Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные картины"
рабочая программа
Содержание программы представлено различными видами трудовой и художественной деятельности и направлено на овладение школьниками с ОВЗ необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами. Работа - это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию адекватного функционирования детей в социальной среде.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_volshebnye_kartiny.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Чернавская школа" Милославского района Рязанской области
«Рассмотрено» Методический совет школы Протокол № ____ Зам. директора школы по ВР ___________/ от «____» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОУ "Чернавская школа" __________ / Протокол № ____ от «____» августа 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения, ТМНР)
(по индивидуальному учебному плану)
внеурочной деятельности
«Волшебные картины»
2022– 2024 учебный год
Срок реализации программы 2 года
Учитель Колесникова Надежда Владимировна,
I квалификационная категория
Класс 1-4
с. Чернава
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Чернавская школа».
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. «Просвещение» 2013 г. 4. Учебного плана МОУ «Чернавская школа» на 2020 – 2021 учебный год.
5. Примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), на основе авторской программы «Художественное творчество: станем волшебниками», разработанной Т.Н.Просняковой для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Особое место для детей с множественными нарушениями занимает внеурочная деятельность. Это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий - в их неповторимости.
Программа внеурочной деятельности «Волшебные картины» является адаптированной и составлена для обучающихся с ОВЗ с учётом их психофизических особенностей.
Обучающиеся с ОВЗ которые, как известно, имеют специфические особенности развития, занимаясь декоративно – прикладным творчеством, соприкасаются с искусством, которое создает особые условия для их личностного становления. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.
Народное декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности, а в случае с детьми с ОВЗ, выполняет корректирующую компенсаторную и терапевтическую функции. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки обучающихся, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно- прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.
Направленность:
Программа имеет художественную направленность, способствует формированию у детей общетрудовых умений и навыков. Она развивает у детей с умеренной умственной отсталостью эстетическое восприятияе, образные представления, воображение, художественно-творческие способности, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность
Содержание программы представлено различными видами трудовой и художественной деятельности и направлено на овладение школьниками с ОВЗ необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами. Работа - это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию адекватного функционирования детей в социальной среде.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Цель программы «Волшебные картины»:
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Вырабатывать у обучающихся умение слушать учителя, выполнять словесные инструкции.
- Способствовать овладению техниками (работа с природным материалом, работа с бумагой, лепка, техниками рисования карандашами и гуашью), навыками работы с инструментами и приспособлениями;
- Учить различать цвет и форму предметов, величину предметов.
- Упражнять в рисовании несложных рисунков, закрашивать их, соблюдая контур, адекватно использовать цвета.
Коррекционно – развивающие:
1. Формировать умения ориентироваться на плоскости листа бумаги.
2. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
3. Развивать познавательные процессы, речь обучающихся.
Коррекционно - воспитательные:
1.Воспитывать аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе, умение трудиться в коллективе, оказывать друг другу помощь.
2. Развивать у обучающихся художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса внеурочной деятельности «Волшебные картины»;
- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народному творчеству;
Метапредметные БУД.
Регулятивные. Уч-ся получат возможность научиться:
- выполнять задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
Познавательные. Уч-ся получат возможность научиться:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- учиться находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
В результате обучения учащиеся смогут научиться:
- Узнать названия инструментов, материалов, предусмотренных программой; правильно пользоваться инструментами;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- Научиться основам изобразительной грамоты, пользоваться выразительными средствами рисунка.
- Совершенствовать навыки работы с пластилином, бумагой.
- Ребенок научится владеть карандашом, красками и другими изобразительными инструментами (бумага для аппликаций, пластилин в пластилинографии, нитки в ниткографии).
