Программа 1 дополнительного класса по окружающему миру
рабочая программа (1 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО (вариант 5.2), планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Зеленые тропинки».
Цель курса: поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах (использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности), используя материал курса «Окружающий мир»; формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека; осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
- развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, давать характеристику объектам окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие и обогащение словарного запаса на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них;
- формирование умения планировать связное высказывание; анализировать ситуации; выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- развитие совершенствование грамматического оформления речи.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, рукотворному миру, культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках, через проектную деятельность. Это способствует формированию представлений о природе родного края, воспитывает любовь к малой родине, формирует уважительное отношение к истории и культуре родного края, других народов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 дополнительном отводится 66 часов (2ч в неделю, 33 учебные недели),
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание курса
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну». Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга — украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа- определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники — тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы — не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спря-тавпшхся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или «Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или («Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.
Календарно – тематическое планирование 1 дополнительный класс
№ п/п | Название темы | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата | |
Предметные | Метапредметные | ||||
Звезды. Солнце. Луна | |||||
1 2 | Звёздное небо. | • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; •познакомится с миром зверей, растений; • наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной. | • осуществление действия по образцу и заданному правилу; • сохранение заданной цели; • анализ объектов с целью выделения признаков • анализ объектов; сравнение и сопоставление • выделение общего и различного; осуществление классификации. • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; | 2 |
|
3 4 | Солнце и Луна. | 2 |
| ||
5
| Радуга. Народные приметы. | 1 |
| ||
6 | Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? | 1 |
| ||
7 | Обобщение | 1 |
| ||
Чудесный мир растений и грибов | |||||
8 | Как узнать растения? | • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; •познакомится с миром зверей, растений; | • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; • осуществлять контроль своей деятельности по результату; • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов • анализ объектов с целью выделения признаков • анализ объектов; сравнение и сопоставление • выделение общего и различного; осуществление классификации. • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; • ориентация на партнёра по общению; • умение слушать собеседника; • задавать вопросы.
| 1 |
|
9 | Травянистые растения. | 1 |
| ||
1011 | Кустарники. | 2 |
| ||
1415 | Деревья. | 2 |
| ||
16 | Декоративные растения. | 1 |
| ||
17 | Овощи и фрукты. | 1 |
| ||
18 | Овощи и фрукты. | 1 |
| ||
19 | Съедобные и ядовитые растения. | 1 |
| ||
2021 | Лекарственные растения. | 2 |
| ||
22 | Мхи и папоротники. | 1 |
| ||
2324 | Грибы. | 2 |
| ||
Наши друзья - животные |
| ||||
25 | Как узнать животных? | • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; •познакомится с миром зверей, растений;
| осуществление действия по образцу и заданному правилу; • сохранение заданной цели; • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; • осуществлять контроль своей деятельности по результату; • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов • анализ объектов с целью выделения признаков • анализ объектов; сравнение и сопоставление • выделение общего и различного; осуществление классификации. | 1 |
|
26 | В живом уголке. | 1 |
| ||
2728 | Домашние животные. | 2 |
| ||
2930 | Породы собак. | 2 |
| ||
313233 | В мире насекомых. | 3 |
| ||
343536 | В мире рыб. | 3 |
| ||
373839 | В мире птиц. | 3 |
| ||
404142 | В мире зверей.
Какие бывают животные? | 3 |
| ||
Круглый год | |||||
43444546 | Времена года. Осень. | • моделировать последовательность времён года. • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года;
| • умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. • осуществление действия по образцу и заданному правилу; • сохранение заданной цели; • выделение общего и различного; осуществление классификации. • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; • ориентация на партнёра по общению; • умение слушать собеседника; • задавать вопросы.
| 4 |
|
47484950 | Времена года. Зима. | 4 |
| ||
51525354 | Времена года. Весна. | 4 |
| ||
55565758 | Времена года. Лето. | 4 |
| ||
59606162 | Правила безопасности дорожного движения. Пожарная безопасность. | Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях. | 4 |
| |
63646566 | Обобщение пройденного материала | 4 |
|
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
| 1.Плешаков, А. А. Окружающий мир // Сборник рабочих программ «Школа России». 1 дополнительные классы. — М.: Просвещение. 2.Плешаков А. А. и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение. 3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО (вариант 5.2), планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Зеленые тропинки».
Цель курса: поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах (использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности), используя материал курса «Окружающий мир»; формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека; осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
- развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, давать характеристику объектам окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие и обогащение словарного запаса на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них;
- формирование умения планировать связное высказывание; анализировать ситуации; выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- развитие совершенствование грамматического оформления речи.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, рукотворному миру, культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках, через проектную деятельность. Это способствует формированию представлений о природе родного края, воспитывает любовь к малой родине, формирует уважительное отношение к истории и культуре родного края, других народов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 дополнительном отводится 66 часов (2ч в неделю, 33 учебные недели),
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание курса
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну». Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга — украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа- определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники — тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.
Грибы — не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спря-тавпшхся» рыбок.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или «Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или («Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.
Календарно – тематическое планирование 1 дополнительный класс
№ п/п | Название темы | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата | |
Предметные | Метапредметные | ||||
Звезды. Солнце. Луна | |||||
1 2 | Звёздное небо. | • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; •познакомится с миром зверей, растений; • наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной. | • осуществление действия по образцу и заданному правилу; • сохранение заданной цели; • анализ объектов с целью выделения признаков • анализ объектов; сравнение и сопоставление • выделение общего и различного; осуществление классификации. • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; | 2 | |
3 4 | Солнце и Луна. | 2 | |||
5 | Радуга. Народные приметы. | 1 | |||
6 | Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? | 1 | |||
7 | Обобщение | 1 | |||
Чудесный мир растений и грибов | |||||
8 | Как узнать растения? | • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; •познакомится с миром зверей, растений; | • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; • осуществлять контроль своей деятельности по результату; • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов • анализ объектов с целью выделения признаков • анализ объектов; сравнение и сопоставление • выделение общего и различного; осуществление классификации. • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; • ориентация на партнёра по общению; • умение слушать собеседника; • задавать вопросы. | 1 | |
9 | Травянистые растения. | 1 | |||
1011 | Кустарники. | 2 | |||
1415 | Деревья. | 2 | |||
16 | Декоративные растения. | 1 | |||
17 | Овощи и фрукты. | 1 | |||
18 | Овощи и фрукты. | 1 | |||
19 | Съедобные и ядовитые растения. | 1 | |||
2021 | Лекарственные растения. | 2 | |||
22 | Мхи и папоротники. | 1 | |||
2324 | Грибы. | 2 | |||
Наши друзья - животные | |||||
25 | Как узнать животных? | • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; •познакомится с миром зверей, растений; | осуществление действия по образцу и заданному правилу; • сохранение заданной цели; • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; • осуществлять контроль своей деятельности по результату; • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов • анализ объектов с целью выделения признаков • анализ объектов; сравнение и сопоставление • выделение общего и различного; осуществление классификации. | 1 | |
26 | В живом уголке. | 1 | |||
2728 | Домашние животные. | 2 | |||
2930 | Породы собак. | 2 | |||
313233 | В мире насекомых. | 3 | |||
343536 | В мире рыб. | 3 | |||
373839 | В мире птиц. | 3 | |||
404142 | В мире зверей. Какие бывают животные? | 3 | |||
Круглый год | |||||
43444546 | Времена года. Осень. | • моделировать последовательность времён года. • составлять элементарный рассказ по серии картинок; • обсуждать нравственные стороны поступков людей; • участвовать в коллективных разговорах; • ориентироваться в пространстве; • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • знать времена года; | • умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. • осуществление действия по образцу и заданному правилу; • сохранение заданной цели; • выделение общего и различного; осуществление классификации. • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; • ориентация на партнёра по общению; • умение слушать собеседника; • задавать вопросы. | 4 | |
47484950 | Времена года. Зима. | 4 | |||
51525354 | Времена года. Весна. | 4 | |||
55565758 | Времена года. Лето. | 4 | |||
59606162 | Правила безопасности дорожного движения. Пожарная безопасность. | Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях. | 4 | ||
63646566 | Обобщение пройденного материала | 4 |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
| 1.Плешаков, А. А. Окружающий мир // Сборник рабочих программ «Школа России». 1 дополнительные классы. — М.: Просвещение. 2.Плешаков А. А. и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение. 3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа 3а класса по окружающему миру.
Рабочая программа выполнена по требованиям ФГОС....
Рабочая программа 4 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требо...
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...
Программа 3 класс по Окружающему миру. УМК "Гармония"
Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.Т.Поглазов...
Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"
Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"...
Программа 2 класс по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК "Перспектива"....