Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся»
рабочая программа (2 класс) на тему

Ерёмина Вера Анатольевна

         Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – прикладной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………… 4

2. Учебно- тематический план………………………………………….  8

3. Программное содержание …………………………………………… 9

3. Методическое обеспечение программы ……………………………. 11

4. Список  литературы . ………………………………………………… 13

Пояснительная записка

         Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – прикладной, т.е. создает условия для овладения воспитанниками определенной совокупности умений и способов действия; по форме организации – индивидуальная; по времени реализации годичной.

      Новизна. Программа «Творим и совершенствуемся» предназначена для работы с творческими детьми и   нацелена на  приобщение воспитанника  к декоративно-прикладному искусству, формирование и развитие его творческих талантов. Данная программа предусматривает использование ранее полученных по программе дополнительного образования «Волшебное рукоделие» знаний и умений. И применение их в процессе самостоятельной творческой  деятельности   на практике.  

       Актуальность программы и педагогическая целесообразность.   

      Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью. Углубленное изучение декоративно-прикладного творчества и формирование деятельностно – практического опыта играет большое значение в деле развития и воспитания подрастающего поколения. В рамках данной программы предусматривается овладение воспитанниками более сложных технологий изготовления различных композиций, изделий, выполнении авторских работ. Овладение данными основами декоративно-прикладного искусства  играет двойную роль: раскрывает творческий потенциал ребенка и в тоже время обучает его тем элементарным технологическим приемам, овладение которыми имеет широкое применение в жизни ребенка.        

Цель программы: создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Задачи программы

Обучающие:

- расширить область знаний обучающихся в различных видах декоративно-  

  прикладного творчества;

- обучить различным видам рукоделия, способам и технологиям  выполнения    

   художественных изделий;

- научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции и

  композиции

Воспитательные:

- прививать и передавать в сюжетных работах любознательность, фантазию,

  воображение в поисках новых форм декоративных средств выражения

  образа;

- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству основанных на

  народных традициях.

Развивающие:

- развивать познавательные процессы, настойчивость и самостоятельность;

- создавать условия для социального и профессионального самоопределения

  личности;

- совершенствовать практические умения воспитанников.

      Отличительной особенностью программы «Творим и совершенствуемся» является то, что, во-первых, ведущей формой её реализации является индивидуальная работа с воспитанником, направленная на  личностно-ориентированное обучение, центром которого является культурологический подход. Именно он объединяет ведущие провозглашенные реформой образования, принципы, подходы, способствующие образованию, воспитанию и развитию гуманного творческого человека. Во-вторых, она дает возможность каждому ребенку совершенствоваться в различных видах декоративно-прикладного искусства и максимально реализовать себя. В третьих,  усложнение содержания учебной деятельности и высокая самостоятельность.

Возраст. В реализации образовательной программы дополнительного образования детей «Творим и   совершенствуемся» участвуют воспитанники старшего школьного возраста 14-15 лет (8-9 класс).  

Срок реализации программы: один год.

Формы и режим занятий

    Продолжительность занятий – 1 академический час. Воспитанники занимаются 2 раза в неделю. Форма организации занятий – индивидуальная. Программа предусматривает различные виды занятий:

  •  интегрированные занятия;
  • занятия – мастерские;
  • занятия – путешествия;
  • уроки-творчества.

Ожидаемы результаты программы и способы определения их результативности:

В результате работы по программе «Творим и совершенствуемся» воспитанники приобретают знания: 

- о видах декоративно- прикладного искусства;

-названия и назначение материалов,  свойства, их использование и  применение

умения:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментом ручного труда;

- соблюдать правила безопасности труда;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- проявлять самостоятельность;

- применять приобретенные знания, умения и навыки на практике

Результативность усвоения программы отслеживается посредством тестов, анкет, контрольных срезов на итоговых занятиях два раза в год (декабре и мае). Формами подведения итогов программы «Твори и  совершенствуй» являются организация и участие в выставках, мероприятиях, праздниках различного уровня.

Учебно- тематический план

н/п

Название разделов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие. Знакомство с видами работ, инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности.

1

1

2.

Канзаж

25

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Приспособление. Техника выполнения декоративных листков и лепестков

Зажим для волос

Брелок

Бутаньерка

Бант

1

6

5

5

8

1

1

1

1

1

5

4

4

7

3

Бисероплетение

46

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Вводное занятие. Инструменты и приспособление, виды бисера, из истории

Технология выполнения различными способами:

Фиалка

Рождественский букет

Мимоза

Верба

Оплетение пасхальных яйц

Гладиолус

Георгин

1

2

5

8

5

3

8

9

5

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

4

7

4

2

7

7

4

Итого

72

17

55

 

Программное содержание

Тема №1  Вводное занятие -  1 ч

Теоретическая часть. Составление списка детей. Раскрыть цели и задачи курса, организацию и содержание занятий в творческом объединении. Инструктаж  по пожарной безопасности, правил техники безопасности труда и личной гигиены, правило  хранения и пользования инструментами.

Практическая часть. Организация рабочего места.

Тема №2  « Канзаж» – 25 ч

Зажима для волос

Теоретическая часть. История возникновения этого вида  рукоделия. Просмотр и обсуждение работ.  Инструменты,  материалы и приспособления. Выполнение основных образцов. Оформление образцов.

Практическая часть. Изготовление. Назначение украшений, их дизайн. Отделка готового изделия.

Брелок. Просмотр иллюстраций и выбор модели. Цветовое сочетание ткани. Подбор ткани. Изготовление лепестков и обработка над свечой. Сборка деталей оформление и декорирование готового изделия.

Бутаньерка.

Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций выбор модели.

Практическая часть: Изготовление лепестков и обработка над свечой. Сборка деталей оформление и декорирование готового изделия.

Бант

Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций выбор модели.

Практическая часть: Изготовление лепестков и обработка над свечой. Сборка деталей оформление и декорирование готового изделия.

Тема №3 Бисероплетение – 46 ч

Теоретическая часть. Знакомство с историей появления бисера. Цветовая гамма. Инструменты и приспособления. Основные способы работы на столе с бисером, составление узоров и схем. Особенности плетения и вышивания «панно» в плоскости и объёме.

Практическая часть. Выбор и изготовление эскизов. Нанесение эскиза  на ткань. Подбор бисера в нужной цветовой гамме. Сортировка бисера по ширине и длине бусинки. Технология французского плетения, параллельного плетения. Оформление  готового изделия.

Фиалка.   Просмотр иллюстраций. Выбор модели. Подбор бисера в холодной цветовой гамме в любой технике бисероплетения:   «сетка», «мозаика», «полотно», «крестик». Выполнение работы по выбранной схеме. Отделка и оформление готового изделия.

Рождественский букет. Просмотр иллюстраций. Выбор модели. Подбор бисера в теплой цветовой гамме в любой технике бисероплетения:   «сетка», «мозаика», «полотно», «крестик». Выполнение работы по выбранной схеме.  Круговое плетение. Отделка и оформление готового изделия.

Мимоза Просмотр иллюстраций. Выбор модели. Подбор бисера в теплой цветовой гамме в любой технике бисероплетения, изготовление лепестков и листьев, оформление готового изделия.

Верба Просмотр иллюстраций. Выбор модели. Подбор бисера в теплой цветовой гамме в любой технике бисероплетения, изготовление лепестков и листьев, оформление готового изделия.

Оплетение пасхальных яиц Просмотр иллюстраций. Выбор модели. Подбор бисера в холодной цветовой гамме в любой технике бисероплетения:   «сетка», «мозаика», «полотно», «крестик». Выполнение работы по выбранной схеме. Отделка и оформление готового изделия.

Гладиолус Выбор и изготовление эскизов. Нанесение эскиза  на ткань. Подбор бисера в нужной цветовой гамме. Сортировка бисера по ширине и длине бусинки. Технология французского плетения, параллельного плетения. Оформление  готового изделия.

Георгин Выбор и изготовление эскизов. Нанесение эскиза  на ткань. Подбор бисера в нужной цветовой гамме. Сортировка бисера по ширине и длине бусинки. Технология французского плетения, параллельного плетения. Оформление  готового изделия.

Методическое обеспечение программы

 

 Реализация программы «Творим и совершенствуемся» предполагает организацию следующих условий:

  1. Наличие учебного кабинета оснащенного определенным оборудованием (швейные машинки, гладильная доска, электроутюг, электровыжигатель)
  2. Для проведения занятий необходимы следующие средства и материалы:  

• изделия – образцы;

          • технологические карты;

          • творческие проекты по различным направлениям  схемы, шаблоны;

     • сантиметровая лента;

          • полумягкая подушка;

          • ножницы, иглы, булавки

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса
  • методические рекомендации «Из истории народной игрушки,    

    художественных промыслов», «Цветоведение»;

  • разработки занятий по различным направлениям;
  • наглядный и дидактический материал (схемы, таблицы,

    иллюстрированный материал, технологические карты, контрольные  

    тесты, карточки, кроссворды ….)

Форма организации занятий – индивидуальная. Занятия состоят из теоретической  и практической части занятия, причем большее количество времени отводится на практическую часть. Теоретическая часть предполагает более углубленное изучение материала, а практическая – самостоятельную деятельность. Эффективными методами на занятиях для развития творческой личности ребёнка являются:

  • частично-поисковый (углубленное изучение темы,

    предшествует самостоятельный поиск материала) ;

  • репродуктивный  (обучающиеся изготавливают изделие по образцу,  

    что конкретно ориентирует детей на качество готового изделия);

  • практический (воспитанники придумывают собственные вариации к  

    какой- либо схеме, проявляют свою смелость в поиске новых форм

    изделия, декорирования, наблюдается процесс развития фантазии);

  • игровой (среди методов направленных на стимулирование

    творческой деятельности, можно выделить игровой, который создает

    на занятиях обстановку располагающую к творчеству: подбор

    увлекательных заданий, игровых ситуаций и упражнений …);

  • метод творческого проектирования (дети самостоятельно  

    выполняют творческие проекты по различным темам)

Список литературы

  1. Артамонова,  Е. Украшения из бисера [Текст]: пособие / Е. Артамонова. – М.:Изд-во «Эксмо», 2006. – 64с.
  2. Базулина, Л. В. Макраме [Текст]: пособие / Л. В. Базулина. – Ярославль.: Изд-во «Академия развития»,  1999. – 159с.
  3. Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]: программы, организация работы, рекомендации / Л. В. Горнова, Т. Л. Бычкова, Т. В. Воробьева и др. – Волгоград.: Учитель, 2008.- 250с.
  4. Гринченко, А. Вышивка бисером [Текст]: практическое пособие / А. Гринченко. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006.-62с.
  5. Ерёменко, Н. И. Дополнительное образование в образовательном учреждении [Текст]: пособие / Н. И. Ерёменко. – Волгоград.: ИДТ «Корифей», 2007. – 96с.
  6. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования [Текст]: пособие / В. Н. Иванченко. – Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2007. – 288с.
  7. Ивахнова, М. Энциклопедия рукоделия [Книга] :/ М. Ивахнова. – М.: Изд-во «Олимп», 2000.- 393с.
  8. Лазарева, А. Г. Дополнительное образование детей [Текст]: сборник авторских программ / А. Г. Лазарева и др. – М.: Илекс; Народное образование, 2004. – 296с.
  9. Пыльцына, Е. Азбука плетения макраме [Текст]: учебное пособие / Е. Пыльцына. – Ростов н/Дону.: Издат-во «Проф-пресс», 2004.-509.
  10.  Шорис, М. Разноцветные плетеные украшения [Текст]: практический сборник / М. Шорис. – М.: ТОО «Внешсигма», 1997. – 47с.

   

           

Творим и совершенствуемся [Текст]: программа дополнительного образования / В. А. Ерёмина – Тяжинский:    муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Технический редактор  И. Г. Роговцова, заместитель директора по учебной работе, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Отпечатано в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п.г.т. Тяжинский, ул. Ленина, 11, тел. (8-384-49-21-0-77), муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Программа дополнительного образования "Фантазируем и творим"

Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазируем и творим» художественной направленности разработана с учетом: Положения о дополнительном образовании детей  Энгельсского муниципа...