Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эрудит»
элективный курс (4 класс)
Цель: развивать математический образ мышления, повышение уровня математического развития учащихся.
Задачи:
Развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
Развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
Развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
Развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
Развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
Формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_erudit.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный эрудит»
для 1-4 классов
г. Губкинский
Пояснительная записка
Рабочая программа « Юный эрудит» составлена на основе Нормативно правовых документов федерального уровня:
Федерального закона от 29.12.2012 г. No273 ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Методических рекомендаций, направленных по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Основной образовательной программой начального общего образования.
Цель: развивать математический образ мышления, повышение уровня математического развития учащихся.
Задачи:
Развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
Развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
Развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
Развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
Развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
Формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.
Сроки реализации программы.
Программа внеурочной деятельности «Юный эрудит» предназначена для работы с детьми 1-4 классов Программа занятий рассчитана в 1 классе на 33 часа, 2-4 классах на 34 часа, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 - 40 мин.
Планируемые результаты.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни; формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом; приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Юный эрудит» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание деятельности с указанием форм ее организации и видов:
работа с конструкторами;
моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.
учебного пособия «Математика и конструирование»;
участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах;
выпуск стенгазет.
Тематическое планирование
1 классы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дано | |
По плану | Фактич | |||
1 | Математика — это интересно. Математика - царица наук. | 1 | 03.09 | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 10.09 | |
3 | Путешествие точки. | 1 | 17.09 | |
4 | Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. | 1 | 24.09 | |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 01.10 | |
6 | Волшебная линейка | 1 | 08.10 | |
7 | Праздник числа 10 | 1 | 15.10 | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 22.10 | |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками | 1 | 12.11 | |
10 | Конструкторы | 1 | 19.11 | |
11 | Весёлая геометрия | 1 | 26.11 | |
12 | Математические игры | 1 | 03.12 | |
13 | «Спичечный» конструктор | 1 | 10.12 | |
14 | Задачи-смекалки | 1 | 17.12 | |
15 | Прятки с фигурами | 1 | 24.12 | |
16 | Математические игры | 1 | 14.01 | |
17 | Числовые головоломки | 1 | 21.01 | |
18 | Математическая карусель | 1 | 28.01 | |
19 | Уголки | 1 | 04.02 | |
20 | Игра в магазин. Монеты | 1 | 18.02 | |
21 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | 25.02 | |
22 | Игры с кубиками | 1 | 04.03 | |
23 | Математическое путешествие | 1 | 11.03 | |
24-25 | Математические игры | 2 | 18.03 | |
26 | Секреты задач | 1 | 01.04 | |
27-28 | Математическая карусель | 2 | 08.04 | |
29-30 | Числовые головоломки | 2 | 15.04 | |
31 | Математические игры | 1 | 22.04 | |
32 | КВН | 1 | 22.04 | |
Всего 33 ч |
Тематическое планирование
2 классы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дано | |
По плану | Фактич | |||
1 | «Удивительная снежинка» | 1 | 1 неделя | |
2 | Крестики-нолики | 1 | 2 неделя | |
3 | Математические игры | 1 | 3 неделя | |
4 | Прятки с фигурами | 1 | 4 неделя | |
5 | Секреты задач | 1 | 5 неделя | |
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | 6 неделя | |
7 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 7неделя | |
8 | Числовые головоломки | 1 | 8 неделя | |
9 | «Шаг в будущее» | 1 | 9 неделя | |
10 | Геометрия вокруг нас | 1 | 10неделя | |
11 | Путешествие точки | 1 | 11 неделя | |
12 | «Шаг в будущее» | 1 | 12 неделя | |
13 | Тайны окружности | 1 | 13 неделя | |
14 | Математическое путешествие | 1 | 14 неделя | |
15 | «Новогодний серпантин» | 1 | 15неделя | |
16 | Математические игры | 1 | 16неделя | |
17 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | 17 неделя | |
18 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 18 неделя | |
19 | Головоломки | 1 | 19 неделя | |
20-21 | Секреты задач | 2 | 20неделя 21неделя | |
22-23 | «Что скрывает сорока?» | 2 | 22неделя 23 неделя | |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | 24неделя | |
25 | Дважды два — четыре | 1 | 25неделя | |
26 | Дважды два — четыре | 1 | 26неделя | |
27 | В царстве смекалки | 1 | 27неделя | |
28 | Интеллектуальная разминка | 1 | 28неделя | |
29 | Составь квадрат | 1 | 29неделя | |
30-31 | Мир занимательных задач | 2 | 30неделя 31неделя | |
32-33 | Математические фокусы | 2 | 32 неделя 33неделя | |
34 | Математическая эстафета | 1 | 34неделя | |
Всего 34 часа |
Тематическое планирование
3 классы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дано | |
По плану | Фактич | |||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | 1 неделя | |
2 | «Числовой» конструктор | 1 | 2 неделя | |
3 | Геометрия вокруг нас | 1 | 3 неделя | |
4 | Волшебные переливания | 1 | 4 неделя | |
5 | В царстве смекалки | 1 | 5 неделя | |
6 | «Шаг в будущее» | 1 | 6 неделя | |
7 | «Спичечный» конструктор | 1 | 7неделя | |
8 | Числовые головоломки | 1 | 8 неделя | |
9 | Интеллектуальная разминка | 1 | 9 неделя | |
10 | Математические фокусы | 1 | 10неделя | |
11 | Математические игры | 1 | 11 неделя | |
12-13 | Секреты чисел | 2 | 12 неделя 13неделя | |
14 | Математическая копилка | 1 | 14 неделя | |
15 | Математическое путешествие | 1 | 15 неделя | |
16-17 | Выбери маршрут | 2 | 16неделя 17неделя | |
18 | Числовые головоломки | 1 | 18неделя | |
19 | В царстве смекалки | 21 | 19неделя | |
20 | Мир занимательных задач | 1 | 20 неделя | |
21 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 20 неделя | |
22-23 | Интеллектуальная разминка | 2 | 22неделя 23неделя | |
24 | Разверни листок | 1 | 24неделя | |
25 | От секунды до столетия | 1 | 25неделя | |
26-27 | Числовые головоломки | 2 | 26неделя 27неделя | |
28 | Конкурс смекалки | 1 | 28неделя | |
29-30 | Это было в старину | 2 | 29неделя 30 неделя | |
31 | Математические фокусы | 1 | 31неделя | |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | 32неделя 33неделя | |
34 | Математический лабиринт | 1 | 34неделя | |
Всего 34 часа |
Тематическое планирование
4 классы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дано | |
По плану | Фактич | |||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | 1 неделя | |
2 | Числа-великаны | 1 | 2 неделя | |
3 | Мир занимательных задач | 1 | 3 неделя | |
4 | Кто что увидит? | 1 | 4 неделя | |
5 | Римские цифры | 1 | 5 неделя | |
6 | Числовые головоломки | 1 | 6 неделя | |
7 | Секреты задач | 1 | 7неделя | |
8 | В царстве смекалки | 1 | 8 неделя | |
9 | Математический марафон | 1 | 9 неделя | |
10 | «Спичечный» конструктор | 1 | 10неделя | |
11 | Выбери маршрут | 1 | 11 неделя | |
12 | Интеллектуальная разминка | 1 | 12 неделя | |
13 | Математические фокусы | 1 | 13 неделя | |
14 | Занимательное моделирование | 1 | 14 неделя | |
15 | Математическая копилка | 1 | 15неделя | |
16 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | 16неделя | |
17 | «Математика — наш друг!» | 1 | 17 неделя | |
18 | Решай, отгадывай, считай | 1 | 18 неделя | |
19 | В царстве смекалки | 1 | 19 неделя | |
20 | Числовые головоломки | 1 | 20неделя | |
21 | Мир занимательных задач | 1 | 21неделя | |
22 | Математические фокусы | 1 | 22неделя | |
23 | Интеллектуальная разминка | 1 | 23неделя | |
24 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | 24неделя | |
25 | Математическая копилка | 1 | 25неделя | |
26 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | 26неделя | |
27 | Математический лабиринт | 1 | 27неделя | |
28 | Математический праздник | 1 | 28неделя | |
29 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | 1 | 29неделя | |
30 | Это было в старину. Решение старинных задач. | 1 | 30неделя | |
31 | Энциклопедия математических развлечений | 1 | 31неделя | |
32 | Математический лабиринт | 1 | 32неделя | |
33 | Решение заданий конкурса «Кенгуру». | 1 | 33неделя | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 34неделя | |
Всего 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"
Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру....