Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся
статья (4 класс) на тему
Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как одно из средств формирования читательской компетентности учащихся
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.
2016-й официально объявлен в нашей стране Годом российского кино. И так как наши современные дети предпочитают чтению книг поход в кино родилась идея на базе 4 б класса совместно с библиотекарем Агеевой Надеждой Петровной и учителем по изобразительному искусству Кондратьевой Оксаной Сергеевной реализовать проект «Со страниц книги на экран».
В 2016 году фильму «Тимур и его команда» (1976) исполнилось 40 лет, книге 75 лет.
Для реализации проект были обозначены следующие направления:
- Читательская компетентность
- Привлечение внимания к творчеству А. Гайдара
- Проблемы экранизации книги
- Рефлексия детей:
а) написание сочинения, отзыва о фильме и книге
б) рисунки по произведению
5. Формиррвание читательская компетентность:
Тимуровское движение = волонтерское движение
а) ярмарка
б) благотворительность
Учащимся было предложено прочитать произведение А. Гайдара «Тимур и его команда» и посмотреть художественные фильмы «Тимур и его команда» (1940 и 1976 годов).
После чего Агеева Надежда Петровна провела с ними библиотечный урок «Из книги - на экран?... Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»
Цели:
- Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
- показать нравственный смысл поступков героев Гайдара,
- воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
- формировать устойчивый интерес к чтению, способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
И мы очередной раз убедились, что предпочтение дети отдали просмотру фильма. 70 % детей сначала посмотрели фильм и только потом собирались читать книгу!
Кондратьева Оксана Сергеевна подготовила с детьми рисунки и поделки (иллюстрации к произведению).
В дальнейших планах:
- Встретиться и взять интервью у режиссера детского кино, писателя и художника иллюстратора.
- Выявить возможность существования в наши дни тимуровского движения.
Пока книги Гайдара стояли на полке в каждой семье, пока миллионы школьников занимались тимуровской работой, у наших детей были точные нравственные ориентиры: честь, достоинство, самоотверженность, мужество, доброта, верность близким, своей Родине. Среди бывших тимуровцев оступившийся человек был большой редкостью».
Б.Н. Камов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Формирование читательской компетентности учащихся
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
Публикация на тему"Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей"
Каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах, сформировать у них навыки работы над проектом, умение проводить исследование, но и формироват...
Педагогический проект «Книги- лучшие друзья. по произведениям С.В.Михалкова» как средство формирования читательской компетентности детей с ОВЗ
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная ...