Программа дополнительного образования "Фантазируем и творим"
рабочая программа

Татьяна Анатольевна Косырева

Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазируем и творим» художественной направленности разработана с учетом: Положения о дополнительном образовании детей  Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Для детей дошкольного возраста наиболее близок и интересен мир, который их окружает.

Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Занятия декоративно-прикладным творчеством, особенно в системе дополнительного образования детей позволяют ребенку своевременно и разносторонне овладевать наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. В программе особое внимание уделяется развитию движений рук, а именно пальцев кисти, так как существует тесная взаимосвязь между координацией тонких, легких движений пальцев рук и речью.

Актуальность программы заключается в том, что программа призвана помочь детям стать уверенными и творчески мыслящими людьми. Современному обществу нужны всесторонне развитые, уверенные в себе личности. Личность, как известно, формируется с самого раннего возраста, перед педагогами и родителями возникает проблема адаптационного периода «домашних» детей к начальной школе. Недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы часто приводят к тому, что дети сначала теряют уверенность в своих силах, а затем и интерес к творчеству.

Данную программу рекомендую использовать с детьми дошкольного возраста, на занятиях предшкольной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Фантазируем и творим»

Направленность программы: художественная

Срок реализации программы: 72 часа

Возраст детей: 6 - 8 лет

Косырева Татьяна Анатольевна

педагог дополнительного образования,

учитель начальных классов

г. Энгельс, 2020

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазируем и творим» художественной направленности разработана с учетом: Положения о дополнительном образовании детей МБОУ «СОШ № 4» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Для детей дошкольного возраста наиболее близок и интересен мир, который их окружает.

Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Учеными давно было установлено, что между ручной деятельностью ребенка и развитием его психики и мышления существует непосредственная связь. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, ведь именно от них зависит управление движениями руки.

Занятия декоративно-прикладным творчеством, особенно в системе дополнительного образования детей позволяют ребенку своевременно и разносторонне овладевать наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. В программе особое внимание уделяется развитию движений рук, а именно пальцев кисти, так как существует тесная взаимосвязь между координацией тонких, легких движений пальцев рук и речью.

Руководствуясь современными психолого-педагогическими знаниями, за ее основу взято обучение детей технике работы с бумагой, пластилином, природными материалами, так как данные виды декоративно-прикладного творчества воспитывают художественный вкус ребенка и бережное отношение к культурному наследию, развивают личностный потенциал в ходе творческой деятельности, способствуют осмыслению места декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка.

Актуальность программы заключается в том, что программа призвана

помочь детям стать уверенными и творчески мыслящими людьми. Современному обществу нужны всесторонне развитые, уверенные в себе личности. Личность, как известно, формируется с самого раннего возраста, перед педагогами и родителями возникает проблема адаптационного периода

«домашних» детей к начальной школе. Недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы часто приводят к тому, что дети сначала теряют уверенность в своих силах, а затем и интерес к творчеству.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность.

Адресат программы: обучающиеся от 6 до 8 лет.

Возрастные особенности. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – это естественный для ребенка вид деятельности. В игре перерабатываются полученные от окружающего мира впечатления. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте эмоционально отзывчивы и искренне сопереживают героям сказочных произведений, поэтому каждое занятие начинается какой-либо историей, а ребенок на каждом занятии чувствует себя участником этих событий. Игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания и мечты, ему открывается широкий простор для проявления творческой активности.

Программа предусматривает развитие у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Комплектность программы включает разные направления прикладного творчества: торцевание на пластилине, оригами, аппликация (обрывная, из

«ладошек», из пластилина), мозаика, поделки из бросового материала.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.

Срок освоения программы: 72 часа.

Режим, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество обучающихся группе: 13-25 человек.

Принцип набора - свободный. Форма обучения: очная Способы проверки результатов:

  • организация выставок,
  • участие в конкурсах.
  1. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей детей, посредством декоративно-прикладного искусства, создание условий для их самовыражения ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

обучающие: ознакомить с основами знаний в области декоративно- прикладного искусства: торцевание, мозаика, оригами, поделки из бросового материала, аппликация;

развивающие: развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;

воспитательные: воспитать художественный вкус, трудолюбие, уверенность в своих силах, сформировать чувство коллективизма.

  1. Планируемые результаты

Предметные: должны знать:

- различные приемы работы бумагой, пластилином;

  • последовательность изготовления несложных изделий;
  • формообразование сгибанием, складыванием;
  • названия и назначение материалов и инструментов;
  • клеевой способ соединения;
  • правила безопасности во время занятий.

должны уметь:

  • обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
  • соблюдать правила гигиены труда;
  • создавать композиции с изделиями;
  • качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению изделий;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
  • точно резать ножницами;
  • безопасно работать и хранить инструменты;
  • собирать изделия; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией.

Метапредметные:

  • использование в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и логического мышления,
  • демонстрация        в        выполненных        заданиях        творческого        воображения        и фантазии.

Личностные:

  • умение общаться с педагогом и обучающимися;
  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного;
  • бережно относиться к результатам труда;
  • мотивация на дальнейшие занятия художественным творчеством.

  1. Содержание программы

  1. Учебный план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

Просмотр мультфильма

2.

В мире бумаги

6

11

17

Выполнение задания, участие в конкурсах

3.

Волшебный мир пластилина

7

11

18

Выполнение задания, участие в конкурсах

4.

Искусство оригами

7

11

18

Выполнение задания, участие в

конкурсах

5.

Бросовый материал

7

9

16

Выполнение задания, участие в конкурсах

6.

Итоговое занятие

-

1

1

Организация выставки

Итого:

28

44

72

  1. Содержание учебного плана

Вводное занятие.

Теория. Введение в программу «Фантазируем и творим». Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Просмотр мультфильма «Кем быть?»

В мире бумаги.

Теория. Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из «ладошек», аппликация из пластилина, мозаика, обрывная аппликация. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей.

Практика. Изготовление аппликаций из ладошек («Солнце», «Герои мультфильмов», «Ёжик»), обрывная аппликация («Листопад», «Осеннее дерево»), мозаика («Что нам осень принесла», «Золотая рыбка»), аппликация из цветной бумаги («Белочка», «Кузнечик», «Чебурашка»), аппликация из пластилина («Репка», «Аквариум»).

Волшебный мир пластилина.

Теория. Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство с основными деталями и формами. Просмотр мультфильма «Я леплю из пластилина».

Практика. Лепка из пластилина («Тыква», «Уголок природы», «Моя бабушка»,

«Ёлочка», «Ветка рябины», «Букет для мамы», «У лукоморья дуб зеленый»,

«Гнездо»).

Искусство оригами.

Теория.        Знакомство        с        основными        базовыми        формами        в        технике одностороннего и объемного оригами.

Практика. Оригами («Рыбка», «Щенок», «Домик», «Пингвин», «Грибок»,

«Краб», «Лодочка», «Птицы на ветке»).

Бросовый материал.

Теория. Рассказ о весне, весенние праздники.

Практика. Изготовление поделок («Подснежники», «Паровозик из Ромашково», «Дерево», «Одуванчики», «Ромашки», «Цыплята», поделки на свободную тему).

Итоговое занятие.

Практика. Организация выставки.

  1. Формы аттестации планируемых результатов программы и их периодичность

Освоение дополнительной общеразвивающей программы «Фантазируем и творим» сопровождается участием в конкурсах, выставках.

Планируемые результат

Формы контроля/

аттестации

Срок осуществления

контроля/аттестации

Предметные результаты

1.

Знание различных приемов работы с бумагой, пластилином; последовательности изготовления несложных изделий; формообразования сгибанием, складыванием; названий и назначения материалов и инструментов; клеевого

способа соединения; правил безопасности во время занятий.

опрос

постоянно

2.

Умение обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;

создавать композиции с изделиями; качественно выполнять операции и

опрос педагогическое наблюдение выставка

постоянно

на вводном занятии на итоговом занятии

приёмы по изготовлению изделий; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; точно резать ножницами; безопасно работать и хранить инструменты; собирать изделия; эстетично и аккуратно

отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией.

Метапредметные результаты

1.

Способность использования в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и логического мышления.

- демонстрация в выполненных заданиях творческого воображения и фантазии.

педагогическое наблюдение

постоянно

2.

Владение умениями работать с

информацией (анализировать и обобщать факты); использовать современные источники информации; способность решать творческие

задачи;

педагогическое

наблюдение

постоянно

3.

Представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация); готовность к сотрудничеству с обучающимися, коллективной работе; формирование проектных умений. Демонстрировать в выполненных заданиях творческое

воображение и фантазии.

круглый стол

постоянно

Личностные результаты

1.

Способность

  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного;
  • бережного отношения к результатам труда;
  • формирования мотивации на

дальнейшие занятия художественным творчеством.

педагогическое наблюдение, выставка

постоянно

  1. Комплекс организационно – педагогических условий

  1. Методическое обеспечение программы

Дополнительная образовательная программа «Фантазируем и творим» ориентирована на обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Она предоставляет возможности творчески мыслить, непринужденно взаимодействовать в коллективе, выразить самые фантастические желания и мечты, проявить творческую активность.

Процесс обучения проводится в форме занятий с выполнением практических: индивидуальных, коллективных работ, участия в очных и заочных конкурсах на лучшую работу или композицию. В качестве средств обучения используются видеоматериалы, презентации, мультфильмы, схемы и т.д.

Итоговый контроль проводится по разработанным педагогом тематическим тестовым материалам. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированности интереса обучающихся к занятиям. Уровень удовлетворенности процессом обучения определяется результатами рефлексивных игр: «Я глазами других», «Дерево успеха», «Светофор».

  1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:

  1. Кабинет, парты, стулья.
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер (ноутбук).
  4. Аудио-колонки с наушниками.
  5. Сканер, фотоаппарат (или телефон с функцией фотосъемки).
  6. Материалы, инструменты и приспособления для проведения занятий.

Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий соответствующей методикой.

  1. Оценочные материалы

Критерии оценки результатов текущего контроля и итоговой аттестации:

  1. Критерии оценки теоретической подготовки обучающихся:
  • соответствие теоретических знаний программным требованиям;
  • осмысленность и свобода владения специальной терминологией.
  1. Критерии оценки практической подготовки обучающихся:
  • соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;
  • качество выполнения практических заданий.
  • педагогическое наблюдение;
  • выставки;
  • творческая работа.
  1. Список литературы и электронных ресурсов.

  1. Список литературы для педагога:
  1. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017. - 664 c.
  2. Кабаченко Сергей Животные из пластилина. Пошаговые мастер-классы / Сергей Кабаченко. - М.: Эксмо, 2015. - 429 c.
  3. Корнева Т.А., Корнев О.А. Проектная мастерская / Корнева Т.А., Корнев О.А. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с.

  1. Список литературы для обучающихся:

  1. Бахурова Е.П., Московка О. Лепим из пластилина / Бахурова Е.П., Московка О. – М.: Стрекоза, 2019. – 64 с.
  2. Гийом Дени Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия / Гийом Дени – М.: Эксмо, 2019. – 256 с.
  3. Каминская Е.А. Мозаика из крупы и семян / Каминская Е.А. – М.: Рипол- Классик, 2020. – 64 с.
  4. Ляне С. Пластилиновые забавы / Ляне С. – М.: Формат-М, 2019. – 68 с.
  5. Сеньшова Л., Чтак О. Пластилиновая лаборатория Чевостика / Сеньшова Л., Чтак О. – М.: МИФ, 2018. – 80 с.

  1. Список литературы для родителей:

  1. Кьюксарт Б. Пластилинолепие. Занятия с пластилином для детей дошкольного возраста. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Б. Кьюксарт. - М.: Национальное образование, 2015. - 144 c.
  2. Лыкова И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2015. - 768 c.
  3. Макаренко М.К. Рисуем пластилином / М.К. Макаренко. - М.: Ранок, 2015. - 146 c.
  4. Макаренко Мария Рыбки, крабики, осьминожки и другие обитатели моря из пластилина / Мария Макаренко. - М.: Эксмо, 2015. - 320 c.
  5. Митькин Н.Н. Герои русских сказок из пластилина своими руками / Н.Н. Митькин. - М.: Эксмо, 2015. - 166 c.
  6. Орен Рони Секреты пластилина / Рони Орен. - М.: Machaon, 2015. - 824 c.
  7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Посполита Н.В. Мир деятельности / Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Посполита Н.В. – М.: Бином «Лаборатория знаний», 2019. – 88 с.
  8. Пластилин и пуговицы. - М.: Карапуз, 2015. - 534 c.

  1. Электронные источники

  1. Мультфильм «Я леплю из пластина». Режим доступа: https://youtu.be/lynwQAfa8O4, свободный
  2. Мультфильм «Кем быть?». Режим доступа: https://youtu.be/3nJFAzdjBG8,

свободный

  1. Мультфильм «Пластилиновая ворона». Режим доступа: https://youtu.be/WVb_MKlsi1s, свободный
  2. Мультфильм «Оригами». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iBKP2e5yzKY&feature=youtu.be, свободный
  3. Мультфильм «Оригами». Режим доступа: https://edusar.soiro.ru/mod/resource/view.php?id=45302, свободный

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к программе «Фантазируем и творим» на 2020/2021 учебный год

№ п/ п

Месяц, число

Форма занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

5.10-10.10

Презентация

1

Вводное

занятие

аудитория

просмотр

мультфильма

2.

5.10-10.10

Занятие с выполнением практической

работы

3

В мире бумаги

«Листопад»

аудитория

выполнение работы

3.

12.10-17.10

Занятие с выполнением

практической работы

3

В мире бумаги

«Солнце»,

«Золотая рыбка»

аудитория

выполнение работы

4.

19.10-24.10

Занятие с выполнением практической

работы

3

В мире бумаги

«Белочка»,

«Аквариум»

аудитория

выполнение работы

5.

26.10-31.10

Занятие с выполнением практической

работы

2

В мире бумаги

«Ёжик»,

«Осеннее дерево»

аудитория

выполнение работы

6.

2.11-7.11

Занятие с выполнением практической

работы

2

В мире бумаги

«Кузнечик»,

«Репка»

аудитория

выполнение работы

7.

9.11-14.11

Занятие с выполнением

практической работы

2

В мире бумаги

«Что нам осень принесла»,

«Чебурашка»

аудитория

выполнение работы

8.

16.11-21.11

Занятие с выполнением

практической работы

2

В мире бумаги

«Герои мультфильмов»

аудитория

выполнение работы,

организация выставки

9.

16.11-21.11

Занятие с выполнением

практической работы

2

Волшебный мир пластилина

«Тыква»

аудитория

выполнение работы,

просмотр мультфильма

10.

23.11-28.11

Занятие с

3

Волшебный

аудитория

выполнение

выполнением практической работы

мир пластилина

«Уголок

природы»

работы

11.

30.11-5.12

Занятие с выполнением практической

работы

3

Волшебный мир пластилина

«Моя бабушка»

аудитория

выполнение работы

12.

7.12-12.12

Занятие с выполнением практической работы

2

Волшебный мир пластилина

«Ветка рябины»

аудитория

выполнение работы

13.

14.12-19.12

Занятие с выполнением практической работы

2

Волшебный мир пластилина

«Букет для мамы»

аудитория

выполнение работы

14.

21.12-26.12

Занятие с выполнением практической работы

3

Волшебный мир пластилина «У

лукоморья дуб зеленый…»

аудитория

выполнение работы

15.

28.12-31.12

Занятие с выполнением практической

работы

2

Волшебный мир пластилина

«Ёлочка»

аудитория

выполнение работы

16.

11.01-16.01

Занятие с выполнением практической

работы

2

Волшебный мир пластилина

«Гнездо»

аудитория

выполнение работы, организация

выставки

17.

11.01-16.01

Занятие с выполнением практической

работы

3

Искусство оригами

«Треугольник»

аудитория

выполнение работы, просмотр

презентации

18.

18.01-23.01

Занятие с выполнением практической

работы

3

Искусство оригами

«Рыбка», Домик»

аудитория

выполнение работы

19.

25.01-30.01

Занятие с выполнением

практической работы

3

Искусство оригами

«Краб»,

«Щенок»

аудитория

выполнение работы

20.

1.02-6.02

Занятие с

3

Искусство

аудитория

выполнение

выполнением

практической работы

оригами

«Пингвин»,

«Грибок»

работы

21.

8.02-13.02

Занятие с выполнением

практической работы

3

Искусство оригами

«Птицы на ветке»

аудитория

выполнение работы

22.

15.02-20.02

Занятие с выполнением практической

работы

3

Искусство оригами

«Лодочка»

аудитория

выполнение работы, организация

выставки

23.

15.02-20.02

Занятие с выполнением

практической работы

3

Бросовый материал

«Подснежники»

аудитория

выполнение работы

24.

22.02-27.02

Занятие с

выполнением практической работы

3

Бросовый

материал

«Паровозик из Ромашково»

аудитория

выполнение работы

25.

1.03-6.03

Занятие с выполнением практической

работы

3

Бросовый материал

«Одуванчики»,

«Цыплята»

аудитория

выполнение работы

26.

8.03-13.03

Занятие с выполнением практической

работы

3

Бросовый материал

«Дерево»

аудитория

выполнение работы

27.

15.03-20.03

Занятие с выполнением практической

работы

3

Бросовый материал

«Ромашки»

аудитория

выполнение работы

28.

22.03-27.03

Занятие с выполнением практической

работы

3

Бросовый материал

«Кормушка для птиц»

аудитория

выполнение работы, организация

выставки

29.

22.03-27.03

Занятие с выполнением

практической работы

3

Итоговое занятие

аудитория

организация выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся»

       Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функционально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...