Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Зоология в рисунках"
рабочая программа (2 класс) на тему
Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programmazoologiya_v_risunkah_2017.docx | 53.02 КБ |
annotatsiya_zoologiya_v_risunkah_2017.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО ________________________ ________________________ От________2017г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________ Приказ от ____2017г. № ___ |
Рабочая программа адаптированной внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Зоология в рисунках»
Учителя Брюховец Оксаны Васильевны
Срок реализации 1 год
г. Покачи
2017г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Адаптировать ребёнка - это значит приспособить его к развитию, позволяющее в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса окружающий мир в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к окружающему миру, к живой и неживой природе; развитие приёмов умственной деятельности.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и формального заучивания. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, видят.
Обучающиеся с задержкой психического развития (далее ЗПР) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].
Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность, задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.
Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны: низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития. Коррекционное обучение, направленное на оптимизацию мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей (Лубовский, 1979).
Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых (Усанова, 2006).
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев сформированности компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации (Усанова, 2006)
Особые образовательные потребности учащихся с ЗПР
Для учащихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
∙ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
∙ организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
∙ учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для учащихся с ЗПР;
∙ постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и динамики психофизического развития;
∙ постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
∙ постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
∙ специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
∙ постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
∙ развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет общие со здоровыми детьми потребности, главная из которых – необходимость в любви и стимулирующей развитие обстановке.При реализации адаптированной внеурочной программы, большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и самоутверждению детей.
Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с миром животных и растений, способствуют формированию эмпатии у детей, и мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы. Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.
Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества.
Актуальность внеурочной общеобразовательной программы
«Зоология в рисунках» обусловлена изучением видового состава животного мира и закрепление пройденного материала в виде творческой работы изучаемого объекта, что позволяет учащимся эффективнее и эмоциональнее запоминать материал. Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень приспосабливания, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она направлена на привитие основ экологической культуры ребенка через эстетическое восприятие и изображения животного мира. Занятия проходят с использованием информационно - компьютерных технологий. Дети знакомятся с разнообразием животного мира, основами экологической культуры. Формируют представление о ценности жизни живых организмов, экологически целесообразного поведения человека, развивают творческий потенциал и воображение при помощи изобразительного искусства. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Наблюдение за животными и их изучение вызывает у учащегося созидательные и эстетические чувства, бережное отношения к природе, формирование экологической культуры.
Внеурочная общеобразовательная программа «Зоология в рисунках» естественнонаучной направленности. Она интегрирует в себе теорию эколого-натуралистического направления и нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве. Рисование - первый вид творческой деятельности ребенка. Рисуя, они учатся видеть, понимать окружающий мир. Рисование приучает анализировать формы, развивает зрительную память, пространственное мышление, свободу для самовыражения, развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Радость от творчества становится намного доступнее, когда они учатся рисовать с помощью различных приемов и методов, которые разрешают трудности в рисовании. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным, познавательным и занимательным, облегчает преодоление трудностей при усвоении нового материала. В программе использованы такие нетрадиционные техники рисования как: монотипия, рисование пальчиками, точечное рисование, рисование свечой, рисование набрызгом, методом отпечатка и др.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья так же происходит через различные мероприятия, проводимые на станции юных натуралистов, конкурсах, выставках. Знания и умения, полученные на занятиях, учащиеся реализуют в викторинах, олимпиадах. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, даст положительные результаты.
Формы организации образовательного процесса – групповые. При организации занятий используются следующие методы:
методы стимулирования познавательного интереса – викторины, конкурсы;
-методы формирования эстетического отношения к природе;
- словесные методы: рассказ, устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста;
- наглядные методы: демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.;
- практические методы: упражнение, практическая работа, самостоятельная работа.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий – количество часов в неделю: 1 час; в год 34 академических часов (один академический час – 40 минут) .
Процесс обучения предусматривает проведение различных типов занятий: комбинированного, теоретического, практического.
Виды занятий: беседа, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, наблюдение, практическое занятие, презентация, экскурсия и др.
Цель и задачи программы
Цель: формирование основ экологической культуры, развитие творческого потенциала, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Задачи:
- расширить знания о многообразии животных родного края;
- сформировать систему эколого-биологических знаний;
- сформировать представление о ценности любой формы жизни;
- сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека;
- развить индивидуальные способности детей, творческий потенциал и воображение;
- развить слуховое восприятие посредством речевого акцента;
- воспитать нравственные качества, такие как сопереживание, любовь, бережное отношение.
Формы проведения занятий
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя дискуссии, беседы, рассказы.
Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний (творческие задания в виде рисунков в исполнении нетрадиционных техник рисования, карточки по выбору, работа в группах, тестовые задания, викторины), коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер-классы, экскурсии.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Теория: Ознакомление с содержанием программы «Зоология в рисунках». Тестирование. Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж.
Практика: Экскурсия № 1: «Знакомство с животными мини-зоопарка».
Раздел 2. Позвоночные. Рыбы
Теория: Первые наскальные изображения животных. Самые первые рыбы. Внешнее строение рыб. Форма тела как приспособление к водной среде обитания.
Отличие хрящевых рыб от костных. Боковая линия и ее предназначение. Самые зубастые хрящевые рыбы – акулы.
Домашние питомцы - обитатели аквариумов.
Практика:«Рисуем пальчиками и ладошками".
Экскурсия № 2: «Обитатели подводного мира».
Тематический контроль: викторина, выставка творческих работ.
Раздел 3. Земноводные
Теория: Вымершие представители амфибий. 3 современных отряда земноводных. Безногие амфибии. Приспособление организма к внешним условиям среды обитания. Чем они отличаются от змей? Представители фауны ХМАО.
Хвостатые амфибии. Внешнее строение. Обитатели нашей территории. Бесхвостые земноводные. Внешнее строение и отличительные черты. Сходство и отличие земноводных от рыб. Жизнь на суше и в воде.
Практика: Рисование свечой. Монотипия. Рисование «набрызгом». Экскурсия № 3: «Очаровательные амфибии».
Тематический контроль: индивидуальные карточки, выставка творческих работ.
Раздел 4. Пресмыкающиеся
Теория: Почему эти животные названы пресмыкающимися? Самые первые представители. Особенности строения, позволившие им полностью перейти к наземному образу жизни. Значение чешуйчатых пресмыкающихся в природе и жизни человека. Представители нашего округа. Самые медленные рептилии. Крокодилы и другие представители данного отряда.
Практика: Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Экскурсия № 4: «Путешествие к пресмыкающимся».
Тематический контроль: работа в группах, выставка творческих работ.
Раздел 5. Птицы
Теория: Самые древние птицы. Происхождение птиц от пресмыкающихся. Что позволило птицам освоить полет? Основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих. Почему пингвины не летают? Строение пера. Страусообразные. Дневные хищники. Совы. Обитатели нашей местности. Куриные. Воробьиные – самый многочисленный отряд.
Практика: Техника рисования «монотипия», аппликация с дорисовыванием, рисование при помощи овалов и дополнительных линий, рисуем пальчиками и ладошками, метод отпечатка.
Экскурсия № 5.
Тематический контроль: игра-путешествие «А я хочу как птица…», выставка творческих работ.
Промежуточный контроль: тестовые задания.
Раздел 6. Млекопитающие
Теория: Внешний облик и различия. Яйцекладущие, или первозвери – в чем их особенность? Для чего сумчатым сумка? Яйцекладущие, сумчатые, насекомоядные – очень древние и наиболее примитивные млекопитающие. В 10 раз лучше человека слышат только рукокрылые. В чем секрет?
Сходство и отличие грызунов и зайцеобразных? Значение грызунов в жизни человека. Обитатели нашей местности.
Китообразные – самые крупные млекопитающие. Цедильный аппарат. Почему ластоногих называют полуводными?
Хищные. Животные нашей местности. Животные красной книги. Хоботные.
Парнокопытные – самые одомашненные животные. Почему их называю жвачными? Непарнокопытные. Почему млекопитающие считаются наиболее высокоорганизованными? Какие животные обитают в нашей местности, их значение?
Приматы. Почему человека относят к данному отряду? Приспособление обезьян к жизни на деревьях. Сходство и различие приматов с другими млекопитающими.
Практика: Рисование свечой. Рисование «набрызгом». Рисование мятой бумагой. Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Монотипия. Рисование мелом. Аппликация с дорисовыванием.
Экскурсия № 6: «Самые развитые существа планеты».
Промежуточный контроль: индивидуальные карточки, выставка творческих работ.
Итоговый контроль: работа в группах.
Раздел 7. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Рисунок на свободную тему при помощи техники
«Ниткография». Выставка творческих работ «Братья наши меньшие». Театр экспромт: «Мы пришли в зоопарк».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Личностные результаты:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к объектам живой природы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение-2 ч | |||
1 | Ознакомление с содержанием программы «Зоология в рисунках». Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Экскурсия № 1 | 1 | |
Рыбы-5 ч | |||
3 | Первые наскальные изображения животных. Самые первые рыбы. | 1 | |
4 | Внешнее строение рыб | 1 | |
5 | Самые зубастые хрящевые рыбы – акулы. | 1 | |
6 | Домашние питомцы - обитатели аквариумов. | 1 | |
7 | «Рисуем пальчиками и ладошками». Рисуем методом «отпечатка». Изучаем технику «Точечное рисование». | 1 | |
Земноводные-6 ч | |||
8 | Кто такие земноводные? Внешнее строение. | 1 | |
9 | Вымершие представители амфибий. | 1 | |
10 | Приспособление организма к внешним условиям среды обитания. Чем они отличаются от змей? | 1 | |
11 | Представители фауны ХМАО. | 1 | |
12 | Сходство и отличие земноводных от рыб. Жизнь на суше и в воде. | 1 | |
13 | Рисование «набрызгом». | 1 | |
Пресмыкающиеся-6 ч | |||
14 | Почему эти животные названы пресмыкающимися? | 1 | |
15 | Самые первые представители. Особенности строения, позволившие им полностью перейти к наземному образу жизни. | 1 | |
16 | Значение чешуйчатых пресмыкающихся в природе и жизни человека. Представители нашего округа. | 1 | |
17 | Самые медленные рептилии. Крокодилы и другие представители данного отряда. | 1 | |
18 | Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. | 1 | |
19 | Экскурсия № 2 | 1 | |
Птицы-4ч | |||
20 | Самые древние птицы. Происхождение птиц от пресмыкающихся | 1 | |
21 | Что позволило птицам освоить полет? Основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих | 1 | |
22 | Обитатели нашей местности. | 1 | |
23 | Техника рисования «монотипия», аппликация с дорисовыванием, рисование при помощи овалов и дополнительных линий, рисуем пальчиками и ладошками, метод отпечатка. | 1 | |
Млекопитающие-6ч | |||
24 | Внешний облик и различия. Яйцекладущие, или первозвери – в чем их особенность? | 1 | |
25 | Китообразные – самые крупные млекопитающие. | 1 | |
26 | Хищные. Животные нашей местности. | 1 | |
27 | Животные красной книги. | 1 | |
28 | Парнокопытные – самые одомашненные животные. | 1 | |
29 | Рисование «набрызгом». Рисование мятой бумагой. Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Монотипия. Рисование мелом. Аппликация с дорисовыванием | 1 | |
Заключительное занятие | 5 | ||
30 | Подведение итогов за год.Тест. | 1 | |
31 | Экскурсия № 3 | 1 | |
32 | Театр экспромт: «Мы пришли в зоопарк». | 1 | |
33 | Рисование рисунков на тему "Братья наши меньшие" | 1 | |
34 | Выставка творческих работ «Братья наши меньшие».Обсуждение. | 1 |
Методические материалы
Дидактическое обеспечение: слайд-презентации, аудио- и видеозаписи, иллюстрации животных, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и вопросами – суждения, образцы рисунков), зоологическое лото, общеразвивающие настольные игры, информационные буклеты и т.д.
Список литературы
- Биология. Животные. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений
/ В. В.Латюшин, В. А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2012. – 302, [2] с. : ил.
- Воробьева, Л.В. Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» для 1 класса начального общего образования. Л.В. Воробьева.
- Зотов, В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально– ценностного отношения к природе [Текст]: дис. … канд. пед. Наук/ В.В. Зотов.
– Москва, 1998. – 147 с.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Авторская программа. Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
- Поморцева, Т.А. Авторская образовательная программа для младших школьников «Мы живем в Кузбассе». Т.А. Поморцева.
- Программы дипломантов III Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования: В 2ч. Ч.1. / Сост. О.В. Ярушина, Г.М. Пилипчук, М.В. Маюрова. – Сургут, 2003. – 100 с.
- Серия «Эрудит». Мир животных. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.: ил.
- Ходякова Т.В. Программа экологического воспитания младших школьников «Природа и дети». Т.В. Ходякова г. Моршанск 2013г.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева// учебно-методич. пособие. – Саратов, 1999.
- Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова//книга для учителя и воспитателя. – М.: Просвещение. 1993.
Интернет ресурсы
- http://doc4web.ru/izo/rabochaya-programma-izo-klass-fgos-shkola- rossii.html
- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59- diagnosis-motivational-sphere/618-g-luskanova-methods-of-studies-of- children-with-learning-difficulties-questionnaire-to-assess-the-level-of-school- motivation
- http://artsch2.ru/obrazovatelnaya-programma
- http://festiva.1september.ru/articles/566003/
[1] Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Зоология в рисунках» для 2 классов
Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет общие со здоровыми детьми потребности, главная из которых – необходимость в любви и стимулирующей развитие обстановке. При реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и самоутверждению детей.
Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с миром животных и растений, способствуют формированию эмпатии у детей, и мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы. Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.
Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества.
Актуальность внеурочной адаптированной программы «Зоология в рисунках» обусловлена изучением видового состава животного мира и закрепление пройденного материала в виде творческой работы изучаемого объекта, что позволяет учащимся эффективнее и эмоциональнее запоминать материал. Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень приспосабливания, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она направлена на привитие основ экологической культуры ребенка через эстетическое восприятие и изображения животного мира. Занятия проходят с использованием информационно - компьютерных технологий. Дети знакомятся с разнообразием животного мира, основами экологической культуры. Формируют представление о ценности жизни живых организмов, экологически целесообразного поведения человека, развивают творческий потенциал и воображение при помощи изобразительного искусства.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий – количество часов в неделю: 1 час; в год 34 академических часов (один академический час – 40 минут) .
Процесс обучения предусматривает проведение различных типов занятий: комбинированного, теоретического, практического.
Цель и задачи программы
Цель: формирование основ экологической культуры, развитие творческого потенциала, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Задачи:
-расширить знания о многообразии животных родного края;
-сформировать систему эколого-биологических знаний;
-сформировать представление о ценности любой формы жизни;
-сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека;
-развить индивидуальные способности детей, творческий потенциал и воображение;
-развить слуховое восприятие посредством речевого акцента;
- воспитать нравственные качества, такие как сопереживание, любовь, бережное отношение.
Формы проведения занятий
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя дискуссии, беседы, рассказы.
Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний (творческие задания в виде рисунков в исполнении нетрадиционных техник рисования, карточки по выбору, работа в группах, тестовые задания, викторины), коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер-классы, экскурсии.
Методические материалы
Дидактическое обеспечение: слайд-презентации, аудио- и видеозаписи, иллюстрации животных, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и вопросами – суждения, образцы рисунков), зоологическое лото, общеразвивающие настольные игры, информационные буклеты и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ 2 класс
Данная программа внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.Курс предназначен для учащихся 2 класса.Целью уроков произношения является: воспитание внятной, выразительной ус...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 1-4 класс с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуника...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Карусель» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Общая характеристика программы «Карусель» Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов и относится к образовательной программе, ориентированной на дости...