- Ребенок научится выполнять аппликации из геометрических фигур, салфеток, из гофрированной бумаги, ватных дисков. Научится различным приемам работы с бумагой;
- Научится следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
Форма организации занятия
Форма занятий – индивидуальная
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи, игровые упражнения. В теоретической части используется рассказ учителя, беседа, показ учителем способа действия; в практической части – непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы | Кол-во часов | |||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | |
Вводное занятие. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Акварелька. | 10 | 10 | 10 | 10 |
Секреты аппликации. | 8 | 10 | 10 | 10 |
Бумажное царство. Оригами. | 3 | 5 | 5 | 5 |
Волшебный пластилин | 5 | 8 | 8 | 8 |
Песочная терапия. | 6 | - | - | - |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы по внеурочной деятельности
1.Вводное занятие
Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.
2.Акварелька. Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, пластилином, с использованием ниток). Составление и выполнение гжельского узора, знакомство с городецкой и хохломской росписью.
3.Секреты аппликации. Программа предусматривает сюжеты с применением круп, аппликации из геометрических фигур, салфеток, из гофрированной бумаги, ватных дисков. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
4.Бумажное царство. Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
5. Волшебный пластилин. Знакомство с простейшими приемами сюжетной и предметной лепки. В предметной лепке изготавливают яблоко, грушу, дом, снеговика, птичку, улитку. В сюжетной лепке колобок, транспорт и т.д.
Календарно-тематическое планирование Первый год обучения (33 ч)
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. План работы. Знакомство с инструментами и материалами. | ||
Акварелька. 10 ч | |||
2 | Рисуем пальчиками. Длинные дорожки. | ||
3 | Рисуем пальчиками. Цветочки на полянке. | ||
4 | Ниткография. Получение простых фигур. | ||
5 | Ниткография. Совушка. | ||
6 | Рисование гуашью. Воздушные шары. | ||
7 | Рисование гуашью. Море и рыбки. | ||
8 | Рисуем цветными карандашами. Простые фигуры. | ||
9 | Рисуем цветными карандашами. Раскраски. | ||
10 | Рисуем цветными карандашами. Чудо-дерево. | ||
11 | Рисуем цветными карандашами. Паровозики. | ||
| Секреты аппликации. 8 ч | ||
12 | Аппликация-мозаика из обрывных кусочков бумаги. Яблоко. | ||
13 | Учимся вырезать. Аппликация из геометрических фигур. | ||
14 | Учимся вырезать. Аппликация из геометрических фигур. | ||
15 | Аппликация из ватных дисков. Снеговик. | ||
16 | Аппликация из ватных комочков. Собачка. | ||
17 | Аппликация. Украшаем елку. | ||
18 | Графика крупой. | ||
19 | Графика крупой. | ||
Оригами. 3 ч | |||
20 | Оригами. Вводное занятие. Самолётик. Кораблик. | ||
21 | Оригами. Базовая форма «Рыба». | ||
22 | Оригами. Цветы к празднику. | ||
Волшебный пластилин 5 ч | |||
23 | Пластилинография. Рисование пластилином. Звездочки на небе. | ||
24 | Рисование пластилином. Солнышко потянулось лучиками. | ||
25 | Лепим из пластилина. Корзиночка с овощами. | ||
26 | Лепим из пластилина. | ||
27 | Лепим из пластилина. | ||
Песочная терапия 6 ч | |||
28 | Песочная терапия. Вводное занятие. Способы рисования. | ||
29 | Рисуем песком. Узоры на песке. | ||
30 | Рисуем песком. Геометрические фигуры. | ||
31 | Сказочная страна. Путешествие к буквам. | ||
32 | Сказочная страна. Путешествие к цифрам. | ||
33 | Заключительный урок. Чему мы научились. |
Второй год обучения (34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. План работы. Знакомство с инструментами и материалами. | ||
Акварелька. 10 ч | |||
2 | Рисование «Цветы в вазе». | ||
3 | Рисование дерева. | ||
4 | Рисование «Пирамидка» | ||
5 | Рисование «Волшебный круг» | ||
6 | «Учимся рисовать гжель» | ||
7 | Рисование «Знакомство с городецкой росписью» | ||
8 | Рисование «Знакомство с хохломской росписью» | ||
9 | |||
10 | Иллюстрирование русских народных сказок. | ||
11 | Иллюстрирование русских народных сказок. | ||
| Секреты аппликации. 10ч | ||
12 | Аппликация-мозаика из обрывных кусочков бумаги. | ||
13 | Аппликация из геометрических фигур. | ||
14 | Аппликация из геометрических фигур. | ||
