1

30

Весёлая геометрия.

1

31

Весёлая геометрия.

1

32

Урок – праздник.

1

Итого:

32

Календарно – тематическое планирование курса

«Введение в математику» 6-7 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Дошколёнок»

1.

Названия предметов. Цвет предметов

1

2.

Количество и счёт.

1

3.

Форма фигур. Круг. Овал.

1

4.

Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.

1

5.

Многоугольники.

1

6.

Прямая линия. Отрезок. Ломаная линия.

1

7

Материал и назначение предметов

1

8

Широкий, узкий. Длинный, короткий. Высокий, низкий.

1

9

Сравнение фигур.

1

10

Сравнение групп предметов.

1

11

Ориентировка в пространстве. Налево, направо, вперед, назад.

1

12

Ориентировка во времени

1

13

Целое и части

1

14

Числа один и два, цифры 1 и 2

1

II модуль «Путь в школу»

15

Число три, цифра 3

1

16

Число четыре, цифра 4

1

17

Число пять, цифра 5

1

18

Число шесть, цифра 6

1

19

Длина, ширина, высота, толщина предметов

1

20

Число семь, цифра 7

1

21

Число восемь, цифра 8

1

22

Повторение изученного

1

23

Число девять, цифра 9

1

24

Повторение изученного

1

25

Число десять, запись числа десять

1

26

Сравнение чисел

1

27

Знаки <,  >. Порядковый счёт.

1

28

Решение задач на нахождение целого

1

29

Решение задач на нахождение части

1

30

Составление простых задач.

1

31

Решение логических задач.

1

32

Урок – праздник.

1

Итого:

32

Программа раздела: «Ознакомление с окружающим миром»

Цель: формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру.

Задачи:

  • научить ребенка понимать простые взаимодействия в мире природы, любить и беречь ее, формировать понимание того, что заботиться о природе – значит заботиться о своем будущем;
  • сформировать навыки четкого произношения; обогащение и активизация словарного запаса детей;
  • активизировать восприятие окружающего мира и явлений;
  • привить начальные навыки исследовательской и практической деятельности детей;

формирование основ экологического воспитания.

Ознакомление с окружающим миром:

  • различать домашних и диких животных;
  • иметь представление о планетах солнечной системы;
  • иметь представление о группах животных;
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • иметь представления о временных последовательностях, временах года и частях суток; 
  • знать названия наиболее распространенных профессий;
  • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
  • проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
  • прививать навыки соблюдения личной гигиены;
  • иметь представление о природе родного края.

Календарно – тематическое планирование курса

«Ознакомление с окружающим миром» 5-6 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Первые шаги».

1.

Вселенная. Наше место во Вселенной.

1

2.

История освоения космоса. Практическая работа: эксперимент «Ракета из воздушного шарика»

1

3.

Солнечная система. Практическая работа: создание макета солнечной системы.

1

4.

Звёздное небо.

1

5

Наша планета Земля и её спутник.

1

6

Наука путешественников. 

Практическая работа: игра –путешествие «Весёлая география.

1

7

Растения нашей планеты Земля культурные и дикорастущие.

1

II модуль «АБВГДейка»

8

Растения, занесенные в Красную книгу.

1

9

Животный мир нашего региона. Практическая работа: игра «В тайге Югры»

1

10

Животный мир Южной и Северной Америки.

Практическая работа: игра-путешествие «Джунгли».

1

11

Животный мир Африки. 

Практическая работа: эксперимент «Вулкан в бутылке».

1

12

Животный мир Азии.

1

13

Животный мир Арктики. 

Эксперимент «Шаги по снегу».

1

14

Животный мир Австралии и Океании.

1

15

 Игра – путешествие «В мире животных»

1

16

Итоговое занятие «Знание – сила».

1

Итого:

16

Календарно – тематическое планирование курса

«Ознакомление с окружающим миром» 6-7 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Дошколёнок»

1.

Давайте познакомимся. Какие мы. Моя семья.

1

2.

Югра – наш дом.

1

3.

Глобус и карта.

1

4.

Круглый год. Времена года. Дни недели.

1

5

Путешествие на Северный полюс и в тундру

1

6

Обитатели тайги. Путешествие в смешанный лес

1

7

Водоём – это интересно?

1

II модуль «Путь в школу»

8

Дикие и домашние животные

1

9

О тех, кто умеет летать

1

10

Обитатели воды – рыбы

1

11

Животные Югры. Красная книга Югры.

1

12

Уроки Айболита.

1

13

Азбука безопасности.

1

14

День Победы в каждой семье.

1

15

Профессии в загадках

1

16

Своя игра «Скоро в школу!»

1

Итого:

16

Программа раздела: «Развитие моторики и творческих способностей»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей через творческие занятия.

Задачи:

  • обучить работать по инструкции, по заданной схеме, по замыслу;
  • способствовать развитию интереса к выполняемой творческой работе;
  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать аккуратность, учить доводить начатое дело до конца;
  • стимулировать общее речевое развитие и умственные способности. 

Развитие мелкой моторики:

  • ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
  • правильно держать ручку и карандаш;
  • аккуратно выполнять  раскрашивание, обведение по контуру.
  • пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
  • самостоятельно выполнять несложное изделие из пластилина и бумаги;
  • оформлять готовое изделие по инструкции или по замыслу;
  • рисовать по графическим схемам;
  • дополнять рисунки элементами творчества;
  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, стека;
  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
  • сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
  • анализировать изделие и технологию его изготовления;
  • планировать предстоящую практическую деятельность;
  • уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        Календарно – тематическое планирование курса

«Развитие моторики и творческих способностей» 5 – 6  лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Первые шаги».

1.

Техника безопасности при работе с инструментами.

 Знакомство с различными видами бумаги.

1

2.

Коллективная работа “Осенняя картина”

1

3.

Работа с пластилином . “В саду созрели фрукты”

1

4.

Работа с пластилином. “За грибами”.

1

5.

Знакомство с техникой “Обрывная аппликация

1

6.

Пальчиковое рисование. Коты

1

7

«Зимний пейзаж”.

1

II модуль «АБВГДейка»

8

Работа с пластилином. «Пингвины на льдине”.

1

9

“Снегирь на ветке”.

1

10

Работа с разными материалами. Цветы небывалой красоты.

1

11

Аппликация «Ракета»

1

12

Работа с бумагой. Моя любимая кошка.

1

13

Работа с разным материалом «Пасхальная открытка»

1

14

Работа с бумагой «На полянке».

1

15

Конструирование из полосок бумаги. Гусеница.

1

16

Коллективный коллаж «Мы разные, но мы вместе!»

1

Итого:

16

Календарно – тематическое планирование курса

«Развитие моторики и творческих способностей» 6 – 7 лет

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Примечание

I модуль «Дошколёнок»

1.

Техника безопасности при работе с инструментами. Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами.  Колобок

1

2.

Пластилин. Ветка рябины.

1

3.

Пластилин. Кораблик.

1

4.

Пластилин. Морской пейзаж.

1

5.

Пальчиковое рисование. Пауки

1

6.

Пальчиковое рисование. Коты

1

7

Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух».

1

II модуль «Путь в школу»

8

Аппликация из бумаги к 8 марта.

1

9

Бумага. Аппликация из кругов и треугольников

1

10

Работа с разными материалами (ватные диски, цветная бумага, картон).

1

11

Аппликация «Космос»

1

12

Плетение. Косичка. Улитка из косичек.

1

13

Работа с разным материалом «Пасхальная открытка»

1

14

Работа с бумагой «Зоопарк».

1

15

Конструирование из полосок бумаги. Гусеница.

1

16

Коллективный коллаж «Мы разные, но мы вместе!»

1

Итого:

16

Литература

  1. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
  3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  4. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
  7. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  8. Электронный ресурс. http://www.vscolu.info Электронная газета “Кораблик”

Литература:

  1. Бабкина Н.В. «Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе» / Начальная школа, 2010г., № 4 - с.11-19
  2. Волина В. «Праздник числа. Занимательная математика» – М.: Просвещение, 2013г. - 208с.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. «Я готовлюсь к школе!» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2012 – 33с.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2011 – 187с.
  5. Гин С.И., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2009 – 79с.
  6. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Программа дополнительного образования "ШАГИ К УСПЕХУ"

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирае...