Организация проектной деятельности как одно из направлений формирования гражданственности и патриотизма младших школьников
статья

Панкова Татьяна Ивановна

В статье рассказывается об организации проектной деятельноси младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панкова Т.И.

МБОУ «Школа - гимназия»

г. Ярцева Смоленской области; учитель начальных классов.

       Организация проектной деятельности как одно из направлений формирования гражданственности  и патриотизма младших школьников

Исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния.

ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В них включены ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные качества: «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества» [1, с.15].

В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм определяется как чувство и позиция верности своей стране и солидарности с её народом; любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, чувство гордости за своё Отечество, малую родину, активную гражданскую позицию.

Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям.

Школа несёт ответственность за становление личности будущих граждан России. Воспитательную работу в школе необходимо строить с учетом  отечественного опыта и традиций. Формирование гражданско - патриотических качеств личности младших школьников невозможно без реализации резервов, предоставляемых учебными предметами, курсами внеурочной деятельности. В данной статье я хотела бы остановиться на конкретных примерах реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности, рассказать об организация проектной деятельности как одного из направлений формирования гражданственности  и патриотизма младших школьников.

При выборе тем для проектных  работ мне важно, чтобы при их выполнении ребята были мотивированны (учитываются их увлечения), чтобы они проявляли максимум самостоятельности, а  проекты были выполнимы в силу их возраста. Я только направляю работу, наблюдаю, оказываю необходимую помощь. Представляю творческий проект «Макет самолёта Ан – 2» выполненный учащимся 4 класса.  Цель данного проекта -  изготовить макет самолёта  Ан-2 своими руками из подручных материалов. Работа состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Во введении содержится обоснование выбора темы проекта, её актуальность   - в   магазинах можно найти самые разнообразные модели самолётов, но  сделать самому гораздо интереснее, к тому же модель можно изготовить из доступных материалов, а в магазине сборные макеты стоят достаточно дорого. В основной части работы  содержатся сведения об истории создания самолёта Ан-2, его достижениях, за которые он неоднократно вошёл в книгу рекордов Гиннесса, описаны этапы создания модели самолёта, которые сопровождаются фотографиями, находящимися в приложении, представлен результат. В заключительной части проекта дана самооценка эффективности и результативности проделанной работы.

Эта работа способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно изучать информацию по теме, является средством  вовлечения обучающихся в активную деятельность, формированию у них гражданственности, чувства гордости за достижения  страны, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо Родины. 

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Ю,А,Гагарина. Это событие наиболее значимо для нас, жителей Смоленской области, потому что этот великий человек - наш земляк. Для того чтобы расширить знания  о жизненном пути первого космонавта планеты, об освоении космоса, познакомиться  с историей развития отечественной космонавтики, мы с ребятами класса решили подготовить творческий проект «Модель ракеты «Восток». Сейчас работа в самом разгаре. Проект будет коллективный. Уже определены цель и задачи проекта, подобраны материалы и инструменты, необходимые для его  реализации, ребята изучают информацию по теме.

Считаю, что при работе над этим проектом  учащиеся  в командной работе  узнают, как обычный парень из Смоленской деревушки первым в мире шагнул к звёздам, сделал первый шаг в  освоении космоса, что безусловно послужит формированию чувства гордости за своих земляков, за свою Родину.

Источники информации

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования / М – во образования и науки Рос. Федерации. - 3-е изд.

перераб.- М.: Просвещение,2016. -47с. - (Стандарты второго поколения).

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно -

нравственного развития и воспитания личности гражданина России

/А.Я.Данилюк и др. - М.: Просвещение, 2009. - 24с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...

Панорама работы классного руководителя в рамках реализации воспитательной компоненты, формирование чувства патриотизма младших школьников

Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.Одним из характер...

Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся

Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...

"Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД у младших школьников"

Исследовательская деятельность играет важную роль в развитии младших школьников. Она стимулирует их познавательный интерес, активизирует мыслительные и практические навыки, а также способствует формир...