15 | Аппликация из ватных дисков. | ||
16 | Аппликация из ватных комочков. Собачка. | ||
17 | Аппликация. Украшаем елку. | ||
18 | Графика крупой. | ||
19 | Графика крупой. | ||
20 | Аппликация «Укрась шарфик узором». | ||
21 | Аппликация -торцевание на пластилине. Гиацинт. | ||
Оригами. 5 ч | |||
22 | Оригами. Квадрат- основная фигура оригами | ||
23 | Оригами. Базовая форма «Треугольник» Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. | ||
24 | Оригами. Базовая форма «Двойной треугольник». Базовая форма «Двойной квадрат». Рыбка и бабочка. | ||
25 | Оригами. Цветы к празднику | ||
26 | Оригами. Цветы к празднику | ||
Волшебный пластилин 8 ч | |||
27 | Лепка «Бревенчатый домик». | ||
28 | Лепка «Улитка». | ||
29 | Лепка «Вишня в корзинке». | ||
30 | Лепка «Птички и кормушка» | ||
31 | Лепка «Золотая рыбка» | ||
32 | Лепка «Заяц». | ||
33 | Лепка «Уточка с утятами» | ||
34 | Заключительный урок. Выставка работ. |
Уровень усвоения программы
Программа всех разделов усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, промежуточные просмотры. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.
Мониторинг результатов усвоения программы проводится не реже одного раза в полугодие
При определении уровня усвоения программы оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, викторина, конкурс, выставка, опрос, анкетирование, промежуточные просмотры. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, выставках. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.
3. Формы аттестации и оценочные материалы.
№ п/п | Наименование критерия | Характер Задания | Удовлетворительный уровень | Хороший уровень | Отличный уровень |
3 балла | 4 балла | 5 баллов | |||
1. Информированность ребенка в области различных техник. | |||||
1 | Основные техники | Предлагается показать известные техники | Без особого интереса выполняет задания, в связи с недостаточным освоением техник. | Пытается показать отдельные техники помощью педагога. | Показывает технику, практически не пользуется подсказкой педагога. |
2 | Знакомство с образцами. | Демонстрируются картины, выполненные в различных техниках | Отмечает, что ранее ребенок таких картин не видел. | Отмечает, что подобное когда-то наблюдал, но особо не обращал внимания | Отмечает, что такие картины видел и не раз, они вызвали интерес, у него есть дома. |
2. Отношение ребенка к прикладному искусству. | |||||
1 | Желание научиться создавать картины, поделки своими руками. | Делаем различные поделки из бумаги, из пластилина. | Желание проявляется слабо. | Желание присутствует, но неустойчивое. | Желание ярко выражено, но неустойчивое. |
2 | Умение видеть красоту в окружающем мире и желание сделать своими руками. | Делаем поделки | Ребенок без особого желания делает заготовки. | Выполняет все рекомендации, но не очень аккуратно. | Старательно, качественно выполняет все инструкции по заданию учителя. |
3. Освоение ребенком навыков работы с бумагой, пластилином. | |||||
1 | Овладение графическими навыками по созданию эскизов картин. | Предлагается использовать словесное описание картины учителем и использовать галерею фото. | Частично сформированы отдельные графически е действия умения. При рисовании допускает неточности. Изображение получается слабоузнаваемым. Требует постоянно помощи взрослого. | Сформированы отдельные графические действия умения. В некоторых случаях допускает неточности (движения, формы и пр.). Изображение узнаваемо. Качество изображени я низкое. Нуждается в Помощи взрослого. | Сформированы основные графически е действия. Удается передать форму. Иногда нуждается в помощи взрослого. |
2 | Освоение принципа «налепа»,лепки геометрических фигур. | По словесной инструкции изготавливаем различные части тела для героев из мультфильма. | Частично сформированы отдельные геометрические представления. Допускает неточности. Изображение получается слабоузнаваемым. Требует постоянной помощи взрослого. | Сформированы отдельные геометрические представления. В некоторых случаях допускает неточности. Изделие узнаваемо. Качество изделия низкое. Нуждается в помощи взрослого. | Сформированы основные геометрические понятия. Удается передать форму. Изделие выполнено качественно. Иногда нуждается в помощи взрослого. |
