Программа 3 класс по Окружающему миру. УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.Т.Поглазовой Просвещение, 2012г. (учебно – методический комплект «Гармония»» издательство «Ассоциация 21 век»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk2.docx | 114.03 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.Т.Поглазовой Просвещение, 2012г. (учебно – методический комплект «Гармония»» издательство «Ассоциация 21 век»).
Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
- создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных предметов;
- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
При этом решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- усвоение обучающимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». 3 КЛАСС.
Особенностью содержания предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у обучающихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегрированный предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.
При отборе содержания предмета и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание предмета не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения «Окружающего мира» обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения предмета, обучающиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания предмета.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, обучающиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет обучающимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации предмета «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность обучающихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению обучающихся, развивает их личностные качества.
Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Обучающиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кинофильм т.д.;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда обучающимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
- Экскурсия
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир».
У третьеклассника продолжат формироваться:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.
У третьеклассника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник продолжит учиться:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник продолжит учиться:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- •осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник продолжит учиться:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнера;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных;
- готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
- участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») предмета «Окружающий мир» третьеклассник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- объяснять, что такое Конституция;
- различать прошлое и настоящее;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным, к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- составлять родословную своей семьи;
- объяснить символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
- использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
- изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
- моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни третьеклассник научится:
•осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
•оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
•соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах;
•соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
•составлять и выполнять режим дня.
Третьеклассник получит возможность научиться:
•сохранять здоровье своего организма, органов чувств;
•следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю - 68 ч (34 учебных недель). Данная рабочая программа по «Окружающему миру» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2016-2017 уч.год» и рассчитана на 66 часов.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 3 КЛАССЕ
Наименование разделов и тем, количество часов. |
Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.). Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Тем пература. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в те чение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды. |
Сезонные изменения в природе. Осень. – 4 ч Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка». Экскурсия в лес (в парк, к водоёму). |
Тела и вещества – 15 ч Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.). Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками. Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, вет рами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы». |
Сезонные изменения в природе. Зима. – 6 ч Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека. Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой. Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств сне га и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев. Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок) |
Организм человека и его здоровье – 14 ч Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека. Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в лег ких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков. Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения. Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой. |
Развитие животных и растений – 9 ч Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору). Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад. |
Изменения быта и культуры наших предков – 10 ч Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старин ной. Учреждения образования в родном крае. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта. Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)». Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку). |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». 3 КЛАСС
Тема урока | Количество часов |
Разнообразие изменений в окружающем мире | |
Земля – наш общий дом Часть 1: стр.8-13 | 1 |
Разнообразие изменений в природе и в жизни людей Часть 1: стр.14-21 | 1 |
Времена года. Часть 1: стр.22-26 | 1 |
Старинный календарь | 1 |
Атмосферные явления и погода Часть 1: стр.27-29 | 1 |
Температура и её Измерение Часть 1: стр.36-39 | 1 |
Прогноз погоды (экскурсия) Часть 1: стр.40-44 | 1 |
Необычные атмосферные явления. ПР по теме «Разнообразие изменений в окружающем мире» Часть 1: стр.45-50 | 1 |
8 | |
Сезонные изменения в природе. Осень | |
Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей. | 1 |
Осень в природе Часть 1: стр.51-62 | 2 |
Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков Часть 1: стр.63-70 | 1 |
4 | |
Тела и вещества, их свойства | |
Тело и вещество. Три состояния вещества Строение вещества Часть 1: стр.71-73 Часть 1: стр.74-77 | 1 1 |
Удивительные открытия (практ.р.) Часть 1: стр.78-85 | 1 |
Воздух и его состав (практ.р.) Часть 1: стр.86-89 | 1 |
Свойства воздуха (опыты) | 1 |
Проверочная работа за 1 четверть | 1 |
Вода и её свойства (опыты) Часть 1: стр.90-94 | 1 |
Очистка воды (опыт) Часть 1: стр.100-101 | 1 |
Превращения воды (опыт) Часть 1: стр.101-106 | 1 |
Круговорот воды в природе Часть 1: стр.107-109 | 1 |
Повторение по теме «Свойства воздуха и воды» Часть 1: стр.86-109 | 1 |
Почва, её состав и свойства (наблюдения и опыты) Часть 1: стр.110-114 | 1 |
Обитатели почвы Часть 1: стр.115-117 | 1 |
Почва – кормилица Часть 1: стр.118-121 | 1 |
ПР по теме «Тела и вещества» Часть 1: стр.122 | 1 |
15 | |
Сезонные изменения в природе. Зима | |
Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей | 1 |
Зимние явления в неживой природе Часть 1: стр.123-138 | 1 |
ПР за 1 полугодие | 1 |
Зимняя пора в жизни животных Часть 1: стр.139-148 | 1 |
Как зимовали наши Предки Часть 1: стр.150-156 | 1 |
Январь – зиме середина | 1 |
6 | |
Организм человека и его здоровье | |
Организм человека Часть 2: стр.6-12 | 1 |
Надёжная опора и Защита (прак.р.) Часть 2: стр.13-20 | 1 |
Мышцы, их разнообразие и функции Часть 2: стр.21-23 | 1 |
Органы дыхания Часть 2: стр.24-27 | 1 |
Кровеносная система (практ.р.) Часть 2: стр.28-33 | 1 |
Питание. Органы пищеварения Часть 2: стр.34-40 | 2 |
Органы очистки организма (практ.р.) Часть 2: стр.41-45 | 1 |
Нервная система и её роль в организме Часть 2: стр.46-51 | 1 |
Органы чувств, их значение и гигиена Часть 2: стр.52-60 | 2 |
Как лечились наши предки Как провожали зиму наши предки Часть 2: стр.61-64 стр.70-72 | 1 |
Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей Часть 2: стр.65-69 | 1 |
ПР по теме «Организм человека и его здоровье» | 1 |
14 | |
Развитие растений и животных | |
Размножение животных разных групп. Развитие птиц Часть 2: стр.73-75 | 1 |
Развитие рыб и земноводных Часть 2: стр.76-77 | 1 |
ПР за 3 четверть | 1 |
Органы цветкового растения (практ.р.) Разнообразие растений. Растение – живой организм Часть 2: стр.84-85 стр.81-83 | 1 |
Корни и стебли растений Часть 2: стр.86-91 | 1 |
Разнообразие листьев растений, их функции Часть 2: стр.92-96 | 1 |
Цветок, его роль в жизни растения Часть 2: стр.97-100 | 1 |
Способы размножения растений (практ.р.) Часть 2: стр.101-103 | 1 |
Весна воды, тепла, цвета ПР по теме « Развитие растений и животных» Часть 2: стр.104-108 | 1 |
9 | |
Изменение быта и культуры наших предков | |
Наука история, исторические источники Часть 2: стр.109-113 | 1 |
Природа в жизни наших предков Часть 2: стр.114-121 | 1 |
Образ жизни наших предков Часть 2: стр.122-126 | 1 |
Жизнь на селе в давние времена Часть 2: стр.127-132 | 1 |
Старинные города и старинные ремёсла. Часть 2: стр.133-142 | 1 |
Торговое дело на Руси Часть 2: стр.143-146 | 2 |
Как учились дети в старину | 1 |
Проверочная работа за год. Часть 2: стр.153-157 | 1 |
Повторение по теме «Изменение быта и культуры наших предков Часть 2: стр.109-157 | 1 |
10 | |
ИТОГО | 66 |
4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». 3 КЛАСС
№ | Дата | Содержание учебного материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | |||||||
План | Факт | ||||||||||
Разнообразие изменений в окружающем мире | 8 | ||||||||||
1 | 01.09. 2016 | Земля – наш общий дом Часть 1: стр.8-13 | 1 | Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информа-цию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, умение выполнять проектную работу. Наблюдательность, эстетическое восприятие природы. Логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи. Умение ставить познавательную задачу, выбирать способ и планировать её решение. решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы. | |||||||
2 | 06.09 2016 | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей Часть 1: стр.14-21 | 1 | ||||||||
3 | 08.09 2016 | Времена года. Часть 1: стр.22-26 | 1 | ||||||||
4 | 13.09. 2016 | Старинный календарь | 1 | ||||||||
5 | 15.09 2016 | Атмосферные явления и погода Часть 1: стр.27-29 | 1 | ||||||||
6 | 20.09. 2016 | Температура и её Измерение Часть 1: стр.36-39 | 1 | ||||||||
7 | 22.09. 2016 | Прогноз погоды (экскурсия) Часть 1: стр.40-44 | 1 | ||||||||
8 | 27.09. 2016 | Необычные атмосферные явления. ПР по теме «Разнообразие изменений в окружающем мире» Часть 1: стр.45-50 | 1 | ||||||||
Сезонные изменения в природе. Осень | 4 | ||||||||||
9 | 29.09. 2016 | Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей. | 1 | Наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности. Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений, в разных формах. Умение сотрудничать в группе. Познавательный интерес к наблюдению сезонных изменений в природе, наглядно-образное и логическое мышление, эмоциональное восприятие природы, эстетические чувства. Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять информацию с использованием знаково-символических средств, с помощью схем, диаграмм. Осуществлять самоконтроль, оценивать свои знания, результаты учебного труда. | |||||||
10-11 | 04.10. 2016 06.10. 2016 | Осень в природе Часть 1: стр.51-62 | 2 | ||||||||
12 | 11.10. 2016 | Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков Часть 1: стр.63-70 | 1 | ||||||||
Тела и вещества, их свойства | 15 | ||||||||||
13-14 | 13.10 2016 18.10 2017 | Тело и вещество. Три состояния вещества Строение вещества Часть 1: стр.71-73 Часть 1: стр.74-77 | 1 1 | Оценивать своё знание и незнание, ста вить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Познавательный интерес к изучению строения веществ, понимание важности научных знаний о строении веществ. Логическое мышление, умение высказывать гипотезы, находить их подтверждение экспериментальным путём. Умение представлять полученную информацию в схематической и модельной (материальной) форме. Наблюдательность, логическое, экологическое мышление. Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение работать с моделями, схемами, диаграммами, представляя с их помощью нужную информацию. | |||||||
15 | 20.10 2016 | Удивительные открытия (практ.р.) Часть 1: стр.78-85 | 1 | ||||||||
16 | 25.10 2016 | Воздух и его состав (практ.р.) Часть 1: стр.86-89 | 1 | ||||||||
17 | 27.10 2016 | Свойства воздуха (опыты) | 1 | ||||||||
18 | 01.11 2016 | Проверочная работа за 1 четверть | 1 | ||||||||
19 | 10.11 2016 | Вода и её свойства (опыты) Часть 1: стр.90-94 | 1 | ||||||||
20 | 15.11 2016 | Очистка воды (опыт) Часть 1: стр.100-101 | 1 | ||||||||
21 | 17.11 2016 | Превращения воды (опыт) Часть 1: стр.101-106 | 1 | ||||||||
22 | 22.11 2016 | Круговорот воды в природе Часть 1: стр.107-109 | 1 | ||||||||
23 | 24.11 2016 | Повторение по теме «Свойства воздуха и воды» Часть 1: стр.86-109 | 1 | ||||||||
24 | 29.11 2016 | Почва, её состав и свойства (наблюдения и опыты) Часть 1: стр.110-114 | 1 | ||||||||
25 | 01.12 2016 | Обитатели почвы Часть 1: стр.115-117 | 1 | ||||||||
26 | 06.12 2016 | Почва – кормилица Часть 1: стр.118-121 | 1 | ||||||||
27 | 08.12 2016 | ПР по теме «Тела и вещества» Часть 1: стр.122 | 1 | ||||||||
Сезонные изменения в природе. Зима | 6 | ||||||||||
28 | 13.12 2016 | Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей | 1 | Познавательный интерес к изучению сезонных изменений в природе, наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, экологическую культуру, творческие способности. Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений в разных формах. Умение сотрудничать, работая в группе. Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, наглядно-образное и логическое мышление. Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, наблюдений и экспериментальных исследований. Коммуникативные способности, сотрудничать в коллективной работе. Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью. Делиться своими «открытиями» дома, с одноклассниками. | |||||||
29 | 15.12 2016 | Зимние явления в неживой природе Часть 1: стр.123-138 | 1 | ||||||||
30 | 20.12 2016 | ПР за 1 полугодие | 1 | ||||||||
31 | 22.12 2016 | Зимняя пора в жизни животных Часть 1: стр.139-148 | 1 | ||||||||
32 | 27.12 2016 | Как зимовали наши Предки Часть 1: стр.150-156 | 1 | ||||||||
33 | 10.01 2017 | Январь – зиме середина | 1 | ||||||||
Организм человека и его здоровье | 14 | ||||||||||
34 | 12.01 2017 | Организм человека Часть 2: стр.6-12 | 1 | Познавательный интерес к изучению своего организма, готовность к самовоспи-танию. Осознавать ценность жизни во всех её проявле-ниях, знать основы здорового образа жизни, готовность следовать ему. Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально. Умение работать с информа-цией, представленной в табличной форме, в столбчатой диаграмме. Желание планировать пути сохранения своего здоровья. Готовность следовать правилам безопасной жизни, умение оказывать первую помощь при травмах. Умение работать с разными источниками знаний, соотносить представленную в них информацию. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением и здоровьем. Проводить наблюдения, делать выводы по их результатам. | |||||||
35 | 17.01 2017 | Надёжная опора и Защита (прак.р.) Часть 2: стр.13-20 | 1 | ||||||||
36 | 19.01. 2017 | Мышцы, их разнообразие и функции Часть 2: стр.21-23 | 1 | ||||||||
37 | 24.01 2017 | Органы дыхания Часть 2: стр.24-27 | 1 | ||||||||
38 | 26.01 2017 | Кровеносная система (практ.р.) Часть 2: стр.28-33 | 1 | ||||||||
39-40 | 31.01 2017 02.02 2017 | Питание. Органы пищеварения Часть 2: стр.34-40 | 2 | ||||||||
41 | 07.02 2017 | Органы очистки организма (практ.р.) Часть 2: стр.41-45 | 1 | ||||||||
42 | 09.02 2017 | Нервная система и её роль в организме Часть 2: стр.46-51 | 1 | ||||||||
43-44 | 14.02 2017 16.02 2017 | Органы чувств, их значение и гигиена Часть 2: стр.52-60 | 2 | ||||||||
45 | 21.02 2017 | Как лечились наши предки Как провожали зиму наши предки Часть 2: стр.61-64 стр.70-72 | 1 | ||||||||
46 | 28.02 2017 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей Часть 2: стр.65-69 | 1 | ||||||||
47 | 02.03 2017 | ПР по теме «Организм человека и его здоровье» | 1 | ||||||||
Развитие растений и животных | 9 | ||||||||||
48 | 07.03 2017 | Размножение животных разных групп. Развитие птиц Часть 2: стр.73-75 | 1 | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, осознание важности экологических знаний, желание участвовать в природо-охранных мероприятиях. Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью. Делиться своими «открытиями» дома и с одноклассниками. Познавательный интерес к изучению живой природы, наблюдательность, любознательность. Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, рисунок, схема, модель. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | |||||||
49 | 09.03 2017 | Развитие рыб и земноводных Часть 2: стр.76-77 | 1 | ||||||||
50 | 14.03 2017 | ПР за 3 четверть | 1 | ||||||||
51 | 16.03 2017 | Органы цветкового растения (практ.р.) Разнообразие растений. Растение – живой организм Часть 2: стр.84-85 стр.81-83 | 1 | ||||||||
52 | 21.03 2017 | Корни и стебли растений Часть 2: стр.86-91 | 1 | ||||||||
53 | 04.04 2017 | Разнообразие листьев растений, их функции Часть 2: стр.92-96 | 1 | ||||||||
54 | 06.04 2017 | Цветок, его роль в жизни растения Часть 2: стр.97-100 | 1 | ||||||||
55 | 11.04 2017 | Способы размножения растений (практ.р.) Часть 2: стр.101-103 | 1 | ||||||||
56 | 13.04 2017 | Весна воды, тепла, цвета ПР по теме « Развитие растений и животных» Часть 2: стр.104-108 | 1 | ||||||||
Изменение быта и культуры наших предков | 10 | ||||||||||
57 | 18.04 2017 | Наука история, исторические источники Часть 2: стр.109-113 | 1 | ||||||||
58 | 20.04 2017 | Природа в жизни наших предков Часть 2: стр.114-121 | 1 | ||||||||
59 | 25.04 2017 | Образ жизни наших предков Часть 2: стр.122-126 | 1 | ||||||||
60 | 27.04 2017 | Жизнь на селе в давние времена Часть 2: стр.127-132 | 1 | ||||||||
61 | 02.05 2017 | Старинные города и старинные ремёсла. Часть 2: стр.133-142 | 1 | ||||||||
62-63 | 04.05 2017 11.05. 2017 | Торговое дело на Руси Часть 2: стр.143-146 | 2 | ||||||||
16.05. 2017 | Проверочная работа за год. Часть 2: стр.153-157 | 1 | |||||||||
64 | 18.05 2017 | Как учились дети в старину | 1 | ||||||||
66 | 23.05 2017 | Повторение по теме «Изменение быта и культуры наших предков» Часть 2: стр.109-157 | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета __________/Ткачёва Е.А.
МБОУ Ефремовской СОШ _____ _____20____года
От___20____года №____
__________/Ткачёва Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")
Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...
Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...
Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....
рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА
Программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...