Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 3 классов в сфере экономики семьи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_3_kl_2021-2022.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания: • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 1; • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 2; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3 классы.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2–3 классов в сфере экономики семьи. Курс состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана на 8 академических часов (в общей сложности 16 часов).

Место курса в образовательной системе: • курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению; • курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации; • курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где она является основной, а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии; • курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ; • курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы во 2–3 классах.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: • развитие основ экономического образа мышления; • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия: • возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей; • недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного; • актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.

Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог.

Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие. Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах. Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи и общества; • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений; • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач; • осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере; • ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих; • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования: • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; • положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; • эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации; • использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям; • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач; • владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ; • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: • определение личных целей по изучению финансовой грамотности; • постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата; • оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; • корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; • корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей; • использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные: • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре; • умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад); • понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена; • понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить; • умение приводить примеры товарных денег; • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо; • понимание того, что деньги зарабатываются трудом; • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; • умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; • умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы; • умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах; • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; • понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты; • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий; • умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма); • объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

Курс рассчитан на 17 часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю.

Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.

Система оценивания

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана накритериальномподходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • урок-практикум,
  • дискуссия, обсуждение.

Учебно-тематический план для 3 класса

Тема занятия

1

ОТКУДА В СЕМЬЕ ДЕНЬГИ

Клады, лотереи, наследство

0,5

Клады, лотереи, наследство

0,5

Клады, лотереи, наследство

0,5

Заработная плата

0,5

Заработная плата

0,5

Заработная плата

0,5

Пенсии, пособия, стипендии

0,5

Пенсии, пособия, стипендии

0,5

Пенсии, пособия, стипендии

0,5

Аренда и проценты в банке, кредиты

0,5

Аренда и проценты в банке, кредиты

0,5

Аренда и проценты в банке, кредиты

0,5

2

НА ЧТО ТРАТЯТСЯ ДЕНЬГИ

Расходы на самое необходимое

0,5

Расходы на самое необходимое

0,5

Расходы на самое необходимое

0,5

Игра «Магазин»

0,5

Откладывание денег и непредвиденные расходы

0,5

Откладывание денег и непредвиденные расходы

0,5

Откладывание денег и непредвиденные расходы

0,5

Хобби. Вредные привычки.

0,5

Хобби. Вредные привычки.

0,5

Хобби. Вредные привычки.

0,5

Игра «Магазин»

0,5

3

КАК С УМОМ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ДЕНЬГАМИ

Расходы и доходы. Считаем деньги

0,5

Расходы и доходы. Считаем деньги

0,5

Расходы и доходы. Считаем деньги

0,5

Расходы и доходы. Считаем деньги

0,5

4

КАК ДЕЛАТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ

Куда и как откладывать деньги?

0,5

Куда и как откладывать деньги?

0,5

Куда и как откладывать деньги?

0,5

Куда и как откладывать деньги?

0,5

Итоговый урок.

0,5

Итоговый урок. Тестирование по курсу.

0,5

Итоговый урок. Проект «Деньги»

0,5

Итого: 34

17

Основная литература

1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

5. Федин #1053;. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

6. Федин #1053;. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

Дополнительная литература

1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017.

3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

4. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:

5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 6. Гольдберг Л., Озерова И. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008.

7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа:

8. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.

9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: ИнтеллектЦентр, 2010.

10. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 11. С. 84–87.

11. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99–105.

12. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного подхода на уроке: методические рекомендации. Барнаул: АКИПКРО, 2015.

13. Карелина Г.Д. Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа:

14. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.

15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003.

16. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002.

17. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

18. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс] Режим доступа:

19. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009.

20. Экономика для 3–5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Интернет-источники

1. – сайт «Основы экономики».

2. – портал для родителей «Дети и деньги».

3. – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».

4. – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

5. – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».

6. – портал «Азбука финансов».

7. – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».

8. – сайт «Музей фактов».

9. – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».

10. – электронно-библиотечная система

11. – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.

12. – портал финансовой грамотности «Финаграм».

13. – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.

14. – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».

15. – финансовый информационный портал «Банки.ру».

16. – сайт Федеральной службы государственной статистики.

17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг «ХочуМогуЗнаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...