3 | Выбор техник изонити для различных геометрических фигур. | Предлагается нарисовать эскиз предметной картины. | Отказывает от рисования с мотивировкой, что не сможет такую картину нарисовать. | Не очень аккуратно и без особого желания делает эскиз, только с помощью учителя. | Старательно, аккуратно, без помощи учителя выполняет инструкцию по рисованию эскиза. |
1. Психомоторное развитие обучающегося. | |||||
1. | Зрительно- моторная координация в процессе прикладного искусства. | Предлагается выполнение графических, геометрических заданий и упражнений, требующих определенной точности, ритмичности движения и одновременной работы пальцев двух рук одновременно. | Наблюдается нарушение зрительно- моторной координации в процессе изонити, лепки. Затрудняется соотнести силу, амплитуду скорость, ритмичность движения с графической задачей. | Сформирована слабо. Часто движения рук неточны, характер, сила, амплитуда, скорость, ритмичность движения не соответствуют графической задаче. Одновременная работа двумя руками не скоординирована. | Сформирована в достаточной степени. Иногда движения рук неточны, характер, сила, амплитуда, скорость, ритмичность движения не всегда соответствуют графической задаче. Одновременная работа двумя руками не всегда скоординирована. |
2 | Внимание, усидчивость, доведение графической работы до конца. | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий. | Характерна расторможенность, трудность сосредоточения внимания. Работа до конца не доводится. | Иногда проявляется невнимательность, неусидчивость. В некоторых случаях работа может быть не доведена до конца. | Чаще всего проявляется внимание, усидчивость, работа доводится до конца. |
3 | Речевая деятельность в процессе работы с бумагой, пластилином. | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий. | Процесс рисования осуществляется молча. Побуждения педагога к речи не дают результата. Не может придумать и рассказать историю для создания картин. | Речевая деятельность в процессе рисования постоянно побуждается педагогом. При помощи наводящих вопросов ребенок может выразить в речи: свои действия, свое отношение, свое эмоциональное со стояние. Придумывает и рассказывает эскизы для картин только с помощью взрослого. | В ходе рисования ребенок чаще всего может выразить в речи: свои действия, свое отношение, свое эмоциональное состояние. При помощи взрослого придумывает и рассказывает сюжет для картин.. |
2. Проявление творческих способностей ребенка | |||||
1 | Воображение, фантазия в прикладной деятельности. | Предлагается нарисовать эскиз картины для интерьера в свою комнату. | Отказывается с мотивировкой «Не знаю как». | Сразу не может создать образ. Пробует различные варианты. Дорисовывает с помощью педагога. | Самостоятельно находит образ, дорисовывает выразительно. |
2 | Оригинальность эскиза. | Предлагается дорисовать по выбору тематику из перечня предлагаемого. | Дорисовывает не все. Изображения повторяются, неоригинальны. | Дорисовывает все. Изображения могут повторяться, оригинальносю не отличаются. | Дорисовывает все. Получаются интересные изображения. |
3. Эмоциональный отклик обучающегося в процессе изонити. | |||||
1 | Эмоциональная выразительность картин. | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий. | Картины эмоционально не выразительны, скучны. | Картины чаще всего маловыразительны. | Почти каждая картина характеризуется эмоциональной выразительностью. |
2 | Эмоциональное состояние | Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий. | Изонить слабо влияет на исходное эмоциональное состояние. | Чаще всего способствует стабилизации эмоционального состояния. Свои эмоции в слове ребенок затрудняется выразить. | Всегда квиллинг, изонить способствует гармонизации эмоционального состояния. Как правило, свои эмоции ребенок может выразить в слове. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Зоология в рисунках"
Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ 2 класс
Данная программа внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.Курс предназначен для учащихся 2 класса.Целью уроков произношения является: воспитание внятной, выразительной ус...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 1-4 класс с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуника...