Функциональная грамотность младших школьников на уроках математики
статья (2 класс)
Функциональная грамотность младших школьников на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Функциональная грамотность младших школьников на уроках математики»
Актуальность.
Своей разработкой "Функциональная грамотность младших школьников на уроках математики" я хотела рассказать, что такое функциональная грамотность и её содержание. Функциональная грамотность - способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений. Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая, компьютерная, в вопросах семейной жизни, в вопросах здоровья.
1. Цель: разработать собственный педагогический опыт применения заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
#1047;адачи: оценить необходимость использования в работе с учащимися заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
способствовать повышению собственного мастерства в овладении проектированием заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию между учителем и учеником.
Функциональная грамотность - способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.
Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая, компьютерная, в вопросах семейной жизни, в вопросах здоровья, юридическая.
Условия для развития функциональной грамотности:
-обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
-учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
-учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
-учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
-в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
-школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Проверяются три вида функциональной грамотности:
-ЧИТАТЕЛЬСКАЯ - способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ- способность определять и понимать роль математики в мире , в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательном, заинтересованному и мыслящему гражданину .
-ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ - способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут, исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Педагогические технологии (для начальной школы):
-технология проектной деятельности;
-информационные технологии;
-технология ситуативного моделирования.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни.Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.
д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Инструмент формирования функциональной грамотности школьников
технологии:
- Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
- Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.
- Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.
Пользуясь диаграммой, выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом
A) на 51 день | D) на 37 дней |
B) на 10 дней | E) на 1 день |
C) на 19 дней |
Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей, отсутствующих на занятиях было …
|
|
На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Они будут сидеть на … ряду и заплатят … рублей
ЭКРАН
- Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)
Приемы:
- Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
- Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Какая могла быть текстовая задача?
Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.
? = 10
После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)
- Работа с задачами.
- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
- Решение задач различными способами. - Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению - Решение задач с недостающими и избыточными данными. - Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач.
Запись двух решений - одного правильного другого неправильного. - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. -Решение обратных задач.
- решение нестандартных задач
Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
Но о размерах портфелей сообщается, опосредовано – через возможность одному из них поместиться в другом.
В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?
- Решение учебно - познавательных и учебно – практических заданий.
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
длина дорожки 50
площадь кухни 12
высота окна 145
длина гвоздя 100
высота дома 16
рост школьника 1 360
#1052;оделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.
Особое внимание уделяем задачам 3 вида - задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. При этом Сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Рассмотрите странички - задачи – расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м). Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.
В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций
Задача Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.
Название тарифа | Цена 1 минуты разговора | Дополнительные условия |
«Детский» | 50копеек | Нет условий |
«Подарочный» | 25 копеек | После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту |
«Дружеский» | 15 копеек | До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек |
В этой задаче, как и в предыдущей, рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.
Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный, если нельзя разговаривать во время уроков и в день есть финансовое ограничение. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.
Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...
функциональная грамотность младших школьников на уроках математике
доклад и презентация на тему Функциональная грамотность...
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
quot;Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"...
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроке математики"
https://disk.yandex.ru/i/XwA4EEt3YbHErw[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26769590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"145","width":"145"}}]]...
Формирование функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе по УМК Планета знаний
В статье раскрывается практическая работа по формированию функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе....
О развитии функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять математику для решения проблем реального мира....