Программа дополнительного образования "ШАГИ К УСПЕХУ"
рабочая программа (1 класс)
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Программа состоит из четырёх разделов « Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте», «Введение в математику», «Развитие моторики, творческих способностей», «Ознакомление с окружающим миром».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "ШАГИ К УСПЕХУ" | 94.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШАГИ К УСПЕХУ"
(подготовка к школе)
Разработчики:
Дмитриченко О.А. Краснолуцкая М.В.
г.Нягань
2020 год
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для этого Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-6 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании в РФ», Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказа МОиН РФ № 889 от 30.08.2010г.
Право на ведение образовательной деятельности в группах подготовки детей к школе осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Программа состоит из четырёх разделов « Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте», «Введение в математику», «Развитие моторики, творческих способностей», «Ознакомление с окружающим миром».
Программа разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренной Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.
Направленность программы
Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа предшкольной подготовки имеет социально-педагогическую направленность.
Цель программы
Создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
мотивационный;
интеллектуальный;
произвольно-регуляторный,
позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;
- развивать грамматический строй связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- развивать наглядно - образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- Развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации.
- развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
- расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Принципы работы с детьми:
Образовательная деятельность строится с учетом принципов современного образования:
- самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
- гуманизация: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;
- средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;
- принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;
- принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Шаги к успеху» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет, 6–7 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Занятия по дополнительной образовательной программе предшкольной подготовке проводятся с сентября по май включительно (два раза в неделю, по средам и по субботам). Программа рассчитана на два года обучения.
Формы и режим занятий
Режим занятий: (группа 5 – 6 лет)
1.Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 25 минут)
2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте - 1час в неделю (2 раза по 25 минут)
3.Развитие моторики, творческих способностей - 0,5часа в неделю (1 раз по 25 минут)
4.Ознакомление с окружающим миром - 0,5часа в неделю (1 раз по 25 минут)
Наполняемость групп 8-10 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 25 минут, которые чередуются с двумя игровыми переменами по 15 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.
Режим занятий: (группа 6 – 7 лет)
1. Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 30 минут)
2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте - 1час в неделю (2 раза по 30 минут)
3. Развитие моторики, творческих способностей - 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)
4. Ознакомление с окружающим миром - 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)
Наполняемость групп 8-10 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 30 минут, которые чередуются с двумя игровыми переменами по 10 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.
Формы занятий: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, конкурсы.
Занятия осуществляются с применением следующих образовательных технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные технологии, игровая технология.
Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
- программе «Шаги к успеху» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
- «Пальчиковое рисование»;
- работа с пластилином;
- графические упражнения;
- гимнастика для пальчиков.
Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный
1) составление банка данных детей старшего дошкольного возраста;
2) подбор программно-методического сопровождения для обучения детей;
3) организация развивающей среды;
4) разработка рабочих программ, перспективное планирование;
II этап – основной
1) проведение занятий, корректировка рабочих программ;
2) диагностика результатов педагогической деятельности;
3) психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей;
III этап – аналитико-обобщающий
1) анализ полученных результатов за прошедший период и выводы;
2) обобщение опыта работы по предшкольному обучению;
3) отчет о проделанной работе;
4) определение перспективы работы на следующий год с учетом полученных
результатов.
Учебный план
№ | Название темы | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов по программе |
1 | Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте | 1 | 32 | 32 |
2 | Введение в математику | 1 | 32 | 32 |
3 | Развитие моторики, творческих способностей | 0,5 | 16 | 16 |
4 | Ознакомление с окружающим миром | 0,5 | 16 | 16 |
Итого | 96 |
Прогнозируемые результаты программы:
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы, адаптация детей;
- Личностные, метапредметные, предметные (предпосылки) освоения программы: в результате занятий по программе у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе
Предметные результаты программы:
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- читать по слогам;
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого;
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета; исследование скорости переработки информации и внимательности.
Ожидаемые результаты:
- Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста.
- Реализация ведущей идеи проекта: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
Механизм оценки результатов освоения программы:
- наблюдение за детьми: формирование навыка слушателя – ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
- взаимодействие в коллективе: игры, работа в паре, в группе;
- тесты;
- индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- беседы с родителями.
Методическое обеспечение:
№ | Наименование объекта (оборудование) используемого в реализации программы | Интенсивность использования |
1 | Компьютер с учебным программным обеспечением | Каждое занятие |
2 | Демонстрационная доска для работы маркерами | 5 минут |
3 | Принтер (печатные материалы) | 10 минут |
4 | Учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду «Магнитный алфавит» | 10 минут |
5 | Учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду «Магнитная математика» |
Показатели реализации программы:
- Создание системы преемственности как необходимое условие непрерывного образования.
- Положительная динамика освоения ООП НОО каждым ребенком.
- Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.
- Мотивационная готовность детей к обучению в школе.
Система информирования о программе:
- Родительское собрание.
- Презентация.
- Публикация на сайте ЦДО «Корифей».
- Открытое итоговое занятие.
III.Содержание изучаемого курса
Программа раздела: «Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте»
Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 7 лет.
1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет).
2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет).
Цель занятий:
- дать каждому ребенку возможность проявить себя;
- развитие у детей готовности к обучению чтению в первом классе;
- развитие фонематического слуха и речевой активности,
- укрепление руки, улучшение координации движений;
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты первого года обучения:
По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
- умеет относить предметы к определенной логической группе;
- умеет различать понятия «живое - не живое»;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- владеет навыком словообразования;
- владеет приемами артикуляционной гимнастики;
- различает слова по звучанию и протяжности;
- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
- различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
- читает слова из 3- 4 букв;
- умеет определять 1й звук в слове;
- составляет предложение с заданным словом.
Предполагаемые результаты второго этапа обучения:
По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
- различает слова близкие и противоположные по значению;
- умеет распространять предложения;
- умеет владеть тембром и темпом речи;
- владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости);
- умеет отличать слово от предложения;
- умеет составлять предложения из заданных слов;
- умеет делить слова на слоги;
- умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
- различает понятия «буква - звук»;
- определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
- владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»
- - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
- читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и
трехсложные слова;
- читает предложения, короткие тексты;
- умеет составлять пересказ (общий, выборочный);
- владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
- умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
- знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
- различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;
- владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).
Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв»
Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.
План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях:
- Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи.
- Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
- Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
- I модуль, «Первые шаги», рассчитан на 4 месяца (сентябрь – декабрь) – 42 часа
- II модуль «АБВГДейка» рассчитан на 5 месяцев (январь - май) – 54 часа
- 6-7 лет
- I модуль, «Дошколёнок», рассчитан на 4 месяца (сентябрь – декабрь) – 42часа
- II модуль «Путь в школу» рассчитан на 5 месяцев (январь - май) – 54 часа
Календарно – тематическое планирование курса
«В мире звуков»
5-6 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Первые шаги». | |||
1. | «Звуки и буквы» | 1 | |
2. | Звук и буква «А» | 1 | |
3. | Звук «У» | 1 | |
4. | Звук «О» | 1 | |
5. | Звуки «М», «М’» | 1 | |
6. | Звуки «С», «С’» | 1 | |
7. | «Длинные и короткие слова» | 1 | |
8. | Звуки «Х», «Х’» | 1 | |
9. | Звуки «Р», «Р’» | 1 | |
10. | Звук «Ш» | 1 | |
11. | Звук «Ы» | 1 | |
12. | Звуки «Л», «Л’» | 1 | |
13. | Звуки «Н», «Н’» | 1 | |
14. | Звуки «К», «К’» | 1 | |
II модуль «АБВГДейка» | |||
15. | Звуки «Т», «Т’» | 1 | |
16. | Звук «И» | 1 | |
17 | Слова - друзья | 1 | |
18 | Звук «П», «П’» | 1 | |
19 | Звуки «З», «З’» | 1 | |
20 | Звуки «Г», «Г’» | 1 | |
21 | Звуки «В», «В’» | 1 | |
22 | Звуки «Д», «Д’» | 1 | |
23 | Звуки «Б», «Б’» | 1 | |
24 | Звук «Ж» | 1 | |
25 | Дифференциация «Ж» - «З» | 1 | |
26 | Дифференциация «Ж»- «Ш» | 1 | |
27 | Звук «Ч» | 1 | |
28 | Звук «Щ» | 1 | |
29 | Дифференциация шипящих «Ч», «Щ». | 1 | |
30 | Звук «Ц» | 1 | |
31 | Звуки «Ф», «Ф’» | 1 | |
32 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого: | 32 |
Содержание второго года обучения «Учимся читать»
На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:
- Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
- Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
- Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
- Знакомство с начальными грамматическими категориями.
- Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
- Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.
- Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.
- Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста.
- Подготовка руки к письму.
Календарно – тематическое планирование курса
«Учимся читать»
6-7 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Дошколёнок» | |||
1. | Звук и буква А. | 1 | |
2. | Звук и буква О. | 1 | |
3. | Звук и буква У. | 1 | |
4. | Звук и буква Ы. | 1 | |
5. | Звук и буква Э. | 1 | |
6. | Чтение слов из пройденных букв АУ УА. Закрепление пройденного материала. | 1 | |
7. | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | 1 | |
8. | Звук и буква М. Чтение слогов. Ударение. | 1 | |
9. | Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов. | 1 | |
10. | Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением. | 1 | |
11. | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. | 1 | |
12. | Буква Я. Чтение слогов и слов. | 1 | |
13. | Буква Ю. Чтение слогов. | 1 | |
14. | Буква Е. Чтение слогов и слов. Составление предложений. | 1 | |
II модуль «Путь в школу» | |||
15. | Буква Ё. Чтение слогов и слов. Составление предложений. | 1 | |
16. | Буква И. Чтение слогов и слов. | 1 | |
17 | Звуки К-Кь, Г-Гь. Буквы Г-К. Чтение слогов. | 1 | |
18 | Звуки К-Кь, Г-Гь. Буквы Г-К. Чтение слогов. | 1 | |
19 | Звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы Д-Т. Чтение слогов, слов. | 1 | |
20 | Звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы Д-Т. Чтение слогов, слов. | 1 | |
21 | Звуки В-Вь, Ф-Фь. Буквы В-Ф. Чтение слогов, слов. | 1 | |
22 | Звуки В-Вь, Ф-Фь. Буквы В-Ф. Чтение слогов, слов. | 1 | |
23 | Звуки З-Зь, З-Сь. Буквы З-С. Чтение слогов, слов. | 1 | |
24 | Звуки З-Зь, З-Сь. Буквы З-С. Чтение слогов, слов. | 1 | |
25 | Звуки Б-Бь, П-Пь. Буквы Б-П. Чтение слогов, слов. | 1 | |
26 | Звуки Х-Хь. Буква Х. Чтение слогов, слов. | 1 | |
27 | Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов. | 1 | |
28 | Звуки и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, слов. | 1 | |
29 | Звук Ц. Буква Ц. Чтение слогов, слов. | 1 | |
30 | Звук и буква Й. Чтение слогов и слов. | 1 | |
31 | Буквы Ь и Ъ.. Чтение слов. | 1 | |
32 | Урок-путешествие «По страницам азбуки» | 1 | |
Итого: | 32 |
Программа раздела: «Введение в математику»
Математика дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения. Она будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений. Особенностью данного модуля является то, что проводится большая работа с детьми в том возрасте, когда интенсивно развивается математическое мышление детей, тем самым создается реальная база для расширения и углубления математических знаний, а также выявления учащихся, проявивших себя по математике, для участия их в олимпиадах, в различных математических конкурсах.
Актуальность раздела заключается в том, что он дает возможность сделать процесс математического образования непрерывным, разнообразным, а также дает возможность систематически и последовательно готовить младших учащихся к успешному участию в олимпиадах, в различных математических конкурсах.
Цель: развитие математических способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- учить различным способам и приемам решения нестандартных задач;
– развивать логическое мышление;
– развивать пространственное воображение;
– развивать творческое мышление учащихся;
– прививать интерес к решению нестандартных задач;
– создавать условия для стимулирования интеллектуального потенциала учащегося;
– расширять кругозор;
– развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, проводить самоанализ деятельности;
– воспитывать ответственность, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Развитие элементарных математических представлений:
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
- Учить решать простые задачи на нахождение части и целого.
- Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Календарно – тематическое планирование курса
«Введение в математику» 5- 6 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Первые шаги». | |||
1. | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 1 | |
2. | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 1 | |
3. | Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). | 1 | |
4. | Пространственные отношения: на, над, под. | ||
5. | Пространственные отношения: справа, слева. | 1 | |
6. | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | 1 | |
7 | Пространственные отношения: между, посередине. | 1 | |
8 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много. | 1 | |
9 | Число 1 и цифра 1. | 1 | |
10 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | |
11 | Число 2 и цифра 2. | 1 | |
12 | Представления о точке и линии. | 1 | |
13 | Представление об отрезке и луче | 1 | |
14 | Число и цифра 3. | 1 | |
II модуль «АБВГДейка» | |||
15 | Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 | |
16 | Представления о ломаной линии. | 1 | |
17 | Многоугольники. | 1 | |
18 | Число 4 и цифра 4. | 1 | |
19 | Представления об углах и видов углов. | 1 | |
20 | Представление о числовой прямой. | 1 | |
21 | Число 5 и цифра 5. | 1 | |
22 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 | |
23 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. | 1 | |
24 | Обозначение отношений: больше – меньше. | 1 | |
25 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 | |
26 | Упражнения по выбору детей. | 1 | |
27 | Считай, смекай, отгадывай! | 1 | |
28 | Математическое лото. | 1 | |
29 | Пространственные отношения: длиннее, короче. | 1 | |
30 | Весёлая геометрия. | 1 | |
31 | Весёлая геометрия. | 1 | |
32 | Урок – праздник. | 1 | |
Итого: | 32 |
Календарно – тематическое планирование курса
«Введение в математику» 6-7 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Дошколёнок» | |||
1. | Названия предметов. Цвет предметов | 1 | |
2. | Количество и счёт. | 1 | |
3. | Форма фигур. Круг. Овал. | 1 | |
4. | Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. | 1 | |
5. | Многоугольники. | 1 | |
6. | Прямая линия. Отрезок. Ломаная линия. | 1 | |
7 | Материал и назначение предметов | 1 | |
8 | Широкий, узкий. Длинный, короткий. Высокий, низкий. | 1 | |
9 | Сравнение фигур. | 1 | |
10 | Сравнение групп предметов. | 1 | |
11 | Ориентировка в пространстве. Налево, направо, вперед, назад. | 1 | |
12 | Ориентировка во времени | 1 | |
13 | Целое и части | 1 | |
14 | Числа один и два, цифры 1 и 2 | 1 | |
II модуль «Путь в школу» | |||
15 | Число три, цифра 3 | 1 | |
16 | Число четыре, цифра 4 | 1 | |
17 | Число пять, цифра 5 | 1 | |
18 | Число шесть, цифра 6 | 1 | |
19 | Длина, ширина, высота, толщина предметов | 1 | |
20 | Число семь, цифра 7 | 1 | |
21 | Число восемь, цифра 8 | 1 | |
22 | Повторение изученного | 1 | |
23 | Число девять, цифра 9 | 1 | |
24 | Повторение изученного | 1 | |
25 | Число десять, запись числа десять | 1 | |
26 | Сравнение чисел | 1 | |
27 | Знаки <, >. Порядковый счёт. | 1 | |
28 | Решение задач на нахождение целого | 1 | |
29 | Решение задач на нахождение части | 1 | |
30 | Составление простых задач. | 1 | |
31 | Решение логических задач. | 1 | |
32 | Урок – праздник. | 1 | |
Итого: | 32 |
Программа раздела: «Ознакомление с окружающим миром»
Цель: формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру.
Задачи:
- научить ребенка понимать простые взаимодействия в мире природы, любить и беречь ее, формировать понимание того, что заботиться о природе – значит заботиться о своем будущем;
- сформировать навыки четкого произношения; обогащение и активизация словарного запаса детей;
- активизировать восприятие окружающего мира и явлений;
- привить начальные навыки исследовательской и практической деятельности детей;
формирование основ экологического воспитания.
Ознакомление с окружающим миром:
- различать домашних и диких животных;
- иметь представление о планетах солнечной системы;
- иметь представление о группах животных;
- иметь представление о сезонных изменениях в природе;
- иметь представления о временных последовательностях, временах года и частях суток;
- знать названия наиболее распространенных профессий;
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- прививать навыки соблюдения личной гигиены;
- иметь представление о природе родного края.
Календарно – тематическое планирование курса
«Ознакомление с окружающим миром» 5-6 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Первые шаги». | |||
1. | Вселенная. Наше место во Вселенной. | 1 | |
2. | История освоения космоса. Практическая работа: эксперимент «Ракета из воздушного шарика» | 1 | |
3. | Солнечная система. Практическая работа: создание макета солнечной системы. | 1 | |
4. | Звёздное небо. | 1 | |
5 | Наша планета Земля и её спутник. | 1 | |
6 | Наука путешественников. Практическая работа: игра –путешествие «Весёлая география. | 1 | |
7 | Растения нашей планеты Земля культурные и дикорастущие. | 1 | |
II модуль «АБВГДейка» | |||
8 | Растения, занесенные в Красную книгу. | 1 | |
9 | Животный мир нашего региона. Практическая работа: игра «В тайге Югры» | 1 | |
10 | Животный мир Южной и Северной Америки. Практическая работа: игра-путешествие «Джунгли». | 1 | |
11 | Животный мир Африки. Практическая работа: эксперимент «Вулкан в бутылке». | 1 | |
12 | Животный мир Азии. | 1 | |
13 | Животный мир Арктики. Эксперимент «Шаги по снегу». | 1 | |
14 | Животный мир Австралии и Океании. | 1 | |
15 | Игра – путешествие «В мире животных» | 1 | |
16 | Итоговое занятие «Знание – сила». | 1 | |
Итого: | 16 |
Календарно – тематическое планирование курса
«Ознакомление с окружающим миром» 6-7 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Дошколёнок» | |||
1. | Давайте познакомимся. Какие мы. Моя семья. | 1 | |
2. | Югра – наш дом. | 1 | |
3. | Глобус и карта. | 1 | |
4. | Круглый год. Времена года. Дни недели. | 1 | |
5 | Путешествие на Северный полюс и в тундру | 1 | |
6 | Обитатели тайги. Путешествие в смешанный лес | 1 | |
7 | Водоём – это интересно? | 1 | |
II модуль «Путь в школу» | |||
8 | Дикие и домашние животные | 1 | |
9 | О тех, кто умеет летать | 1 | |
10 | Обитатели воды – рыбы | 1 | |
11 | Животные Югры. Красная книга Югры. | 1 | |
12 | Уроки Айболита. | 1 | |
13 | Азбука безопасности. | 1 | |
14 | День Победы в каждой семье. | 1 | |
15 | Профессии в загадках | 1 | |
16 | Своя игра «Скоро в школу!» | 1 | |
Итого: | 16 |
Программа раздела: «Развитие моторики и творческих способностей»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей через творческие занятия.
Задачи:
- обучить работать по инструкции, по заданной схеме, по замыслу;
- способствовать развитию интереса к выполняемой творческой работе;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- воспитывать аккуратность, учить доводить начатое дело до конца;
- стимулировать общее речевое развитие и умственные способности.
Развитие мелкой моторики:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять раскрашивание, обведение по контуру.
- пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
- самостоятельно выполнять несложное изделие из пластилина и бумаги;
- оформлять готовое изделие по инструкции или по замыслу;
- рисовать по графическим схемам;
- дополнять рисунки элементами творчества;
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, стека;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
- анализировать изделие и технологию его изготовления;
- планировать предстоящую практическую деятельность;
- уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Календарно – тематическое планирование курса
«Развитие моторики и творческих способностей» 5 – 6 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Первые шаги». | |||
1. | Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с различными видами бумаги. | 1 | |
2. | Коллективная работа “Осенняя картина” | 1 | |
3. | Работа с пластилином . “В саду созрели фрукты” | 1 | |
4. | Работа с пластилином. “За грибами”. | 1 | |
5. | Знакомство с техникой “Обрывная аппликация | 1 | |
6. | Пальчиковое рисование. Коты | 1 | |
7 | «Зимний пейзаж”. | 1 | |
II модуль «АБВГДейка» | |||
8 | Работа с пластилином. «Пингвины на льдине”. | 1 | |
9 | “Снегирь на ветке”. | 1 | |
10 | Работа с разными материалами. Цветы небывалой красоты. | 1 | |
11 | Аппликация «Ракета» | 1 | |
12 | Работа с бумагой. Моя любимая кошка. | 1 | |
13 | Работа с разным материалом «Пасхальная открытка» | 1 | |
14 | Работа с бумагой «На полянке». | 1 | |
15 | Конструирование из полосок бумаги. Гусеница. | 1 | |
16 | Коллективный коллаж «Мы разные, но мы вместе!» | 1 | |
Итого: | 16 |
Календарно – тематическое планирование курса
«Развитие моторики и творческих способностей» 6 – 7 лет
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I модуль «Дошколёнок» | |||
1. | Техника безопасности при работе с инструментами. Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. Колобок | 1 | |
2. | Пластилин. Ветка рябины. | 1 | |
3. | Пластилин. Кораблик. | 1 | |
4. | Пластилин. Морской пейзаж. | 1 | |
5. | Пальчиковое рисование. Пауки | 1 | |
6. | Пальчиковое рисование. Коты | 1 | |
7 | Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух». | 1 | |
II модуль «Путь в школу» | |||
8 | Аппликация из бумаги к 8 марта. | 1 | |
9 | Бумага. Аппликация из кругов и треугольников | 1 | |
10 | Работа с разными материалами (ватные диски, цветная бумага, картон). | 1 | |
11 | Аппликация «Космос» | 1 | |
12 | Плетение. Косичка. Улитка из косичек. | 1 | |
13 | Работа с разным материалом «Пасхальная открытка» | 1 | |
14 | Работа с бумагой «Зоопарк». | 1 | |
15 | Конструирование из полосок бумаги. Гусеница. | 1 | |
16 | Коллективный коллаж «Мы разные, но мы вместе!» | 1 | |
Итого: | 16 |
Литература
- Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
- Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
- Электронный ресурс. http://www.vscolu.info Электронная газета “Кораблик”
Литература:
- Бабкина Н.В. «Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе» / Начальная школа, 2010г., № 4 - с.11-19
- Волина В. «Праздник числа. Занимательная математика» – М.: Просвещение, 2013г. - 208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. «Я готовлюсь к школе!» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2012 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2011 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2009 – 79с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....