Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_kl_2021-2022.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания: • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 1; • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 2; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы; • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3 классы.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2–3 классов в сфере экономики семьи. Курс состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана на 8 академических часов (в общей сложности 16 часов).
Место курса в образовательной системе: • курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению; • курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации; • курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где она является основной, а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии; • курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ; • курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы во 2–3 классах.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: • развитие основ экономического образа мышления; • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия: • возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей; • недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного; • актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие. Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах. Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи и общества; • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений; • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач; • осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере; • ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих; • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования: • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; • положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; • эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации; • использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям; • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач; • владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться: • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ; • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: • определение личных целей по изучению финансовой грамотности; • постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата; • оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; • корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; • корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей; • использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться: • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные: • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре; • умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад); • понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена; • понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить; • умение приводить примеры товарных денег; • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо; • понимание того, что деньги зарабатываются трудом; • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; • умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; • умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы; • умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах; • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; • понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты; • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий; • умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться: • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма); • объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Курс рассчитан на 17 часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана накритериальномподходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- исследовательская деятельность,
- урок-практикум,
- дискуссия, обсуждение.
Учебно-тематический план для 2 класса
№ занятия | Тема занятия | |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | |
Появление обмена товаров | 0,5 | |
Появление обмена товаров | 0,5 | |
Появление обмена товаров. Игра «Обмен товарами». . | 0,5 | |
Первые деньги | 0,5 | |
Первые деньги. Рассмотрим деньги поближе. | 0,5 | |
Игра «Магазин» | 0,5 | |
Монеты | 0,5 | |
Монеты. Решение задач с денежными расчетами | 0,5 | |
Монеты. Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» | 0,5 | |
Монеты | 0,5 | |
Бумажные деньги. Первые бумажные деньги. | 0,5 | |
Бумажные деньги. Дизайн купюры сказочной страны. | 0,5 | |
Бумажные деньги. Защита от подделок. | 0,5 | |
2 | РАССМОТРИМ ДЕНЬГИ ПОБЛИЖЕ. ЗАЩИТА ДЕНЕГ ОТ ПОДДЕЛОК | |
Гурт. Подделка монет. Рассмотрим деньги поближе. | 0,5 | |
Гурт. Подделка монет. Пословицы и поговорки про деньги. | 0,5 | |
«Орёл» и «решка». Аверс и реверс. Номинал | 0,5 | |
«Орёл» и «решка». Аверс и реверс. Номинал | 0,5 | |
Номинал банкнот. Защита от подделок | 0,5 | |
Номинал банкнот. Защита от подделок | 0,5 | |
Игра «Магазин» | 0,5 | |
3 | КАКИЕ ДЕНЬГИ БЫЛИ РАНЬШЕ В РОССИИ | |
Клады. «Меховые» деньги | 0,5 | |
Клады. «Меховые» деньги | 0,5 | |
Первые русские монеты. Деньга и копейка | 0,5 | |
Первые русские монеты. Деньга и копейка | 0,5 | |
Рубль, гривенник и полтинник | 0,5 | |
Рубль, гривенник и полтинник | 0,5 | |
4 | СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН | |
Современные деньги России | 0,5 | |
Современные деньги России | 0,5 | |
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | 0,5 | |
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | 0,5 | |
Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги | 0,5 | |
Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги | 0,5 | |
«Путешествие в страну Капиталия» | 0,5 | |
Итоговый урок. Тестирование по курсу. | 0,5 | |
Итого часов: 34 | 17 |
Основная литература
1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Федин #1053;. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
6. Федин #1053;. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:
5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 6. Гольдберг Л., Озерова И. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа:
8. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
10. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 11. С. 84–87.
11. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99–105.
12. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного подхода на уроке: методические рекомендации. Барнаул: АКИПКРО, 2015.
13. Карелина Г.Д. Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа:
14. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003.
16. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002.
17. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
18. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс] Режим доступа:
19. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009.
20. Экономика для 3–5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
1. – сайт «Основы экономики».
2. – портал для родителей «Дети и деньги».
3. – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».
4. – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
5. – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».
6. – портал «Азбука финансов».
7. – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
8. – сайт «Музей фактов».
9. – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
10. – электронно-библиотечная система
11. – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12. – портал финансовой грамотности «Финаграм».
13. – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
14. – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг «ХочуМогуЗнаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...