Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_kl_2021-2022.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Новый курс «Финансовая грамотность» для учащихся 4 классов – это один из курсов, созданных в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, принятию ответственного отношения к личным финансам, обоснованных решений, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Проект реализуется при взаимодействии с такими государственными ведомствами, как Центральный Банк Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Особенности учебно-методического комплекта курса «финансовая грамотность» для 4 класса
Учебно-методический комплект курса «Финансовая грамотность» для 4-х классов включает следующие издания: • Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс. В начальной школе предлагаются следующие виды занятий: • занятие постановки проектной задачи (с них начинается изучение каждого раздела курса «Финансовая грамотность»); • занятие решения проектной задачи (основной вид занятий в данном курсе, отражающий его особенности); • занятие по проведению мини-исследования; • занятие-игра; • занятие-экскурсия; • занятие итогового оценивания (проводится итоговая проверочная работа по всему курсу в конце 4 класса). Названия модулей материалов для учащихся сформулированы в виде вопросов, что помогает младшим школьникам поставить учебную задачу и удерживать внимание на ключевом вопросе в течение всего занятия. Для организации занятий постановки и решения проектных задач используются основной учебный текст материалов для учащихся, вопросы и задания, дополнительные материалы. В основном учебном тексте раскрывается предметное содержание занятия, вводятся новые слова и понятия, обобщается самая важная информация. Учебный текст может быть прочитан целиком или отдельными частями как самими учащимися, так и учителем или взят за основу при изложении учителем материала на занятии. Важно иметь в виду, что в начале каждого занятия в материалах для учащихся представлены задания проектного характера. Их назначение – помочь учащимся поставить перед собой конкретную учебно-познавательную цель изучения нового материала: что сделать, чему научиться. Постановка учебной цели – одно из ведущих метапредметных умений, которое закладывается уже в начальных классах. Авторы материалов для учащихся учли возрастные и психологические особенности младших школьников. Организуя выполнение проектных заданий, важно соблюдать логику: сначала ребёнок старается решить учебную задачу самостоятельно, потом – вместе со сверстниками, работая в парах или в малых группах. Итоговый продукт оформляется как групповой проект в конце изучения темы или раздела на основе тех работ, которые учащиеся подготовили на предыдущих занятиях. В конце каждого занятия представлены вопросы и задания. Как правило, 2–3 вопроса даны для фронтального обсуждения в классе, один вопрос или задание – для работы в парах. Дополнительные вопросы Севы и Ларисы расширяют информацию по теме, включают отдельные интересные факты. Рекомендуется, чтобы учащиеся знакомились с их содержанием самостоятельно – либо дома (в том числе вместе с родителями, если такая возможность имеется в семье), либо в классе, если кто-то справился со всеми основными заданиями раньше остальных. Для организации занятий-игр в материалах для учащихся представлены цели той или иной игры, даны игровые задания и инструкции к ним для последовательного представления и обсуждения результатов выполнения каждого игрового задания, карточки для игры с условными примерами для игровых заданий. При формировании «семьи» для выполнения различных заданий акцент делается не на ролевых позициях, как это обычно принято в играх в начальной школе (кто будет папой, кто – мамой и т. д.), а на совместном выполнении конкретных финансовых действий, проведении расчётов на условных примерах, показывающих детям реальные соотношения доходов и расходов в российских семьях с разным уровнем доходов. Проблемы низкого дохода, низкой заработной платы обсуждаются на примерах абстрактной семьи, без переноса на конкретные семейные ситуации учащихся. Игровые «семейные советы», на которых надо обсуждать проблемы подсчёта и распределения семейных финансов, позволяют соединить вместе учащихся, которые уже имеют подобный опыт в своих семьях, и учащихся, которых родители не посвящают в эти вопросы дома. Ещё одним важным элементом развития финансовой грамотности учащихся являются задания рабочей тетради. Основное назначение рабочей тетради – организация индивидуальной практической работы учащихся, которая включает: • выполнение тестовых заданий; • решение и составление задач с элементарными денежными расчётами; • обобщение и систематизацию новых знаний; • разгадывание кроссвордов и анаграмм; • выполнение творческих работ. Задания повышенного уровня сложности отмечены значком *. Выполнение заданий в рабочей тетради на занятии завершается самооценкой каждым учащимся результатов своей работы. Как известно, самооценка – одно из центральных метапредметных умений младших школьников, без которого невозможно полноценное овладение умением учиться. Учащемуся предлагается с помощью таблицы оценить свои учебные результаты по 10-балльной шкале. Комментарии и отношение учителя к тем оценкам, которые выставили себе дети, строятся на основе его наблюдений за результатами их работы на занятии. В случае адекватных оценок учащихся рекомендуется, чтобы учитель выражал своё согласие с их позицией. В тех случаях, когда самооценка намного занижена или, наоборот, слишком завышена, учителю следует задать уточняющие вопросы: «Как ты определяешь, что знаешь... что умеешь... что можешь?» С помощью этих вопросов выясняются причины значительного отклонения учащихся от адекватной оценки результатов своей работы на занятии. В дальнейшем педагог может поработать с ними индивидуально. Свою оценку в подобных ситуациях учитель озвучивает, только если она выше, чем оценка самого учащегося. Обращаться к материалам рабочей тетради можно на разных этапах занятия: • после работы с учебным текстом – как к самостоятельному этапу занятия; • во время этой работы – для пошагового практического закрепления учебного материала. В рабочей тетради содержатся также задания для самостоятельной работы дома. В основном это кроссворды, задания на поиск информации, решение задач с элементарными денежными расчётами. Все эти задания рассчитаны на самостоятельное выполнение учащимися. Участие старших членов семьи желательно, но не обязательно. С помощью заданий рабочей тетради учитель организует текущий и промежуточный контроль и оценивает достижения учащихся на каждом занятии. Итоговый контроль и оценивание результатов освоения курса в целом осуществляется с помощью итоговых проверочных работ. Все проверочные работы находятся в методических рекомендациях для учителя. Основное содержание данных методических рекомендаций составляют примерные разработки занятий по каждой теме курса «Финансовая грамотность». В каждом занятии, независимо от его вида, представлены: • цель и ключевой вопрос, над которым работают учащиеся; • перечень понятий, с которыми знакомятся учащиеся; • группы планируемых результатов; • сценарий или поэтапный план проведения занятия; • примерные ответы на вопросы материалов для учащихся, а также ответы к заданиям рабочей тетради (к промежуточным и итоговым проверочным работам – в соответствующих занятиях); • источники дополнительной информации для учителя по каждой теме; • содержание различных презентаций.
Все представленные в методических рекомендациях для учителя разработки занятий носят рекомендательный характер и могут быть переработаны учителем с учётом особенностей его педагогической практики и реализуемых методик. Обязательным является достижение учащимися планируемых результатов в соответствии с учебной программой курса, а способы приведения к этой цели могут быть самыми разными. Интересным и особенным элементом учебно-методического комплекта «Финансовая грамотность» для 4-х классов являются материалы для родителей. Это пособие предназначено для тех родителей, чей ребёнок начал осваивать новый курс, т. е. только учится управлять личными финансами. Содержание пособия помогает родителям сориентироваться в изучаемом ребёнком на занятиях материале, понять, какие финансовые темы и вопросы, жизненные ситуации важно обсуждать с ним дома. В пособии представлены основные компетенции, которые осваивает ребёнок, даны рекомендации и дополнительная информация для организации взаимодействия и общения родителей и детей по содержанию курса финансовой грамотности, а также по вопросам ведения семейного бюджета. Однако следует иметь в виду, что родители младших школьников по-разному относятся к вопросам из области «дети и деньги», к тому, что уже можно, а что ещё рано обсуждать со своим ребёнком. Безусловно, надо учитывать и то обстоятельство, что не все родители имеют возможность заниматься с детьми дома. Поэтому материалы для родителей могут стать в одном случае руководством к действию, в другом – пособием для финансового просвещения взрослых. Выбор делают сами родители.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- учить планировать личный бюджет и постановку целей;
- рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Виды деятельности:
- познавательная;
- игровая.
Формы организации деятельности:
- этические беседы;
- мини-исследования;
- посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
- игры.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4-го класса
№ занятия | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Как появились деньги и какими они бывают | ||
Как появились деньги | 1 | ||
Как появились деньги | 1 | ||
История российских денег | 1 | ||
История российских денег | 1 | ||
Какими бывают деньги? | 1 | ||
Какими бывают деньги? | 1 | ||
Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | ||
Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | ||
Безналичные деньги и платежи | 1 | ||
Безналичные деньги и платежи | 1 | ||
Как я умею пользоваться деньгами | 1 | ||
Как я умею пользоваться деньгами | 1 | ||
Что такое валюта | 1 | ||
Что такое валюта | 1 | ||
Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | 1 | ||
Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | 1 | ||
2 | Из чего складываются доходы в семье | ||
Откуда в семье берутся деньги | 1 | ||
Откуда в семье берутся деньги | 1 | ||
Подсчитаем все доходы семьи | 1 | ||
Подсчитаем все доходы семьи | 1 | ||
3 | Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать | ||
На что семья тратит деньги | 1 | ||
На что семья тратит деньги | 1 | ||
Подсчитаем все расходы семьи | 1 | ||
Подсчитаем все расходы семьи | 1 | ||
4 | Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | ||
Как планировать семейный бюджет | 1 | ||
Как планировать семейный бюджет | 1 | ||
Правила составления семейного бюджета | 1 | ||
Правила составления семейного бюджета | 1 | ||
Учимся составлять семейный бюджет | 1 | ||
Учимся составлять семейный бюджет | 1 | ||
Обощающий урок | 1 | ||
Итоговая проверочная работа | 1 | ||
Обощающий урок | 1 | ||
Обощающий урок | 1 | ||
Итого | 23 | 11 |
Список использованной литературы
- Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
- Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
- Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...